Этапы речевого развития ребенка эльконин

С кратким очерком «Развитие речи в дошкольном возрасте» Эльконин Д.Б. (1958 г.) можно ознакомиться на следующей странице.
«К концу дошкольного возраста в ней явственно начинают обозначаться как бы два этапа: первый — принятие решения и планирование, протекающие в речевой форме; второй — практическое выполнение принятого решения и плана.
Можно считать, что в дошкольном возрасте формируется новая функция речи, которую следует назвать интеллектуальной, т. е. планирующей и регулирующей практическое действие.»
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 3
Общая характеристика речи в дошкольном возрасте (Развитие форм и функций речи) 5
Развитие словаря и грамматического строя речи 31
Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте 85
P.S.
Рекомендуем:
— «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Эльконин Д.Б.// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20
— «Психология игры» Эльконин Д.– М.: Владос, 1999 г. — 360 с. (Серия «Сам себе психолог»)
В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.
— «Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского)» Эльконин Б.Д.— М.: Тривола, 1994. — 168 с.
— Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды
В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л. С. Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития. Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.
— Развитие речи в детском саду
В пособии представлена программа развития речи детей 2-7 лет и методические рекомендации по ее реализации в младших, средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений.
— Формирование и развитие связной речи у дошкольника
Пособие включает систему упражнений для обучения детей 4-6 лет навыкам рассказывания. В основу этой системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников.
— Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас
— Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
— Когда нужно обращаться к логопеду?
— «Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми» /Под ред. М. И. Лисиной; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985.— 208 с., ил.
Монография посвящена вопросам влияния общения детей со взрослыми на возникновение и развитие речи у ребенка в первые 7 лет жизни. Речь рассматривается как нанЗолее эффективное, емкое и обобщающее средство общения, появляющееся в онтогенезе позже других средств Материал сгруппирован по воз растным периодам развития речи ребенка, подготовительному, периоду возник новения активной речи, периоду развития речи
Для научных работников в области психологии и педагогики
Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. Проблемы и задачи исследования речи у детей 7
I Три функции речи
2. Этапы генезиса речи как средства общения 9
3. Подготовительный этап — довербальное развитие общения 13
4. Эг;ш возникновения речи 19
5. Этап развития речевого общения 27
Глава II. Избирательная реакция детей 1-го года жизни на звуки человеческого голоса 31
1 Суммарные различия в реакциях детей на звуки человеческого голоса и музыкального инструмента 35
2. Возрастная динамика в реакциях детей на две группы звуковых раздражителей 37
3. Возрастная динамика в реакциях детей па отдельные варианты звуковых раздражителей 51
Глава III. Чувствительность к фонематическим и звуковысотным слуховым раздражителям у детей раннего возраста 57
1 Скорость выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок 6З
2. Избирательность слуха детей к фонематическим и звуковысотным параметрам звуков 66 3. Сопоставление избирательности слуха и скорости выработки дифференцировок 67
4. Особенности поведения детей при выработке фонематических и звуковысотных дифференцировок 68
Глава IV. Некоторые особенности развития фонематического слуха в раннем возрасте 75
I Голосовая и речевая активность детей при игре со знакомыми предметами 79
2. Понимание детьми родной речи 82
3. Дифференциация фонем родного и чужого языков 84
4. Гипотеза о механизмах различения детьми фонем 95
Глава V. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей 99
1. Темпы и качественные особенности образования связи слова с предметом 103
2. Установление эмоционального контакта со взрослыми 106
3. Особенности поведения и ориентировочно-исследовательской деятельности детей при установлении связи слова с предметом 109
4. Восприятие и воспроизведение заданного звукового образца 111
5. Изменение потребности детей в общении со взрослыми 114
Глава VI. Роль слышимой речи взрослых в вербальном развитии детей раннего возраста 119
1. Развитие предречевых вокализаций и социального поведения детей 119
2. Влияние слышимой речи на развитие предречевых вокализаций у детей 125
3. Влияние прослушиваемой программы, присутствия взрослого и потребности в общении на развитие предречевых вокализаций у детей 1 года 3 мес 137
Глава VII. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей 145
1. Особенности поведения детей в отношении различных компонентов речевой ситуации 151
2. Этапы решения детьми речевой задачи 161
3. Особенности слов, усвоенных детьми в опытах 163
4. Поведение детей — не овладевших словом 167
Глава VIII. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослыми 173
1. Речь дошкольников с разным уровнем развития коммуникативной деятельности 177
2. Воспроизведение дошкольниками заданного текста 183
3. Изменение речи дошкольников в условиях экспериментального формирования содержания их потребности в общении 187
Заключение 191
Литература 198
— «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян — М.:Эксмо, 2008.- 68 с.
Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.
ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Источник
В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других — детства практически нет
6 периодов развития ребенка
Эту периодизацию разработал Даниил Борисович Эльконин. Эльконин разработал периодизацию детского развития еще когда был Советский Союз и подавляющее большинство детей в нее вписывались. Ключевое в периодизации — ведущая деятельность. Критерий отличия ведущий деятельности от не ведущей — не количественный. Ведущая деятельность ведет за собой развитие и является самой важной для развития. На каждом этапе — своя ведущая деятельность.
ВД обеспечивает прежде всего формирование новых образований в психике ребенка. Изменение в личностных моментах развития ребенка. И наконец, ВД на каждом этапе, внутри себя формирует новые формы деятельности, которые возможно потом, на следующем этапе станут ведущими. ВД — очень продуктивная реальность.
Всего Эльконин выделяет 6 периодов и 6 ВД. Но Эльконин настаивал на том, что это не для всех народов и не для всех времен.
В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других — детства практически нет (вспомним, стихотворение Некрасова «Однажды, в студеную, зимнюю пору…»).
© Magdalena Berny
Если мы возьмем европейски ориентированную культуру, не все дети от 0 до 18-ти лет не вписываются уже в ту периодизацию, о которой мы сейчас будем говорить.
Мы будем говорить о нас и наших детях. Об отдельных детях, которые пока еще вписываются в нашу периодизацию.
Младенчество (от 0 до 1 года)
Ведущая деятельность здесь это непосредственное эмоциональное общение со взрослым (по Эльконину). В рамках культурно-деятельностной психологии были и другие мнения (например, игра), но Эльконин доказал, что это именно общение, но не просто общение, а эмоциональное общение. И не просто со взрослыми, а с близкими взрослыми. Эльконин имеет в виду непосредственное эмоциональное общение помимо ухода.
Понятно, что значения слов ребенок не понимает.
Но интонации. Разнообразная речевая масса. Эльконин не просто так говорит, что такой именно тип общение в наибольшей степени развивает. Сама жизнь поставила эксперименты над детьми.
Эффект госпитализма: если дети помещены в детский дом и за ними хорошо ухаживают, но нет этого непосредственного общения. Эти дети отставали не только в своем психическом, но и в своем физическом развитии.
Эрик Эриксон (у него своя периодизация, но у него была периодизация пригодная для всех времен и народов) говорил о том, что именно формируется у младенца, когда взрослые окружают его таким общением: у ребенка возникает базовое доверие к миру, ощущение защищенности, того, что все закономерно в этом мире и чуть что — добрый взрослый придет на помощь.
Дальше между этапами происходит то, что у возрастных психологов называется словом «кризис». Не стоит рассматривать это как негативный момент. Например, кризис после первого периода — вполне себе легкий.
Раннее детство (от года до 3-х лет)
Ребенку становятся интересны манипуляции с предметами. Следующей ВД становится предметно-манипулятивная деятельность. И взрослый у ребенка оказывается уже на заднем плане.
Действительно, мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность ребенка.
Второй кризис (свойственный именно для нашей культуры): ребенок вырастает, научился пользоваться ложкой и тп. И вот, возникает кризис трех лет. Ребенок говорил о себе до этого в третьем лице («Маша пойдет гулять», «Петя бежит»). И вот, в один прекрасный день, ребенок, называя себя в первом лице, говорит то, что мама не ожидала услышать:
«А я — не хочу гулять!». Этот кризис называется по-разному: кризис упрямства, негативизма. Здесь только-только начинается присвоение ребенком социальных норм. Он обнаруживает, что есть какие-то правила. И поэтому, присвоение социальных норм начинается, как ни парадоксально, с их отрицания.
© Magdalena Berny
Дошкольный возраст (от 3-х лет до школы)
Этот кризис рано или поздно кончается, потому что ребенка помещают на хранение в детский сад. Наступает золотое время и для ребенка и для взрослых. ВД в этой деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Эта игра имеет некий сюжет, предполагающий участие нескольких людей. И игры очень хорошо отражают те ценности, которые господствуют в данное время, в данной культуре.
Раньше играли в партизанов. Потом — в бригаду и мафиозные структуры. Игры очень хорошо отражают некие ценности, которые в семье происходят. И поэтому даже есть такой прием, когда возрастной психолог предлагает играть Маше в маму, а маме — в Машу.
У игры есть три важные функции:
Первая — игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.
Вторая функция — он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.
Третья функция — именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать,
иначе игры не будет.
В книге «Психология игры» — приведен пример реальной игры в прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми — Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой — три годика. И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя — зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее. В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.
Включите некое действие, которое ребенок не хочет выполнять в значимую для него деятельность, в игру. И все сразу изменится. (фильм «Джентельмены удачи» — «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно — ракета до обеда на землю не вернется…!»
Проводили исследование: одно и то же действие в одном случае проходит без сюжетно-ролевой игры, а в другом в контексте сюжетно-ролевой игры. Смысл действия — запомнить десять слов. В одном случае — просто запомнить. В другом — игра про сходить в магазин и принести десять предметов. В первом случае не обеспечена мотивация, а во втором — в игре — есть мотивация и есть смысл запомнить.
Еще одно исследование на проверку остроты зрения. Стоит ребенок в кабинете окулиста, мама где-то за дверью. Какой плакат показывают детям? Плакат с животными. Или кольца Ландольта (каждое кольцо имеет разрыв слева/справа, сверху/снизу). Вторая серия исследований — устраивается сюжетно-ролевая игра. Петя — директор автобазы. А доктор — диспетчер автобазы. И кольца это не кольца, а гаражи с воротами.
Ранний школьный возраст
Вообще-то, нормальный ребенок хочет идти в школу. Он не видит обязанностей, которые он будет выполнять, он видит кучу прав — портфель, идти куда-то наравне с мамой и папой. Ребенок, не осознавая своего подлинного мотива, выдает то, что говорили взрослые по поводу школы («в школе учатся» и тп). На самом деле, почему ребенок хочет идти в школу? Расширяются права и повышается социальный статус.
Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.
Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!
Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.
Кризис, возникающий у предыдущего возраста (дошкольного) связан с тем, что ребенок не готов к школе.
По Эльконину, готовность к школе формируется в период сюжетно-ролевой игры и это умение подчинять социальным нормам. Вначале, в три года, ребенок обнаруживает эти социальные нормы и им не подчиняется, присвоение начинается с отрицания. А к школе готовность определяется тем, насколько ребенок может произвольно управлять своей деятельностью.
Средний школьный возраст
Когда начинается подростковый возраст? В отдельных культурах подростковых кризисов не существует и в помине. По идее, кризисом называется перелом от младшего школьного возраста к среднему. Здесь тоже возникают очень важные условия для второго рождения личности. Мучительный процесс и не только для взрослых, но и для самого ребенка. Почему это происходит и появляется какая-то новизна. Дело в том, что это ведущая деятельность — интимно-личное общение со сверстником. Петя Иванов открывает для себя Васю Сидорова как очень интересного человека. И сложность этого периода в том, что именно в этом возрасте начинаются мощные биохимические процессы, в связи с половым созреванием. Это тоже накладывает. Но кризис он не имеет источником эти биохимические и психологические проблемы. Почему считается, что это не источник кризиса, а дополнительная трудность?
Маргарет Мид обратила внимание, что в каком-то племени индейцев абсолютно нет тех проблем, которые у нас возникают в связи с общением с подростками. Никаких проблем отцов и детей. Потому что в 12 и 13 лет девочка и мальчик уже муж и жена и уже ведут отдельную производственную деятельность и у них нет проблем отцов и детей, так как они не живут вместе.
Что произошло? В процессе учебной деятельности Петя воспринимал Васю как некую помеху и в процессе учебной деятельности, интимно-личностное общение возникает. Иногда возникают кризисы мировоззрения, потому что какое-то мировоззрение уже сформировалось.
У ребенка, в процессе воспитания выстраивается определенная ценностная структура и иерархия мотивов. Но дело в том, что ребенок оказывается в ситуации, когда ему кажется, что так как он смотрит на мир, смотрят на мир все. И это явление называется словом эгоцентризм. Это не эгоизм. Эгоцентризм открыл Жан Пиаже. Жан Пиаже, ровесник Выготского, крупнейший специалист в области психологии развития интеллекта. Он ввел в психологию понятие эгоцентризм и обнаружил, что вообще-то говоря, ребенок исходно занимает эту эгоцентрическую позицию и смотрит на мир со своей точки зрения. В этом смысле ребенок, рождаясь, еще субъективный идеалист и мир для него существует постольку, поскольку он его видит.
Например, девочка пяти лет говорит маме: «Сейчас сделаю темно!» и закрывает глаза. И она на полном серьезе считает, что погрузила мир в темноту.
Пиаже наблюдал собственных детей и обнаружил, что эгоцентризм это сложное образование. Существовать значит быть воспринимаемым и раз ребенок не видит предмет, значит его нет. Чуть позднее ребенка так не обманешь. Гальперин предложил назвать факты, которые наблюдал Пиаже — феноменами Пиаже.
У Пети может быть мотив: «Жить нужно честно». У Васи — другая ценность: «Не обманешь, не проживешь». Петя уверен, что все живут так, как он. Вася — также. И поэтому Петя очень удивляется, когда видит, что Вася живет не так, как он. Вася — соответственно.
Оба в последней эгоцентрической позиции и каждый думает, что все человечество так живет.
Контрольная работа. Петя делает все сам, много всего поправил. Вася — списал чистовой вариант. Петя, который писал сам, получает три «за грязь». Вася — пять. А у Пети возникает экзистенциальный вопрос, как дальше жить? Оказывается, что что-то не так. Вася и папа Васи и мама Васи живут на основании других вещей. Основное содержание кризиса — ребенок ищет собственный путь в этом осложнившемся мире. И это осложнение возникает в результате интимно-личностного общения со сверстниками.
Обычно ребенок, зная, что есть разные варианты, выбирает хотя и сам, но часто ту систему ценностей, которой придерживаются родители. Но родители не должны насиловать его. Он выбирает сам.
Старшие классы
Когда Эльконин делал свою периодизацию, только-только ввели систему среднего образования.
Кризис последнего перехода из детства. Перелом замечается родителями иногда позитивно, а иногда негативно.
Например, Маша. Не курила, не пила и не водила мальчиков. Маша — круглая отличница. И тут вдруг Маша съехала на тройки и четверки. Маша выбрала для себя дальше путь: у нее слишком мало сил, чтобы все одинаково хорошо делать. Она выбирает гуманитарный ВУЗ и зачем ей математика и физика? Маша находится в последней ведущей деятельности, под названием учебно-профессиональная деятельность. А бывает обратная картина. Петя все время ничего не делал. А тут, в последние классы взялся за ум и начал заниматься тем, чем раньше никогда не занимался. К концу подросткового периода ребенок выбирает профессию. И какую огромную роль играют в этом взрослые. Вообще-то говоря (и это идет от школы Выготского и Эльконина-Давыдова) огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет взрослый. Не обязательно близкий, может быть и авторитетный взрослый со стороны или литературный герой. опубликовано econet.ru
Автор: Елена Соколова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник