К какому врачу обращаться при задержке развития речи у ребенка

Ребенку скоро 4 года, очень плохо разговаривает, словарный запас ограничивается десятком предложений. Какой врач занимается данной проблемой?

Марина Х.  ·  3 февраля 2019

6,0 K

Мы сталкивались с такой проблемой и помог нам не один врач, а сразу несколько. Начинали с невролога, он сделал назначения относительно медикаментозного лечения, потому что оно тоже необходимо в данной ситуации (нам назначали Пантогам), направил к психологу и логопеду, плюс занимались дома. В течении шести месяцев занимались по усиленной программе, под ее конец ребенок уже лепетал так, как будто проблем и не было.

Подскажите а по какой программе занимались ?

Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…

Есть несколько причин задержки речи у ребенка:
1. Ребенок не понимает, как говорить (как поставить язык, губы, какие движения производить).
2. Ребенок не понимает, что говорить (звуки, слоги, слова произносит, но не понимает их значения. Это как повторять за иностранцем непонятные слова).
3. Ребенок унаследовал особенность от родителей. Например, моя сестра не говорила… Читать далее

Центр развития речи «ЛОГОПЕДиЯ».
Основная задача — помощь детям с речевыми и п…

Прежде всего следует записаться на консультацию к опытному логопеду, который сможет поставить диагноз и составить план лечения. (www.logopedia.center)

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!

Не надо кормить ребенка таблетками, обратитесь к логопеду — может дать полезный совет или лучше провести курс занятий с ребенком.
Занимайтесь сами — говорите что-то ребенку, спрашивайте, в том числе спрашивайте то, на что ему дегко ответить (да, нет, мама, папа, баба)
Учите алфавит — у нас ребенок очень ленится говорить, а вот буквы выучил рано, буквы произносит, а… Читать далее

Понятно, что люди далеки от понимания термина ЗПР

Почему не разговаривает полуторагодовалый ребёнок?

Отсутсвие речи у полеторагодовалого ребенка скорее норма, в этот период только формируются коммуникативные функции и ребенок активно накапливает «пассивный» словарь. В этот период ребенок может общаться с помощью звуков и слогов, использовать простейшее звукоподражание : ма, ба, ка, буль-буль, га-га, ав, пи итд. Вообще процесс формирования речи у каждого ребенка индивидуален, главное, чтобы от месяца к месяцу количество слов и звуков в ребенка увеличивалось. Если вас все таки гложат опасения, то лучше обратиться либо к логопеду, либо к неврологу, данные специалисты смогут компетентно оценить развитие вашего ребенка по возрасту.

Прочитать ещё 4 ответа

Дизартрия у детей — что это?

Высшее образование с красным дипломом????. Мама 2 детей ????‍????‍????

ДИЗАРТРИЯ у детей – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (от полной невозможности говорить, до неразборчивой речи), возникающее в результате поражения ЦНС(центральной нервной системы). Это сложный диагноз, для его подтверждения нужно не только заключение педиатра, но и других врачей, таких как невролог, психиатр и логопед – дефектолог. Встречается дизартрия примерно у 6% детей. И 70 % из них, как правило, с ДЦП. Но в последнее время этот диагноз очень стремительно растёт, и увы детей всё больше и больше с дизартрией.

Для того чтобы говорить мы используем много мышц. К ним относятся мышцы лица, губ, языка и горла, а также мышцы для дыхания. Труднее говорить, когда эти мышцы слабы. Давайте определим признаки и симптомы дизартрии

ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ ДИЗАРТРИИ

Прочитать ещё 2 ответа

Если у ребенка осип голос, что может помочь?

Врач-педиатр, диетолог. Работаю в клинике Doc+. Стаж по педиатрии с 2009 года….  ·  health.yandex.ru

Осиплость голоса является симптомом ларингита (воспаление гортани), обычно сопровождается повышением температуры, может появиться «лающий кашель». У маленьких деток воспаление может приводить к отечности и вызывать тем самым достаточно сильное сужение гортани. Это может привести к нарушению дыхания (малышу тяжел вдохнуть). Формируется острое заболевание – стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп). Необходимо срочно вызвать скорую помощь. В качестве помощи таким деткам обычно проводят ингаляции с будесонидом (пульмикорт) для облегчения состояния.

Осиплость, не связанная с острым заболеванием, может быть связана с рефлюксной болезнью, когда кислое содержимое желудка забрасывается в пищевод и доходит до гортани. Частое раздражение ее может вызывать повреждение и появление осиплости. Рекомендуется консультация ЛОР врача и гастроэнтеролога.

Прочитать ещё 2 ответа

Каковы первые симптомы аутизма у детей?

Аутизм (или расстройства аутистического спектра) — это нарушение развития при котором у человека снижена способность эффективно обучаться в процессе социального взаимодействия. Есть множество навыков, которым дети учатся у своих родителей или у других людей, и которым детям с аутизмом научиться крайне затруднительно. Задержка или своеобразие развития этих навыков, в частности задержка в формировании речи, понимании речи, задержка и своеобразие формирования игры и других социальных и коммуникативных навыков – все это может являться симптомами аутизма, и не заметить их практически невозможно. Например, в возрасте полутора лет ребенок с аутизмом может плохо реагировать на обращения к нему, может как будто не слышать речь, у него может не появляться жестов или слов (обычно к полутора годам мы ожидаем как минимум 10-15 слов и большого количества жестов).

В возрасте двух лет у ребенка может по-прежнему быть отставание в развитии речи (может не быть слов и фраз, которые к двум годам уже должны появиться), но может быть и очень своеобразное развитие речи — ребенок может говорить не для общения (например, часто повторять услышанные им слова и фразы), испытывать сложности в том, чтобы побеседовать, рассказать что-то про себя. Часто в этом возрасте становятся заметными особенные игры — они могут быть очень однообразными (с повторением одних и тех же действий), могут быть очень необычными (например, ребенок может играть с телом и ощущениями, разглядывая источники света, прислушиваясь к определенным звукам и так далее). Для родителей детей в возрасте от 18 до 24 месяцев разработан специальный опросник М-chat, который может помочь выявить риски аутизма. Вы можете пройти тест здесь аутизм-тест.рф

У более старших детей можно заметить сложности в общении со сверстниками, когда они с одной стороны могут стремиться к общению, с другой — не уметь играть в общие игры, беседовать, подстраиваться под правила игр.

Поведение людей с расстройством аутистического спектра очень сильно отличается в зависимости от того, сколько им лет, какой у них уровень развития и уровень интеллекта, какую они получали и получают помощь, и как устроена вокруг них среда. Но вне зависимости от этого, все они будут иметь постоянные сложности в социальном взаимодействии и коммуникации, именно это будет важным для того, чтобы диагностировать аутизм (расстройство аутистического спектра).

Прочитать ещё 3 ответа

Источник

Захотела я написать такой пост.

Вот вы растите ребенка, замечательного карапуза, суперского мальчика или красавицу-дочку. И вот ребенку 2-3 года, а малыш плохо говорит. Или не говорит совсем. Но в любом случае речь у вашего чада очевидно хуже, чем у сверстников.

Вы будете на эту тему разговаривать с подругами, соседками, фрэндами на блоге …

И вы обязательно услышите:

Ничего! После 3 лет заговорит! Вот у моей соседки/знакомой/подруги … (ну и дальше позитивная история, как неговорящий ребенок в 3 года чуть не стал перерождением Пушкина).

Да ладно! Я сама в 3 года не говорила. А у меня красный диплом и научная степень!

— Да не переживай! Мальчики позже начинают говорить.

— В 2,5 года рано говорить о задержке развития речи. Да что там этот невролог понаписала?

И так далее, и тому подобное.

Так вот. Это вредные советы и утешения.

Да, скорее всего у ребенка действительно лишь темповая задержка речи. И вы зря волнуетесь. Будет болтать так, что время его молчания будет вспоминаться, как лучшее.

Но всегда есть вероятность что не зря все это. Ведь при всех особенностях развития, начиная с ДЦП, заканчивая расстройство эмоционально-волевой сферы, чем раньше начнется работа по коррекции, тем лучше.

Я сейчас не говорю о том, что надо наводить панику и начинать двухлетнего ребенка пичкать неврологическими лекарствами «для развития речи». НЕТ! Надо просто держать руку на пульсе. А не зарыть голову в песок, ничего-не-вижу, ничего-не-знаю, мой-мальчик-самый-умный-и-замечательный.

А что делать стоит, если до 3-3,5 летнего возраста ребенка у вас появились подозрения на проблемы с речью? (Позже это уже становится обычно очевидным).

Это лично мои советы, как мамы детей с речевыми проблемами.

1. Получить консультацию невролога, логопеда. Может и проблемы-то нет. Я слышала случаи, когда чересчур мнительные мамы просили выписать «лекарства для речи» для своих детей с нормальным, пусть и не опережающим, развитием.

Не доверяете этому неврологу? Ищите другого!

А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).

2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.

3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.

4. В Москве опять же (насчет других городов не знаю) есть центры психолого-медико-социальной поддержки. Там бесплатно (обычно) консультирую психологи, неврологи, нейропсихологи, психоневрологи, проводятся дефектологические занятия.

5. Наблюдаем, занимаемся и … просто любим ребенка ) Но не закрываем глаза!

Для информации. Есть такое явление в психологии, как стадии принятия диагноза. Одна из первых — отторжение.

Нет, такого с нами не может случится.

Нет, это не про нашего ребенка, он же такой … (тут идут разные варианты, общительный, умный и пр.).

Застревание на этой стадии чревато потерей драгоценного для компенсации, реабилитации и коррекции времени.

И еще для информации. Если ничего не делать, задержка речевого развития (ЗРР) выливается в задержку психо-речевого развития (ЗПРР), так как чтобы нормально развиваться ребенку 3 лет и старше нужно использовать речь.

П.С. Этапы развития собственной речи ребенка можно, к примеру, посмотреть здесь.

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник