К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей thumbnail

Основные направления работы

Цель: поиск эффективных форм
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Методическая помощь педагогам в сфере работы с
    родителями
  • Изучение семей детей
  • Изучение семейного опыта в воспитании и
    обучении детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и
    детской психологии
  • Привлечение родителей к активному участию в
    деятельности ДОУ через организации интересных
    форм работы

Пути решения задач:

  1. Изучить рекомендации и руководства передового
    педагогического опыта
  2. Разработать теоретический алгоритм по решению
    проблемы
  3. Определить круг работы каждого специалиста и
    воспитателя
  4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и
    родителей
  5. Подобрать и апробировать формы и содержание
    работы по привлечению родителей к деятельности
    ДОУ

Этапы:

1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.

Основные направления сотрудничеств

  1. Создание благоприятных условий для повышения
    педагогической и психологической грамотности
    родителей и педагогов
  2. Совершенствование уровня включения родителей в
    деятельность ДОУ
  3. Создание благоприятных условий для привлечения
    родителей к участию в деятельности ДОУ

Гипотеза:

Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями: через: организацию
интересных формы работы,  координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.

Показатели степени включения родителей в
деятельность дошкольного учреждения (по О.В.
Солодинкиной и А.А.Майера)
или какие
результаты мы хотели бы получить

1. Сформированность представлений родителей о
сфере педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:

  • О педагогической деятельности в целом
  • О специфике работы с детьми в целом
  • Об особенностях образовательного процесса в
    ДОУ
  • О возможных результатах деятельности детей
    дошкольного возраста

2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному
включению в планирование образовательного
процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в детском саду.

Высший уровень проявления
показателей является критерий включённости
родителей в планирование образовательного
процесса в дошкольном учреждении

Степень эффективности сотрудничества
обусловлена:

  • Положительной установкой взаимодействующих
    сторон на совместную работу, осознание её целей и
    личностной заинтересованностью
  • Совместным планированием, организацией и
    контролем за жизнедеятельностью детей
  • Свободой выбора участников деятельности
  • Позицией администрации, способствующей
    самореализации и самовыражению педагогов и
    родителей

В работе ДОУ на данный момент актуальной
проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями,
переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка.
Первыми, кто передает ребенку опыт в
непосредственном эмоциональном, нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном развитии становятся
близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо
если в семье царят доверие, доброжелательность,
искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой
атмосфере, естественно и органично развивается
способность к позитивному взаимодействию с
окружающим миром. Он растет эмоционально
защищенным и уверенным в себе, открытым и
общительным.

Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитие
способностей, формировании ценных жизненных
ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители
должны искать вместе наиболее эффективные
способы решения проблем, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи.

Задачи по поиску форм сотрудничества с
родителями.

  • Создание благоприятных условий для привлечения
    родителей к активному участию в деятельности
    дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения
    детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и
    детской психологии.

Преобладающая часть родителей — не
профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знании в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Поэтому,
сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции
поддержки, учитываем эмоционально-личностные
особенности как ребенка, так и его близких,
придумывая способы вовлечения родителей в
воспитательный процесс, предоставляя им право
свободно, по своему усмотрению, знакомиться с
жизнью ребенка в разных видах деятельности: в
игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие
наблюдения источник новых, подчас неожиданных
знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей
возможно лишь в том случае, если педагоги
являются советчиками, размышляют вместе с
родителями, договариваются о совместных
действиях. Для активизации воспитательных
возможностей родителей педагогу целесообразно
использовать разнообразные активные формы
общения с ними: дискуссионные встречи,
практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых
и детей, фольклорные семейные вечера,
познавательно-игровые викторины и многое другое.

Формы работы с родителями:

  • «День открытых дверей» В 
    тот день родители имеют возможность посещать
    занятия и другие мероприятия с участием детей,
    заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут
    отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть
    своего ребенка в условиях, отличных от домашних,
    способствует пересмотру родителями своих
    методов и приемов воспитания. «Погружение» в
    жизнь дошкольного учреждения способно в большей
    степени продемонстрировать родителям
    особенности воспитания и обучения детей в
    детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
    новой обстановке позволяет родителям иначе
    взглянуть на него и на воспитание в домашних
    условия. Эта форма работы им особенно нравится,
    так как позволяет увидеть реальные достижения
    каждого ребенка.

  • Еще одна из интересных форм работы ‚с
    родителями является создание игротек в
    холлах
    детского сада. Где родители вместе
    с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Целесообразность распространять среди
    родителей информации о предоставляемых детским
    садом услуг через «Справочника для родителей».
    Семьи получают  хорошо организованный и
    удобный в пользовании документ.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  •  Организуем выставок совместного
    творчества детей и родителей по изобразительной
    деятельности в течение года, поделок из
    природного материала. Родители с удовольствием
    участвуют в таких формах работы, которые уже
    стали традиционными, но всё же вызывают огромный
    интерес малышей и желание мам и пап заниматься со
    своими детьми изобразительным искусством.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • С целью привлечения родителей к
    активному участию в деятельности необходимо
    организовывать совместные физкультурные и
    музыкальные праздники. как «Мама и я —
    спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья»,
    дружеские встречи между родителями разных
    возрастных групп, между родителями и педагогами
    детского сада.

