Этапы развития ребенка в рисунках
В этой статье освещены основные этапы и стадии развития детского рисунка:
1,5 – 3,5 года – период “каракулей”. Этот период можно разделить на три основные стадии. Первые графические проявления возникают случайно. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко . То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).
3-5 лет – период примитивной изобразительности. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
6-7 лет – период схематичных рисунков. ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
8-9 лет – период форм и линий. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
После 9 лет – начинается период правдоподобных изображений. Этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета.
РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
3,5 года – ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога.
3,5-4 года – у головонога появляется туловище, затем глаза, рот и волосы.
5 лет – туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
6 лет – прибавляются такие детали, как уши, волосы.
7 лет – ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.
8 лет – переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю.
9 лет – в рисунке все чаще присутствует попытка изобразить движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.
Источник
Юлия Гусева
Этапы эволюции детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа — стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. В это время ребёнка интересует не изображение, а сам карандаш. Более того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений руки с карандашом. В этот период ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто не возможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребёнка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Стадия «каракуль» длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.
Вторая стадия доизобразительного этапа — от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает давать названия своим рисункам: «Это- папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребёнок раньше получал от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребёнок овладевает движениями своей руки.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается доизобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трёхлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.
Первым осознанным предметным рисунком у каждого ребёнка становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а его образ будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунка.
Сначала дети рисуют не себя, не маму или папу, — они изображают человека «вообще», просто человека. Первое, что у них получается -знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: точка, точка, запятая, минус _ рожица кривая, ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечик. «Огуречик» — кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в разные стороны палочки – ручки и палочки – ножки. Но на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один – никто ещё из трёхлетних детей ни разу в этом не ошибался. Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опыте ребёнка (другого у него пока нет, повторяют всю недолгую историю его жизни.
Так и на детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а всё остальное достаточно долго не меняется: какое – то общее туловище, из которого торчат палочки – ручки и палочки – ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощённо. Его фигура слагается из двух составных частей – головы и какой – нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикреплёнными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму – квадратную, овальную, в виде удлинённой полоски и т. п.
Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намёк на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например – зубы, выступают довольно часто. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребёнок овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной стадии: лишь части фигуры рисует в профиль, остальное обращено к наблюдателю «лицом».
Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой – нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Всё это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещё почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, всё ещё не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелёк, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в кошельке.
Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника. Так на рисунке вслед за головой первыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять, как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь – у ребёнка, который ещё не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.
Тело постепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признаки одежды: пояс, пуговицы. Поэтому у пятилетних детей одежда будет тщательно прорисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования. Интересно, что дети одевают своих героев так, как одеваются сами: на тело-платье, на платье – пальто. Только скелет дети не рисуют никогда – они его не чувствуют, не ощущают – поэтому и не рисуют.
Последними материализуются ноги – и снова через непропорционально большие стопы. Всё, человек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни, — первыми шагами. И действительно, человек-огуречик готов двигаться – вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошёл! Теперь с ним будут происходить и другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будет становиться всё более и более пропорциональным, его станет окружать не только реальный бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованный человечек окажется включённым во множество ситуаций и отношений с другими персонажами.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живёт в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека его мира: «Как же он в дом войдёт и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке всё уравновесится, а правильные пропорции установятся в окружающем мире.
Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребёнок, не обладающий художественной одарённостью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своём творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребёнок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвёртой стадии — стадии правильных изображений.
Здесь мы встречаемся с рисунками значительной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою детскость – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.
Источник
С раннего возраста дети интересуются карандашами и красками, пытаются что-то изобразить на бумаге. И нередко родители сразу же начинают учить чадо рисовать что-то конкретное: солнышко, человечка, домик или ёлочку. Бывает, что родители беспокоятся: ребёнок в определенном возрасте «не умеет рисовать» и опять же пытаются научить. Нужно ли это делать? Давайте разберёмся и сначала назовём стадии развития рисунка ребёнка, которые выделил психолог А. А. Смирнов.
1 стадия – стадия штрихов – начинается в тот момент, когда ребёнку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет. На этой стадии ребёнок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле). Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребёнка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребёнка в этот период особенно важно осознание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознания. Ребёнок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге.
Что могут делать родители в этот период? Во-первых, дать возможность ребёнку максимально выразить себя, то есть предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры и т. д. Это всё, пожалуй, на данном этапе, что нужно сделать родителям. Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать какие-то конкретные предметы. В силу неразвитости моторики ребёнок всё равно ещё не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски. Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент. Купите толстый альбом и дайте его ребёнку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал.
2 стадия – стадия бесформенных изображений (каракулей) – начинается на третьем году жизни. Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребёнка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях: взрослому кажется, что ребёнок всё так же рисует переплетающиеся линии. Однако если на первой стадии ребёнок рисует только для того, чтобы получить удовольствие от проведенной линии, то на второй стадии ребёнок уже пытается изобразить что-то вполне конкретное. Правда, его умений пока не хватает на то, чтобы нарисовать желаемое. Детали нередко не смыкаются (например, крыша дома отделена от самого дома) или находятся не в тех местах, где нужно (глаза или рот могут располагаться снаружи лица). Обычно никто, кроме художника, не может понять, что конкретно изображено на рисунке.
Вот на этой стадии, когда ребёнок уже пытается нарисовать что-то конкретное, ему будет более актуальна помощь взрослого. Не стоит рисовать за ребёнка, не стоит в процессе работы давать инструкции, что и как рисовать. Но взрослый может показать ребёнку некоторые приемы рисования, которые могут быть ему полезны. Для этого взрослому лучше всего взять отдельный лист бумаги и показать, например, как рисовать солнце или цветок. В этом случае взрослый помогает ребёнку в осуществлении желания нарисовать то, что он хочет.
3 стадия – стадия схематичного изображения – начинается примерно на четвёртом-пятом году жизни. На этой стадии ребёнок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта. Так, человек состоит из головы на палках (головоног). Постепенно ребёнок начинает рисовать туловище, руки. Формы могут быть самыми разнообразными. Так, туловище может быть как круглым или овальным, так и квадратным. При этом, ребёнок вообще не учитывает пропорций. Голова обычно непропорционально велика. Пальцы бывают настолько длинными, что могут быть по длине почти такими же, как и руки. На этой стадии ребёнок не учитывает реальность и, например, рисует не пять пальцев, а три-четыре или шесть, а то и семь. Ребёнок порой просто не задумывается о том, сколько пальцев должно быть нарисовано.
Не стоит обращать внимание на какие-то ошибки или неточности. Наличие неточностей нормально для этого возраста. Но можно сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно заметил их. Некоторые искажения реальности могут стать предметом обсуждения. Например, можно попросить ребёнка посчитать пальцы на рисунке и на его руке и сравнить. В этом случае ребёнок начинает больше внимания обращать на детали рисунка и стараться не искажать реальность.
4 стадия – стадия правдоподобных изображений – примерно соответствует началу школьного обучения. На этой стадии ребёнок начинает отказывать от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунках появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т. д. Ребёнок начинает рисовать достаточно сложные сюжетные изображения. При этом для рисунка характерна прозрачность. Так, рисуя дом, ребёнок рисует его одновременно изнутри и снаружи, а рисуя сидячую кошку, рисует четыре лапы, хотя в реальности они не видны. Ребёнок, находящийся на этой стадии, ещё не всегда может соблюдать пропорции. То, что расположено далеко, может быть больше того, что расположено близко, а человек может оказаться выше дома. Такое несоблюдение пропорций нормально для стадии правдоподобных изображений.
До этой стадии, без каких-либо усилий со стороны взрослого, обязательно дойдет любой ребёнок, в распоряжении которого есть бумага и карандаши. Мало того, на стадии правдоподобных изображений находятся и многие взрослые, которые не учились рисовать специально. Чтобы перейти на следующую стадию правильного изображения, нужно учиться рисовать. Ребёнка, достигшего четвертой стадии, целесообразно учить рисовать. Объём, перспектива, тени – это то, что обычно не появляется в рисунке ребёнка без специального обучения.
Какие же выводы мы можем сделать? Во-первых, не стоит расстраиваться, если ребёнок рисует головоногов или шестипалых инопланетян. Через вышеперечисленные стадии развития рисунка должен пройти каждый ребёнок. Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать до того момента, пока он не достиг стадии правдоподобных изображений.
Автор: Юлия Гусева
Интересное по теме:
Почему детей до трёх лет не надо учить рисовать
Источник