Этапы развития внд у ребенка

Этапы развития внд у ребенка thumbnail

В антенатальный период возможность выработки условных рефлексов не доказана. Даже у недоношенных детей условные рефлексы не вырабатываются в течение (примерно) срока недо­ношенности. Однако структура коры большого мозга достигает высокой дифференцировки уже к концу антенатального периода развития, что связано с ее интенсивным функционированием. За 2-3 мес до рождения плод, реагируя отчетливыми движениями на внезапное звуковое раздражение, при повторении звука постепен­но снижает двигательную реакцию, а затем и совершенно пре­кращает движения. Если же после этого дать другие раздражите­ли, в том числе и другие звуки, можно вновь наблюдать двига­тельную реакцию плода. Таким образом, во второй половине антенатального онтогенеза функции коры следует определять уже как ориентировочно-исследовательские, аналитические.

Неонатальный период (от рождения до 1 мес). К концу первой недели жизни у ребенка возникает условный рефлекс на время кормления. Так, при строгом режиме за 30 мин до кормления об­наруживаются лейкоцитоз и усиление газообмена, а затем ребе­нок просыпается. Мигательный условный рефлекс (условный раз­дражитель – яркий свет, безусловный – вибрация), двигательно-оборонительный на звук (безусловный стимул – электрокожное раздражение) также образуются в конце первой – начале второй недели жизни ребенка.

К концу второй недели жизни появляется условный сосатель­ный рефлекс на «положение кормления» (рефлекс Бехтерева -Шелованова). Условными раздражителями служат положение те­ла ребенка, типичное для кормления, а также тактильные, проприоцептивные и вестибулярные раздражения, которые возника­ют при предшествующем кормлению пеленании; подкреплением является кормление. Условный рефлекс проявляется в искатель­ных движениях головы, сосательных движениях и приоткрывании рта. К концу первого месяца жизни образуются условные рефлек­сы на обонятельные, вкусовые и звуковые раздражители; в начале второго месяца появляются условные рефлексы на кожно-тактильные раздражители, затем – на зрительные.

Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, выраба­тываются значительно труднее, чем в старшем возрасте ребенка. Внешнее безусловное торможение условных рефлексов проявляет­ся раньше, чем внутреннее (условное).

Грудной возраст (от 1 до 12 мес), У ребенка на 2-м месяце жизни возникает специфическая человеческая, социальная по сво­ей природе потребность общения со взрослым человеком. В этот период в связи с созреванием ЦНС и анализаторов, а также воз­действием внешней среды и окружающих ребенка лиц ВНД бурно развивается: быстро вырабатываются и становятся более проч­ными условные рефлексы, вырабатывается их внутреннее тормо­жение, появляются эмоции на окружающую обстановку и окру­жающих лиц, после 6 мес начинает развиваться речь.

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружаю­щей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предме­ты, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чув­ством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное раз­витие связано с речевым: чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

Познавательная деятельность в возрасте 1-3 лет. На 2-м году жизни она нерасторжимо связана с мышечными ощущениями, получаемыми в результате манипулирования с предметом. Мышле­ние ребенка на первых этапах формируется как «мышление в дей­ствии».

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Восприятие различных раздражителей, контакт с ок­ружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т.е. фор­мируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

В возрасте до 2-2,5 года ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко ис­пытывает чувство страха.

Поведение ребенка 2-го и 3-го годов жизни поражает бурной и настойчивой исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять. Ведущая роль принадлежит руке, поэтому необходимо обучение игровым навыкам (кубики, рисование), бытовым навы­кам (самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и др.). В связи с тем что проекция кисти руки занимает огромную площадь в коре больших полушарий, активность и точность работы мышц руки являются предпосылкой активиза­ции корковых центров.

Постепенно у ребенка вырабатывается система адекватных действий с различными предметами: на стул он садится, ложкой ест, из чашки пьет. Если действия ребенка с предметом ограничить, его познавательная деятельность оказывается обедненной, при этом задерживается в своем развитии и мышление.

На 3-м году жизни в психологическом плане наблюдается до­вольно сформированное чувство «Л». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собст­венный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к само­стоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и свое­волие значительно возрастают, если родители пытаются ограни­чить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде мо­гут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 3-5 лет совершенствуется условнорефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует развитию интеллекта. Для этого возраста типичны бурные проявления эмоции, которые, однако, имеют нестойкий характер, поэтому дан­ный период называется возрастом аффективности. Дети пытают­ся утвердить себя, выделить среди других детей, привлечь к себе внимание. В этом возрасте существенно изменяется характер ори­ентировочных реакций: раньше они стремились все потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?», «Как зовут?» и т.п. Форму предмета ребенок определяет уже «на глаз».

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных про­цессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Именно поэтому дети способны теперь сосредоточить внимание в течение 15-20 мин и более. Выработанные условнорефлекторные реакции менее поддаются внешнему торможению. Дети начинают читать, писать, рисовать, весьма активно познают внешний мир, окружающие предметы – стремятся всё разобрать, отвинтить, сломать, заглянуть «внутрь», по-прежнему задают много вопросов. Дети уже в состоя­нии управлять своим поведением на основе предварительной сло­весной инструкции. Они могут удерживать программу действий, состоящую из ряда двигательных операций. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируются при участии лобной коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологи­ческое созревание лобного отдела коры больших полушарий.

Слово в этом возрасте приобретает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека, одна­ко процесс обобщения пока опирается на главный признак пред­мета (например, мебель – это то, на чем сидят).

В возрасте от 5 до 7 лет повышается роль абстрактного мыш­ления. Если до сих пор главным было мышление в действии, то теперь начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. Семилетний малыш оценивает себя как важную личность, а собственную деятельность – как общест­венно значимую.

Младший школьный период девочек от 7 до 11 лет, у маль­чиков от 7 до 13 лет). У ребенка 7-8 лет уже хорошо развиты мо­торика и речь, он умеет тонко анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточных самокрити­ки и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связан­ные с недостаточной психологической подготовленностью ребен ка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеянны. Это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тща­тельное психоневрологическое обследование. Следует отметить, что начиная с 7-летнего возраста мальчики в созревании систем организма и развитии ВИД отстают от девочек примерно на 2 го­да. В этом возрасте основные нервные процессы (возбуждение и торможение)   обладают   значительной   силой,   подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого чело­века. Все виды внутреннего торможения развиты достаточно хо­рошо. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упро­чением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможе­ния,  устойчивостью  к  внешним  воздействиям,  более  быстрой концентрацией нервных процессов. Любой раздражитель первой сигнальной системы может быть увязан с раздражителем второй сигнальной   системы.    Обеспечивается   формирование   любого сложного условного рефлекса и условного (внутреннего) торможения.

Подростковый возраст мальчиков от 13 до 17 лет, у девочек от 11 до 15 лет). В этот критический период, который также назы­вают переходным (пубертатным), существенно изменяется условнорефлекторная деятельность подростков, а их поведение харак­теризуется явным преобладанием возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям и со­провождаются избыточными дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков), подоб­но тому как это было в раннем возрасте. Условное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает. Это объясняется по­вышенной возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса торможе­ния и как следствие иррадиацией возбуждения.

Скорость образования условных рефлексов на непосредствен­ные  (зрительные,  звуковые,  тактильные)  раздражители  теперь возрастает, в то время как процесс образования условных рефлек­сов на словесные сигналы затрудняется, т.е. наблюдается ослаб­ление значения второй сигнальной системы. Речь в подростковом возрасте отчетливо замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся очень лаконичными и стереотипными, словарь как бы обедняется. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ по какому-то поводу, необходимо задать ряд дополнительных во­просов. Стремление быть взрослым может проявляться в подра­жании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, лю­бовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовер­шенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость арте­риального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятиле­тия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубер­татном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

Перечисленные изменения объясняются гормональной пе­рестройкой организма (период полового созревания), ухудшением питания и снабжения головного мозга кислородом. Это происхо­дит вследствие того, что развитие сердечно-сосудистой системы отстает от роста тела; кроме того, повышение функций надпочеч­ников и других желез внутренней секреции приводит к повышен­ному содержанию адреналина в крови и, естественно, к сужению сосудов. Поэтому у подростков в переходном периоде отмечается быстрая утомляемость как при умственных, так и при физических нагрузках (головокружение, иногда одышка, часто – головная боль, усиление сердцебиения).

У девочек этот период проходит более тяжело, чем у мальчи­ков, у которых функциональные расстройства выражены слабее. По-видимому, эти различия объясняются большей двигательной активностью мальчиков, тренировкой сердечно-сосудистой сис­темы и ЦНС, что частично сглаживает указанные функциональ­ные нарушения.

Примерно в середине переходного периода у подростков на­блюдаются психическая неуравновешенность с резкими перехо­дами из одного состояния в другое – от эйфории к депрессии и наоборот, резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, аффективные состояния, чрезвычайная обидчивость; у девочек – склонность к слезам.

Период гормональной перестройки организма требует разум­ного отношения взрослых к подросткам. Конфликты между под­ростками и их родителями нередко возникают из-за недооценки особенностей ВНД в период полового созревания. Правильный, здоровый ритм, спокойная обстановка, доброжелательность, ин­тересные для подростков занятия, в том числе физическая культу­ра, являются хорошей профилактикой функциональных рас­стройств.

Постепенно начинает нивелироваться гормональный дисба­ланс, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, улучшаются условия деятельности ЦНС. Нейроны ста­новятся более зрелыми, увеличиваются синтез нуклеиновых ки­слот, метаболизм нервных клеток, возрастает роль лобных облас­тей коры, завершается специализация различных отделов коры большого мозга в восприятии и оценке информации, межполушарная интеграция, и, как следствие, оптимизируется ВНД. Уменьшаются латентные периоды реакций на словесные раздра­жители, усиливается внутреннее торможение. В возрасте 17-18 лет улучшается память, ВНД достигает своего совершенства, организм считается созревшим.

Источник

Низшая
и высшая нервная деятельность ребенка
формируются в результате морфофункционального
созревания всего нервного аппарата.
Нервная система, а вместе с ней и высшая
нервная деятельность у детей и подростков
достигают уровня взрослого человека
примерно к 20 годам. Весь сложный процесс
развития ВНД человека определяется как
наследственно, так и многими другими
биологическими и социальными факторами
внешней среды. Последние приобретают
ведущее значение в постнатальном
периоде, поэтому на семью и учебные
заведения ложится основная ответственность
за развитие интеллектуальных возможностей
человека.

ВНД
ребенка от рождения до 7 лет.
Ребенок
рождается с набором безусловных
рефлексов, рефлекторные дуги которых
начинают формироваться на 3-м месяце
внутриутробного развития. Тогда у плода
появляются первые сосательные и
дыхательные движения, а активное движение
плода наблюдается на 4-5-м месяце. К
моменту рожденияу
ребенка формируется большинство
врожденных рефлексов, которые обеспечивают
ему нормальное функционирование
вегетативной сферы.

Возможность
простых пищевых условных реакций
возникает уже на 1-2-е
сутки,
ак
концу первого месяца развития образуются
условные рефлексы с двигательного
анализатора и вестибулярного аппарата.

Со
2-го месяца жизни
образуются
слуховые, зрительные и тактильные
рефлексы, а к 5-му месяцу развития у
ребенка вырабатываются все основные
виды условного торможения. Большое
значение в совершенствовании
условно-рефлекторной деятельности
имеет обучение ребенка. Чем раньше
начато обучение, т. е. выработка условных
рефлексов, тем быстрее идет их формирование
впоследствии.

К
концу 1-го года развития
ребенок
относительно хорошо различает вкус
пищи, запахи, форму и цвет предметов,
различает голоса и лица. Значительно
совершенствуются движения, некоторые
дети начинают ходить. Ребенок пытается
произносить отдельные слова, и у него
формируются условные рефлексы на
словесные раздражители. Следовательно,
уже в конце первого года полным ходом
идет развитие второй сигнальной системы
и формируется ее совместная деятельность
с первой.

На
2-м году развития
ребенка
совершенствуются все виды условно-рефлекторной
деятельности, и продолжается формирование
второй сигнальной системы, значительно
увеличивается словарный запас;
раздражители или их комплексы начинают
вызывать словесные реакции. Уже у
двухгодовалого ребенка слова приобретают
сигнальное значение.

2-й
и 3-й год жизни
отличаются
живой ориентировочной и исследовательской
деятельностью. Этот возраст ребенка
характеризуется «предметным» характером
мышления, т. е. решающим значением
мышечных ощущений. Эта особенность в
значительной степени связана с
морфологическим созреванием мозга, так
как многие моторные корковые зоны и
зоны кожно-мышечной чувствительности
уже к 1-2 годам достигают достаточно
высокой функциональной полноценности.
Основным фактором, стимулирующим
созревание этих корковых зон, являются
мышечные сокращения и высокая двигательная
активность ребенка.

Период
до 3-х лет
характеризуется
также легкостью образования условных
рефлексов на самые различные раздражители.
Примечательной особенностью 2-3-летнего
ребенка является легкость выработки
динамических стереотипов – последовательных
цепей условно-рефлекторных актов,
осуществляющихся в строго определенном,
закрепленном во времени порядке.
Динамический стереотип это следствие
сложной системной реакции организма
на комплекс условных раздражителей
(условный рефлекс на время – прием пищи,
время сна и др.).

Возраст
от 3-х до 5-ти
лет
характеризуется дальнейшим развитием
речи и совершенствованием нервных
процессов (увеличивается их сила,
подвижность и уравновешенность), процессы
внутреннего торможения приобретают
доминирующее значение, но запаздывательное
торможение и условный тормоз вырабатываются
с трудом.

К
5-7
годам
еще
более повышается роль сигнальной системы
слов и дети начинают свободно говорить.
Это обусловлено тем, что только к семи
годам постнатального развития
функционально созревает материальный
субстрат второй сигнальной системы –
кора больших полушариев.

ВНД
детей от 7 до 18 лет.
Младший
школьный возраст

7 до 12 лет) – период относительно
«спокойного» развития ВНД. Сила процессов
торможения и возбуждения, их подвижность,
уравновешенность и взаимная индукция,
а также уменьшение силы внешнего
торможения обеспечивают возможности
широкого обучения ребенка. Но только
при обучении письму и чтению слово
становится предметом сознания ребенка,
все, более отдаляясь от связанных с ним
образов, предметов и действий.
Незначительное ухудшение процессов
ВНД наблюдается только в 1-м классе в
связи с процессами адаптации к школе.

Особое
значение для педагогов имеет подростковый

11-12 до 15-17 лет) период. В это время
нарушается уравновешенность нервных
процессов, большую силу приобретает
возбуждение, замедляется прирост
подвижности нервных процессов, значительно
ухудшается дифференцировка условных
раздражителей. Ослабляется деятельность
коры, а вместе с тем и второй сигнальной
системы. Все функциональные изменения
приводят к психической неуравновешенности
и конфликтности подростка.

Старший
школьный возраст
(15-18
лет) совпадает с окончательным
морфофункциональным созреванием всех
систем организма. Повышается роль
корковых процессов в регуляции психической
деятельности и функций второй сигнальной
системы. Все свойства нервных процессов
достигают уровня взрослого человека,
т. е. ВНД старших школьников становится
упорядоченной и гармоничной. Таким
образом, для нормального развития ВНД
на каждом отдельном этапе онтогенеза
необходимо создание оптимальных условий.

Типологические
особенности ВНД ребенка.
Н.И.Красногорский,
изучая ВНД ребенка на основе силы,
уравновешенности, подвижности нервных
процессов, взаимоотношений коры и
подкорковых образований, соотношения
между сигнальными системами, выделил
4 типа нервной деятельности в детском
возрасте.

  1. Сильный,
    уравновешенный, оптимально возбудимый,
    быстрый тип. Характеризуется быстрым
    образованием прочных условных рефлексов.
    Дети этого типа имеют хорошо развитую
    речь с богатым словарным запасом.

  2. Сильный,
    уравновешенный, медленный тип. У детей
    этого типа условные связи образуются
    медленнее и прочность их меньше. Дети
    этого типа быстро обучаются речи, только
    речь у них несколько замедленная.
    Активны и стойки при выполнении сложных
    заданий.

  3. Сильный,
    неуравновешенный, повышенно возбудимый,
    безудержный тип. Условные рефлексы у
    таких детей быстро угасают. Дети такого
    типа отличаются высокой эмоциональной
    возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь
    быстрая с отдельными выкрикиваниями.

  4. Слабый
    тип с пониженной возбудимостью. Условные
    рефлексы образуются медленно, неустойчивы,
    речь часто замедленная. Дети этого типа
    не переносят сильных и продолжительных
    раздражений, легко утомляются.

Существенные
различия основных свойств нервных
процессов у детей, относящихся к разным
типам, определяют их разные функциональные
возможности в процессе обучения и
воспитания, но пластичность клеток коры
больших полушарий, их приспособляемость
к меняющимся условиям среды является
морфофункциональной основой преобразования
типа ВНД. Так как пластичность нервных
структур особенно велика в период их
интенсивного развития, педагогические
воздействия, корригирующие типологические
особенности, особенно важно применять
в детском возрасте.

Источник