Этапы развития общения ребенка со сверстниками
На чтение 9 мин.
Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими. Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании. Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.
Общение со сверстниками – важная составляющая социализации
Стадии развития общения детей со сверстниками
При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.
От 2-х до 4-х лет
- Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека. Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.
- Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.
Особенности общения малышей между собой
На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.
Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.
Роль общения со сверстниками – главные моменты
Дети до 4-х лет
До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.
В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга». Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» – может вызвать у ребенка протест либо слезы. Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.
Проблемы в общении проявляются с 4-х лет
Дети 4-6-ти лет
Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.
Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.
От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.
Первые друзья появляются с 4-5 лет
В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников. Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе. Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.
Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.
Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.
В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.
В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.
Нарушения в общении – какие бывают у дошкольников
В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.
К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.
Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки «глазами товарищей», таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.
Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом
Старшие дошкольники 6-7 лет
С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.
Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников. К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни. Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя «со стороны» дети умеют сознательно управлять собственным поведением.
Психологические аспекты общения детей со сверстниками
Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.
Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками
Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.
Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.
Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?
Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому. Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.
Сюжетные игры – пусть к общению
Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.
Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.
В совместной игре дети раскрепощаются
Рекомендации родителям
Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.
Основы полноценного общения закладываются в семье
1. Упражнение «Составь рассказ».
Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…». Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.
2. Беседа «Как стать самим собой».
В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.
3. Упражнение «Рисуем себя».
Упражнение “Нарисуй себя” поможет ребенку справиться со страхами
Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.
Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.
Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Видео. Трудности в общении со сверстниками: что делать
Источник
Последний
вопрос, который будет рассмотрен в
статье, касается генезиса общения детей
со сверстниками в первые семь лет жизни.
Выделение данного аспекта обусловлено
генетическим характером нашего цикла
исследований, направленного на то, чтобы
изучить возникновение этой деятельности,
а затем проследить ее развитие в первые
годы жизни. Этот вопрос приобретает
особую остроту потому, что исследование
генезиса любого явления требует четкого
определения его критериев: иначе
невозможно отделить период отсутствия
явления от периода, когда оно возникло.
А значит, генетический подход способствует
уточнению представления о сущности и
природе изучаемого явления.
Тезис
об общей природе обеих сфер коммуникаций
привел нас к предположению, что общение
со сверстниками, так же как и общение
со взрослыми, складывается прижизненно,
а развитие его происходит как смена
качественно специфических форм
коммуникативной деятельности. Когда
же возникает общение со сверстниками
и какие ступени развития проходит в
первые семь лет жизни? Ответить на
поставленные вопросы можно будет только
после завершения намеченного цикла
исследований. Тем не менее уже сейчас,
в самом начале изучения можно (и полезно)
высказать некоторые соображения об
онтогенезе общения со сверстниками.
Знакомство
с психологической литературой и первые
собственные наблюдения привели нас к
выделению нескольких важных периодов
в онтогенезе рассматриваемой деятельности.
Первый
из них – это пункт, в котором общение
со сверстниками первоначально возникает;
вплоть до выяснения вопроса мы его никак
не датируем.
Второй
– уже не пункт, а период – охватывает
весь первый год жизни.
Третий
период включает ранний возраст; можно
предполагать, что внутри этого периода
в дальнейшем потребуется отделить
второй год жизни от третьего.
В
четвертый период мы включаем пока весь
дошкольный возраст, хотя нет сомнения,
что на протяжении четырех лет – от трех
до семи – совершаются важные преобразования
в сфере коммуникаций со сверстниками,
которые предстоит выяснить и изучить.
Рассмотрим
каждый из выделенных периодов несколько
подробнее.
1. Возникновение
деятельности общения со сверстниками.
В первое время после появления на свет
ребенок не контактирует с окружающими
людьми. Описанные рядом авторов реакции
новорожденных на сверстников (например,
на их плач) носят характер заражения,
имеют, безусловно, рефлекторную природу
и, конечно, не являются коммуникацией
(Р. Заззо, 1967). Когда же у ребенка
складывается общение со сверстниками?
В
своей работе мы попытались опереться
в поисках пункта возникновения
коммуникации ребенка с другими детьми
на четыре критерия, позволяющих
установить, сложилась ли у ребенка
коммуникативная потребность, и выделенные
нами в прежних исследованиях общения
детей со взрослыми. Мы полагаем, что на
это нам дает право то важное общее, что
объединяет обе сферы общения. В
экспериментах, проведенных ранее,
выделенные критерии показали свою
продуктивность (М. И. Лисина, 1974а), и это
позволяет надеяться, что они окажутся
полезными и в приложении к новой сфере
коммуникаций.
Коротко
напомним эти критерии:
• ребенок
разворачивает активность, направленную
на ознакомление
со своим партнером;
• он
обнаруживает эмоциональное
отношение к воздействиям,
которые оказывает на него партнер;
• ребенок
стремится проявить перед партнером
свои способности и умения – «показать
себя» и тем позволить партнеру ознакомиться
с собой;
• он
проявляет чувствительность
к тому, как относится к нему партнер,
аффективно реагируя на отношение
последнего.
Выделенные
критерии дают возможность констатировать
наличие у ребенка стремления к оценке
(первый и второй критерии) и самооценке
(третий и четвертый критерии), то есть
оформление у него потребности в общении.
Те же критерии позволяют установить,
конституировалось ли у ребенка отношение
к другому человеку как к партнеру по
общению: последнее обстоятельство
особенно четко выступает в связи с двумя
последними критериями, показывающими,
рассчитывает ли ребенок на ответ другого
человека, на его коммуникативную
активность.
Можно
думать, что общность потребности и
объекта общения в обеих сферах сохраняет
валидность критериев, разработанных
применительно к партнеру – взрослому
и в случаях, когда партнером ребенка
становится его сверстник. Значит,
определить пункт, когда впервые возникает
общение между детьми одного возраста,
можно будет, анализируя взаимодействие
между ними с точки зрения четырех наших
критериев.
2. Первый
год жизни.
Общение со взрослым оформляется у детей
уже к двум месяцам жизни (М. И. Лисина,
1974а; С. Ю. Мещерякова, 1975). А как обстоят
у младенцев дела с общением между собою?
В
литературе приходится встречать весьма
разноречивые мнения на этот счет. Так,
Э. Л. Фрухт полагает, что «взаимодействие
детей старше 8–9 месяцев можно считать
первой формой социального контакта»
(1976. С. 123); свой вывод она основывает на
том интересе,
который проявляют друг к другу дети
указанного возраста. С. В. Корницкая,
напротив, приходит к выводу о том, что
«общение младенцев побуждается не
особой потребностью в общении друг с
другом, а градиентами потребностей во
впечатлениях, активной деятельности и
в общении со взрослыми» (1977, С. 38). В основе
его лежит установление факта неспецифических
контактов между детьми, которые были
бы невозможны, если бы младенцы видели
друг в друге потенциального субъекта
общения.
Однако
суждения того и другого рода пока не
имеют достаточного фактического
обоснования. Сведения насчет взаимодействия
младенцев скудны и почти полностью
исчерпываются утверждением, что на
первом году жизни ребенок «любит
наблюдать» за другими детьми (Б. Спок,
1971). Между тем в этой области нас, возможно,
ожидают непредвиденные обстоятельства.
Интригующие факты сообщают, например,
М. Льюис, Дж. Брукс (1974). Их наблюдения
показали, что младенцы, пугавшиеся
незнакомого взрослого, давали положительную
реакцию на незнакомого ребенка первых
месяцев жизни. Если же с помощью зеркал
у ребенка создавали впечатление, что
он сам приближается к себе, то младенец
высказывал такое же восхищение, как при
появлении матери. Льюис полагает, что
результаты описанных опытов свидетельствуют
о способности младенца сравнивать
незнакомца не только с матерью, но и с
собою. Тогда незнакомый малыш опознается
ребенком, как подобный ему самому и
поэтому не таящий угрозы. Интерпретация
звучит малоубедительно, но сами факты,
несомненно, весьма любопытны.
В
целом мы приходим к заключению, что
взаимодействие младенцев нуждается в
тщательном экспериментальном изучении,
а накапливаемые факты необходимо
оценивать с использованием четырех
критериев, описанных выше. В таком случае
«интерес» (первый критерий) и «положительная
реакция» на другого ребенка (второй
критерий) предстанут как свидетельства,
хотя и необходимые, но недостаточные
для вывода о том, что у детей уже возникла
потребность в общении друг с другом и
сама эта сфера коммуникативной
деятельности как таковая. 3. Ранний
возраст.
На втором и третьем году жизни у детей
совершаются важные перемены во
взаимодействии друг с другом. Однако в
чем именно они состоят и происходит ли
преобразование актов взаимодействия
детей в истинно коммуникативные контакты,
к сожалению, остается все еще неясным.
Относительно раннего возраста, как и
для младенчества, главная задача состоит
в накоплении фактов и в тщательном их
анализе с позиций нашего понимания
природы коммуникативной деятельности
и содержания социогенной потребности.
Среди
опубликованных данных можно встретить
не очень согласующиеся между собой
указания на то, что дети вступают во все
более тесные практические контакты, и
на то, что между ними возникают
эмоциональные связи.
Так,
Б. Спок (1971) сообщает, что дети двух лет,
хотя еще почти и не играют вместе, любят
наблюдать за играми друг друга и «просто
быть неподалеку». Если же они играют
коллективно, то обходятся «без всяких
церемоний», и лишь после трех лет
научаются «считаться друг с другом».
B. C. Мухина (1975) также сообщает об интересе
детей раннего возраста к играм друг
друга и считает, что он является основой
для дальнейшего сближения детей. Но она
утверждает, что уже к середине второго
года ребенок «чувствует симпатию к
другим детям» – сочувствует, помогает
им, иногда чем–то делится; он встречает
их «несмелой улыбкой». У Я. Л. Коломинского
(1976) имеются аналогичные указания на
преимущественно эмоциональный характер
связей между маленькими детьми даже и
позднее, в дошкольном возрасте.
Так
что же верно: то, что малыши относятся
друг к другу не церемонясь, или же то,
что они способны к эмоциональному
сопереживанию и личностным симпатиям?
Возможно, что верно и то и другое, но в
разных обстоятельствах. Только тщательно
проконтролированное исследование
поможет установить истину. Работа Л. Н.
Галигузовой была задумана как первая
попытка в указанном направлении. Ее
результаты позволяют проследить
становление деятельности общения со
сверстниками, ее рождение из смежных
видов активности и на их основе. 4.
Дошкольный
возраст.
После трех лет взаимодействие детей
резко изменяется: оно интенсифицируется,
появляется инициирование общения (B. C.
Мухина, 1975); дошкольники играют не только
рядом, но и вместе (Дж. и Л. Брага,
1974); ясно обнаруживается специфически
коммуникативная потребность детей в
общении друг с другом («мне надо ребенков»
– Е. А. Аркин, 1929); ребенок перестает
бесцеремонно обижать других детей, чаще
делится с ними, получает удовольствие
от их общества (Б. Спок, 1971).
По–видимому,
перед нами тот период детства, когда
уже не приходится сомневаться в наличии
между детьми истинной коммуникативной
деятельности.
Но
картина выглядит чересчур глобально.
Требуется тщательная проработка всех
ее деталей, с тем чтобы выяснить, не
происходит ли на протяжении дошкольного
возраста смена нескольких коммуникативных
формаций. Напомним для сравнения, что
в развитии общения со взрослыми
дошкольники преодолевают три ступеньки:
от ситуативно–делового общения они
поднимаются к внеситуативно–познавательному,
а от него – к высшему достижению
дошкольного детства – внеситуативно–личностному
общению. Главное, что позволяет выяснить
характер сдвигов в сфере коммуникаций
со сверстниками и отделить количественный
рост от качественных модификаций, –
это тщательный анализ содержания
потребности в общении с ними и ведущих
мотивов этой деятельности. Вот почему
в планируемом цикле мы предусмотрели
специальные работы (Р. И. Деревянко, Р.
А. Смирнова), направленные на исследование
мотивов и потребностей общения
дошкольников друг с другом.
Таковы
предварительные соображения по поводу
генезиса общения со сверстниками,
положенные в основу нашего цикла
экспериментальных исследований.
Источник