Этапы развития ребенка до года презентация

Слайд 1
Этапы возрастного развития ребенка Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
Слайд 2
В развитии ребенка психологи выделяют следующие возрастные периоды : новорожденность младенчество ранний возраст дошкольный возраст
Слайд 3
Период новорожденности Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.
Слайд 4
Младенчество М ладенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода- эмоциональное общение
Слайд 5
Первый кризис – кризис первого года Кризис первого года наступает в период от девяти месяцев до полутора лет и бывает у всех. Нужно четко представлять, что и почему происходит с вашим годовалым ребенком. Для кризиса первого года характерны следующие признаки: • « трудновоспитуемость» – ребенок, словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания ; • резко возрастает желание сделать все самому; • малыш обостренно реагирует на замечания; • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте. В конце 1 года жизни малыш начинает понимать: я — ребенок, а он — взрослый. Мы — разные! В этом суть первого кризиса.
Слайд 6
Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого малыша, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!
Слайд 7
Ранний возраст (от года до трех лет) Социальная ситуация развития , характерная для раннего детства Ребенок ↕ Предмет ↕ Взрослый
Слайд 8
• предметная деятельность и деловое общение со взрослым • активная речь • произвольное поведение • формирование потребности в общении со сверстниками • начало символической игры • самосознание и самостоятельность
Слайд 9
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ Помните , что психологическая задача этого периода для родителей — отделение и индивидуализация ребенка, которая выполняется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведения для родителей. О братите внимание на свою личность и на издержки семейного воспитания. Если в семье возникают проблемы с упрямством ребенка, то, значит, Вы слишком регламентируете деятельность ребенка, требуя беспрекословного подчинения жесткому распорядку и своим представлениям о должном поведении.
Слайд 10
Особенности личности родителей, отношения в семье, тип воспитания — все оказывает решающее воздействие на психику ребенка, особенно в этот непростой период. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненнее перерасти свой кризис 3 лет.
Слайд 11
Дошкольный возраст от 3-7 лет Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.
Источник
1
Младенчество
2
Общая характеристика Младенческий возраст – период жизни ребенка от 1 (2) месяцев до 1 г. Жизнь ребенка в этот период зависит от ухаживающего за ним взрослого человека ( в первую очередь мамы). Ведущая потребность младенчества – потребность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность – эмоционально- непосредственное общение.
3
Когнитивное развитие В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. * 1-2 месяца: совершенствуется зрительное сосредоточение (становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве).
4
* 3 месяца: формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу, возникает реакция на новизну. Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положении, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей.
5
* 2-4 месяца: возникает способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из – за которого должен показаться предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется.
6
* Между 5 и 8 месяцами возникает способность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего предмета и к организации поискового поведения. * В месяцев ребенок может опознать предметы, опираясь только на свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, может различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы (развитие тактильных ощущений).
7
Речевое развитие: * 2-3 месяца: возникновение первых спонтанных вокализаций: гуляние, когда ребенок как бы играет с гласными звуками; и гуканье ( соединение согласных звуков, подобно кряхтению). * 6-7 месяцев: появление эмоциональных возгласов.
8
* 6-8 месяцев: исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми. * 7-8 месяцев: появляется лепет: звукосочетания, комбинация гласных и согласных звуков. * 8-9 месяцев: возникает усложненный лепет – звукосочетания родного языка, имитирующие речь. * 9-12 месяцев: спонтанные вокализации сокращаются. * месяцев: появление первых слов. Первые слова основаны на звукоподражании, понятном только матери и ребенку.
9
К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания» (тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) приводит к тому, что дети начинают понимать значение указывающего жеста. К этому времени ребенок обычно понимает слов, произносимых взрослыми. Считается, что, когда количество понимаемых слов достигает 20-30, ребенок начинает говорить сам. Речь младенца специфична по своей структуре, состоит из обрывков слов, это автономное, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.
10
Двигательное развитие Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связана с формированием навыка управления своим телом. Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития движений подтягивания и схватывания. Приблизительно к 5 месяцам возникает акт хватания, когда у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и потягивание и схватывание осуществляются под контролем зрения.
11
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4-7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек, может положить, поставить один предмет на другой.
12
После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.
13
Эмоциональное развитие Зависит от общения с близкими взрослыми, является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок-взрослый». От 5-12 недель: улыбка на говорящее лицо. От 8-14,5 недель: комплекс оживления на говорящее лицо, на яркий предмет. От недель: негативные реакции при отнятии игрушки.
14
В 7-8 месяцев начинает появляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей. Появление данных реакций – важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности, защищенности.
15
Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпитализма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войны для описания психического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание наблюдаются замедления эмоционального и речевого развития ребенка, задержка развития познавательных функций.
16
Кризис одного года Выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности. Ребенок овладевает ходьбой, что расширяет его пространство, круг предметов, с которыми он сталкивается. Это расширяет сферу его ориентировочно – исследовательской деятельности, способствует овладению большим кругом предметных действий.
17
Речь годовалого ребенка автономна: многозначна, ситуативная, непонятна большинству окружающих. Эта речь – средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, значительно отличается от взрослой речи. Такая своеобразная речь может служить источником аффективных вспышек ребенка: взрослые не понимают его желаний, так как не понимают его слов жестов.
18
Основные новообразования младенчества Потребность в общении, эмоциональное отношение к людям. Акт хватания как основа человеческих действий с предметами. Ходьба и появление первого слова. Эти новообразования вызывают построение новой ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на новую стадию развития.
Источник
1. ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Выполнила: Юдина О.Н.
Нт-105ПСДО
2.
Возрастные этапы развития ребенка. Каждый
ребенок преодолевает эти этапы, переходя от
одного к другому. Возрастные этапы
сопровождаются развитием умений, навыков,
знаний, личностных качеств, характерных
особенностей.
Воспитания ребенка должно основываться на
возрастных этапах развития, учитывая
особенности их протекания.
Существует много классификаций возрастных
этапов. Приведём основную и более
распространённую:
3. ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Внутриутробный возрастной этап – от зачатия
до рождения, составляет около 280 дней.
Младенчество – от рождения до 1 года.
Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
Младший школьный возрастной этап – от 7 до
12 лет.
Старший школьный возрастной этап – от 12 до
16 лет.
4. ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Этот этап очень важен. Ведь именно в этот
период у ребенка закладываются основы
систем органов, ребенок учиться слышать,
видеть, дышать. На 14 неделе ребенок
запоминает тембр голоса своей мамы и
музыку. Поэтому специалисты рекомендуют
слушать спокойную классическую музыку,
разговаривать с малышом, будучи
беременной.
5. РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
Физиологические показатели: рост – 48-55, вес
– 3-4 кг.
Младенчество можно поделить в свою очередь
еще над этапа: новорожденный и
грудничковый. В период новорожденности
ребенок уязвим и не защищен от внешней
среды. Здесь очень важно правильно ухаживать
за ребенком, следить за комфортностью и
удобствами. В грудничковый период ребенок
начинает изучать мир, стремится к познаниям.
Ребенок учится поднимать головку, ползать,
сидеть, ходить. Малыш познает мир через
тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё
потрогать и попробовать.
6.
С 6 месяцев ребенок обращает внимание на
цвета и проявляет к ним интерес. В этом
возрасте развивается восприятие
пространства.
С 7 месяцев малыш уже может
перекладывать предметы с коробочки в
коробочку, открывать крышки, сложить
маленькие предметы в большие.
К году малыш познаёт правила пользования
предметами
7. Ранний возрастной этап развития ребенка
К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.
Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в
этом этапе – социальное взаимодействие.
Ребенок учиться взаимодействовать с
детьми и взрослыми, заводить знакомства,
дружить. У малыша появляется стремление
к самостоятельности и независимости от
родителей. Ребенок в три года осознает
себя как личность. Он учиться
прогнозировать и оценивать действия и
ситуации. Любит фантазировать.
8.
В этом возрасте ребенок уже должен уметь:
строить башню из кубиков;
складывать простые пазлы для этого возраста;
бить ногой по мячу;
проявлять исследовательские действия (что-то ломать,
что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
выполнять самые простые требования взрослых;
складывать фразы из 5 слов;
рисовать прямую вертикальную линию;
рассказывать четверостишья и потешки;
знать части своего тела и где они находятся, показывать
части тела на других;
проситься в туалет;
самостоятельно пить из чашки и есть;
раздеваться и одеваться с помощью родителей;
резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
мыть и вытирать ручки.
9.
В три года у ребенка может возникнуть кризис
трёх лет. Каждый ребенок переживает его посвоему. Кто-то проявляет негативизм,
упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то
становится уступчивым. Хотя это бывает крайне
редко. Это обычные формы поведения,
свойственны кризису этого возраста.
Детки этого возраста хотят, чтобы их действия
и поступки одобрили взрослые и похвалили.
У детей развивается и усовершенствуется речь,
мышление. Игра – самая важная особенность
этого возраста. С помощью игры ребенок
познает мир, отношения с людьми, учиться
вести себя в разных жизненных ситуациях.
10. Дошкольный возрастной этап развития у ребенка
Этот этап начинается с 3 лет и
заканчивается поступлениям ребенка в
школу. В этот период первоначально
начинают закладываться личностные
качества характера ребенка, развиваются
личностные механизмы поведения. Ребенок
стремится быть похожим на своих
родителей, поэтому пример здесь очень
важен. Если Вы будете учить малыша не
кричать, а сами накричите на него, то
ничему Ваш малыш не научиться. Он будет
копировать только Вас. Активно развивается
речь и общение со сверстниками.
11.
В этот период у ребенка активно
развиваются все психические процессы:
память, внимание, мышление, воображение
и др. Ребенок готовится к школе, учиться
брать на себя ответственность.
Дети такого возраста способны делать
логические выводы из своих наблюдений.
В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок
начинает быстро расти, меняются
пропорции тела, появляются постоянные
зубы, кардинально меняется поведение. У
детей преобладает демонстративная форма
поведения. Настроение меняется ежечасно,
ребенок кривляется и манерничает.
12.
Ребенок этого возраста должен уметь и знать:
геометрические фигуры;
владеть понятиями о величине, длине, высоте;
сравнивать предметы по форме и цвету;
сравнивать числа;
математические знаки и буквы;
считать прямо и обратно;
находить лишний предметы среди предметов
одного типа;
составлять рассказ по картинками ,соблюдая
последовательность;
вести диалог и монолог.
13.
В три года у ребенка может возникнуть кризис
трёх лет. Каждый ребенок переживает его посвоему. Кто-то проявляет негативизм,
упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то
становится уступчивым. Хотя это бывает крайне
редко. Это обычные формы поведения,
свойственны кризису этого возраста.
Детки этого возраста хотят, чтобы их действия
и поступки одобрили взрослые и похвалили.
У детей развивается и усовершенствуется речь,
мышление. Игра – самая важная особенность
этого возраста. С помощью игры ребенок
познает мир, отношения с людьми, учиться
вести себя в разных жизненных ситуациях.
14. Младший школьный возрастной этап развития ребенка
Ребенок идёт в первый класс, поэтому он
чувствует себя уже «взрослым». Родители
немного теряют свой авторитет, на замену
им приходит первый учитель. Дети в этом
возрасте учат планировать и
прогнозировать свою деятельность.
Активно развивается интеллект. Ребенок
учиться принимать новые социальные
нормы, выполнять правила.
15.
В этот период ребенок сталкивается со вторым
физиологическим кризисом, который тоже
приходится на 7 лет: в его организме
происходит резкий эндокринный сдвиг,
сопровождающийся бурным ростом тела,
внутренних органов и вегетативной
перестройкой. Таким образом, социальнопсихологические изменения в жизни детей
совпадают с физиологическими, что требует от
них большого напряжения и мобилизации.
Необходимо время, чтобы произошла
адаптация ребенка к подобным условиям,
чтобы он научился соответствовать новым
требованиям.
16. Кризис 7 лет характеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:
Потеря ребенком непосредственности, наивности. Ребенок
начинает манерничать, паясничать, поведение становится
искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенок
начинает осознавать свои поступки с точки зрения их
результатов и последствий.
Появление нового качества – рефлексии своих действий.
Происходит важное изменение – возникает обобщение чувств:
если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у
него возникает обобщенное переживание, основанное на
многократном повторении ситуации. Это дает толчок к
развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.
Дифференциация внутренней и внешней сторон личности. У
первоклассника появляется внутренняя жизнь, в которую он
часто не готов впускать взрослых.
17. Познавательная сфера младшего школьника
Восприятие. Ребенок различает и называет цвета, формы
предметов, правильно соотносит их по величине,
понимает их положение в пространстве, но не умеет
анализировать части сложных фигур. При рассмотрении
предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза
свойства. На протяжении всего обучения в начальной
школе восприятие становится произвольным.
Внимание. Детей привлекает все новое, яркое,
неожиданное само собой привлекает детей, без усилий.
Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям
сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или
непривлекательной деятельности. Произвольное
внимание удерживается и развивается при помощи
использования учителем словесных инструкций на
уроке, приемов планирования деятельности, игровых
элементов и частой сменой форм деятельности.
18.
Память. Память непроизвольна. Но с помощью
использования различных приемов
запоминания, разделения материала на части,
а также понимание ребенком того, что он
должен запомнить, возможно
совершенствовать произвольную память.
«Память становится мыслящей» (Д.Б.Эльконин).
Мышление. Наряду с наглядно-образным
активно формируется словесно-логическое,
основу которого составляет оперирование
понятиями.
Воображение. Развито хорошо: ребенок может
представить определенную ситуацию, образ,
предмет. В процессе обучению оно становится
произвольным, управляемым.
19. Старший школьный возрастной этап развития ребенка
Это этап перехода с детства во взрослую
жизнь. Но, не смотря на своё поведения и
действия, стремящиеся к похожести на
взрослое, еще остаются детские манеры и
поступки.
Это период полового созревания. Организм
в таком возрасте «неустойчивый». Ребенок
очень эмоциональный, раздражительный и
упрямый. У детей этого возраста часто
возникают конфликтные ситуации со
сверстниками и взрослыми.
20.
На этом возрастном этапе происходит
открытие внутреннего мира ребенка,
формируются собственные взгляды.
Нужно помнить, что каждый ребенок
индивидуальный и уникальный. Каждый
возрастной этап проходит по-своему. Ктото может опережать своих сверстников, а
кому-то наоборот требуется больше
времени для развития тех или иных качеств
и способностей.
Источник