Этическое развитие ребенка дошкольного возраста

Этическое развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник

Антонина Мокроусова
Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста

Управление образования Администрации городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

«Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста»

Инновационный опыт работы Мокроусовой А. В.

старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 120»

Саранск, 2013 г.

«Под именем нравственности мы разумеем

не только внешние приличия, но и всю

внутреннюю основу побуждений человека»

Я. А. Коменский

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми и нуждается в ориентирах правильного поведения в обществе, которые постоянно развиваются — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личному взаимоотношению.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель: воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Актуальность и перспективность опыта

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Высокий уровень этических проявлений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этических представлений с самого раннего возраста.

Именно усвоение этических правил являются приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Соблюдение этических правил служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом и основой для развития полноценной личности.

Почему же возникла необходимость разработки проекта, направленного на этическое воспитание детей. Да, потому,что в настоящее время в нашем обществе очень заметна низкая культура поведения: люди невнимательны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.

Проблема этического воспитания связана с дефицитом воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры, неустойчивыми нравственными ориентирами.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.

От правильного воспитания зависит благополучие нашего общества в сфере окультуривания.

Поэтому и назрела необходимость в реализации выше указанного инновационного проекта.

Перед педагогическим коллективом дошкольногоучреждения была поставлена цель: сформировать целостную систему личностно-социального воспитания и образования дошкольников, позволяющую достигнуть повышения качества этического развития дошкольников.

Задачи:

1. Сформировать предметно-развивающую среду для обогащения разнообразной деятельности детей.

2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования этических представлений, знаний и умений у детей в совместной (взросло-детской) деятельности.

3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели этического воспитания и образования, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.

4. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить агрессивность, научить владеть навыками саморегуляции своего поведения.

5. Конретизировать содержание этических знаний для детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.

6. Совершенствовать коммуникативно-речевые умения, нравственно-этическую чистоту речи.

7. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в детском саду и семье.

8. Подготовить детей к адаптации в любой социальной среде.

9. Создать модель взаимодействия детей детского сада и семьи по этическому воспитанию детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта с целью формирования этических представлений у детей дошкольного возраста, в создании условий для воспитания у ребенка культуры поведения и общения, гуманного отношения по отношению к окружающему.

Концептуальной основой работы по этическому воспитанию в дошкольный период,определяется рядом причин:

1. Этические нормы поведения и общения еще не утратили своего значения.

2. Возрастные особенности детей способствуют познанию окружающего мира, человеческих отношений через разнообразные виды деятельности.

Реализация основныхконцептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизации, дифференциации, доступности, интегративности, принцип развивающего характера, принцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру.

Новизна опыта состоит в том, что он позволяет через проектную деятельность дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию этических чувств.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектная деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в познании этических представлений.

Работа в инновационном режиме охватывала все стороны деятельности учреждения, и нововведения касались каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Работа по реализации проекта проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как семейные гостиные, совместные выставки, совместное творчество детей и родителей.

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме способствовала:

— воспитанию начальных форм этической культуры детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять гуманные чувства, выработку первоначальных практических навыков;

— повышению уровня этического образования ребенка дошкольного возраста (совершенствование коммуникативно-речевых умений, нравственно-этической чистоты речи, исчезновение в поведении агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, появление положительных черт характера, готовность к адаптации в любой социальной среде).

— развитию нравственно-этического сознания и культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

— совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки педагогов;

— повышению социального статуса образовательного учреждения

по этическому развитию и воспитанию детей;

Инновационный проект обладает широким развивающим и воспитательным эффектом. А это значит, что помогает воспитать ребенка

мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, служащим добру и людям.

Литература

1. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, А. П. Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988

2. Рылеева Е. В. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире

людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет». М. «Гном- Пресс».1999.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р. С. Буре, М. В.Воробьева М: Просвещение, 2004

5. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.

6. Шипицина Л. М., О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С. -Пб. «Детство-Пресс». 1998.

7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре, М, «Просвещение», 1983.

8. Кондратьева А. С. Творческая игра. От рождения до десяти лет. М, «Педагогика-Пресс», 2005.

Источник

дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правилами обращения с игрушками.

Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся:

  • ? оценивать поступки с точки зрения нравственных норм;
  • ? подчинять свое поведение этим нормам;
  • ? испытывать этические переживания.

Стремясь овладеть этими правилами, дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердить то или иное правило, указать на его обязательность для всех.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Первоначально овладение правилами взаимоотношений происходит формально. И только под руководством взрослого, в результате опыта, получаемого детьми на практике, эти правила усваиваются.

Сначала ребенок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев (из книг четко видно, кто хороший, а кто плохой), исходя из эмоционального отношения глобально как хорошим или плохим.

Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, основываясь на взаимоотношениях персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и свое поведение. В простых ситуациях проявляется чувство долга, которое вырастает из чувства:

  • ? удивления, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок;
  • ? неловкости после неодобрения действий окружающими.

Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими

нормами является первым задатком произвольного поведения.

Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируется сочувствие, заботливость. Ребенок может помогать сверстникам, которым симпатизирует, проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче:

  • ? при соответствующих условиях в семье. Дети охотно подражают заботливым родителям, часто с ними общающимися;
  • ? объяснении, почему одни действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит к более раннему осознанию нравственного поведения.

На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений.

Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок должен быть лучшим, а для сверстников — «как все». Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет быть «как все», а с другой — «лучше, чем все». С одной стороны, дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой — хотят «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре.

Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка: притязания его на значимую роль и умение осознать возможность реализации этого притязания.

Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь.

? как стремление к самоутверждению среди людей. Ребенок фантазирует, выдумывает то, чего ему не хватает, хочет быть, как все, и даже лучше, чем все: «Мне подарили железную дорогу с поездом…» При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности честности как качества личности у него может развиваться лживость.

Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками.

?? Ситуация. Мама заметила, что в коробке печенья стало меньше. Она обратилась к сыну (5 лет) с вопросом: «Ты не знаешь кто брал из коробки печенье?».

> Дайте психологический анализ ситуации.

Решение. Во-первых, не нужно на видном месте выставлять коробки с печеньем. Это провоцирует ребенка. Во-вторых, не следует задавать ребенку провокационных вопросов, устраивать допросы и ставить ловушки. В-третьих, доктор X. Дж. Джайнет пишет: «Если мы заранее знаем ответ, то не нужно задавать вопросов. Лучше сказать прямо: „Ты съел печенье. Я просила тебя его не трогать. Ты очень меня огорчил, и я недовольна»».

3. Привычки нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.

Привычки нравственного поведения формируются с помощью упражнений. При этом нужно иметь в виду, что упражнение это не простое повторение действия. Воспитатель должен помочь ребенку после осуществления им действия осознать и скорректировать его для последующего выполнения.

4. Эмоциональное отношение к правилам поведения, т.е. следует обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанное с его поведением и деятельностью.

В нравственном развитии личности ребенка важна его совместная деятельность со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками: вместе переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т.д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает ребенка, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к нему.

Источник