К участию в развитии ребенка привлекаю родителей
Основные направления работы
Цель: поиск эффективных форм
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.
Задачи:
- Методическая помощь педагогам в сфере работы с
родителями - Изучение семей детей
- Изучение семейного опыта в воспитании и
обучении детей - Просвещение родителей в области педагогики и
детской психологии - Привлечение родителей к активному участию в
деятельности ДОУ через организации интересных
форм работы
Пути решения задач:
- Изучить рекомендации и руководства передового
педагогического опыта - Разработать теоретический алгоритм по решению
проблемы - Определить круг работы каждого специалиста и
воспитателя - Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и
родителей - Подобрать и апробировать формы и содержание
работы по привлечению родителей к деятельности
ДОУ
Этапы:
1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.
Основные направления сотрудничеств
- Создание благоприятных условий для повышения
педагогической и психологической грамотности
родителей и педагогов - Совершенствование уровня включения родителей в
деятельность ДОУ - Создание благоприятных условий для привлечения
родителей к участию в деятельности ДОУ
Гипотеза:
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями: через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.
Показатели степени включения родителей в
деятельность дошкольного учреждения (по О.В.
Солодинкиной и А.А.Майера) или какие
результаты мы хотели бы получить
1. Сформированность представлений родителей о
сфере педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:
- О педагогической деятельности в целом
- О специфике работы с детьми в целом
- Об особенностях образовательного процесса в
ДОУ - О возможных результатах деятельности детей
дошкольного возраста
2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному
включению в планирование образовательного
процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в детском саду.
Высший уровень проявления
показателей является критерий включённости
родителей в планирование образовательного
процесса в дошкольном учреждении
Степень эффективности сотрудничества
обусловлена:
- Положительной установкой взаимодействующих
сторон на совместную работу, осознание её целей и
личностной заинтересованностью - Совместным планированием, организацией и
контролем за жизнедеятельностью детей - Свободой выбора участников деятельности
- Позицией администрации, способствующей
самореализации и самовыражению педагогов и
родителей
В работе ДОУ на данный момент актуальной
проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями,
переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей.
Семья играет главную роль в жизни ребенка.
Первыми, кто передает ребенку опыт в
непосредственном эмоциональном, нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном развитии становятся
близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо
если в семье царят доверие, доброжелательность,
искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой
атмосфере, естественно и органично развивается
способность к позитивному взаимодействию с
окружающим миром. Он растет эмоционально
защищенным и уверенным в себе, открытым и
общительным.
Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитие
способностей, формировании ценных жизненных
ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители
должны искать вместе наиболее эффективные
способы решения проблем, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи.
Задачи по поиску форм сотрудничества с
родителями.
- Создание благоприятных условий для привлечения
родителей к активному участию в деятельности
дошкольного учреждения; - Изучение семейного опыта воспитания и обучения
детей; - Просвещение родителей в области педагогики и
детской психологии.
Преобладающая часть родителей — не
профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знании в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Поэтому,
сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции
поддержки, учитываем эмоционально-личностные
особенности как ребенка, так и его близких,
придумывая способы вовлечения родителей в
воспитательный процесс, предоставляя им право
свободно, по своему усмотрению, знакомиться с
жизнью ребенка в разных видах деятельности: в
игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие
наблюдения источник новых, подчас неожиданных
знаний о ребенке.
Взаимоотношения педагогов и родителей
возможно лишь в том случае, если педагоги
являются советчиками, размышляют вместе с
родителями, договариваются о совместных
действиях. Для активизации воспитательных
возможностей родителей педагогу целесообразно
использовать разнообразные активные формы
общения с ними: дискуссионные встречи,
практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых
и детей, фольклорные семейные вечера,
познавательно-игровые викторины и многое другое.
Формы работы с родителями:
«День открытых дверей» В
тот день родители имеют возможность посещать
занятия и другие мероприятия с участием детей,
заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут
отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть
своего ребенка в условиях, отличных от домашних,
способствует пересмотру родителями своих
методов и приемов воспитания. «Погружение» в
жизнь дошкольного учреждения способно в большей
степени продемонстрировать родителям
особенности воспитания и обучения детей в
детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
новой обстановке позволяет родителям иначе
взглянуть на него и на воспитание в домашних
условия. Эта форма работы им особенно нравится,
так как позволяет увидеть реальные достижения
каждого ребенка.Еще одна из интересных форм работы ‚с
родителями является создание игротек в
холлах детского сада. Где родители вместе
с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.
Целесообразность распространять среди
родителей информации о предоставляемых детским
садом услуг через «Справочника для родителей».
Семьи получают хорошо организованный и
удобный в пользовании документ.
Организуем выставок совместного
творчества детей и родителей по изобразительной
деятельности в течение года, поделок из
природного материала. Родители с удовольствием
участвуют в таких формах работы, которые уже
стали традиционными, но всё же вызывают огромный
интерес малышей и желание мам и пап заниматься со
своими детьми изобразительным искусством.
С целью привлечения родителей к
активному участию в деятельности необходимо
организовывать совместные физкультурные и
музыкальные праздники. как «Мама и я —
спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья»,
дружеские встречи между родителями разных
возрастных групп, между родителями и педагогами
детского сада.Выпуск Семейных газет».Лучший опыт
семейного воспитания регулярно представляется в
виде фотогазет, коллективных работ,
фотомонтажей.
Выпуск внутрисадовской малометражной
газеты. Так же родители с удовольствием получают
информацию из внутрисадовской газеты «Радужка».
В газете публикуются материал по наиболее
актуальным проблемам, запросам родителей,
деятельности с детьми в детском саду, по опыту
семейного воспитания и т.д.
Реализация проекта «Родительская
почта» с целью наладить динамичную и действенную
обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы
предлагаем родителям тему, по которой они могут
получить информацию. Ящики устанавливаются на
видном и доступном месте в приемной группы, рядом
помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1
раз в месяц. После все обращения родителей
анализируются обрабатываются. Продумываются
формы информирования родителей по их обращениям:
непосредственная ( на собраниях, встречах,
консультациях) и опосредованные (через
информационные стенды, памятки и т.д.)
Не менее интересной формой
сотрудничества является привлечение родителей в
участии клубов: «Счастливые родители»,
«Навстречу друг к другу».
Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их
творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогает выстраивать
взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения.
В заседаниях клуба принимают участие не только
педагоги и родители, но и дети. Участвуя в
таких акциях дети, родители и педагоги получают
творческий импульс к развитию своих
способностей, а так же эмоциональную и духовную
поддержку. Дети получают возможность
разобраться в той или иной информаций, а
родители, незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт.
Данная форма организации общения педагогов и
родителей выполняет доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствует изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивает рефлексию. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней,
а также наблюдают процесс его общения с другими
детьми и взрослыми – протягиваются невидимые
нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, особенностью семейного
воспитания признается особый эмоциональный
микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка
формируется отношение к себе, определяющее его
чувство самоценности влияние на ценностные
ориентации и мировоззрение ребенка.
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения. (Приложение
1)
По опыту работы детского сада можно сделать
вывод, с одной стороны – не все родители
откликаются на стремление педагогов к
сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами
воспитатели нередко не любят работу с родителями
по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с
современными родителями работать сложно, т.к. те
или «всё знают», или им безразличны вопросы
воспитания и зачастую стремятся подменить
непосредственное общение с родителями
информационными объявлениями. другие и хотели бы
установить контакт с родителями их
воспитанников, но не всегда знают, как его
осуществить.
Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм
работы по взаимодействию с родителями, будет
способствовать: (Приложение 2)
- У родителей появится интерес к работе детского
сада и воспитанию детей. - Измениться характер вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний. - Овладению родителями необходимыми
практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. - Росту посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д. - Пониманию родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе. - Проявлению интереса к активному включению в
планирование образовательного процесса.
Презентеция (Приложение
3)
Источник
Раиса Ширяйкина
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Раиса Ширяйкина
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Раиса Ширяйкина
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
Родители — главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и воспитателя. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения с ними.
Мы заметили, что в начале учебного года не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.
Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Поэтому нам необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к нам основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Успех взаимодействия воспитателей и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».
Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья — это счастье и любовь в доме, поэтому старались установить доверительные отношения с родителями.
Создавали условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Учитывали их пожелания. Проводили индивидуальные
беседы. Проводили анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
Проводили наглядные формы работы через родительские уголки, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Праздниках, собраниях. Информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях, оформление фотогазет,персональных и групповых выставок детского творчества.
Стало традиционным проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень». Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.
Мы практиковали в старшей группе такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Покормите птиц зимой» многие дети со своими папами смастерили кормушки для птиц.
Творчество родителей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками». Цель этой акции — развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.
Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.
Проведение детских праздников ещё больше сплотило родителей, они обсуждают условия, способы решения заданий. Родители для большей мобильности создали группу в «Ветсап», поэтому даже если дети не посещают детский сад, все родители в курсе жизни группы.
В группе созданы теплые, дружеские взаимоотношения между родителями, что помогает решать все насущные проблемы группы.
Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с воспитателями, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашей группе успешно.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместная деятельность сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных праздниках. Как совместное мероприятии с родителями приуроченное Дню Защитника отечества.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, воспитатели и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях, Это актуально всегда и везде. И мы стараемся не забывать хвалить родителей своих воспитанников.
От себя хочется добавить, что взаимодействие с родителями будет успешным только при условии доброжелательного, понимающего отношения педагога с родителями, и что они являются полноправными участниками образовательных отношений.
Источник