К доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся

К доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся thumbnail
Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеЭтнопедагогика и этнопсихологиявопросы

31. Из перечисленного, для этнопедагогики значимо:
признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса

32. Из перечисленного, к автономной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся:
релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства
человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования

33. Из перечисленного, к вертикальной культурной трансмиссии относится:
культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям

34. Из перечисленного, к горизонтальной культурной трансмиссии относится:
традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками

35. Из перечисленного, к детскому фольклору не относятся:
литературные произведения, заученные наизусть в школе

36. Из перечисленного, к доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся:
ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения
ребенок слушается, чтобы избежать наказания

37. Из перечисленного, к задачам национальной школы в современных условиях относятся:
адаптация к условиям жизни в индустриальном и постиндустриальном обществе
обучение в системе ценностей этноса
приобщение к характерным для этноса обычаям, религии, обрядам, социально-этическим нормам, быту и т.п.
формирование чувства уважения к совместно проживающим и соседним народам, их языку и культуре

38. Из перечисленного, к заключительной стадии развития морального развития ребенка относятся:
формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью

39. Из перечисленного, к источникам, позволяющим судить о нормативных образах человека в разных культурах, относятся:
данные социологического опроса и анкетирования
мифологические, фольклорные и иные тексты
результаты психологического тестирования, психолого-педагогические исследования когнитивных процессов и психологии эмоций

40. Из перечисленного, к конвенциональной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся:
модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением
установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил

41. Из перечисленного, к опосредованной культурной трансмиссии относится:
обучение осуществляется в школах, вузах, у родственников, соседей

42. Из перечисленного, к основным измерениям воспитания детей в этнических культурах относятся:
заботливость
общая независимость
ответственность за порученное дело, за свое пропитание или домашние дела
послушание
психофизиологическое развитие
стремление к достижениям

43. Из перечисленного, к признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от другого этноса, относятся:
народное искусство
нормы поведения
обычаи
традиции
язык

44. Из перечисленного, к стадиям взаимодействия новаций и традиций относятся:
новации превращаются в традиции
традиции и новации смешиваются, образуя компромиссные формы
традиции и новации сосуществуют
традиции сопротивляются новациям

45. Из перечисленного, к факторам воспитания в народной педагогике относятся:
игра
природа
религия
труд

Источник

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеЭтнопедагогикавопросы

31. Из перечисленного, в обществах земледельцев и животноводов детей в воспитании ориентируют на:
ответственность
послушание

32. Из перечисленного, в обществах охотников и рыболовов детей в воспитании ориентируют на:
независимость
самостоятельность

33. Из перечисленного, в структуру национального характера входят:
национально-психологические особенности
национальное самосознание и сознание
привычки, чувства, вкусы, этнические и социальные стереотипы
склад ума и темперамент
традиции, обычаи, национальные ценности и представления этноса о добре и зле

34. Из перечисленного, в традиционной патриархальной семье отец выступает как:
кормилец
персонификация власти и высший дисциплинатор
пример для подражания

35. Из перечисленного, высокая зависимость коммуникации от контекста, характерная для многих восточных культур, проявляется в:
изобилие некатегоричных форм высказывания
подчеркнуто вежливый тон общения
расплывчатость и неконкретность речи

36. Из перечисленного, для высококонтекстных культур при общении значимы:
взгляды
жесты
мимика
прикосновения
пространственно-временная организация

37. Из перечисленного, для этнопедагогики значимо:
признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса

38. Из перечисленного, к автономной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся:
релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства
человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования

39. Из перечисленного, к вертикальной культурной трансмиссии относится:
культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям

40. Из перечисленного, к горизонтальной культурной трансмиссии относится:
традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками

41. Из перечисленного, к детскому фольклору не относятся:
литературные произведения, заученные наизусть в школе

42. Из перечисленного, к доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся:
ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения
ребенок слушается, чтобы избежать наказания

43. Из перечисленного, к задачам национальной школы в современных условиях относятся:
адаптация к условиям жизни в индустриальном и постиндустриальном обществах
обучение в системе ценностей этноса
приобщение к характерным для этноса обычаям, религии, обрядам, социально-этическим нормам, быту
формирование чувства уважения к совместно проживающим и соседним народам, их языку и культуре

44. Из перечисленного, к заключительной стадии развития морального развития ребенка относятся:
формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью

45. Из перечисленного, к источникам, позволяющим судить о нормативных образах человека в разных культурах:
данные социологического опроса и анкетирования
мифологические, фольклорные и иные тексты
результаты психологического тестирования, психолого-педагогические исследования когнитивных процессов и психологии эмоций

Источник

Цитата сообщения Беларусачка

Уровни нравственного развития личности (по Колбергу)

Уровни нравственного развития личности (по Л.Колбергу)

В процессе развития дети каким-то образом выучиваются отличать добро и зло, хорошие поступки от дурных, великодушие и эгоизм, сердечность и жестокость. Существует несколько теорий относительно того, как дети усваивают моральные нормы. И надо сказать, что единения авторов по этому вопросу не наблюдается. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря регулирующему воздействию со стороны взрослых, поощряющих или наказывающих детей за различные виды поведения – соответствующие или не соответствующие требованиям морали. Кроме того, важную роль играет подражание детей моделям поведения взрослых. Другие психологи считают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей. Существуют и другие теории. 

Одной из самых известных теорий нравственного развития является теория Лоуренса Колберга, которую он разработал в 80-е годы.

Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые, короткие рассказы нравственного характера. После прочтения рассказов испытуемые должны были ответить на некоторые вопросы. В каждом рассказе главный герой должен был решить нравственную проблему – дилемму. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования решений.

