Этапы развития познавательной способности ребенка

Этапы развития познавательной способности ребенка thumbnail

Ольга Булатова
Этапы познавательного развития

Вы говорите: дети меня утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаём, а от того,

что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть.

Януш Корчак

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей —способность к познанию.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю«. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень — более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

— знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

— установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

— удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

— формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир — это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

— постановка цепи и планирование;

— прогнозирование возможных эффектов действия;

— контроль за выполнением действий;

— оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой — последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы, отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывательные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

Источник

У
человека
есть первая и вторая сигнальные системы,
у жи­вотных — только первая.
Представление
о сигнальных системах че­ловека и
животных обосновал И.П.Павлов.

Поскольку
существующие определения сигнальных
систем от­личаются друг от друга, мы
предлагаем наш вариант. Первая
сиг­нальная система

система организма, обеспечивающая
формиро­вание конкретного
(непосредственного) представления об
окру­жающей действительности с
помощью условных связей. Сигна­лами
для первой сигнальной системы служат
предметы, явления и отдельные их свойства
(запах, цвет, форма и т.п.) Вторая
сигналь­ная система

система организма, обеспечивающая
формирование обобщенного представления
об окружающей действительности с
помощью языка человека. Хотя первая
сигнальная система свой­ственна
животным и человеку, однако благодаря
тесному взаимо­действию обеих систем
у человека его первая сигнальная система
качественно отличается от таковой у
животных и несет на себе отпечаток
культурно-исторических влияний.

Содержание
понятий во второй сигнальной системе
фиксируется
в словах, образах художественных
произведений, математических символах.
У животных тоже имеется язык сигналов,
но словесные сигналы человека отличаются
от условных сигналов животных. Во-первых,
их действие зависит не столько от
физических осо­бенностей, сколько
от смысловых, т.е. слово действует своим
смысловым содержанием. Во-вторых,
словесная сигнализация (речь), язык
позволяют передавать опыт, знания
предков потом­кам, что качественно
отличает язык человека от языка животных,
позволяя накапливать знания об окружающей
природе, и безмер­но повышает власть
человека над окружающим миром. Обе
сиг­нальные системы имеют общие
черты: в основе их деятельности лежат
рефлекторные механизмы. Вся кора
большого мозга имеет отношение к обеим
сигнальным системам, которые тесно
взаимо­действуют между собой: вторая
сигнальная система в своей дея­тельности
в определенной степени зависит от
функционирования первой сигнальной
системы, так как через нее поступает
необхо­димая информация во вторую
сигнальную систему.

Речь

форма общения людей друг с другом с
помощью сиг­налов (слов), обеспечивающая
мышление человека. Речь может быть
внутренней, являющейся необходимой
формой процесса мышления, и внешней, с
помощью которой человек сообщает свои
мысли другим людям, устной и письменной.
Речь — это од­на из форм использования
языка.

Язык
человека

средство общения людей друг с другом,
глав­ной формой которого является
письменная и устная речь, а также
-математические формулы и символы,
рисунки, жесты, мимика. Язык обеспечивает
передачу всей совокупности знаний и
пред­ставлений человека о мире.
Структуру языка и его сущность со­ставляют
его грамматический строй и основной
словарный фонд. В антропогенезе язык
возник как форма общения в процессе
охо­ты на диких зверей, защиты при их
нападении, сооружения жи­лища, в
поисках пещеры и т.д. Вначале это были
отдельные звуки в виде сигналов, например
об опасности, как у животных. В про­цессе
труда возникла необходимость обращения
друг к другу. От­дельные звуки
превращались в более сложные сигналы,
из кото­рых впоследствии сформировались
слова и фразы.

Таким
образом, первая сигнальная система
обеспечивает конкретно-чувственное
отражение. При этом вначале в орга­низме
формируется ощущение отдельных свойств
предметов и явлений, воспринимаемых
соответствующими рецепторными
образованиями и ведущими к более сложной
форме отражения -восприятию.

Сигналами
второй сигнальной системы являются
слова, с по­мощью которых осуществляется
переход от чувственного образа первой
сигнальной системы к понятиям,
представлениям второй сигнальной
системы. При этом смысловое содержание
слова, например «стол», не зависит от
звучания этого понятия на раз­личных
языках. Высшие формы абстракции в
сигнальных систе­мах мозга обычно
ассоциируются с актом художественной
твор­ческой деятельности человека,
когда продукт творчества высту­пает
как одна из форм языка. Слово — основной
элемент второй сигнальной системы.

Этапы
развития познавательной способности
ребенка
связаны
с развитием обобщающей функции слова.

Начальный
период
связан
с сенсомоторной активностью, он
происходит в возрасте 1,5-2 лет.

Второй
период
(возраст
2-7лет) — это предоперационное мыш­ление,
оно определяется развитием языка, когда
ребенок начинает активно использовать
сенсорные схемы мышления.

Третий
период
(возраст
7-11 лет) характеризуется развитием
логического словесного мышления с
активацией внутренней речи, с
использованием конкретных понятий.

Четвертый,
завершающий, период
(11-17
лет) характеризуется формированием
абстрактного мышления. К 17 годам
формирова­ние психофизиологических
механизмов мыслительной деятельно­сти
в основном завершается. Подросток
внутренней речью поль­зуется так же
успешно, как и взрослый человек.

Источник

Светлана Владимировна Рабская
Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей»

Педагогическая концепция.

«Развитие познавательных способностей детей, младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Коротко о себе.

У настоящего учителя есть волшебные ключики к каждому сердцу ребенка!» Воспитатель – это универсальный человек, он знаток, артист и просто – друг детей.

Моя работа с детьми началась, когда мне было только 17 лет, я устроилась помощником воспитателя и поступила в Педагогический институт. Я с самого детства мечтала работать именно в детском саду. Мои мама и бабушка тоже воспитатели и любовь к детям мне передалась от них. Я мама сына и дочки, я жена и считаю себя счастливым человеком, так как у меня есть любимая работа и любимая семья.

Мне нравится помогать детям развиваться и видеть результат своей работы. Придумывать для них что то новое и интересное, рассказывать о неизвестном, отвечать на вопросы и показывать «чудеса». Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира.

Я закончила «Ставропольский государственный педагогический институт» в 2004г, по направлению «Специальная дошкольная педагогика и психология», по диплому «Воспитатель детей с отклонениями в развитии».

Пояснительная записка.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.

Мы с вами знаем, что маленькие дети очень любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идет дождь, а зимой снег?», «Почему опадают листья с деревьев?» Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов

Методы, которые я использую в работе, помогают ребёнку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.

Одним из этих методов является экспериментирование.

Актуальность.

Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования (в частности, в системе дошкольного образования) педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию: приоритетными задачами выступают: подготовка ребенка к школьному обучению; приспособление его к существующим социально-политическим; экономическим и другим условиям жизни.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Во многом развитие личности и познавательных способностей у детей осуществляется через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе.

Играя — познавать, что может быть лучше для ребенка?

Если посмотреть вокруг, то можно заметить ребенка, который стоит в луже, полон эмоций и воды в ботинках, но этот ребенок познает мир! Если он сам не исследует лужу, он не узнает что вода в ней холодная, мокрая, жидкая, грязная. Я в своей работе поддерживаю желание детей попробовать, исследовать, почувствовать. Создаю для них безопасные и интересные условия для экспериментов. Обновленный образовательный процесс, направленный на развитие личности творческой, целеустремленной, успешной, дает свои результаты уже через несколько месяцев.

Дети очень любят эксперементировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому эксперементально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»

Проблемы группы.

Работая с младшими дошкольниками, я часто задаю им вопросы сама: «А куда исчезает водичка из цветов?», «Почему снег тает в группе?» «Почему шарик надувается?». Я обратила внимание на то, что у детей низкий уровень познавательной активности – они сами мало задают вопросов и мало проявляют интерес к явлениям и предметам вокруг, воспринимают окружающий мир как должное. Меня, как педагога, это волновало, и я решила помочь детям развить познавательные способности, научится задавать вопросы быть более активными в выборе деятельности.

Я принялась изучать литературу и составлять план работы по развитию познавательных способностей детей, таким образом, я выбрала направление эксперементально-исследовательской деятельности, так как этот вид деятельности более всего подходит к младшим дошкольникам.

По результатам обследования мною был разработан проект «Тайна маленьких чудес», он рассчитан на один год обучения, для младшей возрастной группы.

Педагогические цели и задачи.

Цель:

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта

Задачи:

— вызвать интерес к поисковой деятельности;

— учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;

— принимать и ставить перед собой цель эксперимента;

— отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность;

— обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Пути решения.

1. Теоретическая база

Для изучения уровня развития познавательных способностей детей я использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика помогла мне увидеть предпочтения детей в исследовательской деятельности.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Мной были определены показатели и подобраны диагностические методики. В. С. Юркевича «Изучение познавательных интересов»; Л. Н. Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности»

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования.

На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности. (Экспериментирование, ИЗО деятельность, игровой уголок)

Данные наблюдений занесла в таблицу (Приложение 1)

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (44%)

2 место – ИЗО деятельность (40%)

3 место — экспериментирование (16%)

Т. е. экспериментирование заняло последнее место,

Изучили познавательные интересы.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности я провела наблюдение. На основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрала ответы на вопросы анкеты (Приложение 2). Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В. С. Юркевича)

Из приведенных в таблице результатов видно, что:

11% детей – познавательная потребность выражена сильно.

73% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

16% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

В группе для детей были созданы уголки для совместной и самостоятельной экспериментально-исследовательской деятельности. Уголок экспериментирования был оснащен всеми необходимыми материалами, в том числе мнемотаблицами для самостоятельной работы и кенетическим песком. В экологический и ИЗО уголок тоже были добавлены материалы для экспериментов, разнообразный природный материал и всё для опытов с красками и бумагой.

Новизна заключается:

— формирование новой позиции равенства игры и экспериментирования, их ведущем характере и не заменимой роли в личности развития дошкольника;

— возможность эффективной интеграции воспитательно-образовательных задач в различных видах детской деятельности.

— использование в игре новых современных материалов, таких как кинетический песок, цветной песок, полимерная глина и компьютерные технологии.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

— изучение научно-методической литературы.

— диагностика уровня развития познавательных способностей детей с учетом их возрастных особенностей.

— создание условий для развития познавательных способностей, для самостоятельного детского экспериментирования.

— разработка проекта и конспектов занятий, консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.

— организация и проведение совместных опытов и экспериментов.

— проведение ежедневных бесед с детьми, сбор информации об исследуемом объекте.

2 этап (основной)

Реализация проекта.

В основном этапе я внимательно наблюдаю за каждым ребенком, стараюсь вовлечь в исследовательскую игру. Перед началом игры мы с детками повторяем правила безопасности в той или иной деятельности. Я стараюсь хвалить каждого ребенка, даже за самый скромный результат. Динамичность в игре – залог успешного результата, у детей 3-4 лет плохо развита усидчивость, и частая смена деятельности поддерживает внимание на протяжении всего эксперимента. При проведении игры я сама много задаю вопросов детям, что помогает им делать логические умозаключения, развивать речь и внимание. В процессе работы я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнения других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным помочь застенчивым.

Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях и в нашей группе ВКонтакте, через различные методы наглядной агитации, я убеждаю родителей в необходимости поддержания познавательного интереса детей, их стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

Привлекаю родителей к оснащению уголков экспериментирования и экологического в группе. Познакомила родителей с несколькими несложными опытами, которые можно провести дома с детьми.

3 этап (заключительный)

В целях мониторинга эффективности разработанной программы, провела промежуточную диагностику (по итогам 4 месяцев) с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. За короткий срок у детей создались предпосылки формирования у детей практических и умственных действий. В группе дети стали более дружными, научились правильно формулировать вопрос и давать более полные ответы. С каждым днем их интерес к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда, созданная в группе выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

— повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

— речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

— личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).

Перспективы на будущее:

В перспективе планирую продолжить работу по развитию у детей познавательных способностей посредством экспериментирования. Так же планирую продолжить работу над проектной деятельностью, больше приобщив родителей и сотрудников нашего сада. У нас работают замечательные педагоги и специалисты, думаю, совместная работа с ними даст еще более высокий результат.

Семья.

У меня дружная семья — муж, сын (11 лет) и дочь (7 лет). Мы очень любим отдыхать на природе. Любим проводить время вместе и путешествовать.

В будущем мы мечтаем построить небольшой, но свой домик, где у каждого будет свой уголок уединения (спальня, уголок экспериментирования (кухня, уголок творчества и самостоятельной образовательной деятельности.

Еще я помогаю детям с ограниченными возможностями здоровья, провожу для них познавательно- развлекательные занятия в центре развития ребенка «Тёма» в г. Волосово. Ко мне на занятие-игру приходят малыши с синдромом Дауна, с ДЦП, и имеющие нарушения слуха и поведения. Все дети охотно общаются между собой, играют вместе и активно участвуют в организованных мною познавательных играх. Для родителей таких деток я организую различные консультации, помогая им развивать своих «особенных» детей. Свою работу в центре я провожу на правах волонтёра, даря им свою любовь и внимание, а в замен получая смех детей и благодарные улыбки родителей.

Источник