Этапы развития ребенка в системе дополнительного образовании
Этапы развития системы дополнительного образования в России
Исследуя проблему организации дополнительного образования, Бруднов А.К. пришел к выводу, что недостаток литературы для дополнительного образования сложился во многом из-за перекосов в начальный период реформирования образования, когда вполне понятно стремление избавить школу от излишней идеологизации привело к другой крайности — отказу от целенаправленного воспитания подрастающего поколения. Обучение стало единственным значимым элементом образования. Сейчас многое делается для исправления этого положения. Министерство образования Российской федерации приняло ряд документов, в которых определены конкретные меры и показана первоочередность решения проблем, связанных с формирование гражданских, патриотических, нравственных качеств, развитием творческого потенциала личности современного школьника.
С 1992 года в РФ осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и воспитания в системе дополнительного образования. Необходимость этого процесса определилась рядом обстоятельств: во-первых, во всем мире усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации, во-вторых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как на специалиста, уступающий место взгляду с позиции культурно-исторической педагогики развития, в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом у детей и родителей.
В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, развивать у них их мотивацию к познанию и творчеству [30].
Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет определить, что педагогический потенциал дополнительного образования значителен. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства. Участие в различных видах деятельности способствует самореализации личности, стимулирует к творчеству. Период детства в целом характеризуется проявлением творческих способностей детей, поэтому поддержка и развитие творческих возможностей — одна из приоритетных задач дополнительного образования.
В сфере дополнительного образования на основе обязанности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие дополнительного образования в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Проблемный анализ концепции развития образовательной системы России позволяет отнести дополнительное образование к сфере наибольшего благоприятствования для становления личности ребенка. В традиции российской педагогики, по мнению А.С. Выготского, создавать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже самыми интересными уроками [33]. Как считает Бруднов А.К., важной особенностью дополнительного образования является взаимодействие полипрофильных и половозрастных особенностей. Развивая дополнительного образования, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становиться по настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе [32].
Дополнительное образование, как правопреемник внешкольного воспитания, сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представления о самом себе и об окружающей мире. Свобода выбора самостоятельного принятия формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решения в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности [32].
Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения национальных культур — русской и культуры народа, на территории которого находиться образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему определенное место в региональном компоненте государственного образования [30].
Федеральная программа развития образования показывает, что современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования стал периодом осмысления преимуществ этого вида образования; соотношение новых идей привычных стереотипов вторичности дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии его организации; развитие практики планирования и организации дополнительного образования; решение задач повышения его качеств [30].
Становление и развитие системы дополнительного образования детей в Российской Федерации осуществляется на протяжении ряда лет в соответствии с законом РФ об образовании; федеральной программой развития образования, а также концептуальных положений, одобренных коллегиями Минобразования России «О стратегии развитии дополнительного образования государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей’, » О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения», » О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития», » О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования», » О поддержке детских учреждений в РФ» и другие.
В 1918 году в Москве, в Сокольниках, открылась первое государственное внешкольное детское учреждение — Станцию юных натуралистов имени К.А. Темирязева, положило начало государственной системы внешкольного образования [30].
Соавторы книги «От внешкольной работы — к дополнительному образованию» Бруднов А.К., Падалко А.Е.рассматривают становление и развитие дополнительного образования. Определение основных направлений стратегии развития системы дополнительного образования было обусловлено ее необеспеченностью, как нормативно-правовой, кадровой так и материально-технической и финансово-экономической базы. Актуальность выбранных направлений подтвердилась практикой их реализации на всех уровнях системы дополнительного образования [32].
Бруднов А.К. и Падалко А.Е. обращают внимание на то, что развитие системы осуществлялось по следующим направлениям: сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной клубно-кружковой, культурно-просветительной, творчески-познавательной деятельности;
разработка концептуальных основ с учетом своеобразия этого процесса в различных образовательных учреждениях; соединение процессов разработки теории и построения новой практики; упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы; Осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействие.[32]
В 1996 году завершился первый этап (аналитико-проектировочный) преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада общественного производства.
В этих непростых условиях удалось реализовать большинство задач первого этапа: разработан пакет документов нормативно-правовой базы; проанализированы и квалифицированы действующие примерные программы. Определены подходы к отбору и структуре содержания дополнительного образования; определены показатели для лицензирования учреждения дополнительного образования; начато создание программно-методической базы, методических кадров; создан Центр развития дополнительного образования, начато регулярное издание журнала Внешкольник.
С 1997 года начался второй этап развития дополнительного образования (технологический). Его основной задачей станет освоение и коррекция нормативно-правовой и программно-методической базы. В этот период предполагается: обновить программно-методические материалы; разработать и развить методики анализа деятельности учреждений, дать их квалификацию; создать федеральную систему переподготовки и повышения квалификации кадров; обобщить опыт педагогической и экономической деятельности учреждений [33].
В концептуальном положении » О развитии детей в условиях общеобразовательных учреждений» отмечено: основное внимание сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения. А также развитие видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствование личностно — деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профильному самоопределению. Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства страны [30].
В своей работе Бруднов А.К. подчеркивает, что дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности. Затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих и тех, кто уже какой-то мере освоил тот или иной вид деятельности. Далее следует самостоятельное творчество, которое сопровождает всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире [32].
В своей книге «Организация дополнительного образования» Н. О. Богомолова определяется несколько основных направлений организации дополнительного образования. Массовой формой приобщения детей к патриотическому наследию России, изучению специфических особенностей родного края является детский туризм, краеведение, развитие школьных музеев. Из года в год возрастает социально-педагогическая роль сложившейся сети военно-патриотических клубов, центров, объединений юных десантников, парашютистов, летчиков. В перспективе намечается рост клубов и центров, что способствует созданию надежной социально — образовательной базы для профессиональной армии [33].
Педагогический процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию, осознавать возможности ее расходования на достижении важных целей [30].
Обобщая и анализируя изложенное выше, отмечаем, что дополнительное образование выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развития образования и не должно рассматриваться как придаток к основному, школьно-базовому. Это самостоятельный и самоценный вид образования. Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволяет рассмотреть дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие.
Источник
Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. В самом общем виде можно выделить три этапа:
- — Дореволюционный (внешкольное образование).
- — Советский (внешкольное воспитание).
- — Современный (дополнительное образование детей).
По мнению О. Е. Лебедева, М. В. Катуновой, В. А. Березиной, В. П. Голованова, Л. Ю. Кругловой, Е. В. Смольникова, М. О. Чекова, Н. Ф. Трубицына, Н. Ю. Конасовой, С. С. Филиппова, А. Т. Бойцовой, Р. У. Богдановой и др., этими периодами являются следующие временные отрезки: конец XIX — начало XX в., 20—30-е гг., 40—80-е гг., период с 1992 г. по настоящее время. Состояние внешкольного образования в обозначенные периоды анализируется по таким параметрам, как цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.
Свою периодизацию эволюции теоретических представлений о сущности и назначении дополнительного (внешкольного) образования детей предлагает М. О. Чеков. Он выделяет в этом процессе четыре этапа:
- — первый этап — «синкретизм» (до 1917 г.). В это время отсутствуют доминанты в социализации; происходит разработка теоретических основ и создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений;
- — второй этап — становление (с 1917 г. до начала 30-х гг.). Доминантой социализации становится обучение; формируется государственная система внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль;
- — третий этап — зрелость (с начала 30-х гг. до середины 80-х гг.). Доминантой социализации становится воспитание; происходит идеологизация системы внешкольных учреждений, которые призваны помогать школе в решении задач воспитания и теряют свою самостоятельность;
- — четвертый этап — трансформация (с середины 80-х гг. по настоящее время). Доминанта социализации — развитие; происходит демократизация системы образования; переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей (УДОД), которые становятся одной из равноправных составляющих в системе образования страны[1].
Периодизация в эволюции теоретических представлений развития дополнительного (внешкольного) образования несколько иначе представлена В. П. Головановым. Он выделяет пять основных этапов:
— первый этап — зарождение: дореволюционный период (сер.
XIX в. — 1917 г.). Это время зарождения внешкольного образования, культурно-просветительской, политико-просветительской работы, разработки теоретических основ полисферного развития внешкольного образования;
- — второй этап — становление: послереволюционный период и первые годы советской власти (1917 г. — нач. 30-х гг.). Доминанта социализации — обучение, поскольку целью является ликвидация неграмотности; осуществляется разработка педагогики среды;
- — третий этап — развитие (нач. 30-х гг. — 80-е гг.): период строительства социалистического государства. Доминанта — воспитание. Цель — формирование личности «активного строителя коммунизма». Осуществляется идеологизация системы внешкольных учреждений;
- — четвертый этап — трансформация: разрушение политико-экономической системы, время попытки создания демократического государства. Произошел переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей (сер. 80-х — 90-е гг.
