Этапы развития общения ребенка со взрослыми как психологическая основа обучения диалогической речи

В дошкольном возрасте существуют две сферы обще­ния — со взрослыми и со сверстниками, причем обе не­обходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.

Известный отечественный психолог М.И.Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включа­ющие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о харак­тере происходящего психического развития ребенка.

Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), явля­ется ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владе­ет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное обще­ние со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органичес­ких потребностей! Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют после­днему безопасность и тот поток ласковых, любовных воз­действий, которые вызывают ответные положительные эмоции. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Операции, с помощью которых осуществля­ется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом по­лугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается [21]. Таким образом, ситуативно-лично­стная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Внимание и доброжела­тельность взрослых вызывают у детей позитивные пере­живания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привес­ти к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельно­сти. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру каче­ственно изменяется — он активно интересуется всем проис­ходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я». Взаимоотношения ребенка со взрос­лым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

Содержание потребности в сотрудничестве со взрос­лым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предмет­ных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивает­ся ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.

В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положи­тельное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограни­чивать появившуюся самостоятельность и инициатив­ность ребенка, ведь ему необходима возможность приоб­ретения собственного опыта.

В рамках такой формы общения со взрослым, дей­ствуя по его образцу, в условиях практического сотрудни­чества с ним, дети овладевают и речью [29].

Переход к дошкольному детству знаменуется и пере­ходом к новой форме общения — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дош­кольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потреб­ность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Од­нако возможности Щебенка еще ограничены, и единствен­ным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.

Отношение авторитетно значимых взрослых к успе­хам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверст­никами, на формирование его личности в целом. Поло­жительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма об­щения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопережива­нии; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности меж­личностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуника­ции, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не явля­ется аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стрем­ление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник прини­мает мнение авторитетного взрослого только после само­стоятельного осмысления. Но может и согласиться, по­ступившись собственными взглядами и соображения­ми, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.

Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходи­мо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.

Старшие дошкольники учатся ориентироваться в со­циальной сфере, устанавливать разносторонние отно­шения с окружающими. Они осваивают правила поведе­ния, осознают свои права и обязанности, свой долг и от­ветственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особен­но важно то, как взрослый оценивает действия окружа­ющих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы соци­ального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на ко­торой должны строиться отношения взрослого и ребен­ка, впоследствии это поможетребенку найти свое мес­то в обществе.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вто­рых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дош­кольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает по­ставленную перед ним задачу [36].

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшеству­ющие периоды психического созревания;

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

1) определенный уровень развития психических процессов;

2) эмоционально-мотивационная готовность;

3) наличие произвольности поведения;

4) сформированность общения.

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним изфакторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 4445 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник

Валентина Иващенко
Обучение детей диалогическому общению

Авторы лингвистических и психологических исследований утверждают, что основой для овладения ребенком лексико-грамматической и стилистической системами языка является разговорная, иначе говоря, ДИАЛОГИЧЕСКАЯ речь. Диалогическая речь первична и предшествует появлению монологической речи. Диалогическое общение необходимо и для психического развития детей. Общение – основной фактор при овладении ребенком речью, только при условии полноценного речевого общения малыш способен усвоить первоначальные коммуникативные навыки. В дальнейшем речь становится орудием мышления и средством произвольной регуляции ребенком своего поведения.

Лингвистические особенности диалогической речи.

По мнению Д. Э. Розенталя разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования:

• Отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала;

• Непосредственность речевого общения между его участниками;

• Непринужденность речевого акта, обусловленная отсутствием официальности в отношениях между участниками и самим характером высказывания.

Большую роль играет и контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника).

О. Б. Сиротининой под разговорной речью понимается «спонтанная устная литературная речь в условиях непринужденного, неофициального, непосредственного, персонального общения». Она выделяет следующие особенности разговорной речи:

• Персональность общения (обращение к человеку, интересы и возможности понимания которого хорошо известны)

• Ситуативность общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов, но и мимики, жестов, тембра голоса, тона).

Диалог – это преимущественно используемая форма разговорной речи. Структурной единицей диалога, по мнению Л. С. Выготского является слово. Для М. И. Сеченова – это предложение. Некоторые лингвисты считают высказывание структурной единицей диалога. Ц. Йотов считает структурной единицей диалога элементарный акт речевого общения, состоящий из двух взаимообусловленных реплик, функционирующих в одном отрезке времени. В диалоге существует особый вид связи соседних реплик (диалогическое единство). Характерной чертой диалога является реплецирование. Реплики рассматриваются как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи другого.

Психологические особенности диалога.

В психологии общение рассматривается как особая деятельность (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Т. В. Драгунова и др.). Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П. Я. Гальперина.

В соответствии с данным направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся. Согласно А. Н. Леонтьеву, общение как деятельность имеет структуру, которую составляют способы и средства осуществления, цели и мотивы, форму и содержание. Задачи (цели) общения изменяются на протяжении дошкольного возраста и определяются совокупностью внешних (ситуация общения) и внутренних (потребность ребенка в общении, его прошлый социальный опыт) условий.

Основной и первоначальный мотив общения – это врожденная потребность в общении с другим человеком. Мотивы общения делятся на три категории (по М. И. Лисиной): деловые, или стремление к практическому сотрудничеству со взрослым в данной конкретной ситуации; познавательные, или общение по поводу событий и явлений, выходящих за рамки конкретной ситуации; личностные, или общение по поводам, затрагивающим данного ребенка и другого человека в связи с конкретной ситуацией или независимо от неё. Выделяется материальное (неразрывно связанное с практической деятельностью) и духовное (обмен впечатлениями, мыслями, чувствами, взаимными требованиями для достижения общности эмоциональных переживаний) общение. Все виды общения имеют содержание. Средства общения делятся на : экспрессивно-мимические; преобразованные локомоции и предметные действия; речевые высказывания. Учёные выделили четыре целостных формы общения ребенка с окружающими. Эмоциональное общение в раннем возрасте (мотивы – личностные, ситуативные; средства – мимика, жесты и экспрессивные вокализации; содержание – сообщение о дискомфорте или удовлетворении со стороны ребенка). При появлении у детей предметных действий-манипуляций возникают деловые мотивы, выражающиеся в настойчивом стремлении к практическому сотрудничеству. Содержание – необходимость в поддержке, помощи и разъяснениях взрослого при действиях с предметами. Средства общения – наряду с экспрессивно-мимическими появляются локомоторные и предметные действия. Следующей формой общения является разворачивание коммуникативной деятельности на основе познавательных мотивов. Содержание определяется необходимостью помощи взрослого. Средство общения – речь. Для четвертой формы общения характерно преобладание личностных мотивов внеситуативного характера. Содержание — обсуждение достоинств, поступков, оценка с точки зрения социальных норм. В этой форме общения коммуникативная деятельность наблюдается в чистом виде. Средство общения – речь, экспрессивно-мимические коммуникативные акты.

При всех формах общения и в разном возрасте игра обеспечивает непосредственное и мотивированное общение между её участниками.

Система работы по развитию разговорной (диалогической) речи.

Обучение диалогической речи происходит в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, педагог же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку. На специальных занятиях по развитию диалогической связной речи чаще всего используются приём подготовленной беседы и приём театрализации (имитации и пересказа).

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых. Отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов.

Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону. В практике дошкольного учреждения можно пользоваться следующими приемами театрализации: театрализованное представление и игра-драматизация (свободный пересказ текста, сюжетно-ролевая игра). Игра – это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе. Игра обеспечивает речевое общение в естественной для ребенка ситуации.

Разговорная речь усваивается поэтапно. Первоначально речевые средства предъявляются в бытовой деятельности, используется потребность детей в речи. На занятиях дидактическая игра или специальные речевые упражнения мотивируют использование «новых слов». Речевой материал «кочует» из одних условий употребления в другие и закрепляется. Основные приемы развития разговорной речи – поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Первоначально предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу. Особую роль при обучении диалогической речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-нибудь нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет. В дальнейшем появляются просьбы, затем высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь. Обучение детей вопросно-ответной форме общения начинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых односложных ответов, потом развернутых. Затем вопросы становятся более обобщенными.

Игры для развития диалогической речи

«Разговариваем по телефону»

В эту игру можно играть, начиная с 2-3 лет.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Сообщите, какие слова он выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить поначалу, хотя бы «да» или «нет». Постепенно вводите более сложные вопросы. Пусть разговор с бабушкой станет для ребенка каждодневным «ритуалом».

«Отвечаем на вопросы»

Возраст 2-4 года.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов, но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький, а реально интересуйтесь его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить к этому процессу папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл. Что видел, что ему понравилось, а что нет. Сам ребенок конечно еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ. Поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками, задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой. Во что оденется, что будет есть и так далее.

«Угадайка». На первых этапах задает вопросы и «отгадывает» педагог, потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный приём «маленький учитель». Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями. На роль учителя педагог назначает ребенка из наиболее развитых в речевом отношении детей, а потом дети выбирают «маленького учителя» с помощью считалочки. Вначале педагог подсказывает, что надо делать и говорить, но постепенно дети осваивают игру и надобность в подсказках отпадает. Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь, но и формирует коммуникативные навыки и готовит детей к сюжетно-ролевой игре.

Таким образом, программа развития разговорной речи содержит два направления:

• Усложнение речевого материала, т. е. овладение новыми синтаксическими и грамматическими конструкциями, увеличение объема словаря;

• Повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.

Виды работы по развитию диалогической речи:

• Дидактическая игра;

Обучение диалогу в ходе предметно-практической деятельности;

• Работа с закрытой картинкой;

• Работа с опорными листами.

Дидактическая игра. Имеет две цели: обучающую — для взрослого, и игровую — для ребенка. Она является средством обучения, поэтому может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи и позволяет обеспечить нужное количество повторов на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т. е. вести содержательный диалог.

В картотеке дидактических игр могут быть представлены следующие направления:

• Развитие коммуникативных способностей ребенка.

• Коррекция нарушений в сенсомоторном и интеллектуальном развитии детей.

• Развитие речи (фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства языка, просодия, накопление словаря, связная речь, звукопроизношение).

Обучение диалогу в процессе предметно-практической деятельности. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ. В предметно-практической деятельности (при лепке, рисовании, конструировании из бумаги и т. д.) имеются предпосылки для развития у дошкольников тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций.

Работа с закрытой картинкой или спрятанным предметом. Цель её —

научить детей задавать вопросы о предмете, который спрятан за ширму или об изображении на картинке, повернутой тыльной стороной. В этой ситуации речь детей (вопросы) к педагогу оказывается максимально мотивированной, и дети постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию этого вида деятельности. Первоначально используется спрятанный предмет, а если это картинка то на ней должен быть изображен один статичный, крупный и яркий предмет, который после угадывания лепится, в старшем возрасте его рисуют. Далее можно использовать картинку с действующим персонажем (Девочка бросает мяч. Мальчик бежит.) или картинку с предметом более сложной формы и с большим количеством деталей. Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Первоначально педагог помогает детям сформулировать вопрос: «Спросите у меня, какая игрушка спрятана? Спросите у меня, яблоко большое или маленькое?» Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы. При усложнении вида работы с сюжетной картинкой, выясняется, что дети с трудом запоминают её содержание, пространственное расположение предметов. Здесь можно использовать сигналы для запоминания. Сначала эта сигнальная система использовалась в беседе, когда дети задают вопросы по закрытой картине, потом — когда они описывают содержание закрытой картины. В качестве сигнальной картины можно использовать лист бумаги с изображенными символами (кружками, обозначающими место предмета на картинке (синие – верх – небо; зеленые – низ – травка и т. д.). Работать с закрытой картинкой дети могут в парах.

Работа с опорными листами. При развитии речи у детей нарушениями произношения отмечается низкий уровень развития фонематического слуха. Согласно учению о компенсаторной деятельности организма, при коррекции нарушенной функции необходимо опираться на наиболее сохранный анализатор, т. е. опора должна быть зрительной, или же, учитывая характер мышления (наглядно-действенный,зрительно-двигательной. С этой целью составляются опорные листы со скомпонованными в них соответствующими заданиями. Индивидуальная работа по опорным листам всегда вызывает интерес у детей и создает ситуацию, когда ребенок должен обратиться к взрослому, чтобы понять задачу, стоящую перед ним.

Для успешной реализации программы по обучению диалогической речи необходимо медицинское сопровождение процесса в некоторых случаях и всегда необходима помощь родителей.

Оптимальные условия для развития диалогической речи создаются в процессе лечебно-педагогической коррекции.

Наиболее эффективен путь обучения разговорной речи непосредственно в общении, который сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях.

Необходимое условие для развития разговорной речи – речевая среда дома и в дошкольном учреждении, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения.

Источник