Качественные количественные показатели развития ребенка
Содержание:
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Источник
Учебная дисциплина «Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста »
Практическое занятие Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста
цель: изучить качественные и количественные показатели роста и развития детей дошкольного возраста, сформировать представление о методах оценки физического развития
Теоретическая часть.
Таблица 1.Возрастная периодизация развития ребенка.
№ | период | мальчики | девочки | |
1 | Эмбриональный период | 1-8 недель | ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | |
2 | Плодный период | 1-8 недель | ||
3 | Новорожденный | 0-10 дней | 0-10 дней | ПОСТАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД |
4 | Грудной | 11 дней – 1 год | 11 дней – 1 год | |
5 | Раннее детство | 1 –3 года | 1 –3 года | |
6 | Первое детство | 4 – 7 лет | 4 – 7 лет | |
7 | Второе детство | 8 – 12 лет | 8 – 11 лет |
ЗАДАНИЕ 1.
Изучить таблицу1 и дать определения понятиям «Пренатальный и постнатальный период».
ЗАДАНИЕ 2. Изучить текст и ответить на вопрос.Наблюдения осуществляются тем чаще, чем младше ребенок. Обычно периодичность:
в период новорожденности с интервалом 1 день;
в грудном возрасте с интервалом 1 мес. в преддошкольном возрасте с интервалом 3 мес.;
в дошкольном возрасте с интервалом 6 мес.;
в школьном возрасте с интервалом 1 год.
Антропометрические исследования детей с момента рождения и в период роста и развития включают данные о росте, массе, окружности груди, мышечной силе, жизненной емкости легких, пропорциях тела, осмотра положения осей ног, осмотра и измерения свода стопы учета двигательных функций. Для характеристики динамики развития детей раннего возраста наряду с физическим изучается и нейропсихическое развитие, в частности, развитие речевой функции.
ВОПРОС. Какую обобщенную информацию получает педиатр при антропометрических исследованиях? (ответить письменно).
ЗАДАНИЕ 3.
Оцените собственное здоровье по индексу резистентности — З. С. Макарова и сделайте вывод.
Теоретическая часть.
При комплексной оценке состояния здоровья ребенка следует пользоваться следующей классификацией, согласно которой выделяют пять групп:
1 группа — здоровые дети, гармонически развиты, наклонности к заболеваниям, морфологические и функциональные отклонения в организме отсутствуют;
2 группа — дети практически здоровые, но имеющие те или иные морфологические или функциональные отклонения, не сказывающиеся на самочувствии и работоспособности учащихся. К группе относятся дети, часто болеющие острыми заболеваниями, с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности, с наклонностями к повышению или понижению артериального давления, с аденоидами I и II степени, с гипертрофией миндалин, дальнозоркостью средней степени, косоглазием, с наличием невротических и астенических реакций, нарушениями осанки, незначительным снижением показателей гемоглобина;
3 группа — дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, не затрудняющими приспособление школьников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, рахит и т. д.);
4 группа — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, затрудняющими учебную и трудовую деятельность;
5 группа — дети-инвалиды с тяжелыми органическими и функциональными отклонениями (как правило, в массовой школе не встречаются).
Важным критерием здоровья является степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная. Как определить резистентность?
Необходимо подсчитать, сколько раз ребенок болел за год, предшествующий осмотру его резистентность можно оценить по индексу частоты респираторных инфекций (индекс резистентности — З. С. Макарова): Ir = частота респираторных заболеваний / 12
При нормальной резистентности Ir не превышает 0,32. «Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4—5 раз (индекс 0,33—0,49)
Для «истинно» часто болеющих детей характерны: высокая частота (6—7 раз и более в течение года, индекс резистентности — 0,5 и выше) Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.
Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.
.
ЗАДАНИЕ 4. Изучить приложение 1. Поясните устно, по каким вопросам и почему родители должны периодически общаться с воспитателем.
Приложение 1.
Показатели психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста
1. Эмоциональный статус.
1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
1.2. Настроение (для второго — шестого годов жизни):
а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов); б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);
в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты); г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать); д) неустойчивое (может быть весел, может засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому); е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
2. Вегетативный статус.
2.1. Сон:
а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;
в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.
2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.
2.4. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
3. Психомоторная стабильность.
3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.
4. Особенности личности, индивидуальные особенности.
4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоционален, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.
4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, делает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.
4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, морщит нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто. Для того чтобы родители могли оказывать помощь своим детям, им необходимо взаимодействовать с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения.
В индивидуальной беседе с педагогом родители могут узнать многое о своем ребенке:
• какие звуки родного языка ваш ребенок произносит неправильно;
• как развит его речевой слух;
• насколько разнообразен его словарный запас;
• как у него обстоит дело с грамматическим составом речи;
•умеет ли ребенок связно излагать свои мысли и вступать в диалогическое общение.
ЗАДАНИЕ 5. Рассмотрите приложения 2, 3, выберите один из критериев линии развития и запишите, как он изменяется 1г3м до 3 лет.
ЗАДАНИЕ 6. Изучите приложение 4, перечислите письменно психические функции и социальное поведение, что позволяют эти функции и критерии определять? Привести 2-3 примера отклонений от нормы.
Приложение 2. Показатели развития детей второго года жизни
(К. Л. Печора)
Линия развития | Показатели | ||
1 год 3 месяца | |||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба) | ||
Общие движения (О) | Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется) | ||
Игра (И) | Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамидку и др.) | ||
Речь активная (РА) | Пользуется лепетом и облегченными словами (машина — би-би, собака — ав-ав) | ||
Речь понимаемая (РП) | Значительно увеличивается запас понимаемых слов | ||
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | ||
2 года | |||
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета | ||
Общие движения (О) | Перешагивает препятствия, чередуя шаг | ||
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий (например, куклу купает и вытирает) | ||
Речь активная (РА) | Пользуется двух-трехсловными предложениями при общении со взрослыми | ||
Речь понимаемая (РП) | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье) | ||
Навыки (Н) | Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого |
Приложение 3. Показатели развития детей третьего года жизни
(Г. В. Пантюхина)
Линия развития | Показатели |
2 года 6 месяцев | |
Сенсорное развитие (С) | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красного, синего, желтого, зеленого) |
Общие движения (О) | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики) на расстоянии 20 см |
Игра (И) | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) выполняет 2—3 действия |
Речь активная (РА) | Строит предложение из трех и более слов |
Навыки (Н) | Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки |
3 года | |
Сенсорное развитие (С) | Называет четыре основных цвета |
Общие движения (О) | Переступает через препятствия высотой 10—15 см чередующимся шагом |
Игра (И) | В игре исполняет роль (например, играя куклой, говорит «мама», «доктор») |
Речь активная (РА) | Употребляет сложные предложения |
Навыки (Н) | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки |
Приложение 4. Диагностика и оценка нервно-психического развития детей 4—6 лет
Психические функции и социальное поведение | Показатели развития | |
соответствуют норме | с отклонениями | |
4 года | ||
1. Мышление и речь | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т. п. | Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету |
2. Моторика | Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь вперед). Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
3. Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
4. Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5. Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера |
5 лет | ||
1. Мышление и речь | Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2. Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3. Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
4. Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5. Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера |
6 лет | ||
1. Мышление и речь | Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы | При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с |
3. Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
4. Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5. Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера |
Источник