Этапы речевого развития ребенка жинкин

Этапы речевого развития ребенка жинкин thumbnail

1. Базовым компонентом мышления является особый «язык интеллекта» – универсальный предметный код (УПК), который обладает доязыковыми и надъязыковыми свойствами.

2. Универсальный предметный код имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему функциональных единиц, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании субъекта (характеризуется образностью и схематичностью):

· УПК формируется у каждого человека в процессах предметно-практических взаимодействий с предметным миром.

· УПК является одинаковым для различных языковых культур, поскольку опирается на видотипичные особенности анатомо-физиологической организации органов чувств человека.

3. УПК – предметно-семантический «язык» представлений и понятий, на котором происходит формирование замысла высказывания (первичная запись личностного смысла), на основе которого в последующем может строиться определенные типы высказываний.

При этом внутренняя речь выступает в качестве средства организации взаимосвязей между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, между национальными языками в процессах перевода содержания сообщений с одного языка на другой.

4.3. Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте

4.3.1. Основные этапы речевого развития ребенка

Существуют данные о том, что в период внутриутробного развития будущий младенец может слышать доносящиеся извне звуки, интенсивностью от 80 дБ с частотностью около 300 Гц. На этом основании выдвигаются гипотезы о возможном раннем пассивном знакомстве ребенка со звуковым составом родного языка в период внутриутробного развития (Ушакова, 2011 – С. 330-331).

Вместе с тем, развитие речи это активное овладение ребенком после рождения способами использования предметно отнесенных языковых средств во взаимодействиях с другими людьми, а также в организации собственных предметно-практических и умственных действий.

Образцы способов использования языковых средств в организации различных коммуникативных и предметно-практических действий задают ребенку взрослые. При этом:

· Овладение языковыми средствами у разных детей происходит не одновременно и не равномерно.

· Одному функциональному уровню владения речью у разных детей могут соответствовать различные языковые средства, используемые различными способами.

В общении с ребенком речь родителей, как правило, характеризуется рядом особенностей. Используются упрощенные и короткие синтаксические конструкции. Наблюдается более высокий тон и более широкий диапазон интонаций с фиксированием эмоциональных отношений и логических ударений. Используется большое число уменьшительно-ласкательных суффиксов и «детская» лексика, которая отсутствует в общении взрослых. Наблюдается замедленность речи и большее количество пауз между словами. При этом родители чаще всего поправляют ребенка, когда он допускает семантические и логические ошибки; речевые грамматические ошибки поправляются реже.

Этапы речевого развития ребенка (по А.А. Леонтьеву):

1. Доречевой этап (первый год жизни)

1.1. Период гуления (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев). На протяжении периода наблюдаются фонации дослогового типа. При этом отсутствуют: а) коррелированность звуков с фонематической системой, характерной для определенного языка; б) артикуляционная локализованность и константность (стабильность произношения) звуков при их артикуляции ребенком – наблюдается большой случайный разброс артикуляций; в) релевантность звуков – соотнесенность артикуляций с определенными фонематическими (фонологическими) противопоставлениями, характерными для данного языка.

1.2. Период лепета (от 6 месяцев до 8 месяцев). Появляются слоговые фонации – артикуляционные особенности собственно речевых звуков (выделяются фонемы). Поток звуков распадается на слоговые кванты («протосогласные и протогласные») — формируется синтагматическая организация речи.

В 7-8 месяцев появляется эквивалент слова – «псевдослово» – в виде замкнутой последовательности слогов. Псевдослова обычно характеризуются: ударением на первом слоге, отсутствием четкой предметной отнесенности, функциональным выражением потребностного или оценочного отношения.

Около 8-9 месяцев у детей повышается избирательность к фонемам родного языка и снижается чувствительность к звукам чужих языков. При этом появляются первые предметно соотнесенные избирательные переключения внимания и действий по словесным указаниям взрослых.

1.2. Период модулированного лепета и овладения предметной отнесенностью слов (от 9 месяцев до12 месяцев). Наблюдается активное повторения слоговых фонем с разнообразными интонациями, воспроизведение интонационного рисунка фраз (интонемы), произносимых взрослыми (9-10 месяцев). Увеличивается количество предметно отнесенных слов, которые понятны ребенку в общении с взрослым.

2. Этап дограмматического освоения фонетики (от 11 месяцев до 1 года 7 месяцев)

Наблюдается овладение обобщенными звуковыми контурами слов и отдельными слогами. Как правило, девочки начинают активно «говорить» с 8-9 месяца, а мальчики с 11-12 месяца.

2.1. Период синтагматической фонетики (от 11 месяцев до 1 года 3 месяцев). Фонематический состав артикуляций начинает соотноситься со звуками определенного (родного) языка (релевантность). Появляется произвольность в произношении отдельных слов, но не отдельных звуков. Наблюдается унификация звукового облика слова; уподобление всех его согласных по месту их образования (дЕтити – ботики). При этом фонетическая вариативность из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата носит не столько функциональный характер, сколько физиологический.

Новыми словами разные дети могут овладевать преимущественно: а) на основе копирования интонационных особенностей речи взрослых и воспроизведения общего интонационного облика слов в ущерб роли в них отдельных фонем; б) на основе редукции слов к одному общему относительно отчетливо произносимому слогу.

2.2. Период парадигматической фонетики (от 1 года 3месяцев до 1 года 7 месяцев). Запас слов составляет до 20 и немного более единиц. Временно замедляется овладение новыми словами. Задействуются различные артикуляции для более точного отождествления слов, сходных по общему звуковому облику. Постепенно устраняется уподобление звуков по месту образования.

Усвоение новых слов часто происходит путем уподобления их готовой интонационной модели: «дорогая» (дейейЕйа) – Например, эта модель может быть использована для слов «батарея», «дерево» и др. Наблюдается фонематическое противопоставление: в начале слова произносятся звонкие согласные, в конце – глухие (Элен Велтен).

3. Этап начального освоения грамматики (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

3.1. Период конструктивной синтагматической грамматики (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Второй период бурного прироста словаря (до 300 слов и более). Наблюдается сочетание однословных предложений. Появляются первые двухсловные предложения без их грамматического оформления. Наблюдается лексемный синтаксис – активное создание ребенком двухсловных (немного позднее и трехсловных) линейных грамматических конструкций, не имеющих аналогов во «взрослой» речи. Постепенно появляются первые собственно грамматические противопоставления (мальчик маленький / играет).

3.2. Период парадигматической грамматики (от 2 лет до 3 лет). Наблюдается прирост словаря до 50 слов еженедельно. К 3 годам словарный запас достигает 1000 и более слов. Имена существительные составляют около 63%; глаголы около 23%; другие части речи около 14 %.С двух лет появляются вопрос «что это?» о названиях предметов. К возрасту 2,5 лет дети умеют: а) грамматически верно давать ответы на вопросы «где?», «что?», «кто?», «чей?»; б) затрудняются в ответах на вопросы «как?», «когда?», «почему?», «что делает?». В детской речи постепенно дифференцируются разные функции двухсловных предложений:

· Указание на предмет, наименование: мама там; здесь хлеб

· Просьба, приказание: еще пить; дай мишку

· Описание событий или ситуации: а) действующее лицо + действие: мама спать; папа идет…; б) действующее лицо + объект: мама суп; киска молоко; в) действие + объект: течет вода; идем на улицу; г) объект + признак: вода мокрая; кубик большой

· Определение качества: мама хорошая; машина большая

· Отрицание: а) отсутствие чего-либо: не мокро, нет мамы…; б) неприятие чего-либо: не есть; не играть в домик…; в) собственно отрицание: не девочка; не идет

· Указание принадлежности: мама чашка; моя машина

· Вопрос: папа где?..; кто пришел?.. и др.

На этапе начального освоения грамматики в речевых действиях ребенкав составе слов постепенно вычленяются отдельные морфемы. На этой основе создаются несуществующие словоформы и синтаксические сочетания слов. Наблюдается переход к фонологически определенной морфемике:

· Подпериод нефонологической морфемики – полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы, что проявляется в отсутствии согласования морфем в словах и предложениях.

· Подпериод фонологической морфемики – ориентировка на общую звуковую характеристику морфемы, без учета ее тонкого фонематического состава («два лефа», «аптексная машина»);

· Подпериод морфонологической морфемики – путем проб и ошибок ребенок находит границы вариантности слов и их грамматического согласования в высказываниях.

На этапе начального освоения грамматики наблюдаетсяпереход от ситуативной речи, не имеющей синтаксической связности, к элементам синтаксически связных, ситуативных высказываний (Слобин, 1976):

· Подпериод «телеграфной речи» – высказывания, в которых представлены только наиболее значимые и опускаются все второстепенные для передачи значения слова.

· Подпериод «стержневой грамматики». Появление двух функциональных классов слов: а) немногочисленные опорные слова, выступающие основой для образования множества двухсловных предложений, которые задают грамматическую конструкцию; б) открытый класс слов, которые дополняют опорные слова в составе детских высказываний и используются для модификации значения опорных слов).

· Подпериод появления относительно простых синтаксических форм, выполняющих разные функции: атрибуция, принадлежность, местоположение, объединение; отношение субъект-объект и другие.

· Подпериод появления иерархически строящихся конструкций, включающих группу сказуемого и группу подлежащего.

