Этапы развития слуховой функции у ребенка

Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребен­ка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путём многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать кого ребенка, условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качест­ву (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков — от музыкальных тонов, а также раз­личение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже порожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспри­нимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже спо­собностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в к с ном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.

Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, спо­собность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.

Исследование слуха

Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха определяется порогом слуха для данной частоты, то практически исследование слуха заключается главным образом в определении порогов восприятия для звуков разной частоты.

1. Исследование слуха речью

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

2. Исследование слуха камертонами

Более точным методом является исследование слуха при помощи камертонов. Камертоны издают чистые тоны, причем высота тона (частота колебаний) для каждого камертона постоянна. В практике применяются обычно камертоны, настроенные на тон С (до) в разных октавах, включающие камертоны С,, С, с, cv c2, с3, с4, с5. Исследования слуха производятся обычно тремя (С128, С512, С2048 или С4096) или даже двумя (С128 и С2048) камертонами (СНОСКА: Для большей наглядности камертоны обозначаются буквой, соответствующей названию тона, издаваемого данным камертоном, и цифрой, показывающей число колебаний (С256, С1024 и т. л.) в секунду).

3. Исследование слуха при помощи современного аппарата — аудиометра

Аудиометр представляет собой генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Для исследования слуховой чувствительности при воздушной и костной проводимостях применяют два разных телефона, которые соответственно называют «воздушным» и «костным». Интенсивность звуковых колебаний может изменяться в очень больших пределах: от самой незначительной, лежащей ниже порога слухового восприятия, до 120—125 дБ (для звуков средней частоты). Высота издаваемых аудиометром звуков также может охватывать большой диапазон — от 50 до 12 000—15 000 Гц.

4. Исследование слуха у детей

Исследованию слуха у детей должно быть предпослано собирание кратких анамнестических сведений: течение раннего физического развития ребенка, речевое развитие, время и причины потери слуха, характер потери речи (одновременно с глухотой или через некоторое время, сразу или постепенно), условия воспитания ребенка.

В различные периоды жизни ребенка возникновение тугоухости и глухоты бывает связано с определенными типичными причинами, позволяющими выделить группы риска. Например: причины, влияющие на слуховую функцию плода в период беременности (врожденная тугоухость и глухота), — это токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропатия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности, прежде всего такие как краснуха, грипп, лечение ототоксическими препаратами. Часто глухота наступает при патологических родах — преждевременных, стремительных, затяжных с наложением щипцов, при кесаревом сечении, частичной отслойке плаценты и т. д. Для глухоты, наступающей в раннем неонатальном периоде, характерны гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития и т. д.

В грудном и раннем детском возрасте факторами риска являются перенесенный сепсис, лихорадочное состояние после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менинго-энцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, черепно-мозговые травмы, лечение ототоксическими препаратами и т.д. Влияет на врожденную глухоту и наследственность.

Большое значение для первоначального суждения о состоянии слуха у ребенка с подозрением на наследственную тугоухость имеет материнский анамнез:

· при опросе родителей ребенка в возрасте до 4 месяцев выясняется: пробуждают ли спящего неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли он или плачет; для этого же возраста характерным является так называемый рефлекс Моро. Он проявляется разведением и сведением рук (рефлекс обхватывания) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении;

· для ориентировочного выявления нарушений слуха используется врожденный сосательный рефлекс, который происходит в определенном ритме (так же, как и глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавливается матерью и свидетельствует о наличии слуха. Конечно, все эти ориентировочные рефлексы скорее определяются родителями. Однако эти рефлексы характеризуются быстрым угасанием, а это означает, что при частом повторении рефлекс может перестать воспроизводиться. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, т. е. уже определяет его локализацию. В 7 месяцев он дифференцирует определенные звуки, реагирует даже, если не видит источника. К 12 месяцам у ребенка начинаются попытки речевых ответов («гуление»).

Для исследования слуха детей в возрасте от 4—5 лет используются те же методы, что и для взрослых.

Патологии слуха

Патология слуха— это ослабление слуха с сохранившимся восприятием речи или полная глухота. К патологиям слуха относятся различные его нарушения, которые проявляются в систематическом нарушении восприятия звуков, и кончая полной утратой аудиальной системой способности реагировать на какие бы то ни было звуки.

Говоря о патологии органов слуха у детей, можно выделить несколько факторов ее развития.

Факторы, которые предшествуют развитию патологии слуха, условно делят на три группы.

К первой группе относят факторы развития наследственных заболеваний, которые нарушают слуховой аппарат человека в строении и способствуют развитию наследственной тугоухости. На долю первой группы факторов относят от 30 до 50% врождённой тугоухости и глухоты.

Вторая группа – это факторы внешнего и внутреннего характера, которые оказывают патологическое воздействие на развитее органа слуха у плода. В данном случае воздействие наследственных факторов исключается. Врожденная тугоухость составляет 27,7%.

Третий тип факторов, вызывающих тугоухость, оказывают воздействие уже после рождения.

Практика показывает, что патология органа слуха формируется при воздействии факторов в критические периоды развития после рождения и, как правило, в совокупности. Для матерей важно знать и помнить, что критическими считаются периоды в жизни ребёнка с 4 недели беременности до 5 лет жизни. В течение этого времени плод или ребёнок особенно чувствительны к воздействию патогенных факторов. На разных этапах развития патогенные факторы поражают различные участки органа слуха

Повреждения ухавстречаются в мирное и военное время, спорте и транспорте, на производстве, во время подвижных игр и т.д. Наиболее частыми повреждающими факторами являются механические, химические и термические. Особое место занимают чрезмерное акустическое воздействие, вибрации и перепады атмосферного давления, при этом возникают нарушения не только в среднем ухе, но и дегенеративные изменения в рецепторном аппарате внутреннего уха.

1). Механические повреждения уха, в частности, ушной раковины (ушиб, удар, укус и т.д.) характеризуются инфицированием органа, что может привести к воспалению надхрящницы (перихондриту) или воспалению хряща (хондриту) с последующим расплавлением хряща и деформацией ушной раковины.

Необходимо обработать рану 76% спиртовым раствором, раствором бриллиантовой зелени или йодом. В результате происходит быстрое заживление раны.

2). Отогематома (ушная кровяная опухоль) возникает при ушибе, длительном сдавлении или скручивании ушной раковины. В результате возникает кровоизлияние между хрящем и надхрящницей. При осмотре ушной раковины обнаруживается флюктуирующая припухлостьокруглой формы красного цвета с синюшным оттенком. Пальпация безболезненна.

Необходимо пострадавшегодоставить к врачу для оказания первой медицинской помощи.

3).Повреждения наружного слухового прохода могут локализоваться в кожно-перепончатой и костной частях, реже поражаются обе части прохода. Повреждения бывают непосредственными и косвенными. Непосредственные повреждения кожно-перепончатой части слухового прохода возникают при неумелых попытках удалить инородное тело, серную пробку или небрежной чистке уха. Косвенные повреждения костных стенок наружного слухового прохода встречаются редко, например, при падении на нижнюю челюсть, ударах в подбородок. Симптомы при данной патологии : незначительное кровотечение из уха, боль при жевании и открывании рта.

Необходимо больного с этой патологией доставить к врачу.

4). Повреждения барабанной перепонки бывают прямые и косвенные. Прямые:возникают при неумелой чистке ушей; попытках удалить инородное тело спичками, шпильками и случайных толчках при этих манипуляциях; бегу по кустарнику и т.д. Косвенные: встречаются при переломах основания черепа, проходящего линией разлома кости через барабанное кольцо; при внезапном сгущении или разрежении воздуха в наружном слуховом проходе (ударе по ушной раковине, падении ухом на водную поверхность при прыжках в воду).

В мирное время подобные повреждения встречаются при нарушении правил компрессии и декомпрессии у водолазов и кессонщиков, в военных условиях – в результате действия воздушной волны при взрывах.

Симптомы: внезапная резкая боль и шум в ухе, незначительное кровотечение из наружного слухового прохода, нарушение слуха.

Необходимо пострадавшему вставить в наружный слуховой проход ватный шарик и доставить в больницу.

5). Повреждения внутреннего уха прямые возникает при проникновении через барабанную перепонку, барабанную полость в преддверие острых предметов (шпилек, булавок, гвоздей), косвенные – при переломах основания черепа с повреждением крупных кровеносных сосудов. Нарушается слуховая и вестибулярная функция со стороны поражения. Кроме этого возможны грозные внутричерепные осложнения (менингит, энцефалит). Состояние крайне опасное для человека и в связи с этим необходима его госпитализация.

6). Переломы пирамиды височной кости возникают в результате ударов по лбу или затылку, падении на подбородок, при этом костные отломки не смещаются и сосуды травмируются в меньшей степени.

Необходимо госпитализировать пострадавшего.

7). Повреждение нервного аппарата улитки и полукружных каналов внутреннего уха возникает под вибрационным воздействием, баротравмой, акустической травмой и др. При сочетанном повреждении отделов внутреннего уха больной жалуется на шум и звон в ухе, снижение слуха, головокружение, нарушение равновесия, тошноту, рвоту.

Необходима госпитализация травмированного больного.

8). Термические и химические травмы уха возникают при воздействии высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т.д.

Ожоги дают 4 степени:

1 – эритема; 2 – отечность и образование пузырей; 3 – поверхностный некроз кожи; 4 – глубокий некроз, обугливание.

Обморожения выделены в 4 степени:

1 – припухлость и цианоз кожи; 2 – образование пузырей; 3 – некроз кожи и подкожной клетчатки; 4 – некроз кожи.

Необходима медицинская помощь.

9). Акустическая травма возникает при длительном воздействии на орган слуха очень сильных звуков (150-160 дБ). Выделяют острую и хроническую акустическую травму. Острая – возникает при кратковременном действии сверхсильных и высоких звуков, например свист, визг в ухо. При этом происходит кровоизлияние в улитку, смещение и набухание клеток кортиева органа. Как результат – страдает слух, появляется боль в ухе. Эти явления обратимы. Хроническая или шумовая травма (тугоухость ткачей, клепальщиков, пескоструйщиков и др.) – в основе возникновения лежит утомляющее действие звуков на орган слуха (фактор утомления) и приводит к атрофии кортиева органа.

10). Вибрационная травма вследствие вибрационных колебаний (сотрясений), производимых различными механизмами (инструменты, транспорт) приводящая к дегенеративным изменениям в улитке.

11). Баротравма отмечаетсяпри изменении атмосферного давления только в слуховом проходе (например, при форсированном продувании слуховой трубы) и из-за разницы давления в окружающей среде и одновременно в барабанной полости (например, при полете у летчиков, погружение водолазов). При этом страдает среднее и внутреннее ухо. Сочетание баро- и акустической травмы имеются при взрывах или выстрелах на близких расстояниях (детонация). В последнем случае действует механизм мгновенного повышения атмосферного давления и внезапного действия звука высокой частоты.

12). Инородные тела наружного уха. Чаще встречаются у детей, которые, играя, засовывают в ухо пуговицы, камушки, бумагу, фасоль и пр. У взрослых в наружный слуховой проход попадают обломки спичек, вата, бытовой мусор. Иногда, от собак и кошек – блохи. При инородных телах возникают неприятные ощущения в ухе, снижается слух. Наибольший дискомфорт вызывают блохи, которые при прыжках сильно ударяют задними лапками по барабанной перепонке, такой феномен описан как симптом «пушечной канонады» и заставляет мучительно страдать больных людей.

Необходимо при попадании горошины, фасоли, семечек несколько раз в сутки закапывать в ухо 70% раствор спирта, который приводит к дегидратации и значительному уменьшению биологических объектов, что позволяет в дальнейшем их удалить. При наличии насекомых в наружный слуховой проход закапывается жидкое масло, насекомое гибнет и его тело оттекает из уха вместе с маслом.

Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 2443; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9362 — | 7423 — или читать все…

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У человека зачаток слухового органа образуется на четвертой неделе развития зародыша в виде двух симметричных углублений эктодермы. Эти уг­лубления постепенно становятся шаро­образными и отделяются от наружной поверхности, превращаясь в слуховые пузырьки. В дальнейшем происходит дифференциация верхнего и нижнего отделов пузырьков: из верхнего отде­ла образуются зачатки полукружных каналов, а из нижнего — зачаток кана­ла улитки. Параллельно с развитием внутреннего уха (лабиринта) происхо­дит развитие зачатков среднего и на­ружного уха. В то время как внутреннее ухо образуется из наруж­ного зародышевого листка (эктодерма), среднее и наружное ухо раз­виваются из 1-й жаберной щели и ограничивающих ее 1-й и 2-й жа­берных дуг.

Закладка органов слуха происходит на первых 3-4 неделях развития плода, и поэтому очень важно уделять внимание профилактике нарушения слуха. Что входит в профилактику? Это правильный образ жизни не только во время беременности, но и до наступления беременности – отказ от вредных привычек, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, соблюдение режима дня и т.д. Будущая мама обязательно должна наблюдаться у гинеколога и соблюдать все его рекомендации. Необоснованный прием медицинских препаратов, вирусные заболевания, угроза выкидыша, преждевременные роды могут вызвать развитие тугоухости у ребенка.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека.Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Ребенок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутробной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20 – 22 недели беременности.

У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые слуховые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие – беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.

По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Новорожденный воспринимает весь звуковой поток, т.к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого – отсутствие восприятия тихих звуков (частичная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того, чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функции.

Ниже представлены основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни.

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Вздрагивает и мигает при резком звуке 10 дней
Успокаивается при сильном звуке 18 – 20 дней
Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика 1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну, то в другую (2 – 3 поисковых движения глазами).
Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор.
2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других 2,5 месяца
Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами.
Прислушивается к музыке.
Выделяет голос матери.
3 месяца
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами.
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет.
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора.
4 месяца
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого.
Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
5 месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса.
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа).
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.
Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его.
6 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука.
Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба», «ма-ма»)
7 месяцев
Интересуется предметами, произносящими звук 8 месяцев
Произносит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее были показаны взрослыми). 9 месяцев
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди».
Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете.
10 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши).
Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого
11 месяцев
Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.) 12 месяцев

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2947; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник