К кому можно обратиться для развития речи у ребенка
11.07.2017
Статья
Если после осмотра логопедом, психологом или неврологом в медицинской карточке малыша появилась непонятное сокращение «ЗРР» (задержка речевого развития), то мама и сама теряет дар речи. Откуда такое? К кому обратиться за помощью? Разберёмся в этой проблеме и расскажем, как проводить профилактику нарушений развития речи
Если задержку речевого развития у ребёнка уже выявили, родители часто впадают в две крайности: либо отрицают проблему, либо кидаются решить её буквально за месяц
Почему родители не хотят соглашаться с врачами? Многие не могут распознать особенности развития своего ребёнка, но их сразу увидит специалист. Родители представляют, что и другие дети тоже плохо разговаривают, и их малыш ничем не хуже. Кажется, что придёт время, и он тоже будет болтать быстрее других сверстников. Но нерешённая речевая проблема двух-трёх лет может перерасти в более сложный вариант перед школой или создавать трудности уже в обучении. Ребёнку даже могут отказать в поступлении в желаемую школу.
Но и записывать малыша сразу же в несколько групп раннего развития и покупать десяток развивающих игрушек тоже не стоит. Проблемы речевого развития часто решаются намного проще, если сами родители интенсивно подключатся к их решению.
Для начала мама должна быть уверенна, что у ребёнка нет других особенностей здоровья: не снижен слух, отсутствуют двигательно-моторные нарушения или постоянное психо-эмоциональное напряжение. Врачи отоларинголог, невролог и психолог помогут с выяснением и устранением таких проблем. Можно ещё раз пройти того специалиста, который поставил вам ЗРР. На приём приходите, когда малыш хорошо отдохнул, спокоен и весел. Спрашивайте у врача: по каким признакам был поставлен диагноз, как помочь ребёнку, куда можно обратиться в вашем городе.
Часто врачи назначают медикаментозное лечение — не стоит этого бояться, оно может быть эффективным. Кроме того, специалист обязательно посоветует вам лично заниматься с ребёнком. А как? Что раньше происходило не так? Родители стараются сделать для малыша максимум: правильно кормят, красиво одевают, следят за режимом, сами читают книги о воспитании и при этом часто не замечают, что их крохе не хватает общения. «О чём можно поговорить с грудничком, если он всё равно ничего не понимает?» – думают взрослые. Ошибка многих современных родителей в том, что они не видят личности в своём малыше с момента его рождения. А психологи говорят обратное: уже с рождения ребёнок готов воспринимать и впитывать информацию, понимает обращённую к нему речь.
Представьте, что ваш ребёнок – это инопланетянин, и человечество поставило перед вами важную миссию – научить его говорить. Он разумный, развитый индивид, но ничего на нашей планете не видел. Вы должны рассказать о каждом предмете и явлении: для чего предназначено, откуда взялось, какого цвета, формы и т.д. Не бойтесь переборщить и говорить постоянно, как попугай – именно это и нужно вашему крохе.
Многие психологи так же могут посоветовать убрать большинство игрушек из дома. Оставьте только самые любимые и полезные: куклы для ролевых игр, книги для пересказа сказок по картинкам, карточки с названиями животных, предметы для развития мелкой моторики
Мелкая моторика напрямую связана с памятью, вниманием, зрением и восприятием. Для каждого возраста важно выполнять определённые упражнения. Наиболее распространённые и интересные для детей игры: ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги, перелистывание страниц, нанизывание бусинок на верёвочку или леску, перебирание круп, завинчивание крышек, собирание мозаик и пазлов, рисование, лепка, игры в песке, вырезание, аппликации и другие.
Упражнения для занятий с песком ищите в нашей статье «Песочная терапия».
Занимайтесь каждый день, и вы заметите, как движение малыша становятся более ловкими и скоординированными. А за моторикой подтянется и речь. Побыстрее откажитесь от пустышки, чтобы рот был свободен для разговора. Любой специалист посоветует рассказывать и разучивать с ребёнком простые стихотворения. Любые занятия в доме или на улице можно сопровождать весёлыми стишками или считалочками.
При умывании можно говорить:
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
При одевании:
Га-га-га, га-га-га,
Вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва,
Влезли руки в рукава.
Очень полезно распевать с малышом детские песенки. Главное, чтобы слова были простые, понятные, а мелодия – приятная. Можно записать самые любимые песни на телефон и включать на улице или в машине. Но важно, чтобы родители тоже подпевали, объясняли значения слов, улыбались, были в хорошем расположении духа.
Позитивный настрой действительно очень важен. Чаще хвалите ребёнка за новое произнесённое слово, не жалейте объятий, поглаживайте по голове, целуйте, держите за руку. Кажется, что это всё мелочи, но из них создаётся эмоциональное единение ребёнка с родителями. Малыш становится уверенным, активным, хочет познавать окружающий мир и становится более общительным.
Советы эксперта по проблемам развития речи у ребёнка читайте в статье «Речь как основа совершенства: 10 вопросов к логопеду-дефектологу»
Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник
Захотела я написать такой пост.
Вот вы растите ребенка, замечательного карапуза, суперского мальчика или красавицу-дочку. И вот ребенку 2-3 года, а малыш плохо говорит. Или не говорит совсем. Но в любом случае речь у вашего чада очевидно хуже, чем у сверстников.
Вы будете на эту тему разговаривать с подругами, соседками, фрэндами на блоге …
И вы обязательно услышите:
— Ничего! После 3 лет заговорит! Вот у моей соседки/знакомой/подруги … (ну и дальше позитивная история, как неговорящий ребенок в 3 года чуть не стал перерождением Пушкина).
— Да ладно! Я сама в 3 года не говорила. А у меня красный диплом и научная степень!
— Да не переживай! Мальчики позже начинают говорить.
— В 2,5 года рано говорить о задержке развития речи. Да что там этот невролог понаписала?
И так далее, и тому подобное.
Так вот. Это вредные советы и утешения.
Да, скорее всего у ребенка действительно лишь темповая задержка речи. И вы зря волнуетесь. Будет болтать так, что время его молчания будет вспоминаться, как лучшее.
Но всегда есть вероятность что не зря все это. Ведь при всех особенностях развития, начиная с ДЦП, заканчивая расстройство эмоционально-волевой сферы, чем раньше начнется работа по коррекции, тем лучше.
Я сейчас не говорю о том, что надо наводить панику и начинать двухлетнего ребенка пичкать неврологическими лекарствами «для развития речи». НЕТ! Надо просто держать руку на пульсе. А не зарыть голову в песок, ничего-не-вижу, ничего-не-знаю, мой-мальчик-самый-умный-и-замечательный.
А что делать стоит, если до 3-3,5 летнего возраста ребенка у вас появились подозрения на проблемы с речью? (Позже это уже становится обычно очевидным).
Это лично мои советы, как мамы детей с речевыми проблемами.
1. Получить консультацию невролога, логопеда. Может и проблемы-то нет. Я слышала случаи, когда чересчур мнительные мамы просили выписать «лекарства для речи» для своих детей с нормальным, пусть и не опережающим, развитием.
Не доверяете этому неврологу? Ищите другого!
А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).
2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.
3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.
4. В Москве опять же (насчет других городов не знаю) есть центры психолого-медико-социальной поддержки. Там бесплатно (обычно) консультирую психологи, неврологи, нейропсихологи, психоневрологи, проводятся дефектологические занятия.
5. Наблюдаем, занимаемся и … просто любим ребенка ) Но не закрываем глаза!
Для информации. Есть такое явление в психологии, как стадии принятия диагноза. Одна из первых — отторжение.
Нет, такого с нами не может случится.
Нет, это не про нашего ребенка, он же такой … (тут идут разные варианты, общительный, умный и пр.).
Застревание на этой стадии чревато потерей драгоценного для компенсации, реабилитации и коррекции времени.
И еще для информации. Если ничего не делать, задержка речевого развития (ЗРР) выливается в задержку психо-речевого развития (ЗПРР), так как чтобы нормально развиваться ребенку 3 лет и старше нужно использовать речь.
П.С. Этапы развития собственной речи ребенка можно, к примеру, посмотреть здесь.
Источник
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 1,5-2 мес.);
- лепета (с 4-5 мес.);
- лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
- первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник