Как аппликация влияет на развитие ребенка
«Аппликация помогает ребёнку развиваться».
Каким бы не рос ваш малыш — спокойным тихоней или шустрым непоседой — существует вид деятельности, способный творить чудеса. Это — аппликация. Во время занятия, которое под силу провести любой маме, глаза ребенка загораются: он видит, как из-под его пальчиков получается настоящий шедевр. Поверьте, детям очень нравится такое времяпрепровождение.
Аппликация — это..?
Аппликация — это вид творческой деятельности, во время которой происходит вырезание разнообразных фигур и наклеивание их на основу (как правило, бумагу или картон).
Наиболее распространенным материалом для аппликации служит цветная бумага, картон и ткань. Тем не менее, для этой цели можно с успехом использовать кору дерева, засушенные листья, хвою, солому, веточки, перья, траву, мох, яичную скорлупу, пряжу, вату, ракушки и камешки, бусинки, пластмассовые крышки от бутылок и множество разных материалов.
Аппликация дает детям…
Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Занимаясь аппликацией, ваш малыш будет занят делом. Сам процесс и его результат принесет ребенку массу удовольствия. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания. Такие занятия существенно сближают родителей с ребенком.
Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. У малыша развивается и совершенствуется мелкая моторика, что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребенка. Во время занятия у ребенка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление. В-шестых, занятия аппликацией развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь.
Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Начинаем…
Аппликация — это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. В действительности делать аппликацию не сложно, подготовиться можно за несколько минут или в процессе занятия с ребенком. Рекомендуем Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы, клейстер или клей ПВА. Вырезать различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, груши, машины, зверей и т. д.
Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но непременное условие — Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении. Для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь пальчиковые игры или следующие упражнения.
- «Весёлые брызги» — встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
- «Пальчики стучат» — выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
- «Узнай предмет» — ребёнку предлагается с помощью пальцев рук «угадать» предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
- «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
- «Торопливый жучок» — пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
- Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.
Если ваше желание не разделил ваш малыш, не огорчайтесь. И, каждый раз учитывайте настроение и желание ребенка. Поначалу занятия аппликацией не должны быть дольше 15 минут.
Осторожно!
Наверное, каждая мама интуитивно понимает, что можно, а чего нельзя допускать во время занятий аппликацией с детьми. Тем не менее, нелишним будет напомнить следующее:
- подготовьте рабочее место для ребенка: оно должно быть чистым, удобным;
- во время работы не позволяйте ребенку брать в рот клей или намазать им где попало;
- следите, чтобы малыш не играл с ножницами, а использовал их по назначению (он должен понимать, что это — не игрушка, ведь, если в этот раз он не поранится, то, возможно, сделает это в ваше отсутствие).
Попробуйте дома с ребёнком сделать аппликацию:
Видов аппликации для детей существует такое множество, что обо всех рассказать, в рамках одной статьи, сложно. Тем не менее, перечислим
основные:
Из салфеток: нарисуйте контур картины на листе бумаги или картона; мелко порвите салфетку; вместе скатайте комочки из салфеток; налейте клейстер или клей ПВА в неглубокую емкость. Пусть ребёнок берет шарик из салфетки и макает в клей и наклеивает на изображение, стараясь приклеивать шарик к шарику. В итоге получиться объемная и красивая картина.
Обрывная аппликация: в этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.
Накладная аппликация: эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумывая образ и последовательно создаем его и накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Объёмная аппликация из цветной бумаги — это вид поделок с детьми, который не требует обучения, специальных инструментов или владения какими-то особенными навыками. Для того чтобы сделать красивую объемную аппликацию вам потребуются ножницы, клей, цветная бумага и желание сделать красивую поделку. У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.
Аппликация из семян и круп: в этом случае вам потребуются семечки (арбузные или тыквенные), крупа, карандаш, картон, клей ПВА. На картоне делаем рисунок с помощью карандаша, затем рисунок промазываем клеем ПВА и посыпаем крупой или семечками. Аппликация из круп дают вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений.
Аппликацию можно делать, используя другие материалы:
кору, хвою, солому, перья, веточки, траву, мох, спички, пряжу, вату, пластилин, ракушки, камушки, сухие ягоды, бусинки и стразы, яичную скорлупу, фольгу.
Дайте волю вашей фантазии и у вас будет множество идей для аппликаций, чудесные поделки и масса положительных эмоций у вас и вашего
ребёнка.
Проведите свой досуг с вашим ребёнком.
Фантазируйте и творите!
Творческих вам успехов!
Источник
Как аппликация развивает ребенка?
Аппликация — одно из
самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или
ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими
руками. Сколько радости в детстве нам приносило изготовление открыток к
праздникам для родителей. Делать аппликацию можно с детьми любого возраста.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение
для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений
о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира,
различных величинах, многообразии оттенков цветов. При изготовлении изделия
аппликации важно обращать внимание на изменчивость форм, цветов (спелая — не
спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение
предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных
направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина,
мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями,
приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми
орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Все эти действия
способствуют умственному развитию детей.
Для создания
аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть
умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а
также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной
и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует
известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков
связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство,
выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения
желаемого результата.
Самое главное обеспечить
безопасность во время процесса. Приготовьте рабочее место. Стол накройте клеенкой,
разложите весь материал, чтобы не пришлось отвлекаться. Наденьте на ребенка
рабочую одежду. Не торопитесь делать все за ребенка. С самого начала приучайте
ребенка к чистоте, пусть он помогает вам готовить стол для аппликации и убирать
его после работы.
Какой же материал может пригодиться
для аппликации? Да все, что угодно. Бумага, (цветная и белая, глянцевая,
бархатная, «мраморная», самоклеющаяся и прочее); пластилин; краски;
клей; скотч; карандаши; бусинки; старые журналы; кусочки ткани; шаблоны разных
предметов; вата; обертки; фантики от конфет; этикетки; упаковки от покупок;
одноразовые бумажные тарелки; кусочки ткани, кожи, меха; цветные нитки, обрезки
пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой); крупы, мелкие
макароны, вермишель; фольга, скотч, обрезки полиэтилена; сухие ветки, иголки,
листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки; опилки от карандашей.
Что подготовить для работы.
Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не
тугие, в меру острые.
Основа — листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и
формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно
использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки
из цветной бумаги, для которых основа не требуется.
Клей: — с кисточкой. С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать
аппликации клеящими карандашами: дети
осваивают работу с ними быстро и легко, «произведение»
получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет
пятен. Недостаток один — такие аппликации менее прочные, после засыхания детали
могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).
Для первых занятий используйте несложные задания. Возьмите белый лист бумаги.
Из цветной бумаги вырежьте квадрат, треугольник и прямоугольник. Наклейте эти
формы, образовав из них домик с трубой, можете вырезать солнце и облака и также
наклеить. На домике можно нарисовать дверь, а из трубы дым. Поверьте, эта не
сложная работа принесет кучу положительных эмоций вашему малышу. Подарите эту
картинку папе или бабушке.
Ребенку постарше можно дать свободу действий, или предложить более сложные
аппликации, с применение множества вариантов. Сделайте картину из крупы и
макарон. Картон намажьте клеем и посыпьте крупой и макаронными изделиями. Затем
раскрасьте изделие. Таким образом, можно сделать рамку для фотографии.
Фантазируйте вместе со своим ребенком.
Что дает ребенку аппликация?
А знаете ли Вы, что аппликация:
— развивает художественное воображение и эстетический вкус;
— развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое;
— развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги
используются другие материалы – ткань, крупа, сухоцветы, соломка;
— помогает выучить цвета и формы;
— знакомит с понятием «технология» — чтобы получить результат,
необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали,
смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин?
А как часто вы делаете с ребенком аппликации? Наверняка, реже, чем рисуете.
Просто потому, что рисовать проще – взяли краски, взяли кисть.… А вот к
аппликации надо подготовиться заранее – приготовить бумагу, придумать сюжет.…На
самом деле, аппликацию делать очень просто. Подготовиться к ней можно за пару минут и даже в процессе
занятия.
Для чего нужна лепка
Лепка – очень важное занятие
для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук,
пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка
(причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в
целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
C чего начать занятия по лепке из
пластилина?
Во-первых, помните, что во время занятий лепкой
вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве
«надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить
самим, вместе с ребенком).
Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий
для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что ребенок
только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с
приемами лепки.
Что умеет делать с пластилином ребенок в два
— три года?
отщипывать кусочек пластилина от большого куска;
·
раскатывать комочек пластилина между ладонями прямыми
движениями (колбаски, палочки);
·
раскатывать комочек пластилина между
ладонями круговыми движениями (шарик, яблочко);
·
сплющивать комочек между ладонями (печенье, лепешки);
·
делать пальцем углубление в середине сплющенного
комочка (миска, блюдце);
·
соединять две вылепленные формы в один предмет :
палочка и шарик( погремушка) и т.д.
На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышами
от полутора лет. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.
Как и что лепить из пластилина с малышом
Выбор цвета
.Начните с выбора цвета пластилина:
предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать
сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»).
Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами
за ребёнка — ваши предпочтения могут сильно расходиться.
Разминка
.Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой
брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к
лепке.
Основные действия:
Покажите ребенку, как можно размять пластилин,
отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем,
следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение
простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.
Кусочки
Ощипывание кусочков пластилина – одно из любимых
занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на
плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого
задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную
елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.
«Колбаски» и » шарики
«
Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие
шарики можно раздавливать пальчиками.
Отпечатки
Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки
на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него
всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой,
колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.
Облепливание
Предложите малышу облепить пластилином стакан или
любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим
материалом – получится отличная ваза. Для малышей помладше можно вырезать
шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них.
Пластилин и другие материалы
В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать
другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета,
пуговицы и т.д. Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку
прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой
моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы
отправлялись в пластилин, а не в рот.
НАРОДНАЯ КУКЛА
Кукла значила в жизни людей многое-с помощью кукол модно было, обучать
детей, оберегать любимых, гадать, проходить возрастные посвящения, защищать
свой дом и привлекать в него достаток и счастье. Куклы сопровождали человека по
жизни, начиная с младенчества, когда малышу давали играть куклой — капусткой
или кормилкой, как ее по-разному называли в разных областях. Делалась
такая кукла из одинаковых квадратных кусочков чистой ветоши и была совершенно
безопасна для ребенка. Служила ему одновременно соской-пустышкой, игрушкой и
оберегом.
Хочется отметить, что у традиционных кукол обычно не рисовали лица. Считалось,
что если это сделать, то в куклу мог вселиться чужой дух. А так, без лица, она
просто передавала через себя то, что вложил в нее делавший ее человек, кусочек
его души, добрых пожеланий, тепла.
Одной из важных в доме была кукла-хозяйка.
Делалась она по принципу столбушки, получившей свое название за основу —
плотно скатанный из ткани столбик. Столбушку — хозяйку не убирали в сундук, она
стояла на видном месте и следила за тем, чтобы в доме все было ладно. Если
что-то было не ладно, муж мог высказать это кукле в шутливой форме, так, чтобы
слышала жена. Это кукла также была своеобразным психологическим громоотводом в
доме, помогавшим не копить сдержанность, и в то же время не ранить близкого
человека, высказывая ему свое недовольство.
Дарили на свадьбу и специальные свадебные куклы — они назывались одноручки или
неразлучники.
Это мужская и женская куколки, которые на первый взгляд кажутся просто
парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них
одна сделана их цельной тряпочки или палочки. Такая рука считалась символом их единения и того,
что все дела с момента свадьбы у них становились общими. Если вдруг пара
разводилась, или расставалась по каким-то причинам, то и кукол этих также
разделяли.Над порогом дома вешаликуклу-берегиню
Она была обращена лицом к входящим в дом, и считалось, могла защитить дом от
злого духа и сглаза.
Делалась хозяйками в дом и многорукая кукла-десятиручка.
Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла
замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все
успевала, и все у нее ладилось.Веснянка
Куклу-оберег «Веснянка» на Руси делали молодые девушки, когда
наступала весна, и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается веселым и
задорным характером. Традиционно у нее яркие волосы необычного цвета.
Веснянка — кукла оберег молодости и красоты. Даря эту куклу, Вы желаете
адресату долгой молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.
Куколка на счастье.
Эта малышка с большой косой легко умещается даже на маленькой ладошке. Известно
эе о кукле на счастье не очень много. Найдены подобные куколки были на
раскопках древнего Ржева. А название такое получили за свою длинную косу —
символ женской красоты, которую жених покупал на свадьбе, получая выкуп за ту,
которую мог сделать счастливой.
Как видите, традиционные куклы — это целый мир,
который населяют очень интересные жильцы, которые несут в себе волшебство и
многовековую мудрость.
.
Источник
Консультация на тему:
«Аппликация,
как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Аппликация — одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Итак, аппликация:
— Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
— Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
— Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
— Помогает выучить цвета и формы.
— Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.( Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.)
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т.д.
Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
— Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
— Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
— Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
— Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
— Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого — поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,
блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.
Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.
Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента — ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:
— Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
— Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
— Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).
— Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
— Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
— Воспитывать у дошкольников художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
— Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами — отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
— Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
— Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
— Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).
Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру — листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания — симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное.
Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете использовать в работе с детьми.
Нетрадиционные техники аппликации:
Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация
Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Оригами
Орига́ми (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бума