XX в.);
— пятый этап — социокультурное адаптирование: постсоветский период (с конца 90-х гг. по настоящее время). В это время произошло становление и развитие системы дополнительного образования детей[2].
Наиболее подробно этапы описаны в работах Е. В. Смольникова. Он выделяет в развитии отечественной системы дополнительного образования детей следующие из них:
- — возникновение (1905—1917 гг.),
- — становление (1918—1939 гг.),
- — развитие (1940—1960 гг.),
- — расцвет (1961—1986 гг.),
- — спад (1987—1992 гг.),
- — стабилизация (с 1993 г. по настоящее время)[3].
Источник
Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых[источник не указан 340 дней].
Дополнительное образование в России[править | править код]
В сущности дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[1].
История развития дополнительного образования[править | править код]
Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств[2].
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В. А. Ерёмина.
Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей[3]. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.
Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций[источник не указан 652 дня]. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей)[источник не указан 652 дня].
С 1 сентября 2019 года в России вводятся сертификаты дополнительного образования детей [4]
Нормативная база по дополнительному образованию[править | править код]
Предоставление дополнительного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10 Дополнительное образование)[5], Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[6], Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)[7], а также иными приказами, распоряжениями и методическими рекомендациями, регулирующими деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых.
По поручению Президента РФ В. В. Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».[8]
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 году[9].
Целью приоритетного проекта является обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны[источник не указан 340 дней].
Проектным офисом по разработке этого проекта является ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»[источник не указан 424 дня].
Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования[править | править код]
Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области физкультуры и спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы)[источник не указан 340 дней].
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в разных образовательных организация от детского сада до вуза, а также иных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.)[источник не указан 340 дней]:
- естественнонаучное;
- техническое творчество;
- туристско-краеведческое;
- художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
- социально-педагогическое (волонтёрство, добровольчество, работа с группами детей, имеющими ограничения по здоровью, с одарёнными и талантливыми детьми);
- физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).
Детские технопарки «Кванториум»[править | править код]
«Кванториум»[10] — это дополнительное образование для детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям: промдизайнквантум, промробоквантум, биоквантум, наноквантум, геоквантум, автоквантум, аэроквантум, космоквантум, энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, Data-квантум, хайтек[источник не указан 424 дня].
Дополнительное образование в регионах[править | править код]
Москва
Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:
- Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
- Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
- Развитие новых форматов дополнительного образования.
Более 44 000 дополнительных учебных программ реализуются в подведомственных образовательных организациях системы общего, дополнительного и профессионального образования в творческих объединениях, секциях, студиях и др.[11]
С 2015 года критерии в области дополнительного образования школьников учитываются при расчете рейтинга образовательных учреждений города Москвы, введенного Департаментом образования города Москвы в 2011 году.[12]Так, при расчете рейтинга учитывается результативность работы школы по использованию социально-культурных ресурсов города в обучении. (Засчитываются результаты участия учеников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений».)[13]
Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:
- высокий уровень (наличие не менее четырёх дипломов, из них не менее двух победителей) — 1,02,
- хороший уровень (не менее трех дипломов, из них не менее одного победителя) — 1,01,
- работа только началась (наличие не менее одного диплома призёра или победителя) — 1,005,
- результаты не показаны или отсутствуют — 1,00.
Свердловская область
С 2015 года на территории Свердловской области началась экспериментальная работа по стандартизации условий предоставления услуг дополнительного образования детей[14]. Как сказано в паспорте проекта[15], итоговой целью является создание комплекта научно-методических и инструктивных материалов, системы минимально-допустимых требований к условиям, процессу и результату реализации услуги дополнительного образования детей, позволяющей достичь определённого уровня качества в разрезе подходов оценки качества, государственного контроля и удовлетворённости потребителей.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странах[править | править код]
Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике[источник не указан 2749 дней]. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реализации практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).
См. также[править | править код]
- Детский университет
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
- ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»
Источник