Этапы психического развития ребенка пиаже

Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt («КогниФит»)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Теория Пиаже: этапы развития у детей

Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.

Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.

1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)

Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.

  • Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
  • Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.

2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.

  • Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
  • В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.

Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный  прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе  им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
  • Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
  • Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Источник

Наиболее разработанной и влиятельной
из когнитивных теорий развития считается
генетическая эпистемология Ж. Пиаже. В
ней непротиворечиво объединены
представления о внутренней природе
интеллекта и его внешних проявлениях.

В центре концепции Ж. Пиаже – положение
о взаимодействии между организмом и
окружающей средой, или равновесии.
Внешняя среда постоянно изменяется,
говорит Пиаже, поэтому субъект,
существующий независимо от внешней
среды, стремится к установлению равновесия
с нею. Установить равновесие со средой
можно двумя путями: либо путем
приспособления субъектом внешней среды
к себе за счет ее изменения, либо путем
изменений в самом субъекте. И то и другое
возможно только путем совершения
субъектом определенных действий.
Производя действия, субъект тем самым
находит способы или схемы этих действий,
которые позволяют ему восстановить
нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема
действия – это сенсомоторный эквивалент
понятия, познавательного умения. Таким
образом, действие – это «посредник»
между ребенком и окружающим миром, с
помощью которого он активно манипулирует
и экспериментирует с реальными предметами
(вещами, их формой, свойствами и т. п.).
Развитие схем действий, т. е. познавательное
развитие, происходит «по мере нарастания
и усложнения опыта ребенка по практическому
действованию с предметами» за счет
«интериоризации предметных действий,
то есть их постепенного превращения в
умственные операции (действия, выполняемые
во внутреннем плане)» (Холодная М. А.,
1997). Каковы механизмы этого приспособления?

Первый из них – это механизм ассимиляции,
когда индивид приспосабливает новую
информацию (ситуацию, объект) к существующим
у него схемам (структурам), не изменяя
их в принципе, то есть включает новый
объект в уже имеющиеся у него схемы
действий или структуры. Например, если
новорожденный может схватить палец
взрослого, вложенный в его ладонь, точно
так же он может схватить волосы родителя,
кубик, вложенный ему в руку, и т. п., то
есть каждый раз он приспосабливает
новую информацию к имеющимся схемам
действий. Таким образом, понятие
совершенствуется, что позволяет в
дальнейшем начать различать, например,
понятия «волосы» и «шуба».

Другой – это механизм аккомодации,
когда индивид приспосабливает свои
прежде сформированные реакции к новой
информации (ситуации, объекту), то есть
он вынужден перестроить (модифицировать)
старые схемы (структуры) с целью их
приспособления к новой информации
(ситуации, объекту). Например, если
ребенок будет продолжать сосать ложечку
с целью утоления голода, то есть пытаться
приспособить новую ситуацию к существующей
схеме – сосанию (механизм ассимиляции),
то вскоре он убедится, что такое поведение
неэффективно (он не может утолить чувство
голода и тем самым приспособиться к
ситуации) и нужно изменить свою старую
схему (сосание), то есть модифицировать
движения губ и языка, чтобы забрать с
ложечки пищу (механизм аккомодации).
Таким образом, появляется новая схема
действия (новое понятие).

Очевидно, что функции этих двух механизмов
противоположны. Благодаря ассимиляции
происходит уточнение, совершенствование
имеющихся схем (понятий) и тем самым
равновесие со средой достигается за
счет приспособления среды к субъекту,
а благодаря аккомодации происходит
перестройка, модификация имеющихся
схем и возникновение новых, усвоенных
понятий. Характер взаимоотношений между
этими механизмами обусловливает
качественное содержание умственной
деятельности человека. Собственно
логическое мышление как высшая форма
познавательного развития есть результат
гармонического синтеза между ними. На
ранних стадиях развития любая умственная
операция представляет собой компромисс
между ассимиляцией и аккомодацией.
Развитие интеллекта – это процесс
вызревания операциональных структур
(понятий), постепенно вырастающих из
предметно-житейского опыта ребенка на
фоне проявления этих двух основных
механизмов.

Согласно Пиаже, процесс развития
интеллекта состоит из трех больших
периодов, в рамках которых происходит
зарождение и становление трех основных
структур (видов интеллекта). Первая из
них – это сенсомоторный интеллект.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2
года). В рамках этого периода новорожденный
воспринимает мир, не зная себя как
субъекта, не понимая своих собственных
действий. Реально для него лишь то, что
дано ему через его ощущения. Он смотрит,
слушает, трогает, нюхает, пробует на
вкус, кричит, ударяет, мнет, сгибает,
бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает
иные сенсорные и моторные действия. На
этой стадии развития ведущая роль
принадлежит непосредственным ощущениям
и восприятию ребенка. Его знание об
окружающем мире складывается на их
основе. Поэтому для этой стадии характерно
становление и развитие чувствительных
и двигательных структур – сенсорных и
моторных способностей. Исходными или
первичными схемами действий, позволяющими
новорожденному устанавливать равновесие
в первые часы и дни его жизни, по мнению
Пиаже, являются рефлексы новорожденного,
с которыми он появляется на свет и
которые позволяют целесообразно
действовать в ограниченном числе
ситуаций. Но поскольку рефлексов мало,
ребенок вынужден их изменять и формировать
на этой основе новые, более сложные
схемы.

Интеллектуальное развитие в течение
двух первых лет жизни идет от безусловных
рефлексов к условным, их тренировке и
выработке навыков, установлению между
ними координированных взаимоотношений,
что дает ребенку возможность
экспериментировать, то есть совершать
действия по типу проб и ошибок. При этом
малыш начинает предвосхищать развитие
новой ситуации, что, вкупе с имеющимся
интеллектуальным потенциалом, создает
основу для символического, или
допонятий-ного, интеллекта.

Период конкретных операций (2-11/12 лет).
В этом возрасте происходит постепенная
интериоризация схем действий и превращение
их в операции, которые позволяют ребенку
сравнивать, оценивать, классифицировать,
располагать в ряд, измерять и т. д. Если
в период развития сенсомоторного
интеллекта основными средствами
умственной деятельности ребенка были
предметные действия, то в рассматриваемом
периоде ими являются операции.
Принципиальное отличие состоит в том,
что рождение операции – это предпосылка
становления собственно логического
мышления человека.

Если мышление ребенка на стадии
сенсомоторного интеллекта предстает
в виде системы обратимых действий,
выполняемых материально и последовательно,
то на стадии конкретных операций оно
представляет систему операций, выполняемых
в уме, но с обязательной опорой на внешние
наглядные данные.

Центральными характеристиками умственной
деятельности ребенка в этот период его
познавательного развития являются
эгоцентризм мышления ребенка и
представление о сохранении. Эгоцентризм
мышления обусловливает такие особенности
детского мышления, как синкретизм,
неумение сосредоточиваться на изменениях
объекта, необратимость мышления,
трансдущия (от частного к частному),
нечувствительность к противоречию,
совокупное действие которых препятствует
формированию логического мышления.

Появление у ребенка представления о
сохранении – это условие возникновения
обратимости мышления. Именно поэтому,
эгоцентризм, представление о сохранении
и обратимость мышления являются
диагностическими признаками
интеллектуального развития ребенка.

Внутри этого периода Пиаже выделил
дооперациональную стадию, которая
характеризует интуитивное, наглядное
мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и
стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).

В рамках дооперациональной стадии
формируются образно-символические
схемы, основанные на произвольном
сочетании любых непосредственных
впечатлений типа «луна ярко светит,
потому что она круглая». Это высказывание
4-летнего ребенка многое объясняет в
его интеллектуальном развитии. Ребенок
в этом возрасте активно опирается на
представления о предметах. Отсутствие
собственно операций побуждает ребенка
устанавливать связи между объектами
не на основе логического рассуждения,
а интуитивно. Качественное своеобразие
мышления дошкольника составляет
эгоцентризм – центральная особенность
мышления, скрытая умственная позиция
ребенка. Суть ее состоит в том, что
ребенок видит предметы такими, какими
их дает ему его непосредственное
восприятие. Например, он думает, что
луна следует за ним во время прогулки:
останавливается, когда он останавливается,
бежит за ним, когда он убегает. Очевидно,
что ребенок рассматривает окружающий
его мир со своей точки зрения, не осознавая
ее. Его точка зрения абсолютна. Он –
центр вселенной, и все вращается вокруг
него, как планеты вокруг Солнца. Окружающий
его мир неотделим от «Я» ребенка, являясь
его продолжением. Эгоцентризм означает
отсутствие у ребенка осознания собственной
субъектности, а с нею и отсутствие
объективной меры вещей. Это является
причиной того, что ребенок в этом возрасте
не понимает, что у других людей могут
быть свои представления о чем-либо,
отличные от его собственных. Он не
понимает, что возможно существование
разных точек зрения на один и тот же
предмет. Поэтому он не в состоянии
взглянуть на объект с позиции другого
человека.

В свете эгоцентризма протекает вся
умственная деятельность дошкольника.
Эгоцентризм заставляет ребенка
фокусировать внимание только на какой-то
одной стороне события, явления или
предмета и потому выступает тормозом
на пути установления логических связей.
Примером этого эффекта являются хорошо
известные опыты Пиаже. Если на глазах
ребенка налить поровну воды в два
одинаковых стакана, то ребенок подтвердит
равенство объемов. Но если вы в его
присутствии перельете воду из одного
стакана в другой, более узкий, то ребенок
уверенно вам скажет, что в узком стакане
воды стало больше.

Вариаций подобных опытов множество, но
все они демонстрировали одно и то же –
неумение ребенка сосредоточиться на
изменениях объекта. Последнее означает,
что малыш хорошо фиксирует в памяти
лишь устойчивые ситуации, но при этом
от него ускользает процесс преобразования.
В случае со стаканами ребенок видит
лишь результат – два одинаковых стакана
с водой в начале и два различных стакана
с той же водой в конце, но он не в состоянии
уловить момент изменения.

Другой эффект эгоцентризма состоит в
необратимости мышления, т. е. неспособности
ребенка мысленно возвратиться к исходному
пункту своих рассуждений. Именно
необратимость мышления не позволяет
нашему малышу проследить ход собственных
рассуждений и, вернувшись к их началу,
вообразить стаканы в исходном положении.
Отсутствие обратимости – это прямое
проявление эгоцентричности мышления
ребенка.

Стадия конкретных операций (6/7-11/12 лет)
возникает, когда ребенок становится
способен понять, что два признака объекта
(например, его форма и количество вещества
в нем) не зависят друг от друга (форма
стаканов не влияет на количество воды
в них). Очевидно, что мышление ребенка
при этом уже не определяется только
возможностями восприятия, как это было
в дошкольном возрасте.

Одной из центральных характеристик
познавательного развития детей в этом
возрасте является появление у них
представления о сохранении. Ослабление
эгоцентризма мышления, переход от него
к объективной оценке вещей способствует
возникновению представлений о сохранении
количества (вещества, энергии и т. д.).
Понятие сохранения появляется, как
только ребенок начинает понимать
необходимость логической последовательности
операций. До тех пор пока мышление
опирается на непосредственный, чувственный
опыт действий с предметами, в нем нет
нужды. Появление сохранения – важная
ступень в познавательном развитии,
поскольку оно способствует обратимости
мышления. Обратимость, характеризующая
способность ребенка менять направление
мысли, умение мысленно вернуться к
первичным, исходным данным, позволяет
ребенку удерживать в памяти первоначальные
данные о количестве жидкости, длине и
площади, массе, весе и объеме. Представление
о сохранении и обратимость мышления –
это необходимые условия для классификации,
группировки предметов, явлений и событий.
Дошкольнику недоступны такие понятия,
как «класс» и «подкласс», он не в состоянии
вычленить подкласс из целого, так как
для этого требуется одновременное
сосредоточение сразу на двух признаках.
Появившееся у младшего школьника
представление о сохранении и обратимость
предоставляют такую возможность.
Наконец, благодаря обратимости ребенок
начинает понимать, что сложение – это
действие, противоположное вычитанию,
а умножение – делению. Поэтому школьники
способны проверять правильность решения
задачи на вычитание сложением, а на
деление – умножением.

Процесс интеллектуального развития
завершается периодом формальных
операций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник