Этапы развития ребенка по монтессори

Этапы развития ребенка по монтессори thumbnail

На чтение 8 мин.

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

Периоды развития детей по методу Монтессори

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать,  и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Читайте также:  Центр развития ребенка на вавилова

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Читайте также:  Ребенок девятый месяц развитие питание

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›»Ступени развития человека по М. Монтессори»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Этапы развития ребенка по монтессори

2 слайд

28.11.17 Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому» Цель — это у

Описание слайда:

28.11.17 Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому» Цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

3 слайд

Сенситивные периоды-это возрастные интервалы индивидуального развития, в тече

Описание слайда:

Сенситивные периоды-это возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

4 слайд

1. Перинатальный период	266 дней стадия зиготы стадия	от момента оплодотворен

Описание слайда:

1. Перинатальный период 266 дней стадия зиготы стадия от момента оплодотворения до 14 дней эмбриона от 14 дней до 2 месяцев анатомическая и физиологическая дифференцировка органов Стадия плода от 3 месяцев до момента родов развитие систем и функций, необходимых для жизни во внешней среде (с 7-го месяца плод при­обретает возможность выжить в воздушной среде)

5 слайд

2. Детство  	  стадия первого детства  	от рождения до 3 лет развитие функцио

Описание слайда:

2. Детство     стадия первого детства   от рождения до 3 лет развитие функциональной независимости и речи   стадия второго детства   развитие личности ребенка и когнитивных про­цессов с 3 до 6 лет   стадия третьего детства   приобретение основных когнитивных и соци­альных навыков 6-12 лет  

6 слайд

3. Отрочество  	  пубертатный возраст  	12-16 лет половое созревание, формиро

Описание слайда:

3. Отрочество     пубертатный возраст   12-16 лет половое созревание, формирование новых представлений о себе   ювенильный возраст   16-18 лет приспособление подростков к семье, школе, сверстникам   юность   18-20 лет переход от отрочества к зрелости, свойственно чувство психологической независимости и соци­альной безответственности  

7 слайд

4. Зрелость	  стадия ранней зрелости	20-40 лет интенсивная личная жизнь, проф

Описание слайда:

4. Зрелость   стадия ранней зрелости 20-40 лет интенсивная личная жизнь, профессиональная деятельность зрелый возраст 40-60 лет стабильность и продуктивность в профессиональном и социальном отношении Завершающий период зрелости   60-65 лет отход от активной жизни Первая старость   65-75 лет преклонный возраст   после 75 лет

8 слайд

Мария Монтессори выделяла следующее сенситивные периоды: . Сенситивный период

Описание слайда:

Мария Монтессори выделяла следующее сенситивные периоды: . Сенситивный период развития речи (0-6 лет) Сенситивный период восприятия порядка (0-3 года) Сенситивный период сенсорного развития (0-5,5 лет) Сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет) Сенситивный период развития движений и действий (1-4 года) Сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет) Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

9 слайд

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6 лет) Возраст	Возможности и поведение ре

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6 лет) Возраст Возможности и поведение ребенка Описание и рекомендации 0-4,5 месяца *способен выделять речь из всех поступающих звуков; *поворачивает голову к говорящему; *начинает подражать звукам и строить из них последовательности. Важно, чтобы родители разговаривали с ребенком, чтобы малыш слышал живую речь. около 1 года *начинает осознанно произносить первые слова и понимает, что с их помощью можно выразить мысль; * хочет говорить, но слов  еще не достаточно Постоянное общение с ребенком, проговаривание своих действий способствует скорейшему развитию речи и увеличению словаря ребенка.

10 слайд

Возраст	Возможности и поведение ребенка	Описание и рекомендации около 1,5 лет

Описание слайда:

Возраст Возможности и поведение ребенка Описание и рекомендации около 1,5 лет *начинает выражать свои чувства и желания по принципу «приятно-неприятно»; *воспринимает языковую грамматику и может грамматически правильно строить предложение. В этот период ребенок особенно чувствителен к нормам языка, поэтому крайне важно, чтобы родители говорили с ним правильно, без сюсюканья, без применения «детских слов». 2,5 – 3 года * эгоцентрическая речь (малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия). Внимательно отнеситесь к такой речи, она позволит услышать , о чем думает ребенок, узнать особенность его мышления, проследить последовательность или непоследовательность его мыслей.

11 слайд

3,5 – 4 года	* употребляет речь * живо интересуется буквами, как символически

Описание слайда:

3,5 – 4 года * употребляет речь * живо интересуется буквами, как символическим отображением звуков, обводят их изображения; 4-4,5 лет * способен спонтанно начать писать слова, предложения и даже маленькие рассказики. Для возникновения спонтанного письма необходима предварительная косвенная подготовка интеллектуальных и двигательных способностей 5 лет * учится читать под действием только лишь своего желания, и не требует принуждения со стороны. Возраст Возможности и поведение ребенка Описание и рекомендации

12 слайд

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года) 0-3 года Наибольшая сензитив

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года) 0-3 года Наибольшая сензитивность приходиться на возраст в среднем около 2-2,5 года * начинает строить внутренний порядок в самом себе путем переноса внешнего порядка во внутренний. Важно, чтобы в этот период малыш чувствовал порядок в трех сферах: 1)    Порядок в окружающей 2)    Порядок в отношения людей к предметам. 3)    Порядок во времени. . 4)    Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Читайте также:  Психология развития ребенка в первый год жизни

13 слайд

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет) 0-5,5 лет Состоит из кор

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет) 0-5,5 лет Состоит из коротких периодов, когда наилучшим образом развиваются восприятия цвета, формы, веса, размеров предметов и т.д. *развивает чувственное восприятие: зрение слух, обоняние, осязание, вкус. Мышление развивается на основе сенсорного воспитания. Развивающие сенсорные материалы позволяют детям развивать свои способности к восприятию внешнего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство.

14 слайд

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет) 1,5-6,5 лет	Ч

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет) 1,5-6,5 лет Часто боязнь того, чтобы ребенок не подавился, рождает родительские запреты на такие игры, что само по себе неверно, т.к. именно в этот период особенно важен для развития мозга ребенка. Играя с маленькими предметами, малыш развивает мелкую моторику, совершенствует координацию «глаз-рука», учится самостоятельному обращению с бытовыми предметами, развивает внимательность и терпеливость, стимулирует разрастание нервных связей в головном мозге, тем самым развивая интеллект и речь.

15 слайд

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет) 2,5-6 лет	* быстро

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет) 2,5-6 лет * быстро усваивает формы общения и хочет их применять Это наилучшее время научить ребенка культурным формам общения. Ему интересно то, как общаться с разными людьми и как делать это вежливо.

16 слайд

Этапы развития ребенка по монтессори

17 слайд

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки у

Описание слайда:

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

18 слайд

Сенситивные стадии общего развития ребенка по М. Монтессори

Описание слайда:

Сенситивные стадии общего развития ребенка по М. Монтессори

19 слайд

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитыв

Описание слайда:

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям. 1. От 0 до 3 лет — «духовный эмбрион»

20 слайд

1. В этот период идёт активное развитие органов чувств. 2. Ребёнок от 3 до 6

Описание слайда:

1. В этот период идёт активное развитие органов чувств. 2. Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» 2. Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира.

21 слайд

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который п

Описание слайда:

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе. 3. Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь»

22 слайд

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих покол

Описание слайда:

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами. 4. Ребенок от 9 до 12 лет – «учёный»

23 слайд

Выводы к которым пришла Мария Монтессори в своих наблюдениях  1.    Все дети

Описание слайда:

Выводы к которым пришла Мария Монтессори в своих наблюдениях  1.    Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. 2.    У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны.

24 слайд

3.    Ребенку сложно наверстать упущенное.  4.    Необходимо вовремя создать

Описание слайда:

3.    Ребенку сложно наверстать упущенное.  4.    Необходимо вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка. 

25 слайд

5.    Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:  Началом – нач

Описание слайда:

5.    Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:  Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; Пиком — сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;  Спадом — более или менее медленным завершением.

26 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Этапы развития ребенка по монтессори

Курс повышения квалификации

Этапы развития ребенка по монтессори

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Этапы развития ребенка по монтессори

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-296010

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник