Этапы развития семьи и социализация ребенка

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Социализация личности ребёнка в семье»
2 слайд
Описание слайда:
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.
3 слайд
Описание слайда:
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
4 слайд
Описание слайда:
Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
5 слайд
Описание слайда:
Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
6 слайд
Описание слайда:
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
7 слайд
Описание слайда:
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
8 слайд
Описание слайда:
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
9 слайд
Описание слайда:
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.
10 слайд
Описание слайда:
Семья для ребенка — это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье: формируется чувство безопасности; дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром; учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям; родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения; психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
11 слайд
Описание слайда:
Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. Главная забота взрослых — правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка.
Курс профессиональной переподготовки
Социальный педагог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-818524
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Сущность семейной социализации ребенка
Одной из ключевых функций семьи в жизни ребенка является функция социализации. Она предполагает процесс постепенного освоения и осознания новых социальных установок и ценностей, принятие их, поскольку они являются общеобязательными. По мнению многих авторов, в более широком смысле социализация может длиться на протяжении всей жизни человека, но некоторые отмечают, что в узком смысле социализация может ограничиваться периодом взросления личности вплоть до достижения ею совершеннолетия.
Определение 1
Семейная социализация – это процесс постепенной подготовки человека к будущим социальным ролям (в том числе, к семейной роли), а также влияние со стороны семьи и ее членов на формирование психологически зрелой личности. Именно от отношений в собственной семье будут зависит отношения в семье человека, которую он потом будет выстраивать самостоятельно, будучи уже во взрослом возрасте.
Некоторые исследователи отмечают, что социализация детей практически во все времени считалась очень специфической функцией семьи, единственной в своем роде. Что касается других функций, то они были дополнительными, могли меняться под влиянием тех или иных внутренних или внешних условий и на протяжении многих веков. Особое влияние со стороны семьи ребенок испытывает в раннем возрасте, поскольку его психика более всего восприимчива и гибка, а значит ему легче воспринять совершенно новые ценности и реализовывать свои потребности.
Семья оказывает сильное социализирующее воздействие на личность человека посредством некоторых механизмов влияния:
- Эмоциональное влияние, отношение, которое родители проявляют к ребенку; отношения, которое демонстрируют супруги друг к другу;
- Нормативное влияние – привитие правил поведения в обществе, определение основных норм и ценностей, которыми в дальнейшей жизни будет пользоваться ребенок;
- Информационное влияние – совокупность информации и необходимых данных о явлениях и процессах, происходящих в жизни. На основе данного опыта человек в дальнейшем будет выстраивать свою жизнь.
Этапы социализации детей
Социализация ребенка в семье проходит несколько ключевых этапов, поэтому данный процесс нельзя однозначно назвать простым. Исследователями было доказано, что только по прохождению всех этапов социализации в рамках семьи ребенок может в дальнейшем адаптироваться к социальным условиям. В целом, процесс социализации предполагает две неравные по времени стадии, которые также отличаются друг от друга степенью интенсивности и продолжительностью.
Первый этап социализации человека – период активного становления индивида как полноценной личности в рамках родительской семьи и с учетом родительского воспитания. Таким образом, происходит развитие личности, начиная с момента рождения человека и до юношеского возраста. В целом, от этого этапа социализации ребенка зависит в дальнейшем его жизнь, восприятия общепринятых норм и ценностей, а также норм и ценностей, которые соответствуют семейному укладу. Если в семье ребенок не получил должного воспитания, то во взрослой жизни ему будет достаточно сложно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.
Второй этап социализации человека – это период развития уже сложившейся личности в ходе дальнейшего социального функционирования, но при создании уже своей собственной семьи. Этот этап охватывает период молодости до взросления (23-25 лет). В этот период человек начинает привыкать к самостоятельности, несет ответственность за свои поступки, примеряет на себя совершенно новые социальные роли и приобретает социальный статус, который может быть желаемым и достигаемым.
В целом семейный климат оказывает влияние на восприятие детьми семейных ролей, а также на желание в будущем обрести собственную семью и завести детей. Иногда человеку достаточно сложно завести отношения, поскольку в детстве, на неблагоприятном примере своих родителей он видел все стороны конфликтов и неприятия семьи и некоторых семейных ценностей. Взрослый человек выбирает себе спутника жизни по одному из критериев: например, того человека, с которым ему проще всего будет воспроизвести ситуацию, которая была не разрешена в детстве, вернуться к своим внутренним проблемам и конфликтам.
В целом, стандартный сценарий, который отражает процесс социализации в семье, выглядит следующим образом:
- Изначально дети получают в качестве образца модель отношений супругов, которая была продемонстрирована в родительской семье;
- Далее дети проигрывают отношения, выступая в различных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами, предоставляя им пример в поведении и примеряя на себя новые роли, которые могут как подходить им, так и быть совершенно чужими;
- На основе оценки сходства моделей семьи дети уже во взрослом возрасте выбирают себе нового партнера, с которым и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.
Замечание 1
Таким образом, от успешности социализации в рамках семьи зависит физическое и психологическое состояние ребенка.
Он может или благоприятно воспринимать самого себя, видеть свое будущее, собственную семью. Но если в рамках семьи изначально подавался неблагоприятный пример, то это приводит к тому, что во взрослой жизни человек перестает адекватно оценивать семейные отношения, воспринимает их негативно, перекладывая негативный опыт из прошлого на настоящие отношения. Отсутствие адекватной оценки не позволяет человеку в полной мере насладиться своей жизнью, поскольку страхи и риски будут постоянно преследовать его по жизни.
Семья – это важный источник ценностей и жизненных ориентиров, и воспроизводиться они должны непосредственно обоими супругами, чтобы в дальнейшем передавать их детям. Социализация в семье – один из ключевых этапов развития личности, и от ее организации зависит многое уже во взрослой жизни человека. Поэтому часто, если ребенок воспитывался в неполноценной семье, или в семье, где его преследовали конфликты, то он будет в меньшей степени доверять людям.
Источник
«Роль семьи в социализации ребенка на разных этапах развития. Совместная работа с родителями по социализации детей».
СЛАЙД 1.
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».
Вильгельм Гумбольдт.
СЛАЙД 2.
Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.
С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Прав был замечательный отечественный психолог Л.С. Выготский, когда подчёркивал, что вопреки существующим теориям, младенец – «существо максимально социальное». Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. СЛАЙД 3.
Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но важнейшим институтом социализации личности является семья.
Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и общества. СЛАЙД 4.
Школа обеспечивает ученику систематическое образование и воспитание, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.
Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
По своему статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка. СЛАЙД 5.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного процесса социализации, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Задача школы – заложить в ребёнке понимание того, что школа – определённая социальная ступень. Процесс социализации в школе должен продолжать процесс, начатый в семье. А это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.
В моей деятельности мне помогают все средства, которые направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. А формирование этих механизмов не возможно без воспитания.
Воспитание учащихся должно быть системным и продуманным, а также с участием в нём родителей. Свою воспитательную программу мы строим на основе экологического воспитания.
Принцип системности помогает соблюдать, программа Волчковой В.Н. и Степановой Н.В. «Экологическое воспитание». Основные формы занятий – беседы, викторины, игры. В программе дана тематика занятий. Воспитателями нашей группы была собрана папка – копилка с занятиями по предложенным темам.
Организуя работу с семьёй, мы уделяем серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях принципов гармоничного существования семьи. Совместно с родителями и классным руководителем формулируем единые принципы воспитания и стараемся придерживаться их.
- Каждый ребёнок должен быть любим.
- Ребёнку необходимо жить в атмосфере искренности и доброты.
- Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
- Традиции и обычаи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
- Демонстрация родителями своим детям собственной работоспособности и блага, связанные с ней.
- Культивирования в семье положительных привычек. (Занятия спортом, походы на природу, экскурсии). СЛАЙД 6.
Считаю, что большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя и воспитателей будет тогда, когда педагог будет давать возможность проявить инициативу родителям и поддержит их во всех начинаниях. В своей работе мы используем разнообразные формы взаимодействия с семьёй.
Но наиболее эффективной формой работы, которая не противоречит нашим принципам, считаю: коллективные дела. Ведь процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и педагога.
В первый год обучения мы проводили тренинг «Во что играют наши дети», на котором знакомили родителей в какие игры они могут поиграть с детьми по дороге в школу (В маршрутке, электричке), а также дома на досуге. Мы всегда призываем родителей проводить как можно больше времени с детьми в выходные. Даже совместный просмотр кинофильма объединяет. Т.к. наши родители удалены от школы мы не всегда имеем возможности проводить совместные праздники, но мы стремимся к этому. Делая поделку или рисунок вместе с ребенком, я считаю большим добрым делом. В прошлом году мы проводили занятие на тему «Моя малая Родина», с презентацией, где дети приносили фото, составляли рассказ, совместно с родителями, о своем любимом и родном месте, о своей семье. Знакомясь с увлечениями семьи, если таковые имеются, мы воспитываем чувства гордости ребёнка за свою семью. Родители помогают в подготовке, но не все. К сожалению, нам здесь есть над чем поработать….В первом полугодии мы провели консультацию для родителей «Роль семьи в становлении личности». Нашим родителям я всегда говорю, мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства ребенка. И на первом месте всегда будет СЕМЬЯ, даже издательский журнал называется «Семья и школа». Только в первом классе – главным может быть учитель, а дальше – семья. И это правильно!
К дню Матери мы рисовали свою семью по трафарету и разукрашивали. Осенью родители по моей просьбе привезли много природного материала и мы делали поделки с детьми.
СЛАЙД 7, 8
Я сама человек активный, люблю спорт и всегда интересуюсь какими видами спорта занимаются дети с родителями или самостоятельно. Недавно мы провели конкурс рисунка «Как я провел зимние каникулы».
Я считаю, что любой выход родителей с детьми на лыжах, коньках или санках поддерживает закон культивирования в семье положительных привычек, в том числе и занятие спортом.
СЛАЙД 9.
В этом году планируем провести спортивную игру вместе с родителями. При этом они тоже приобретают определённый социальный опыт и возможность им поделиться с товарищами.
СЛАЙД 10.
В наш век различных гаджетов я в начале этого учебного года я создала закрытую группу в контакте, для того, чтобы родители могли видеть нашу деятельность в школе во вторую половину дня, я выкладываю туда фото детей, а также могу общаться с родителями по любым вопросам касаемо детей. Но и здесь не все гладко, есть такие родители, которые не умеют обращаться с компьютером. Так что проблемы, как и у всех у нас есть, будем работать….СЛАЙД 11.
Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Выступление на педсовете
«Роль семьи в социализации ребенка на разных этапах развития. Совместная работа с родителями по социализации детей».
Подготовила воспитатель
Силина Э.Э.
2015 год
Источник