Этапы развития коммуникации у ребенка

Этапы развития коммуникации у ребенка thumbnail

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ориентирует педагога на:

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

  • уважение личности ребенка;

  • реализацию Программы в игровой, познавательной и исследовательской деятельности;

  • расширению социально-психологической и коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования;

  • повышению уровня их этического взаимодействия с дошкольниками;

  • приобретению опыта самостоятельно проектировать траекторию развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

  • природный мир;

  • коммуникативный мир;

  • культурную среду, включая систему образования;

  • информационную среду;

  • пространство чувств ребенка.

Использование игровых коммуникативных технологий, направленных на раскрепощение детей, формирование ценностного отношения к социуму в образовательной деятельности дошкольников, позволяет развивать коммуникативные и творческие способности, опыт совместной деятельности и личностные социально-значимые качества ребенка.

Коммуникативные способности — умение устанавливать правильные взаимоотношения и предусматривать их в соответствии с развитием детей и их требованиями (Н.В. Кузьмина).

Коммуникативные способности — умения и навыки общения и взаимодействия с людьми которые определяют предметно-деятельностные и предметно-познавательные способности субъектов (Р.С. Немов).

Коммуникативные способности — умения и навыки устанавливать взаимоотношения, строить эффективное общение педагога с воспитанниками, коллегами, родителями, которые приводят к успешности во всех видах деятельности (О.А. Ивановой, Н.Н. Суртаевой).

Коммуникативные способности — индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания др. человека, выработки стратегии взаимодействия.​

Процесс развития личности ребенка (И.Д. Демакова) включает пять параметров:

  • природный мир;

  • коммуникативный мир;

  • культурную среду, включая систему образования;

  • информационную среду;

  • пространство чувств ребенка.

Интеграция ребенка в мир конкретных взаимоотношений и освоение социокультурного опыта обеспечивает становление и развитие ребенка как личности, он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Как отмечала М.И. Лисина, развитие и становление личности невозможно вне отношений с другими: «Мы познаем себя через других людей, а в других глядимся как в зеркало…». Взросление подрастающего поколения происходит в результате коммуникативного взаимодействия с социальной средой, которая влияет на этот процесс посредством разных социальных факторов. Степень освоения социальной среды зависит от коммуникативных способностей ребенка, позволяющих удовлетворять потребности в контактах с социальным миром, как степень познания, освоения и присвоения возможностей социальной среды.

Коммуникативные способности развиваются в различных формах общения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник» на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

Формы общения ребенка в системе «ребенок-взрослый»:

  • ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) (2-6 мес.) возникает примерно к 2-м месяцам жизни;

  • ситуативно-деловая (6 мес. до трех лет) к концу первого полугодия, когда непосредственность чисто эмоциональных контактов постепенно отходит на второй план;

  • внеситуативно-познавательная форма общения возникает к 3-5 годам – совместная познавательная деятельность, когда малыш ставит перед собой все более сложные вопросы о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи явлений в природе и т.д.

  • внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет) – связана с овладением ребенком системой отношений людей, нивысшая форма общения характеризуется стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми.

Смена форм общения связана с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребенка к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего школьного возраста и потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста.

Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение. Новое содержание коммуникативной потребности в течение какого-то времени как бы доминирует (как, например, потребность в уважении взрослого в среднем дошкольном возрасте), определяя в это время ряд психологических особенностей ребенка (например, обидчивость).

Взрослый в своем общении с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы.

Формы общения ребенка со сверстниками.

Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни и проявляется в следующих формах общения:

  • эмоционально-практическое общение (2-4 года жизни) – стремление к соучастию в общих забавах (манипуляции, переодевание, подползание, убегание), в соучастии;

  • ситуативно-деловая форма общения (4-5 лет), сверстник становится более привлекательным партнером (деловое сотрудничество), это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры(согласованность в действиях, стремление достичь цели);

  • внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет) – игры с правилами, возникает жажда сотрудничества.

Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Яркая характеристика общения дошкольников — сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.

Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.

К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа — младший, средний и старший дошкольный возраст.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством, которые превалирует в общении детей.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.

К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников, у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

Таким образом, высокий уровень развития коммуникативных способностей, к концу дошкольного возраста можно отметить, если между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

Источник

Развитие коммуникации ребенка начинается с момента его рождения; еще не умея говорить, малыш уже взаимодействует с родителями. В дальнейшем коммуникативные навыки постепенно усложняются, проходя несколько последовательных стадий, каждая из которых имеет свои цели и особенности.

Основные этапы развития коммуникации дошкольника

Развитие коммуникации ребенка изучалось многими психологами. Наиболее оптимальной считается классификация М. И. Лисиной, которая выделяет формы общения в зависимости от потребностей, мотивов и используемых средств:

Ситуативно-личностная.

Ребенок уже с рождения нуждается в доброжелательном внимании его родителей. Так как речь на этом этапе еще не развита, ребенок привлекает внимание мимикой, жестами. Если ребенок не получает этого внимания, у него появляется тревожность, а постоянный дефицит общения со взрослым часто приводит к проблемам в дошкольном развитии ребенка.

Ситуативно-деловая.

Возникает примерно в возрасте полугода и остается ведущей лет до трех. Характеризуется наличием потребности в сотрудничестве со взрослым, вследствие чего ребенок все время обращается к нему за помощью или одобрением. При этом, если до полутора лет ребенок просто ждет помощи, в дальнейшем он предпочитает пробовать и действовать самостоятельно. Ситуативно-деловая форма общения является подготовкой к становлению активной речи ребенка.

Внеситуативно-познавательная.

Выступает основной формой в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте ребенок хочет узнать, как можно больше об окружающем мире, и источником этих знаний, как правило, становится взрослый. Вопросы не привязаны к конкретной ситуации — спросить, почему трава зеленая, ребенок может и тогда, когда за окном лежит снег. Помогите ребенку получить ответы на все вопросы, ведь так он выстраивает свое представление о мире и его всевозможных проявлениях.

Внеситуативно-личностная.

Возникает в 5-7 лет и является высшей формой общения для дошкольников. Центром здесь уже становятся не явления мира, а особенности межличностного взаимоотношения. Ребенок уже готов узнать и понять, какие ощущения может испытывать другой человек, что он думает, и в зависимости от этого устанавливать отношения с самыми разными людьми. В этом возрасте ребенок обращает внимание на то, как авторитетный для него взрослый оценивает действия окружающих, считая его примером для собственного поведения.

Ваше общение с ребенком

Развитие общения у детей полностью связано с тем, как с ним общаются в семье, начиная с самого рождения. Коммуникации с родителями влияют сразу на несколько факторов. В первую очередь ребенок воспринимает их речь как образец для подражания, пополняя свой пассивный запас слов и наблюдая за артикуляционными движениями. Как быстро заговорит ребенок, будет напрямую зависеть от того, как общаются с ним родители. Появление речи возможно только в ситуации общения.

Важную роль в становлении мировоззрения ребенка играет внутрисемейное общение. Дети, которым терпеливо разъясняли, что такое хорошо, а что такое плохо, при этом подкрепляя слова собственным поведениям, обладают более четкой системой моральных принципов, чем при отсутствии такого общения. Поэтому для полноценного и гармоничного развития ребенка родителям всегда нужно найти время на общение с ним, ответы на вопросы, касающиеся разных сфер жизни, в том числе личностных отношений. Доверительное общение не только благотворно влияет на развитие, но и помогает сглаживать проявления возрастных кризисов.

Источник

Содержание:

  • Мимика
  • Язык жестов
  • Телодвижения, пантомимика
  • Глобальное чтение

Очень часто родители обращаются к специалистам нашего центра с вопросом, который, несомненно, их очень тревожит: «Когда мой ребенок начнет говорить?». Мне, как логопеду, который на протяжении многих лет занимается проблемой речевого развития детей с синдромом Дауна, хотелось бы прояснить некоторые моменты и осветить проблемы, с которыми сталкиваются многие родители.

Речь всегда имеет две стороны: импрессивную (понимание чужой речи и сохранность ее звукового состава) и экспрессивную (произнесение речевых звуков и слов). Хорошо известно, что произношение речевых звуков формируется на основе восприятия чужой речи и ее слухового анализа и синтеза. Если мы вспомним детей, глухих от рождения, то сразу обратим внимание на их дефектное произношение, которое напрямую зависит от того, что у них нарушен слуховой анализ. С другой стороны, речевой слух формируется при активной артикуляции звуков, слов и фраз, приблизительно так же, как музыкальный слух развивается при активном участии моторного пропевания. Исследование речевых функций у детей с синдромом Дауна показывает, что у них гораздо сильнее страдает устная речь, у некоторых детей она часто остается на уровне простых восклицаний и отдельных слов, не переходя к фразовой речи.

Конечно, все родители с нетерпением ждут того счастливого момента, когда они начнут свободно общаться со своим малышом на удобном и привычном для нас языке. Но бывает, проходит год, второй, третий, а малыш так и не начинает произносить первые слова и не вступает с вами в речевой диалог. Родители теряются, огорчаются, и на повестку дня выходит только один вопрос: «Когда же заговорит мой ребенок?».

Что нужно сделать для того, чтобы ребенок заговорил? Как помочь родителям в общении с неговорящим ребенком? И вообще, что такое общение и в каких формах оно может протекать? Вот на эти вопросы я постараюсь сегодня ответить, хотя каждый из них заслуживает глубокого изучения и пристального внимания.

Давайте еще раз обратимся к тому, что же скрывается за таким, казалось бы, понятным и простым термином как общение или коммуникация.

Общение — это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку — это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами — это тоже коммуникация. Как часто родители или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее — почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Сегодня мне хочется еще раз обратиться к такому важному и очень эффективному в общении понятию, как поддерживающая коммуникация, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения — всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на этих средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35-40% передается выражением лица. Мимика — это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Родители просто обязаны все послания, которые они адресуют своему ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица собственного малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Язык жестов

Использование жестовой речи в нашем центре опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей с синдромом Дауна ускоряют их общее и речевое развитие. Наши специалисты на основе своего многолетнего опыта могут только подтвердить и поддержать это утверждение.

Часто родители весьма скептически относятся к языку жестов, боятся, что это может затормозить речевое развитие, задержать его. Научные исследования доказали обратное. Без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.

Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.

Несомненно, жесты — это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы:

  • в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,
  • ребенок мог легко их выполнять.

Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов.

  1. Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
  2. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
  4. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
  5. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
  6. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

  • восприятие,
  • движение,
  • память,
  • внимание,
  • речь.

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или несформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», — всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Поверьте, первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Глобальное чтение

Что такое глобальное чтение? Это способ восприятия и запоминания информации (в нашем случае — написанного слова) целиком, как картинки или фотографии). Некоторые специалисты по раннему развитию отдают предпочтение этому методу при обучении маленьких детей чтению. Это же явление может использоваться для обеспечения неговорящих детей основным или вспомогательным средством общения. В таких случаях общение поддерживается с помощью специально изготовленных табличек, на которых крупным шрифтом (высотой 10 см) написаны слова.

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним. Обучение глобальному чтению на начальном этапе не требует даже умения говорить, но оно опирается на целенаправленное внимание и память. На первых этапах обучение глобальному чтению не должно носить абстрактный характер, его следует привязывать к конкретному предмету и его обозначению. Другими словами, если вы показываете ребенку табличку, где написано слово «яблоко», то обязательно кладете рядом реальное яблоко, на табличку со словом «ложка» вы кладете ложку и т. п. Позже можно заменять реальные предметы картинками с наложением на них табличек. Если ребенок готов удержать в поле своего внимания большой объем информации, можно расширить ряд до уровня «предмет — картинка — табличка с названием» (машина + картинка + название предмета). Обучение глобальному чтению помогает сформировать у ребенка установку на чтение: он начинает понимать, что предметы, а позже — картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.

В западной литературе описаны случаи, когда детей с синдромом Дауна начинали обучать глобальному чтению в младенческом возрасте (с 10-12 месяцев), и это давало хорошие результаты. Здесь не должно быть никаких нормативов, все дети имеют разную степень обучаемости, и стоит опираться только на желание и возможности ребенка.

Подводя итоги, хочется еще раз напомнить, что желанию общаться и радости от общения на первых порах должна отводиться первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал успех, чтобы ему захотелось общаться, поэтому обучение должно проходить на таком уровне, на котором ребенок сможет достичь этого успеха.

Удачи вам!

Панфилова Ирина Анатольевна,
логопед «Даунсайд Ап»
Статья предоставлена сайтом «Даунсайд Ап»

Источник