Ю тамберг развитие интеллекта ребенка

Ю тамберг развитие интеллекта ребенка thumbnail

Издательство: У-Фактория, 2004

Разнообразные книжки с заданиями для развития интеллекта пользовались в нашем детстве необычайной популярностью, я имею в виду поколение 70-80-х годов. Библиотечки юных физиков, химиков, юных эрудитов… Информации, кроме программы «Время» было мало, и каждый искал ее сугубо у себя в голове. Развивали мышление, сообразительность. Логику и интуицию. В детских журналах самыми популярными были колонки с задачками и загадками. Сейчас трудно представить, что современный ребенок увлечется настоящими бумажными книжками с заданиями на интеллект. Он скорее пробежит тест в Интернете. Ничего толком не узнает, зато – быстро.

Формулирование определений – это прекрасный способ заставить ребенка думать. Сначала определения будут длинными, корявыми, неточными, это естественно. Не ругайте детей, а научите их делать проверку правильности данного определения. Проверкой на полноту сказанного определения является смысловая взаимозаменяемость правой и левой частей. Поменяйте местами определяемое и определяющее понятие. Определения: «Солнце – это раскаленный плазменный шар» и «Солнце – это звезда-карлик» не выдерживают такой проверки. Раскаленным плазменным  шаром может быть и шаровая молния, а звезд-карликов во Вселенной множество. Требуется либо сменить определяющее слово, либо уточнить (сузить) его значение. Формулировка «Солнце – основной источник энергии на Земле» — выдерживает проверку. Вторая проверка – это проверка на соразмерность: объемы определяемого и определяющего должны быть соизмеримы. Например, в определении «Духи – это жидкость с запахом» нарушен принцип соизмеримости. Под это определение попадают уксус, ацетон, пиво. Надо ограничить и уточнить объем определяющего слова. «Духи – это парфюмерная жидкость с приятным запахом, предназначенная для ароматизации и освежения».

Не увлечется – а кто же увлекать-то будет? Вестимо, родители. Книги-практикумы существуют, слава создателям, и в наше смутное время. К примеру, «Развитие интеллекта ребенка» Тамберга, предназначенная для занятий с ребенком школьного возраста. Из содержания: развитие оригинального мышления, логические задачи, тренинги, задачи на умение рассуждать. С этой книгой можно проводить увлекательные вечера в кругу семьи, взрослым тоже будет полезно проверить себя лишний раз.

Например, очень трудно дать полное определение понятию «человек». Франсуа Рабле, автор бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», дал знаменитое определение человека: «Животное, которое смеется». Писатель Ж.Кардан дал довольно обидное (увы!) определение человека – как существа, способного к обману и постоянно обманывающего себя и других. Известно и такое определение человека: «Единственное на Земле существо, которое разрушает мир». Платон дал такое определение: «Человек – это двуногое бесперое существо». Ибо действительно, только люди и птицы – двуногие существа, но люди еще и бесперые. Диоген общипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вот тебе твой человек!» Тогда Платон сделал добавку к своему определению: «…с мягкой мочкой уха».

Как научить ребенка сравнениям, поискам противоречий – все эти, казалось бы, заумные методики максимально расширяют кругозор: ребенок учится мыслить широко. Тренировать ум нужно с детства, а не с университета.

Не случайно говорят: все познается в сравнении. Действительно, сравнение – это второй после определения свойств и назначения предметов шаг в познании мира. Цель сравнения двойная – найти общие и разнящиеся свойства предметов. Чтобы сравнивать предметы, надо знать их свойства и иметь измерительный или сравнивающий прибор. Если надо сравнивать цвета, то нужен глаз, если звуки – ухо, если вес, то нужен посредник: весы, пружина, рычаг… Все ли свойства можно сравнивать? Если удастся найти критерии сравнения, то сравнивать можно все. Например, чем слон похож, а чем не похож на канарейку? Слон тоже не умеет кататься на велосипеде, тоже теплокровный, тоже может передвигаться… А чем не похож? Формой носа, размером, наличием бивней…

В книге приводятся задачи и игры для любого возраста – от семи лет до плюс бесконечности.

Упражнение 4. «На что похоже, или Цепочка сравнений». Возможны два варианта игры: с указанием и без указания признака сравнения. Игра запускается вопросом:

На что похожа, например, горошина?

Горошина похожа на маленький шарик.

На что похож шарик?

Шарик похож на мячик.

На что похож мячик?

Мячик похож на колобок, колобок похож на желтую дыню «колхозница», дыня похожа на солнце, солнце похоже на огненный шар, огненный шар похож на костер, костер на пожар…

Весьма интересна информация о ТРИЗЕ – науке о расширении сознания. Еще в школе нам говорили: наш мозг задействован на самую малую часть. Остальными частями мы просто не умеем пользоваться. Некоторым людям дано с рождения: так называемые гении, с трех лет умножающие многозначные числа в уме, всего лишь пользуются своими возможностями в полном объеме.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют общей теорией сильного мышления или общей теорией творчества. Главное отличие тризовского мышления от других образов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем – Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Как работает ТРИЗ, и как поверить в свои безграничные возможности? Тренировкой ума. В детстве, когда мысли еще не забиты многочисленными подробностями бытия, еще нет груза ответственности за прошлое и будущее – вот, когда нужно заниматься тренировкой в стиле ТРИЗ.

Расскажу одну индийскую притчу. Один мальчик рано лишился родителей. Его стала воспитывать тетка. Она была так добра к нему, так его жалела, что позволяла делать все без ограничений. Скоро мальчик стал капризным, а потом эгоистом и, наконец, убийцей. Перед казнью к нему подошла тетка, протянула руку, чтобы погладить, а племянник ее укусил и сказал: «Ты виновата, что я здесь». Нужны: и любовь, и прощение, и ум, и воспитание, и обучение, и запрещения, если они на пользу. Принцип «и – и» близок понятиям идеальности и многофункциональности: например, надо быть и здоровым, и счастливым, и смелым, и любимым, и умным, и учеником умного… При тризовском мышлении должны работать и левое и правое полушария, и память, и внимание, и воображение, и воля…

Все дети любят увлекательные истории – кто бы рассказывал. В книге Тамберга много задачек-историй и примеров на основе случаев из жизни.

Проиллюстрируем прием «предварительное действие» примерами.

1. Руаль Амундсен хорошо обдумал все этапы покорения Южного полюса. Он решил передвигаться на собаках – гренландских лайках, идеально приспособленных к суровым условиям Антарктиды. Он взял избыточное количество собак и на обратном пути кормил собак собаками. Не очень красиво, конечно… А отважный Роберт Скотт сделал неправильное предварительное действие: он решил двигаться на пони и на ненадежных аэросанях и погиб на обратном пути, достигнув Южного полюса на 33 дня позже Амундсена.

2. В одном курортном городе шайка картежников всех обыгрывала, хотя играли они по правилам и каждую игру начинали новой, нераспечатанной, только что купленной колодой. Однако один опытный и тоже матерый картежник догадался, в чем дело – все колоды карт в магазинах города были заранее краплеными.

Собачек жалко, но логика превыше всего. Сгладим впечатление позитивной собачьей историей.

У известного комедийного кинорежиссера Леонида Гайдая была умная собака по имени Рича. Гайдай частенько разыгрывал гостей с ее помощью. «Вы знаете, в сегодняшней «Советской культуре», если я не ошибаюсь, статья про меня. Эй, Рича, принеси-ка мне «Советскую культуру!» Собака приносила. «Нет», говорил Гайдай, бегло просматривая газету, «Это не здесь. А принеси-ка мне, Рича, «Советскую Россию». Собака приносила. Но и здесь нужной статьи не оказывалось. И тогда Гайдай посылал собаку за следующей газетой и так восемь раз! Гость к тому времени уже полностью терял дар речи. В чем секрет Гайдая?

Ответ: Гайдай научил собаку приносить только верхнюю газету из стопки. Если он посылал ее за газетой еще раз, Рича снова брала из стопки только верхнюю.

А вот пример сложной задачи, для ее решения нужно применить всю систему ТРИЗ: продумать предварительные действия, найти отличия и схожесть искомых предметов, сравнить и вывести максимально близкий к истине результат. Что характерно, собаки засветились и здесь.

В 1958 году состоялась первая экспедиция в ненаселенные районы Памира для поисков снежного человека. Решено было взять собаку, натасканную на поиск людей. Известно, что собака ищет по запаху, но где взять запах снежного человека, если он еще не найден? Как быть?

Ответ: сформулируем противоречие: собака должна понюхать запах снежного человека, чтобы его искать по этому запаху, но она не может этого сделать, так как ни сам снежный человек, ни его следы не обнаружены. Переберем приемы, может быть, они натолкнут на какую-нибудь хорошую идею. «Предварительное действие». Надо сделать, но какое? Что-то надо бы внести в систему. Но что? Запах. Носитель запаха. Но где его взять? Принцип однородности. Кто так же пахнет, как снежный человек? Кто в природе близок снежному человеку? Медведь? Но снежный человек – примат. Значит – обезьяна. Ага, «Копирование». Кто может быть копией снежного человека по запаху? Обезьяна. В экспедицию взяли герметичную коробочку с волосами обезьяны и давали их нюхать собаке перед поиском. Это была замечательная собака с редким «верховым» чутьем. Собака очень старалась, через две недели ежедневных бесплодных поисков собака заболела от стыда и отчаяния. Хозяин перестал с ней ходить на поиск. Но собака была не виновата, по всей вероятности, в районе поиска снежного человека не было, так как другие способы поиска тоже ничего не дали.

И тут собачку жаль. Может, снежный человек – не примат вовсе? И сидел за ближайшим кустом, пока собака сбивалась с ног и зарабатывала профессиональную депрессию в поисках супер-обезьяны. Итак, книжка – увлекательная, полезная, очень пригодится для внеклассных занятий со школьником. Насколько я помню, в У-Фактории выпускалось немало подобных книг, хороших помощников для педагогов, воспитателей, психологов и просто ответственных родителей.

Источник

Ю тамберг развитие интеллекта ребенка

Тамберг Ю.Г.

Тамберг Юрий Гергардович (1929) — участник творческого коллектива создателей сайта ТРИЗ-Интернет-Школа.

Родился в Ленинграде в 1929 году, имеет медаль «За оборону Ленинграда», окончил Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ) по специальности Высокочастотная техника. 30 лет работал в должностях от инженера до начальника отдела во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов (Ленинград).

Кандидат технических наук, с.н.с. Имеет 15 изобретений. Автор более 50 научных работ. С 1982 года работал заведующим кафедрой робототехники в Новгородском ИПК, преподавал, кроме робототехники, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), ЗРТС (Законы развития технических систем), РТВ (Развитие творческого воображения), ФСА (Функционально-стоимостной анализ), классические виды мышления.

С 1989 года по 2008 год доцент кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, Для учителей и воспитателей детских садов г.Великий Новгород и районных центров Новгородской области вел семинары: «Развитие качеств творческой личности на основе ТРИЗ», «Воспитание чести и совести», «Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ»… Организовал несколько опытно-экспериментальных площадок. Организовал и ведет Новгородскую школу ТРИЗ по трем специализациям: ТРИЗ-педагогика, классический ТРИЗ для инженеров, ТРИЗ бизнес и управление. Школа имеет очное и дистанционное отделения.

Составил более 50 методических пособий, написал книги по ТРИЗ — образованию: «Как научить ребенка думать» (о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.), «Развитие творческого мышления ребенка», «Развитие интеллекта ребенка», «Как сдавать экзамены», «Как научиться говорить комплименты», «Как развить чувство юмора», «Супружество как точная наука», «Интернет для абитуриентов», «Интеллектуальные игры в интеллигентной компании» и др. Участник всех съездов Международной Ассоциации ТРИЗ. Председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Член Совета РАТРИЗ.

ТРИЗ для дошколят

Сайт автора

Книги (5)

Зачем знать ТРИЗ

Теория Решения Изобретательских Задач – это наука о методах решения любых творческих задач и эффективная технология решения творческих задач.

Кроме ТРИЗ имеются и другие методы решения творческих задач, но ТРИЗ наиболее общая и эффективная.

ТРИЗ для дошколят

Ю тамберг развитие интеллекта ребенкаКак развить чувство юмора

Это веселая и одновременно серьезная книга.

В ней рассказывается о шутках и юморе, о том, как понимать юмор, как развить у себя и у детей чувство юмора, как научиться создавать шутки, юмор, комплименты, и вообще, как обрести радостное и светлое отношение к жизни.

В данном случае цель смеха и цель книги совпадают — доставить радость и пользу читателю, увеличить меру его счастья. В книге также рассказано, над чем можно смеяться, а над чем смеяться не следует, где и как рассказывать анекдоты. Приведены юмористические тесты и просто анекдоты, шутки, афоризмы.

Ю тамберг развитие интеллекта ребенкаРазвитие творческого мышления ребенка

Книга знакомит с основными видами мышления и способами решения творческих задач, которые разовьют ваши мыслительные способности и способности ваших детей, поможет подготовить детей к школе и сделать процесс обучения легким и приятным. В книге приведено около 200 развивающих задач, остроумных, не очень сложных, которые интересны и для взрослых, и для детей.

Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто интересуется вопросами развития мышления.

Ю тамберг развитие интеллекта ребенкаКак научиться говорить комплименты

Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам.

Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Комментарии читателей

Добавить отзыв

Источник

  • Развитие младенца (infant development) — Р. м. это область изучения младенчества в структуре жизненного пути чел. Такой широкий подход предполагает выявление и исслед. а) пренатальных факторов, б) природы младенческого развития как такового, в) влияний младенчества на последующую жизнь… …   Психологическая энциклопедия

  • развитие психическое — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие человека — – изменения, происходящие на протяжении жизненного цикла человека. С точки зрения ПСИХОЛОГИИ развития люди развиваются в четырех направлениях: когнитивном, социальном, лингвистическом и эмоциональном. Лингвистическое и когнитивное развитие… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Развитие в раннем детстве (early childhood development) — Детство это период в развитии человека между младенчеством и взрослостью, определяемый на уровне культуры и, в ист. перспективе, являющийся относительно поздней соц. структурой. Лишь в последние 400 лет или около того идея детства стала… …   Психологическая энциклопедия

  • Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… …   Психологическая энциклопедия

  • Символической функции развитие — (синонимы: развитие семиотической функции, знаковой функции) [греч. symbolon знак; лат. functio исполнение] появление и дальнейшее совершенствование способности ребенка к представлению (репрезентации) мира, собственных действий и переживаний с… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • культурное развитие — <…> у обезьяны мы находим зародыш трудовой деятельности, необходимую предпосылку для ее начала в виде развития руки и интеллекта, которые вместе приводят к употреблению орудий, но мы не может еще констатировать у нее предпосылки к… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. У. р. представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Формально-операциональный период развития интеллекта — (по Пиаже) [лат. formalis; operatio действие, дело; intellectus разумение, понимание] последний, завершающий период операционального развития, начинающийся с 11 12 лет и приводящий к состоянию «полного равновесия» в 14 16 лет, когда, по Пиаже,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • отклонения в психическом развитии ребенка — Категория. Неадекватное формирование психологического опыта. Специфика. Вызываются сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Источник

    Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
    перейдите по ссылке .

    Книжные памятники

    Пресса

    Версия для слабовидящих

    Войти

    • Коллекции

    • Новости

    • Электронные читальные залы

    • Информация для библиотек

    • Програмное обеспечение

    • Вопросы и ответы

    • Обратная связь

    • Форум

    Наше приложение

    Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Развитие интеллекта ребенка — Тамберг Ю. Г. — издание: 2002

    Тамберг Юрий Гергардович

    Тамберг Ю. Г.

    Доступна только бумажная версия документа

    189 с.

    Количество страниц

    2002

    Год издания

    Санкт-Петербург

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    Речь

    Серия

    Детская психология и психотерапия

    ISBN

    5-9268-0101-X

    ББК

    14.23, 74.102, Ю983.513.1, Ч491.71

    УДК

    373.2:159.955

    Язык

    Русский

    Еще

    Библиотека

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Источник