Этапы развития ребенка в стоматологии
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение Высшего образования
«Дагестанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра стоматологии детского возраста
Лекция (методическая разработка)
Для студентов 4 курса, специальность детская терапевтическая стоматология
ТЕМА:
Введение в терапевтическую стоматологию детского возраста. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования ребенка.
ЦЕЛЬ: (способствовать формированию системы теоретических знаний по детской терапевтической стоматологии).
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Периоды развития стоматологии детского возраста
2. Детская терапевтическая стоматология, ее разделы и задачи.
3. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов у детей.
4. Обследование детей в клинике стоматологии детского возраста. Заполнение медицинской документации.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: асс.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «____»
Зав. кафедрой_______________________________________(Ф. И.О.)
Детская стоматология наиболее молодая отрасль стоматологии.
Впервые в России бесплатную школьную зубоврачебную амбулаторию организовал в 1886 году Александр Карлович Лимберг, которого по праву можно назвать основоположником детского зубоврачевания. Он в первые разработал основу плановой санации полости рта у учащихся. В 20-30-е годы 20го столетия научно обосновал принципиально новый метод плановой санации полости рта у детей.
Однако детская стоматология, как отрасль стала активно развиваться в 60-х годах 20-го века.
В 1963 году была организована первая кафедра стоматологии детского возраста в ММСИ, которую возглавил Александр Александрович Колесов.
В 1968 году состоялся V-Всесоюзный съезд стоматологов, который целиком был посвящен вопросам детской стоматологии.
Огромный вклад в развитие детской стоматологии внесла , которая более 30 лет возглавляла каф. стоматологии детского возраста при ЦОЛИУв и была главным детским стоматологом страны.
В ДГМА кафедра стоматологии детского возраста была организована в 1985 году. Более 10 лет её возглавлял и внес большой вклад в развитие детской стоматологии в Дагестане Виктор васильевич Шварц.
Детская стоматология – специальность сложная и многокомпонентная.
Она включает детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, ортодонтию и детское протезирование.
Врач-стоматолог педиатр должен знать все её разделы и понимать их органическую взаимосвязь с учетом растущего и развивающего детского организма. Он должен иметь достаточные общепедиатрические знания для понимания закономерностей возникновения и развития основных стоматологических заболеваний у детей различного возраста.
«Ребенок-это не взрослый в миниатюре. Развитие органов ребенка отличается рядом особенностей в период как здоровья, так и болезни; в процессе развития детский организм претерпевает не только количественные но и качественные изменения» — указывал еще в 1847г., в своем труде «Педиятрика».
Детская терапевтическая стоматология занимается особенностями течения и лечения заболеваний твердых тканей зубов, парадонта и слизистой оболочки полости рта у детей.
Анатомно-физиологические особенности зубов у детей.
Под понятием детские зубы подразумеваются зубы молочного, сменного и постоянного прикуса у детей. Для детского врача стоматолога важное практическое значение приобретают анатомно-физиологические особенности строения зубов, имеющие отношения к течению кариозного процесса, распространению воспаления в пульпе и периодонте и те данные, которые имеются непосредственное отношение к лечению зубов.
Это в первую очередь признаки, отличающие молочные и постоянные зубы. Возрастные особенности строения эмали, детина, пульповой камеры и корней. Этапы и сроки развития корней молочных и постоянных зубов и естественно этому физиологические особенности коронковой и корневой пульпы и периодонтита в зубах с незаконченным развитием и сформировавшимся зубами.
Развитие зубов представляет весьма сложный процесс, начинающийся на 6-7 неделе внутриутробного развития плода и продолжающийся еще несколько лет после прорезывания зуба в полости рта.
Эмаль зуба образуется из эпителия эмалевого органа. Образование эмали (амелогенез) происходит в результате деятельности амелобластов и разделяется на 2 фазы: образование эмалевого матрикса и созревание эмали. Причем созревание эмали не заканчивается до прорезывания зуба, а продолжается еще определенное время после его прорезывания (вызревание эмали) в полости рта. Когда эмаль достигает своей окончательной толщины и обызвествляется, то роль эмалевого органа не является исполненной. Несмотря на то, что с возрастом кристаллическая решетка эмали уплотняется, у каждого человека в результате жевательной нагрузки происходит физиологическое стирание эмали т. е. слой эмали уменьшается.
Дентин и пульпа образуется из мезенхимы зубного сосочка.
В образовании и обызвествлении дентина участвуют клетки –одонтобласты. Деятельность одонтобластов продолжается и после прорезывания зубов, в результате чего с возрастом уменьшается размер пульповой камеры и просвет корневых каналов.
Развитие зуба можно наблюдать при помощи рентгена.
Зубные зачатки выглядят как просветление овальной формы с четкой компактной пластинкой, начинающиеся обызествление – в виде очастков затемнения. По R-грамме можно также наблюдать стадии формирования корней зубов и периодонта.
Важную роль в процессе развития и прорезывания зубов играет состояние нервной, эндокринной системы обменных процессов и т. д. Признаком правильного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности.
Молочные (временные) зубы отличаются от постоянных размером коронки (меньший), цветом (бело-голубой, а у постоянных – бело-желтый).
Толщина и степень минерализации твердых тканей молочных зубов и постоянных зубов с с несформированными корнями небольшая, поэтому они больше подвержены кариесу. Более того, у этих зубов слой дентина не только меньше, но дентинные канальцы значительно шире и короче, размер полости зуба (пульповая камера) больше, корневые каналы шире. В следствии этого, при возникновении кариозного процесса, микроорганизмы и продукты их распада достаточно быстро проникают в пульпу зуба, вызывая ее воспаление, иногда острое, сопровождающиеся болями, а чаще – незаметное, первично-хроническое течение.
Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста
Методика клинического обследования – это определенный алгоритм действий, который должен придерживаться врач при обследовании ребенка.
1.Знакомство с ребенком – установления взаимоотношений между маленьким пациентом и врачом.
У пациента с врачом должны установиться отношения доверия (контакт). У детей чувство боязни может быть связано как с неприятным личным опытом, так и с рассказами окружающих. Поэтому врач своей личностью, поведением (спокойным, доверительным, уверенным, доброжелательным, порой строгим) должен постараться снизить чувство страха.
2.Основные методы обследования: — опрос и осмотр
Опрос – должен быть целенаправленным. Жалобы больного могут быть самыми разнообразными: боль, эстетическая неудовлетворенность, кровоточивость десен, неприятный запах изо рта и т. д.
Самая частая жалоба-это боль. При этом необходимо выяснить характер боли, длительность, от чего возникает или усиливается, иррадиация боли, в какое время суток чаще возникает боль.
Далее необходимо выяснить развитие настоящего заболевания, общее состояние здоровья (наличие хронических стоматологических заболеваний печени, почек, лор-органов, заболеваний крови, нервно-психических заболеваний, эндокринных заболеваний, вирусный гепатит, туберкулез, СПИД)
Осмотр :
— Внешний осмотр: изучение осанки, осмотр лица, выявление вредных привычек, изучение функции дыхания, глотания, речи, смыкание губ.
— Состояние региональных лимфоузлов
Осмотр полости рта:
— Состояние губ и приротовой области
— Преддверие полости рта (глубина в N от 5 до 10 мм, величина и форма уздечек, тяжей)
— Состояние десневого края
— Состояние гигиены полости рта
— Форма зубных рядов и соотношения челюстей
— Состояние слизистой оболочки полости рта
— Состояние тканей зубов (гипоплазия, флюороз и т. д.)
— Состояние зубов, наличие кариозных, пломбированных и удаленных зубов.
Осмотр зубов производиться с помощью зеркала и зонда в определенном порядке — начиная с зубов верхней челюсти справа налево и на нижней челюсти слева направо.
Полученные данные заносятся в зубную формулу в виде условных обозначений (кариес – С, пломба – Р, зуб подлежащий удалению — У).
Молочные зубы обозначаются римскими цифрами, а постоянные арабскими.
В настоящее время для определения принадлежности зуба используется международная цифровая система обозначения зубов, предложенная Международной Организацией Стандартов (ISO). Согласно этой системе каждый зуб обозначают двумя цифрами, первая из которых определяет принадлежность зуба к одному из четырех квадрантов, а вторая – номер зуба в пределах данного квадранта. Квадранты обозначаются арабскими цифрами от 1 до 4 в постоянном прикусе и от 5 до 8 в молочном прикусе по часовой стрелке, начиная с верхней челюсти, справа. Зубы в пределах каждого квадранта обозначаются цифрами от одного до восьми (постоянные) и от одного до пяти (молочные) от средней линии в дистальном направлении; цифры должны произноситься раздельно. Например, обозначение постоянных клыков звучит так: один-три (13), два-три (23), три-три (33), четыре-три (43).
Дополнительные методы исследования при кариесе
1.Зондирование, перкуссия, пальпация
2. Температурные пробы
3.Определение гигиенического состояния полости рта (Г. И. по Федорову — Володкиной, Г. И. по Yrecn — Wermillion)
4. Витальное окрашивание (методика Боровского — Аксамит)
5.Оценка кислотоустойчивости эмали – ТЭР – тест (Окунеко, Косарева, 1983)
6. Определение скорости реминарализации – КОСРЭ-тест (Редникова, леонтьев, овруцкий, 1982)
7. Люминесцентное исследование
8.Электроодонтрометрия (ЭОД)
Электроодонтодиагностика (ЭОД) – метод оценки возбудимости чувствительных нервов зуба при их раздражении электрическим током. ЭОД позволяет предположительно оценить состояние пульпы зубов. Пульпа интактных здоровых зубов реагирует на силу тока в пределах 2-6 мкА. Для определения электровозбудимости зуба используют аппараты ОД-1, ОД –2М, ЭОМ-3, ИВН -1 и т. д. Исследование проводит врач вместе с ассистентом. Достоверность показаний во многом зависит от психоэмациональной настроенности пациента. Электроодонтодиагностика при кариесе у детей применяется редко. Электровозбудимость молочных зубов изучена недостаточно, что объясняется трудностями получения объективной информации у детей в возрасте 3-5ти лет. Электровозбудимость постоянных зубов варьирует: в период прорезывания, она понижена, по мере роста и формирования корней возбудимость повышается, достигая нормальных цифр к моменту окончания формирования корня. При кариесе чувствительность к электрическому току заметно не изменяется (2-6 мкА). При глубоком кариесе, особенно у детей с III степенью активности, отмечается понижение чувствительности пульпы зуба до 10 мкА. Наиболее чувствительными точками для размещения электрода является середина режущего края фронтальных зубов, вершина щечного бугорка премоляров и вершина переднего щечного бугорка моляров. В кариозных зубах показатели снимают со дна кариозной полости, очищенной от некротического распада. На сегодняшний день разработаны очень компактные аппараты для определения витальности (жизнеспособности) пульпы (например, тестер состояния пульпы «Digitest»). Они позволяют констатировать лишь два состояния пульпы: она живая (нормальная) или некротизирована.
ЭОД также, как и традиционная термодиагностика является относительным и субъективным методом дополнительного исследования.
Электрометрический способ диагностики кариеса () основан на способности пораженных кариесом твердых тканей зуба проводить электрический ток различной величины в зависимости от степени их поражения.
9. Рентгенография — при диагностике кариеса зубов у детей применяется значительно чаще, чем у взрослых, т. к. является наиболее достоверным методом при обследовании маленького пациента. К этому методу исследования прибегают при подозрении на образование кариозных полостей на апроксимальных поверхностях и при тесном расположении зубов, когда дефект твердых тканей недоступен осмотру и зондированию. По рентгенограмме можно судить глубине кариозной полости, о размерах пульповой камеры, о состоянии корней и тканей периодонта, что очень важно при проведении дифференциальной диагностики кариеса и его осложнений.
Рентгенографический метод исследования позволяет определить:
— состояние твердых тканей зуба (наличие скрытых полостей, трещин эмали);
— состояние корневых каналов (длина, ширина, степень прохождения, качество
пломбирования, стадия формирования корня, состояние ростковой зоны, стадия рассасывания корней молочных зубов);
— состояние околоверхушечных тканей и тканей пародонта (расширение периодонтальной щели, разрежение костной ткани);
— положение зубов;
— строение новообразований, секвестров, камней в слюнных железах;
— состояние височно-нижнечелюстных суставов.
В стоматологии используется рентгенография:
• Внутриротовая:
а) близкофокусная контактная;
б) контактная в прикус.
• Внеротовая:
а) панорамная;
б) ортопантомография;
в) томография;
г) контрастная рентгенография.
• Радиовизиография (цифровая рентгенография).
10.Метод индикации кариозного дентина. Кариозный дентин состоит из двух слоев. Первый слой (наружный) – инфицированный. Второй слой (внутренний) – неинфицированный, частично деминерализованный, способный к реминерализации. При лечении кариеса наружный слой необходимо удалить, внутренний – сохранить. Для индикации слоев используют препарат «Кариес детектор», представляющий собой 0,5% раствор основного фуксина или 1% раствор красного кислого в пропилегликоле. Тампон с красителем вводят в кариозную полость на 15 сек. При этом наружный, нежизнеспособный слой окрашивается, а внутренний – нет. Аналоги препарата: Caries Marker (Voco), Колор-тест №2 (Влад-Мива).
11. Лабороторные методы исследования
Данные, полученные при обследовании пациента, заносят в медицинскую карту стоматологического больного (уч. форма № 000/у) и на основании реальной стоматологической ситуации составляют план лечебных и профилактических мероприятий. Одной из немаловажных задач первичного осмотра является выработка у родителей ответственности за состояние здоровья полости рта своего ребенка. Необходимо отметить важность их участия в осуществлении программы лечебно –профилактических мер, в частности, в вопросах гигиены полости рта, соблюдения сроков посещений врача, контроля за выполнением назначений и многое другое. Только полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель – является залогом успеха лечения.
ВЫВОДЫ.
Детская терапевтическая стоматология занимается изучением особенностей клинического течения, лечение и профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки, а также заболеваний твердых тканей зубов некариозной природы). Стоматолог-педиатр должен знать все разделы детской стоматологии и понимать их органическую связь с учетом растущего и развивающего организма. Во время осмотра очень важно соблюдать определенную последовательность знать варианты нормы, с целью раннего выявления развивающейся патологии. Залогом успеха лечения маленького пациента является полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.
1. Где и когда была организована первая кафедра стоматологии детского возраста? Кто ее возглавил?
— в 1963г. В ММСИ
—
2. Какие признаки характерны для процесса прорезывания зубов в норме?
— парность, симметричность, последовательность и порядок в определенные сроки прорезывания
3.В какой последовательности осматривают зубные ряды?
— с верхней челюсти справа налево и далее на нижней челюсти слева направо
4. Какие клетки участвуют в образовании дентина?
-одонтобласты
5. Дайте понятие термину «Созревание эмали»
— окончательная минерализация эмали, происходящая в полости рта в присутствии ротовой жидкости
ЛИТЕРАТУРА.
1. Курякина стоматология детского возраста. М. «Медицинская книга», Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.
2., , Дьякова детского возраста М. «Медицина» 2003.
3.ак-Дональд, йвери. Стоматология детей и подростков. М. Медицинская информационное агентство. 2003.
4. Ткачук детского возраста. Практическое руководство. Ростов-на-Дону Феникс 2006.
5. , Страхова терапевтическая стоматология. Руководство к практическим занятиям. М. ГЭОТАР – Медиа 2012.
6. , и др. Кариес зубов: учебное пособие. М. ГЭОТАР – Медиа 2009.
Источник
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение Высшего образования
«Дагестанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра стоматологии детского возраста
Лекция (методическая разработка)
Для студентов 4 курса, специальность детская терапевтическая стоматология
ТЕМА:
Введение в терапевтическую стоматологию детского возраста. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования ребенка.
ЦЕЛЬ: (способствовать формированию системы теоретических знаний по детской терапевтической стоматологии).
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Периоды развития стоматологии детского возраста
2. Детская терапевтическая стоматология, ее разделы и задачи.
3. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов у детей.
4. Обследование детей в клинике стоматологии детского возраста. Заполнение медицинской документации.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: асс. Г.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «____»
Зав. кафедрой_______________________________________(Ф. И.О.)
Детская стоматология наиболее молодая отрасль стоматологии.
Впервые в России бесплатную школьную зубоврачебную амбулаторию организовал в 1886 году Александр Карлович Лимберг, которого по праву можно назвать основоположником детского зубоврачевания. Он в первые разработал основу плановой санации полости рта у учащихся. В 20-30-е годы 20го столетия Н. И. Агапов научно обосновал принципиально новый метод плановой санации полости рта у детей.
Однако детская стоматология, как отрасль стала активно развиваться в 60-х годах 20-го века.
В 1963 году была организована первая кафедра стоматологии детского возраста в ММСИ, которую возглавил Александр Александрович Колесов.
В 1968 году состоялся V-Всесоюзный съезд стоматологов, который целиком был посвящен вопросам детской стоматологии.
Огромный вклад в развитие детской стоматологии внесла Т. Ф. Виноградова, которая более 30 лет возглавляла каф. стоматологии детского возраста при ЦОЛИУв и была главным детским стоматологом страны.
В ДГМА кафедра стоматологии детского возраста была организована в 1985 году. Более 10 лет её возглавлял и внес большой вклад в развитие детской стоматологии в Дагестане Виктор васильевич Шварц.
Детская стоматология – специальность сложная и многокомпонентная.
Она включает детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, ортодонтию и детское протезирование.
Врач-стоматолог педиатр должен знать все её разделы и понимать их органическую взаимосвязь с учетом растущего и развивающего детского организма. Он должен иметь достаточные общепедиатрические знания для понимания закономерностей возникновения и развития основных стоматологических заболеваний у детей различного возраста.
«Ребенок-это не взрослый в миниатюре. Развитие органов ребенка отличается рядом особенностей в период как здоровья, так и болезни; в процессе развития детский организм претерпевает не только количественные но и качественные изменения» — указывал еще в 1847г., С. Ф. Хотовицкий в своем труде «Педиятрика».
Детская терапевтическая стоматология занимается особенностями течения и лечения заболеваний твердых тканей зубов, парадонта и слизистой оболочки полости рта у детей.
Анатомно-физиологические особенности зубов у детей.
Под понятием детские зубы подразумеваются зубы молочного, сменного и постоянного прикуса у детей. Для детского врача стоматолога важное практическое значение приобретают анатомно-физиологические особенности строения зубов, имеющие отношения к течению кариозного процесса, распространению воспаления в пульпе и периодонте и те данные, которые имеются непосредственное отношение к лечению зубов.
Это в первую очередь признаки, отличающие молочные и постоянные зубы. Возрастные особенности строения эмали, детина, пульповой камеры и корней. Этапы и сроки развития корней молочных и постоянных зубов и естественно этому физиологические особенности коронковой и корневой пульпы и периодонтита в зубах с незаконченным развитием и сформировавшимся зубами.
Развитие зубов представляет весьма сложный процесс, начинающийся на 6-7 неделе внутриутробного развития плода и продолжающийся еще несколько лет после прорезывания зуба в полости рта.
Эмаль зуба образуется из эпителия эмалевого органа. Образование эмали (амелогенез) происходит в результате деятельности амелобластов и разделяется на 2 фазы: образование эмалевого матрикса и созревание эмали. Причем созревание эмали не заканчивается до прорезывания зуба, а продолжается еще определенное время после его прорезывания (вызревание эмали) в полости рта. Когда эмаль достигает своей окончательной толщины и обызвествляется, то роль эмалевого органа не является исполненной. Несмотря на то, что с возрастом кристаллическая решетка эмали уплотняется, у каждого человека в результате жевательной нагрузки происходит физиологическое стирание эмали т. е. слой эмали уменьшается.
Дентин и пульпа образуется из мезенхимы зубного сосочка.
В образовании и обызвествлении дентина участвуют клетки –одонтобласты. Деятельность одонтобластов продолжается и после прорезывания зубов, в результате чего с возрастом уменьшается размер пульповой камеры и просвет корневых каналов.
Развитие зуба можно наблюдать при помощи рентгена.
Зубные зачатки выглядят как просветление овальной формы с четкой компактной пластинкой, начинающиеся обызествление – в виде очастков затемнения. По R-грамме можно также наблюдать стадии формирования корней зубов и периодонта.
Важную роль в процессе развития и прорезывания зубов играет состояние нервной, эндокринной системы обменных процессов и т. д. Признаком правильного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности.
Молочные (временные) зубы отличаются от постоянных размером коронки (меньший), цветом (бело-голубой, а у постоянных – бело-желтый).
Толщина и степень минерализации твердых тканей молочных зубов и постоянных зубов с с несформированными корнями небольшая, поэтому они больше подвержены кариесу. Более того, у этих зубов слой дентина не только меньше, но дентинные канальцы значительно шире и короче, размер полости зуба (пульповая камера) больше, корневые каналы шире. В следствии этого, при возникновении кариозного процесса, микроорганизмы и продукты их распада достаточно быстро проникают в пульпу зуба, вызывая ее воспаление, иногда острое, сопровождающиеся болями, а чаще – незаметное, первично-хроническое течение.
Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста
Методика клинического обследования – это определенный алгоритм действий, который должен придерживаться врач при обследовании ребенка.
1.Знакомство с ребенком – установления взаимоотношений между маленьким пациентом и врачом.
У пациента с врачом должны установиться отношения доверия (контакт). У детей чувство боязни может быть связано как с неприятным личным опытом, так и с рассказами окружающих. Поэтому врач своей личностью, поведением (спокойным, доверительным, уверенным, доброжелательным, порой строгим) должен постараться снизить чувство страха.
2.Основные методы обследования: — опрос и осмотр
Опрос – должен быть целенаправленным. Жалобы больного могут быть самыми разнообразными: боль, эстетическая неудовлетворенность, кровоточивость десен, неприятный запах изо рта и т. д.
Самая частая жалоба-это боль. При этом необходимо выяснить характер боли, длительность, от чего возникает или усиливается, иррадиация боли, в какое время суток чаще возникает боль.
Далее необходимо выяснить развитие настоящего заболевания, общее состояние здоровья (наличие хронических стоматологических заболеваний печени, почек, лор-органов, заболеваний крови, нервно-психических заболеваний, эндокринных заболеваний, вирусный гепатит, туберкулез, СПИД)
Осмотр :
— Внешний осмотр: изучение осанки, осмотр лица, выявление вредных привычек, изучение функции дыхания, глотания, речи, смыкание губ.
— Состояние региональных лимфоузлов
Осмотр полости рта:
— Состояние губ и приротовой области
— Преддверие полости рта (глубина в N от 5 до 10 мм, величина и форма уздечек, тяжей)
— Состояние десневого края
— Состояние гигиены полости рта
— Форма зубных рядов и соотношения челюстей
— Состояние слизистой оболочки полости рта
— Состояние тканей зубов (гипоплазия, флюороз и т. д.)
— Состояние зубов, наличие кариозных, пломбированных и удаленных зубов.
Осмотр зубов производиться с помощью зеркала и зонда в определенном порядке — начиная с зубов верхней челюсти справа налево и на нижней челюсти слева направо.
Полученные данные заносятся в зубную формулу в виде условных обозначений (кариес – С, пломба – Р, зуб подлежащий удалению — У).
Молочные зубы обозначаются римскими цифрами, а постоянные арабскими.
В настоящее время для определения принадлежности зуба используется международная цифровая система обозначения зубов, предложенная Международной Организацией Стандартов (ISO). Согласно этой системе каждый зуб обозначают двумя цифрами, первая из которых определяет принадлежность зуба к одному из четырех квадрантов, а вторая – номер зуба в пределах данного квадранта. Квадранты обозначаются арабскими цифрами от 1 до 4 в постоянном прикусе и от 5 до 8 в молочном прикусе по часовой стрелке, начиная с верхней челюсти, справа. Зубы в пределах каждого квадранта обозначаются цифрами от одного до восьми (постоянные) и от одного до пяти (молочные) от средней линии в дистальном направлении; цифры должны произноситься раздельно. Например, обозначение постоянных клыков звучит так: один-три (13), два-три (23), три-три (33), четыре-три (43).
Дополнительные методы исследования при кариесе
1.Зондирование, перкуссия, пальпация
2. Температурные пробы
3.Определение гигиенического состояния полости рта (Г. И. по Федорову — Володкиной, Г. И. по Yrecn — Wermillion)
4. Витальное окрашивание (методика Боровского — Аксамит)
5.Оценка кислотоустойчивости эмали – ТЭР – тест (Окунеко, Косарева, 1983)
6. Определение скорости реминарализации – КОСРЭ-тест (Редникова, леонтьев, овруцкий, 1982)
7. Люминесцентное исследование
8.Электроодонтрометрия (ЭОД)
Электроодонтодиагностика (ЭОД) – метод оценки возбудимости чувствительных нервов зуба при их раздражении электрическим током. ЭОД позволяет предположительно оценить состояние пульпы зубов. Пульпа интактных здоровых зубов реагирует на силу тока в пределах 2-6 мкА. Для определения электровозбудимости зуба используют аппараты ОД-1, ОД –2М, ЭОМ-3, ИВН -1 и т. д. Исследование проводит врач вместе с ассистентом. Достоверность показаний во многом зависит от психоэмациональной настроенности пациента. Электроодонтодиагностика при кариесе у детей применяется редко. Электровозбудимость молочных зубов изучена недостаточно, что объясняется трудностями получения объективной информации у детей в возрасте 3-5ти лет. Электровозбудимость постоянных зубов варьирует: в период прорезывания, она понижена, по мере роста и формирования корней возбудимость повышается, достигая нормальных цифр к моменту окончания формирования корня. При кариесе чувствительность к электрическому току заметно не изменяется (2-6 мкА). При глубоком кариесе, особенно у детей с III степенью активности, отмечается понижение чувствительности пульпы зуба до 10 мкА. Наиболее чувствительными точками для размещения электрода является середина режущего края фронтальных зубов, вершина щечного бугорка премоляров и вершина переднего щечного бугорка моляров. В кариозных зубах показатели снимают со дна кариозной полости, очищенной от некротического распада. На сегодняшний день разработаны очень компактные аппараты для определения витальности (жизнеспособности) пульпы (например, тестер состояния пульпы «Digitest»). Они позволяют констатировать лишь два состояния пульпы: она живая (нормальная) или некротизирована.
ЭОД также, как и традиционная термодиагностика является относительным и субъективным методом дополнительного исследования.
Электрометрический способ диагностики кариеса ( К.) основан на способности пораженных кариесом твердых тканей зуба проводить электрический ток различной величины в зависимости от степени их поражения.
9. Рентгенография — при диагностике кариеса зубов у детей применяется значительно чаще, чем у взрослых, т. к. является наиболее достоверным методом при обследовании маленького пациента. К этому методу исследования прибегают при подозрении на образование кариозных полостей на апроксимальных поверхностях и при тесном расположении зубов, когда дефект твердых тканей недоступен осмотру и зондированию. По рентгенограмме можно судить глубине кариозной полости, о размерах пульповой камеры, о состоянии корней и тканей периодонта, что очень важно при проведении дифференциальной диагностики кариеса и его осложнений.
Рентгенографический метод исследования позволяет определить:
— состояние твердых тканей зуба (наличие скрытых полостей, трещин эмали);
— состояние корневых каналов (длина, ширина, степень прохождения, качество
пломбирования, стадия формирования корня, состояние ростковой зоны, стадия рассасывания корней молочных зубов);
— состояние околоверхушечных тканей и тканей пародонта (расширение периодонтальной щели, разрежение костной ткани);
— положение зубов;
— строение новообразований, секвестров, камней в слюнных железах;
— состояние височно-нижнечелюстных суставов.
В стоматологии используется рентгенография:
• Внутриротовая:
а) близкофокусная контактная;
б) контактная в прикус.
• Внеротовая:
а) панорамная;
б) ортопантомография;
в) томография;
г) контрастная рентгенография.
• Радиовизиография (цифровая рентгенография).
10.Метод индикации кариозного дентина. Кариозный дентин состоит из двух слоев. Первый слой (наружный) – инфицированный. Второй слой (внутренний) – неинфицированный, частично деминерализованный, способный к реминерализации. При лечении кариеса наружный слой необходимо удалить, внутренний – сохранить. Для индикации слоев используют препарат «Кариес детектор», представляющий собой 0,5% раствор основного фуксина или 1% раствор красного кислого в пропилегликоле. Тампон с красителем вводят в кариозную полость на 15 сек. При этом наружный, нежизнеспособный слой окрашивается, а внутренний – нет. Аналоги препарата: Caries Marker (Voco), Колор-тест №2 (Влад-Мива).
11. Лабороторные методы исследования
Данные, полученные при обследовании пациента, заносят в медицинскую карту стоматологического больного (уч. форма № 000/у) и на основании реальной стоматологической ситуации составляют план лечебных и профилактических мероприятий. Одной из немаловажных задач первичного осмотра является выработка у родителей ответственности за состояние здоровья полости рта своего ребенка. Необходимо отметить важность их участия в осуществлении программы лечебно –профилактических мер, в частности, в вопросах гигиены полости рта, соблюдения сроков посещений врача, контроля за выполнением назначений и многое другое. Только полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель – является залогом успеха лечения.
ВЫВОДЫ.
Детская терапевтическая стоматология занимается изучением особенностей клинического течения, лечение и профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки, а также заболеваний твердых тканей зубов некариозной природы). Стоматолог-педиатр должен знать все разделы детской стоматологии и понимать их органическую связь с учетом растущего и развивающего организма. Во время осмотра очень важно соблюдать определенную последовательность знать варианты нормы, с целью раннего выявления развивающейся патологии. Залогом успеха лечения маленького пациента является полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.
1. Где и когда была организована первая кафедра стоматологии детского возраста? Кто ее возглавил?
— в 1963г. В ММСИ
— А. А.Колесов
2. Какие признаки характерны для процесса прорезывания зубов в норме?
— парность, симметричность, последовательность и порядок в определенные сроки прорезывания
3.В какой последовательности осматривают зубные ряды?
— с верхней челюсти справа налево и далее на нижней челюсти слева направо
4. Какие клетки участвуют в образовании дентина?
-одонтобласты
5. Дайте понятие термину «Созревание эмали»
— окончательная минерализация эмали, происходящая в полости рта в присутствии ротовой жидкости
ЛИТЕРАТУРА.
1. В. Терапевтическая стоматология детского возраста. М. «Медицинская книга», Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.
2. С., М., В. Стоматология детского возраста М. «Медицина» 2003.
3. Мак-Дональд, Эйвери. Стоматология детей и подростков. М. Медицинская информационное агентство. 2003.
4. Е. Стоматология детского возраста. Практическое руководство. Ростов-на-Дону Феникс 2006.
5. П., Ю. Детская терапевтическая стоматология. Руководство к практическим занятиям. М. ГЭОТАР – Медиа 2012.
6. М., В. и др. Кариес зубов: учебное пособие. М. ГЭОТАР – Медиа 2009.
Источник