  Пример дилеммы:

Одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Только одно лекарство могло бы ее спасти. Это лекарство – препарат радия, который изобрел местный аптекарь. Изготовление лекарства стоило аптекарю очень дорого, но за готовое лекарство он запрашивал цену в 10-кратном размере превышающую стоимость затрат. Чтобы купить лекарство, нужно было заплатить 2000 долларов. Муж женщины, которого звали Хайнц, обойдя всех своих друзей и знакомых, сумел собрать 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он попросил аптекаря снизить цену или продать ему лекарство в кредит, потому что жена умирает и лекарство ей необходимо срочно. Но аптекарь ответил: «Нет. Я открыл это лекарство и хочу сделать на нем деньги». Муж женщины пришел в отчаяние. Ночью он взломал дверь и украл лекарство для жены».

Испытуемых спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превышающую себестоимость лекарства? Почему?», «Что хуже – позволить человеку умереть или украсть ради его спасения? Почему?».

Конечно, люди по-разному отвечали на поставленные вопросы.

Проанализировав их ответы, Колберг пришел к выводу, что в развитии моральных суждений можно выделить определенные стадии. По началу люди в своём развитии опираются на внешние критерии, а затем на личные критерии. Он выделил 3 основных уровня морального развития (преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный) и 6 стадий – по две стадии на каждом уровне.

Уровень 1. Основанный на наказании и поощрении. 4-10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются.

1-я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания.

2-я стадия – Opиентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды.

Уровень 2. Основанный на социальном согласии.10-13 лет. Придерживаются определенной условной роли и при  этом ориентируются на принципы других людей.

3-я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей (быть «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой»). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей.

4-я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины.

Уровень 3Постконвенциональный. 13 лет и >. Основанный на принципах. Истинная нравственность возможна только  на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев.

5-я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния.

6-я стадия –Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы. законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей.

Каждая последующая стадия основывается на предыдущей. Преобразует её и включает в себя. Люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны.

https://mypsychologysite.ru/index/urovni_nravstvenn…ija_lichnosti_po_kolbergu/0-24

Источник

Особый подход к анализу психо-возрастного развития был предпринятЛоренсом Колбергом (1927-1987), американским психологом, изучавший проблему развития личности с точки зрения становления ее морально-нравственных ценностей. Главный вопрос, который им ставился – выяснить, как происходит усвоение детьми различных нравственных суждений и действий, а также на каких этапах возрастного развития это происходит.

Колберг изучал оценки и суждения детей и взрослых по поводу различных жизненных ситуаций, проблем, норм и правил. На основании их анализа он выделил 3 уровня развития морально-нравственных суждений человека, отражающих эту сторону его развития.

1. Преконвенциональный (доморальный) уровень. Мораль­ность или аморальность суждений ребенка основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например, одобрение; плохо то, что причи­няет неудовольствие, например, наказание. Оценки детей опираются на авторитет и власть тех, кто эти правила установил. В качестве морально оправданного действия рассматривается такое, которое способствует удовлетворению потребностей индивида и потребностей других людей одновременно. Отношения между людьми строятся на обменной основе: «ты — мне, я – тебе».

2. Конвенциональный уровень (принимающий норму) развития моральных суждений до­стигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, неформальной группы… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в послед­ней инстанции. Закон выполняется ради того, чтобы получить одоб­рение или избежать наказания, а не в силу ценности закона как такового. Эти правила могут быть достаточно всеобщи, но не выработанные самим ребенком, они принимаются как норма той человеческой общно­сти, к которой ребенок себя относит.

3. Постконвенциональный (принципиальный или автономный) уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей. Этот уровень достигается далеко не всегда даже взрослыми людьми, но принципиально доступен начиная с подросткового возраста, а точнее — с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Этот уровень выра­ботки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую значимость и универсальность[15]. (Таков, например, нравственный императив: поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы он поступил с тобой).

В каждом из названных уровней развития моральных суждений выделяется несколько стадий, содержание которых представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Стадии развития моральных суждений по Колбергу[4]

Уровень Стадия Возраст
(в гг.)
Основание морального выбора Отношение человеку как к ценности
Преконвенциональный 0 — 2 Делаю то, что мне приятно ——
  2 – 3 Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания Человек ценен настолько, насколько ценны предметы, которыми он владеет
  4 – 7 Делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу «ты-мне, я-тебе» Ценность человека измеряется удовольствием, которое доставляет этот человек
Конвенциональный 7 – 10 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения и неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим» Ценность человека измеряется тем, насколько этот человек мне симпатизирует
  10 – 12 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения моих авторитетов и чувства вины перед ними, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Отношение к человеку как к неприкосновенной ценности с точки зрения морально-правовых и религиозных норм
Постконвенциональный 13 – 18 Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения Человек ценен по факту своего рождения и с точки зрения права каждого на жизнь
  После 18 Поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

Колберг придерживался строгой последовательности стадий, но не настаивал на их строгой привязке к определенному возрасту. Он полагал, что стадии морального развития присущи детям, воспитывающимся в условиях самых разных культур.

Однако некоторые ученые полагают, что дети, у которых не сложилась способность к гипотетико-дедуктивному мышлению не могут достигнуть второй (конвенциональной) стадии развития моральных суждений. Как известно, даже не все взрослые (по данным самого Колберга) дости­гают этой стадии, поэтому необходимо не одно исследование для изучения фактических и потенциальных возможностей личности в развитии морально-нравственной сферы.

Тем ценнее сегодня оказывается теория и периодизация Л.Колберга, являющаяся одной из немногих попыток психологического изучения генезиса нравственного развития личности.

Источник