Этапы нервно психического развития ребенка
По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.
Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.
Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка
Психическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).
Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.
Этапы нервно-психического развития ребёнка
Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.
Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.
- Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в психомоторном развитие: от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, внимание. Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
- Кризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его сенсорном развитие.
- Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста активно осваивают речь, у них развивается память (ребёнок запоминает стишки и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
- Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
- Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.
- Кризис 7 лет. Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
- Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
- Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.
Факторы психического развития ребёнка
Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.
- Социальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
- Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.
Проблемы в развитии
Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.
За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.
Психолог-консультант
Наталья Стародубцева
Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:
Источник
Нервно-психическое развитие детей
А правда, помните время, когда деревья были большими?
Помните, как это бегать по лужам после дождя или запускать бумажные кораблики по ручью?
А как это — надеть новое платье и туфли «как у мамы»?
А первую поездку на велосипеде и разбитые коленки?
Помните?
Это не просто воспоминания, это части большой и многогранной жизни, цветные камушки в волшебной трубочке калейдоскопа. Это детство, хранящее множество моментов, как хороших, так и плохих.
Детство – это серьёзно, это не подготовка к жизни, это сама жизнь! Как часто события из детства становятся для нас лейтмотивом всей нашей жизни. Ведь «все мы родом из детства» – замечательная цитата Антуана де Сент-Экзюпери, не так ли?
Этапы развития
Давайте кратко рассмотрим этапы нервно-психического развития
ребёнка от 0 до 6 лет:
0-6 месяцев этап формирования базового доверия к миру.
Ребёнок очень чутко реагирует на состояние мамы, на её беспокойство или усталость. Когда мама довольна, то со мной всё в порядке, я доверяю миру!
6 месяцев – 2,5 года познавательный этап. Этап исследования мира и получения собственного опыта. Этап сенситивного развития (эмоционального). Все эмоции становятся ярче, их становится больше. Необходимо позволять получать собственный опыт. Очень хорошо познакомить ребёнка с новыми чувствами, наполняющими его.
2,5 года – 4,5 года формирование воли.
В этот период важны границы и правила. Причём это могут быть как реальные границы (в эту комнату ходить не нужно), так и эмоциональные (эмоции ребёнка – это не всегда реакция на что-то, иногда это манипуляция для получения желаемого). Ребёнок будет всегда проверять наличие границ с каждым новым человеком в его жизни. Мама не разрешает, пойду папу спрошу. Для родителей очень важна последовательность в принятых решениях. Это возраст, когда важно «оторваться» от мамы – стать самостоятельным «Я САМ».
4,5 года – 6,5 лет ведущая деятельность – игра.
Игра – это источник не только радости, но и возможность попробовать себя в разных ролях и в разных ситуациях. У ребёнка в этом возрасте происходит эмоционально-образное восприятие мира. Очень важно общение со сверстниками, ведь именно там он чётко понимает свою позицию в социуме и коллективе. Фантазия, воображение, а также свободное самовыражение – это ключи к развитию познавательной активности, которая на следующем этапе очень важна и нужна, ведь впереди школа.
Абсолютно все родители любят своих детей и желают им самого лучшего, но как часто эта любовь делает их слепыми. Ведь сложно себе признаться в том, что у моего ребёнка (как и у каждого человека) есть слабые и сильные стороны или что у него что-то получается хуже, чем у других, а то и вовсе не получается.
Что же делать?
Есть множество примеров, когда родитель понимает «масштабы бедствия» тогда, когда ребёнок уже не может справляться с ними самостоятельно, и его поведение и состояние мешают ему быть успешным и здоровым человеком. И тогда помощь ребёнку будет стоить больших временных и финансовых затрат.
Например, мальчик 6,5 лет занимаясь в группе с другими детьми, всё время пытался установить свои правила, а иногда во время занятия он просто вставал и начинал бегать или заниматься чем-то «своим». Что касается домашних дел, тут все было гораздо сложнее, потому что он всегда действовал так, как ем было удобно, мог часами обедать или любыми способами и манипуляциями по долгу не ложиться спать.
Специально разработанная программа с учётом индивидуальных особенностей ребёнка
позволила ему за короткий срок стать более выстроенным и послушным, а родителям понять, как помочь ему оставаться таким и стать успешным.
В программе были подобраны следующие методики:
занятия арт-терапии, детская йога, курс массажа.
На занятиях по арт-терапии
при помощи игровых техник он сумел посмотреть на ситуацию, которую он создаёт нарушая правила, со стороны, а также понять последствия своих действий. Родители смогли понять причины, по которым ребёнок вёл себя именно так.
На занятиях детской йоги
мы подобрали специальный комплекс упражнений, который помог ему стать более выстроенным и дисциплинированным, а также укрепил его тело.
Древняя китайская техника
— массаж внутренних органов Чи-ней-цзан — позволил на уровне психосоматики предупредить болезни, напрямую связанные с его поведением, а также напряжением во внутренних органах.
Не бывает идеальных детей — ровно также, как и родителей!
«Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь», – гласит русская пословица.
Будьте наблюдательнее, смотрите, слушайте, чувствуйте и понимайте реальные желания и трудности своего ребёнка.
Плоды вашей любви
«Какого ребёнка вы хотите?» Пожалуй очень частый вопрос. А как часто вы слышали: «Каких родителей хочет ребёнок?» Спросите у него сами! Причины его проблем лежат в ваших взаимных отношениях, общении, примерах, действиях…
Сделайте 3 простых шага на пути к гармонии с ребёнком!
• Дайте ребёнку возможность выразить в творчестве свои чувства и мысли.
• Научите его осознавать и выстраивать быстро растущее тело с помощью йоги.
• Устраните напряжение внутренних органов с помощью массажа Чи-ней-цзан.
Всё это поможет достигнуть взаимного понимания и доверия.
Записаться на консультации
Источник
Возрастные особенности развития.Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матки матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным. Здоровье ребенка тесно связано с образом жизни матери.
Зародыш до трех месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с трех месяцев до момента рождения — плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места. К концу 9-го солнечного (или 10-го лунного) месяца (который равен 28 дням) наступают роды, и ребенок появляется на свет. Новый — внеутробный — период развития ребенка длится 18 лет. Именно этот период особенно важен для формирования у него здорового образа жизни.
Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов:
I период — новорожденность — от рождения до конца первого месяца жизни.
II период — грудной возраст — от конца первого месяца и до конца первого года жизни.
III период — ранний детский возраст — от 1 года до 3 лет.
IV период — дошкольный возраст — от 3 до 7 лет.
V период — младший школьный возраст — от 7 до 12 лет.
VI период — старший школьный возраст — от 12 до 18 лет.
Организм ребенка в каждый из этих возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, требующих для формирования его здоровья разных режимов, ухода, питания и воспитания.
Наиболее ответственными являются I и II периоды. В период новорожденности у детей могут выявляться пороки развития, повреждения разных органов, полученные при родах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.). У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др.
Наиболее интенсивное развитие нервной системы и особенно коры головного мозга происходит на протяжении III и IV периодов жизни, т. е. в первые 7 лет жизни. Вслед за морфологическим развитием (увеличение массы головного мозга, формообразование больших полушарий) наступает и функциональное созревание, в котором можно выделить следующие этапы.
К моменту рождения у ребенка проявляется большинство врожденных безусловных рефлексов. При этом вегетативная сфера превалирует над соматической. Уже в первые — вторые сутки после рождения (не говоря о конце первого месяца жизни) возможно появление простых пищевых условных реакций.
Вначале медленно образуются условные рефлексы первой сигнальной системы (конкретно-образное восприятие окружающего мира), и они неустойчивы. Чем старше становится ребенок, тем более сложные рефлексы первой, а затем и второй сигнальной системы (речь) у него образуются. Сроки образования условных рефлексов связаны с ведущей (доминирующей) потребностью (есть, пить, держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.) и разной степенью развития органов чувств. Первыми формируются рефлексы на вкус и запах, затем рефлексы на звуки и потом уже на зрительные раздражители.
К концу первого года ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, начинает ходить. Сила, ловкость и координация его движений возрастают и совершенствуются, что свидетельствует о развитии условных рефлексов соматической сферы и осуществляется при участии сознания.
На втором году жизни рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. У ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжает формироваться вторая сигнальная система (речь). Однако злоупотребление словом в раннем возрасте без достаточной связи с конкретным предметом или действием не только малоэффективно, но и может наносить ребенку функциональный вред.
Движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т.д.) становятся более координированными, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Большое значение в формировании здорового образа жизни в I —III периоды роста и развития имеет условно-рефлекторная деятельность, проявляющаяся при обучении ребенка: чем раньше оно начато, тем быстрее идет закрепление полезных знаний и навыков. Решающее значение в обучении ребенка имеет развитие второй сигнальной системы, т.е. речи. В становлении речи большую роль играет общение ребенка с взрослыми членами семьи и окружающей социальной средой. Все органы ребенка в этот период несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут скелет и мышцы; заканчивается прорезывание всех молочных зубов, усиливается деятельность пищеварительных ферментов.
По уровню интеллектуального развития ребенок к концу IV периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3 — 7 лет любят много рисовать, лепить, писать и даже читать. Этот период жизни важен для дальнейшего формирования здорового образа жизни. Следует также помнить, что в этом возрасте детские инфекционные болезни у них встречаются довольно часто, хотя протекают обычно легче и реже, чем в более старшем возрасте, в котором они чаще вызывают осложнения.
К семи годам роль второй сигнальной системы еще более повышается и слово уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его для образования условных связей, касающихся здорового образа жизни. Следует помнить, что наиболее прочными являются стереотипные формы поведения на основе простых и сложных условных рефлексов. Привычные формы поведения, связанные с личной гигиеной, застольным этикетом, другими формами бытового поведения, закладываются именно в этом возрасте и сохраняются в течение всей жизни.
В младшем школьном возрасте (7—12 лет) относительная функциональная незрелость коры головного мозга может проявляться в несовершенстве процессов анализа и синтеза и малой работоспособности. Мышление детей все еще остается конкретным, хотя они и начинают уже пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому формирование здорового образа жизни должно вестись при строгом соблюдении режима учебы, труда и отдыха и строиться не только на словесном логическом доказательстве, но и обязательно с использованием наглядных действий, помня о подражательности и внушаемости поведения детей и их конкретно-образном мышлении.
Возрастные функциональные особенности высшей нервной деятельности детей при формировании здорового образа жизни отражаются на их поведении, для которого характерны слабая концентрация (большая отвлекаемость) и незначительное время активного внимания; большая подвижность (сменяемость) желаний (потребностей); утомляемость и, как следствие, неусидчивость.
Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется ускорением роста и значительной перестройкой эндокринного аппарата: усилением функций половых и щитовидной желез, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие продуктов жизнедеятельности этих желез. При несоблюдении здорового образа жизни могут возникнуть нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость, переутомление, эндокринные расстройства (болезни щитовидной железы, ожирение и др.), сосудистые дистонии.
У подростков наиболее интенсивно развивается абстрактное (отвлеченное) мышление, появляется интерес к лицам противоположного пола. Перестройка организма в связи с половым созреванием отражается на настроении подростка, состоянии его здоровья и поведении. Под действием мощного выброса половых гормонов нарушается уравновешенность нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. Эти функциональные изменения могут приводить к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивости, грубости, нетерпению и т.д.) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Вместе с тем требования к нему со стороны взрослых растут часто без учета функциональных особенностей этого возраста.
Режим труда и отдыха.Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, физическая культура и спорт, интеллектуальные увлечения, доброжелательность и понимание со стороны взрослых — вот основные условия того, что переходный период пройдет для подростка без функциональных расстройств и не скажется на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Некоторые подростки начинают работать на производстве или в сфере обслуживания, в связи с чем необходимы особое внимание к формированию и соблюдению здорового образа жизни, контроль со стороны семьи и общества за режимом подростка и правильным его питанием.
Из характеристики периодов детства вовсе не вытекает, что вследствие возрастных особенностей ребенок должен непременно болеть. Здоровье ребенка во многом зависит от понимания им и родителями роли здорового образа жизни в формировании и укреплении здоровья.
Врожденные морфофункциональные особенности нервной системы, а также многие биологические и социальные факторы внешней среды окончательно формируют здоровый образ жизни и психику человека примерно к 20 годам (вид мышления, волю, память, темперамент, характер). Однако функциональное совершенствование высшей нервной деятельности (ВНД) продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия, касающиеся объема приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), вида мышления и способности к анализу (установление причинно-следственных связей), силы воли (способности управлять своими потребностями) и других особенностей высшей нервной деятельности, формирующих особенности поведения человека в социальной среде.
Социальные факторы, роль воспитателей являются ведущими в формировании здорового образа жизни.
.
Источник