Кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка
|
|
|
Источник
В ноябре 2003 года кафедра Естественно-математических дисциплин Православного Свято-Тихоновского богословского института, обеспечивавшая соответствующую подготовку по специальности Педагогика и методика начального образования, была расширена включением ряда гуманитарных дисциплин, направленных на разностороннюю подготовку будущих учителей начальных классов, и преобразована в кафедру Педагогики и методики начального образования.
В настоящее время имеет статус выпускающей кафедры и готовит студентов по направлению Педагогическое образование по следующим образовательным программам:
- 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование), уровень бакалавриата;
- 44.04.01 Педагогическое образование (Религиозное образование в России и за рубежом), уровень магистратуры;
- 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность 13.0.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, уровень аспирантуры
Уровень бакалавриата – программа подготовки «Начальное образование». Учебный план программы рассчитан на подготовку студентов в качестве учителей начальных классов и преподавателя модуля «Основы православной культуры» на начальной ступени общеобразовательной школы, а также в качестве воспитателя, консультанта по проблемам православного вероучения, культуры и педагогики в общеобразовательной школе, педагога воскресных школ, учреждений культуры и социальной сферы.
Уровень магистратуры – программы подготовки «Религиозное образование в России и за рубежом».
Учебный план программы рассчитан на подготовку специалистов высокой квалификации, способных в образовательной практике применять широкий спектр универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с религиозным образованием и духовно-нравственным развитием и воспитанием различных возрастных категорий обучающихся.
Отличительной особенностью программы магистратуры «Религиозное образование в России и за рубежом» будет формирование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления процесса сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания личности, преподавания религиозной (православной) культуры в системе профессионального образования (СПО и вузы), дополнительного профессионального образования, основного общего и среднего общего образования, а также изучение практики религиозного образования за рубежом.
Возможные места работы и занимаемые должности: в образовательных организациях, осуществляющих среднее профессиональное и высшее образование, а также в общеобразовательной школе в качестве преподавателей православной культуры и православного вероучения, религиозной педагогики; в структурах, реализующих программы дополнительного профессионального образования в качестве организаторов и разработчиков курсов повышения квалификации, педагогов и консультантов по вопросам, связанным с религиозной (православной) педагогикой и преподаванием православной культуры, духовно-нравственным развитием и воспитанием личности; методистами и консультантами в различных видах и типах образовательных организаций при решении вопросов, связанных с преподаванием православной культуры и организацией процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Уровень аспирантуры – программа подготовки «Общая педагогика, история педагогики и образования». Учебный план ориентирован на подготовку обучающегося к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Отличительной особенностью программы является формирование готовности аспирантов к научному анализу конфессиональных проблем образования и воспитания, планированию, организации, реализации и оценке научно-исследовательских работ в сфере конфессионального образования и воспитания.
Миссией всех программ кафедры является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных на рынке образовательных услуг для учреждений образования, культуры и социальной сферы, осуществляемая в лучших традициях русской педагогической школы, а также с учетом новейших, зарекомендовавших себя с положительной стороны, отечественных и зарубежных инноваций.
Целью каждой из программ подготовки является развитие духовных и нравственных качеств обучающихся, формирование основ богословских знаний, культурных и профессиональных компетенций, способностей корректно использовать и интерпретировать различные аспекты православного вероучения в педагогической и культурно-просветительской деятельности.
Важнейшей составляющей подготовки педагогов на кафедре педагогики и методики начального образования является педагогическая практика, которая органически связана с предметами психолого-педагогического цикла, организуется непрерывно в соответствии с личностной ориентацией обучающихся.
Практика проходит как в государственных, так и православных общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, в том числе, в воскресных школах, летних детских лагерях; в учреждениях культуры, образования и социальной сферы за рубежом.
Студенты, обучающиеся на кафедре педагогики и методики начального образования, имеют возможность постоянного расширения своего кругозора, культуры мышления, профессионального совершенствования. Для них организуются гостевые лекции как педагогической тематики, так и посвященные междисциплинарным исследованиям.
Гостями кафедры становятся как лучшие ученые страны, так и постоянные гости из-за рубежа. Желающие, имеют возможность пройти стажировки в образовательных учреждениях за границей. За время обучения на кафедре студенты всех образовательных программ широко вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность.
Под руководством своих научных руководителей обучающиеся имеют возможность подготовиться к участию в студенческих и иных научных конференциях, опубликовать тезисы и статьи в ведущих педагогических журналах страны, участвовать в студенческих научных конкурсах.
Помимо научной и учебной деятельности студенты кафедры активно вовлекаются в добровольческую и волонтерскую работу, педагогические экспедиции, спорт, творчество. Для них организуются паломнические поездки и экскурсии.
Источник
Наименование программы:
Начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество)
Вид программы:
Дополнительная программа профессиональной переподготовки
Аннотация:
Программа профессиональной переподготовки «Начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество)» рассчитана на обучение лиц, имеющих или получающих высшее образование как в сфере педагогики, так и в любой другой: юриспруденция, экономика, журналистика, физика и др.
Программа состоит из двух профилей: «Начальное образование» и «Дополнительное образование (художественное творчество)».
Первый профиль «Начальное образование» включает наиболее важные модули: «Педагогика», «Психология» и методики обучения по всем учебным предметам начальной школы, которые ведёт учитель начальных классов: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
В современной начальной школе очень важными для любого учителя являются знания и умения работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, в связи с этим в программу включён курс «Инклюзивное образование в начальной школе».
Особую ценность для слушателей без первого педагогического образования, имеет второй профиль программы: «Дополнительное образование (художественное творчество)». Полученные знания, умения и навыки позволяют слушателям программы при необходимости получить достаточный педагогический стаж сначала в системе дополнительного образования: центры творчества, клубы развития детей, кружковая работа в школе и т.п. Накопив необходимый опыт работы с детьми и зарекомендовав себя в образовательном учреждении как компетентный специалист, можно рассчитывать на получение должности учителя начальных классов.
В начальной школе всё больше внимания уделяется системе дополнительного образования, появилась необходимость в специалистах по робототехнике, шахматам, художественному творчеству с использованием различных техник, современных материалов и инструментов, что в полной мере представлено в программе.
Для всех слушателей, но особенно для не имеющих опыта в педагогической профессии, разработана программа практики, включающая разработку и проведение пробных занятий в рамках учебной группы, а затем и проведение уроков в условиях школы и/или в системе дополнительного образования. По прохождению практики слушатели могут получить характеристику из образовательного учреждения о прохождении практики, что даёт преимущества при трудоустройстве.
Итоговой аттестационной работой является проект программы дополнительного образования, которую слушатели пишут под научным руководством опытного преподавателя и защищают в конце обучения.
По окончанию программы слушатель получает две квалификации: учитель начальных классов и педагог дополнительного образования.
Документ, выдаваемый по окончании обучения:
Диплом о профессиональной переподготовке
Категория слушателей:
Лица имеющие/получающие высшее образование
Источник
Сегодня факультет педагогического и художественного образования один из крупнейших факультетов института. Здесь готовят кадры для системы дошкольного, начального и дополнительного образования, сферы культуры и искусства.
В настоящее время на факультете функционируют кафедры: педагогики дошкольного и начального образования; методики дошкольного и начального образования; педагогики; музыкального образования и методики преподавания музыки; художественного образования. Образовательную деятельность на факультете осуществляют 2 доктора педагогических наук, профессоры; 71 кандидат наук, 57 доцентов, среди которых 54 имеют звание доцент. Интеллектуальный, методический, личностный потенциал ведущих преподавателей факультета позволяет реализовывать проекты в рамках Российского гуманитарного научного фонда, федеральных и республиканских экспериментальных площадок.
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования – зав. кафедрой Инна Геннадьевна Рябова, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреcпондент МАНПО, МАН.
Образовательную деятельность осуществляют 15 кандидатов наук, 13 доцентов, среди которых 13 имеют звание доцента, 3 ст. преподавателя, 1 ассистент.
Кафедра педагогики – зав. кафедрой Татьяна Ивановна Шукшина, доктор педагогических наук, профессор.
Образовательную деятельность осуществляют 4 доктора, 21 кандидат наук, 16 доцентов, среди которых 11 имеют звание доцента, 5 старших преподавателей, 1 преподаватель.
Кафедра методики дошкольного и начального образования – зав. кафедрой – Кузнецова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Образовательную деятельность осуществляют 17 кандидатов наук, 17 доцентов, среди которых 12 имеют звание доцента.
Кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки – зав. кафедрой – Ольга Фёдоровна Асатрян, кандидат педагогических наук, доцент, председатель УМС факультета педагогического и художественного образования, член Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования (РОСИСМЕ – ЮНЕСКО).
Образовательную деятельность осуществляют 6 кандидатов наук, 6 доцентов, 4 старших преподавателя, 2 ассистента, 4 концертмейстера.
Кафедра художественного образования – зав. кафедрой – Валерий Амбарцумович Варданян, кандидат педагогических наук, доцент, Отличник Народного Просвещения, Заслуженный учитель Республики Мордовия, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Образовательную деятельность осуществляют 4 кандидата наук, 4 доцента, 1 старший преподаватель, 2 ассистента.
Одним из центров, созданных на базе института, является Центр продленного дня, позволяющий реализовать инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов Института в практике обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста; организовать педагогическую и преддипломную практики студентов факультета педагогического и художественного образования; проводить семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, воспитателей ДОУ и индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; оказать дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка.
Центр продленного дня при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» создан в 2010 г.
В Центре реализуются дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
— группы кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ;
— группы комплексного развития детей, посещающих ДОУ;
— группы комплексного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
— услуги специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог; кружки и студии для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В Центре оборудованы игровые комнаты, учебные классы, спортивный зал, компьютерный класс, сенсорная комната, логопедический и психологический кабинеты.
Факультет является центром подготовки учителей начальной школы – информатики, иностранного языка, музыки и изобразительного искусства, преподавателей музыкальных и художественных школ, Домов творчества, методистов, психологов и педагогов детских садов и интернатов, инспекции по делам несовершеннолетних и т.д.
Факультет постоянно укрепляет связи с российскими вузами – МПГУ (г. Москва), гг. Владимир, Самара, Орел, Кострома, Челябинск, Краснодар, Екатеринбург, Пенза, Саратов, Йошкар-Ола, Институт дошкольного детства и семейного воспитания при РАО (г. Москва); зарубежными – Республика Белоруссия (Белорусский государственный педагогический университет, зав. кафедрой методики музыкального образования Т. П. Королева), Болгария (Софийский государственный университет им. Кл. Охридского, доктор пед. наук, профессор Г. Стоянова), Литва (профессор кафедры педагогики Музыкальной академии Литвы, г. Вильнюс, А. А. Пиличаускас).
Это сотрудничество выражается во взаимном участии преподавателей в конференциях, подготовке специалистов, защите кандидатских диссертаций и т. п.
Кафедры факультета осуществляют тесное сотрудничество с управлением образования Администрации г.о. Саранск, Министерством образования РМ, Мордовским республиканским институтом образования, Поволжским центром культур финно-угорских народов, с образовательными учреждениями дошкольного, основного общего и дополнительного образования Республики Мордовия: МДОУ № 70, 89, 90, 44, 46 и др. г. Саранска, гимназиями № 20, № 23, лицеем № 26, Луховским лицеем, приютом «Надежда», реабилитационным центром «Радуга» и др., МОУ «Николаевская СОШ», МОУ «СОШ № 22»; с учреждениями дополнительного и среднего профессионального образования – детскими художественными школами № 1, № 2, № 3, № 4, школами искусств № 1, № 3, № 7, № 8, Комсомольская школа искусств Чамзинского р-на, Кочкуровская школа искусств, Ичалковский педагогический колледж имени С. М. Кирова, Зубово-Полянский педагогический колледж, Саранское художественное училище имени Ф. В. Сычкова, Музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова и др.
Преподаватели принимают участие:
- в работе аттестационных комиссий (Люгзаева Светлана Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент – председатель ГАК в ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С. М. Кирова», 2010 г., 2012 г.);
- в организации и работе жюри конкурсов (ежегодная Бахтинская открытая гимназическая научно-практической конференции, МОУ «Гимназия № 20»; ежегодный городской конкурс ученических проектов «Я познаю мир», МОУ «Гимназия № 12»; «Ярмарка идей», «СОШ № 39», «СОШ № 32», Гимназия № 19, МОУ «Торбеевская СОШ № 3», МОУ «Лямбирская СОШ № 1»; ежегодный конкурс профессионального мастерства «Педагог-исследователь», конкурс молодых учителей «Признание» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие»; республиканский этап Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев РМ; республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии и др.);
- в семинарах и конференциях на базах различных образовательных учреждений (Лицей № 4, гимназия № 20, СОШ № 32 и др.);
- в оказании педагогам консультативной методической помощи научно-методические десанты преподавателей МордГПИ в районы РМ);
- в организации методических семинаров для учителей: Межрегиональный научно-практический семинар «Проблемы и перспективы перехода на ФГОС начального общего образования» (31 марта 2011 г. Саранск, МордГПИ); Межрегиональный методический семинар «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС начального общего образования» (2 ноября 2011 г., Саранск, МордГПИ); Межрегиональный научно-практический семинар «Модернизация учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО» (29 марта 2012 г., Саранск, МордГПИ).
В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями заключены договора о научном, учебно-методическом и художественно-творческом сотрудничестве с 10 образовательными учреждениям РМ и 2 – России: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 4 им. Л. И. Воинова г. Саранска»; МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей» Пролетарского района г. Саранска; ГОУ ДОД «Республиканская детская музыкальная школа-интернат»; МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 34 г. Саранска»; МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 5 г. Саранска»; МОУ ДОД «Детская школа искусств № 9 г. Саранска»; МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Рузаевка», МОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа № 1»; МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Саранска»; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского.
На базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского созданы экспериментальные площадки для совместных научно-исследовательских проектов.
Источник