4. Этап овладения многословными и сложными предложениями (от 3-4 лет до 6 лет)

Наблюдается расцвет детского словотворчества на основе овладения различными моделями словообразования и стихийного их использования в речевых действиях.

В речи ребенка появляются простые распространенные предложения, а также сочинительные и подчинительные отношениями между простыми предложениями.

При благоприятных условиях общения с взрослыми ребенок овладевает приемами толкования слов с помощью других слов, что выступает одним из условий для последующего формирования понятийных форм мышления. К шести годам ребенком используется около 10 000 слов. При этом использование языка до 6-7 лет характеризуется рядом особенностей:

· Ориентированность на семантику высказываний при отсутствии ориентировки в формально-грамматических составляющих языка (эффекты стекла).

· Ограниченная осознанность формально-грамматических средств построения высказываний и способов их членения.

· Высокая ориентированность на непосредственные коммуникативные условия речи, на непосредственный ситуативный и мотивационный контекст, при слабой ориентированности в контекстах отвлеченных и надситуативных высказываний.

Источник

А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный (с момента рождения — до 1 года);

2-й — преддошколъный (от 1 года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

А.А. Леонтьев указывает, что выделенные им временные рамки последо-вательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам).

Подготовительный этап. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.

При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев объем лепетных слов расширяется, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

Таким образом, в младенческом возрасте ребенок еще не использует собственно языковых средств для выражения своих состояний и потребностей, первые слова появляются только к концу первого года жизни, поэтому данный этап в развитии речи ребенка принято называть доречевым или дословесным. Однако значение этого периода в речевом развитии ребенка очень велико. Именно в младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале имеют неречевой характер, но постепенно становятся все более членораздельными и начинают выражать все более разнообразное и сложное семантическое содержание. В младенчестве (и даже во внутриутробном периоде) проявляется и способность специфически реагировать на человеческую речь, возникает понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Таким образом, доречевым этот этап в развитии ребенка можно назвать лишь условно.

В преддошкольный этап расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

Папа, ди (папа, иди). Ма, да кх (мама, дай кису).

Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

а) механизм подражания словам окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года — 10-15 слов, к концу второго года — 30 слов, к трем годам — примерно 100 слов. Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей. Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий.

Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).

Показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений, и уже в 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди — идет — идем — не иду; кукла — кукле — куклу).

Таким образом, наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь. К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. Поэтому, если в 2,5-3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений — необходимо немедленно проконсультировать его у логопеда, проверить физиологический слух организовать коррекционные занятия.

Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после 3 лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот… который и т.д.):

— Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.

— Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.

— Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.

В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения.

В дошкольном возрасте происходит постепенное отделение речи от непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен к восприятию речи вне ситуации, теперь появляется потребность поделиться со взрослым впечатлениями, полученными вне контакта с ним, рассказать об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинается становление монологической речи, хотя поначалу связные высказывания дошкольника еще сохраняют черты ситуативности. В игровой деятельности совершенствуется и диалогическая речь дошкольников, которые с ее помощью планируют, согласуют свои действия, регулируют свои взаимоотношения во время игры. К концу дошкольного периода у детей отмечается в простейших формах ориентация на адресата речи при выборе слов и формулировании мыслей. Использование речи в новых функциях требует правильного фонетического, лексического и грамматического ее оформления.

В этот период завершается процесс овладения артикуляцией звуков: нормально развивающийся ребенок к пяти годам умеет произносить все звуки родного языка, воспроизводит слова различной слоговой структуры и звукового состава. Ошибки произносительного характера обычно встречаются в словах малоупотребительных, незнакомых детям (рабаратория — лаборатория). Неверное произношение слова дошкольником может быть обусловлено не столько недостатками фонематического восприятия или трудностью произношения, сколько стремлением осмыслить форму слова, придать звучанию мотивированность (надуванчик — одуванчик, пауктина — паутина).

Объем активного словаря дошкольника быстро растет и к 6-7 годам достигает 3,5-4 тысяч слов. Индивидуальные различия уже в этом возрасте могут быть значительными, и у отдельных детей в словаре может быть до 12 тысяч слов. Наблюдаются качественные изменения в словарном составе речи детей: возрастает доля слов с обобщенным значением, используются слова всех частей речи, слова употребляются более дифференцированно в соответствии с их значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Однако процесс развития словесных значений в этом возрасте не завершается, поэтому часто возникают ситуации непонимания ребенком слова, особенно если оно употреблено в переносном значении, и неверного словоупотребления в речи самого ребенка.

Дети дошкольного возраста используют в речи разнообразные типы предложений, в том числе и многие виды сложных, все грамматические формы. Продолжается усвоение системы словоизменения, и хотя в начале этого периода сохраняются ошибки в образовании форм слов, обусловленные незнанием нормативных вариантов (репов — реп, ружьи с ударением на последний слог — ружья, очистю — очищу, ободру — обдеру, цыпёй — цепью, жестей — жестче), постепенно ребенок начинает ориентироваться на норму.

Наиболее активны в речи ребенка дошкольного возраста процессы овладения словообразовательной системой русского языка. До трех лет отмечено лишь усвоение суффиксов субъективной оценки (уменьшительности, ласкательности, увеличительности), остальные словообразовательные средства усваиваются позже, и это ярко проявляется в самостоятельном образовании детьми слов по продуктивным словообразовательным моделям — словотворчестве: Слезай студа; Я не вижу, где на кофточке рваность; Твое целование колючее; Сгибчивая береза; Брызгучий кран; Сейчасные клоуны тоже вверх ногами ходят?

Элементарные языковые обобщения проявляются не только в самостоятельном словоизменении и словообразовании, но и в стремлении понять и дать логическое объяснение языковым фактам: дьякон — это дикий что ль человек?; услышав фамилию Ломоносов, сейчас же говорит как бы про себя: «Ломает носы». Дошкольник часто задает вопросы «Почему так называется (так говорят и т.п.)?».

В некоторых детских высказываниях проявляется осознание условности языкового знака, например, ни к кому не обращенное и сказанное без повода: «Черный-то хлеб не бывает. Черный хлеб — это коричневый. А называют черный». Дошкольник начинает сознательно относиться к речи окружающих, он способен заметить неправильности в речи другого: неверное произношение (Знаешь, как Юра говорит — скула вместо шкура. А он больше меня, ему шесть лет; неправильное или неудачное словоупотребление (Услышав выражение «толстый мост»: Толстый?! Это про людей так говорят — толстый, а про мост говорят широкий; Олечка, знаешь, как словарь называет? Букварь. Встречается и самокоррекция: Женя Гвоздев, спеша, сказал: «Продадуй» (продавай) и тотчас же: «Торгуй».

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком — играю с братиком; мамой были магазине — с мамой были в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск — это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.

Таким образом, к концу дошкольного периода ребенок практически овладевает родным языком, развернутой фразовой речью, его фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные дошкольнику темы. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

В школьный период продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится учебная деятельность. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии ребенка. В процессе обучения совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности.

Речь младшего школьника отличается от ситуативной речи дошкольника тем, что переходит постепенно в волевую сферу, становится произвольно регулируемой: ученику необходимо специально обдумывать, планировать свое высказывание, стараться понять обращенную к нему речь. Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие монологической речи, которая требует большей сосредоточенности говорящего (пишущего), хорошей предварительной подготовки, значительного волевого усилия. В школе ребенок впервые в своей жизни сталкивается с понятием языковой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта, жаргона, задумывается об уместности употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях.

В связи с овладением научными понятиями у младшего школьника интенсивно совершенствуется обобщающая функция речи. Это проявляется в том числе и в качественном изменении словаря ребенка: в нем значительно увеличивается доля абстрактных слов, которых практически не было в речи дошкольника. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает новыми для него видами речевой деятельности — чтением и письмом, а также книжными стилями речи, и прежде всего научным (учебно-научным подстилем). Под влиянием письменной речи происходит обогащение речи устной, ее лексического и синтаксического разнообразия, усложняется морфологическая структура слов и синтаксическая структура предложений, используемых ребенком. В этом процессе имеются и негативные моменты, в частности появление в речи учеников орфоэпических ошибок под влиянием графической формы слова. Однако становление письменной речи у младших школьников только начинается. Исследования показывают, что их самостоятельные письменные высказывания часто сохраняют черты, характерные для устной речи: ситуативность, сравнительно низкую лексическую вариативность, безатрибутивность. С началом обучения в школе процесс речевого развития ребенка становится управляемым. Большую роль в этом процессе играет, с одной стороны, изучение ребенком теории языка, которое создает базу для осознанного и правильного употребления языковых средств в речи, а с другой — практика речи, которая обеспечивает активизацию языковых средств, быстроту, точность и гибкость их выбора в зависимости от условий речи. М.Р. Львовым были выявлены основные тенденции развития речи учащихся, проявляющиеся в младшем школьном возрасте: рост объема и структурное усложнение единиц речи, выражающееся во все более частом употреблении крупных синтаксических конструкций, в увеличении внутренней сложности этих конструкций, а также в расширении сферы использования слов, имеющих сложный морфологический состав; рост разнообразия используемых языковых средств, выравнивание соотношений сопоставимых грамматических единиц.

Итак, развитие детской речи — это сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие — значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие — лишь частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка.

Источник