  • Выпуск Семейных газет».Лучший опыт
    семейного воспитания регулярно представляется в
    виде фотогазет, коллективных работ,
    фотомонтажей.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Выпуск внутрисадовской малометражной
    газеты. Так же родители с удовольствием получают
    информацию из внутрисадовской газеты «Радужка».
    В газете публикуются  материал по наиболее
    актуальным проблемам, запросам родителей,
    деятельности с детьми в детском саду, по опыту
    семейного воспитания и т.д.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Реализация проекта «Родительская
    почта» с целью наладить динамичную и действенную
    обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы
    предлагаем родителям тему, по которой они могут
    получить информацию. Ящики устанавливаются на
    видном и доступном месте в приемной группы, рядом
    помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1
    раз в месяц. После все обращения родителей
    анализируются обрабатываются. Продумываются
    формы информирования родителей по их обращениям:
    непосредственная ( на собраниях, встречах,
    консультациях) и опосредованные (через
    информационные стенды, памятки и т.д.)

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Не менее интересной формой
    сотрудничества является привлечение родителей в
    участии клубов: «Счастливые родители»,
    «Навстречу друг к другу».

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их
творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогает выстраивать
взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения.

В заседаниях клуба принимают участие не только
педагоги и родители, но и дети.   Участвуя в
таких акциях дети, родители и педагоги получают
творческий импульс к развитию своих
способностей, а так же эмоциональную и духовную
поддержку. Дети получают возможность
разобраться в той или иной информаций, а
родители, незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и
родителей выполняет доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствует изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивает рефлексию. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней,
а также наблюдают процесс его общения с другими
детьми и взрослыми – протягиваются невидимые
нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейного
воспитания признается  особый эмоциональный
микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка
формируется отношение к себе, определяющее его
чувство самоценности влияние на ценностные
ориентации и мировоззрение ребенка.

Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения. (Приложение
1
)

По опыту работы детского сада можно сделать
вывод, с одной стороны – не все родители
откликаются на стремление педагогов к
сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами
воспитатели нередко не любят работу с родителями
по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с
современными родителями работать сложно, т.к. те
или «всё знают», или им безразличны вопросы
воспитания и зачастую стремятся подменить
непосредственное общение с родителями
информационными объявлениями. другие и хотели бы
установить контакт с родителями их
воспитанников, но не всегда знают, как его
осуществить.

Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм
работы по взаимодействию с родителями, будет
способствовать: (Приложение 2)

  • У родителей появится интерес к работе детского
    сада и воспитанию детей.
  • Измениться характер вопросов родителей к
    педагогам детского сада, рост их педагогических
    интересов и знаний.
  • Овладению родителями необходимыми
    практическими умениями и навыками воспитания и
    обучения детей дошкольного возраста.
  • Росту посещаемости родителями мероприятий по
    педагогическому просвещению, их активность;
    участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
  • Пониманию родителями практической и
    воспитательной значимости их помощи детскому
    саду в хозяйственной и педагогической работе.
  • Проявлению интереса к активному включению в
    планирование образовательного процесса.

Презентеция (Приложение
3
)

Источник

Раиса Ширяйкина
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Раиса Ширяйкина

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Раиса Ширяйкина

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

Родители — главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и воспитателя. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения с ними.

Мы заметили, что в начале учебного года не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Поэтому нам необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к нам основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Успех взаимодействия воспитателей и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья — это счастье и любовь в доме, поэтому старались установить доверительные отношения с родителями.

Создавали условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Учитывали их пожелания. Проводили индивидуальные

беседы. Проводили анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Проводили наглядные формы работы через родительские уголки, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Праздниках, собраниях. Информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях, оформление фотогазет,персональных и групповых выставок детского творчества.

Стало традиционным проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень». Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.

Мы практиковали в старшей группе такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Покормите птиц зимой» многие дети со своими папами смастерили кормушки для птиц.

Творчество родителей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками». Цель этой акции — развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.

Проведение детских праздников ещё больше сплотило родителей, они обсуждают условия, способы решения заданий. Родители для большей мобильности создали группу в «Ветсап», поэтому даже если дети не посещают детский сад, все родители в курсе жизни группы.

В группе созданы теплые, дружеские взаимоотношения между родителями, что помогает решать все насущные проблемы группы.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с воспитателями, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашей группе успешно.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных праздниках. Как совместное мероприятии с родителями приуроченное Дню Защитника отечества.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, воспитатели и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях, Это актуально всегда и везде. И мы стараемся не забывать хвалить родителей своих воспитанников.

От себя хочется добавить, что взаимодействие с родителями будет успешным только при условии доброжелательного, понимающего отношения педагога с родителями, и что они являются полноправными участниками образовательных отношений.

Источник