Этап развития ребенок что происходит в этом этапе

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

Âî äâîðå äîìà, ìåæäó äâóìÿ ñòàðûìè ïÿòèýòàæêàìè ðåçâî áåãàëè ìàëü÷èøêè ëåò äâåíàäöàòè-ïÿòíàäöàòè, ïèíàÿ ìÿ÷. Áèëè íå ñèëüíî, àêêóðàòíî – âîçëå ïëîùàäêè ñòîÿëè ïðèïàðêîâàííûå ìàøèíû, ñòàðàëèñü èõ íå çàöåïèòü.

Èç îäíîãî ïîäúåçäà âûøåë ïàðåíü â ñïîðòèâíûõ øòàíàõ, êðîññîâêàõ è ôóòáîëêå. Îñòàíîâèëñÿ ïîñìîòðåòü çà õîäîì èãðû. Íåêîòîðîå âðåìÿ ïîäóìàë, áóäòî ðåøàÿñü, ïîñëå ÷åãî, äîæäàâøèñü, êîãäà ìÿ÷ âûéäåò èç èãðû è óêàòèòñÿ ïîä îäíó èç ìàøèí, ïîäîøåë è ñïðîñèë, ìîæíî ëè åìó çàéòè çà îäíó èç êîìàíä?

— Èãðàåøü õîðîøî? – ñïðîñèë ñàìûé ñòàðøèé èç êîìïàíèè

— Ñðåäíå, — òèõî îòâåòèë ìàëü÷èê

— Ìîæåøü çà òå âîðîòà çàéòè

— Òîëüêî íà âîðîòà, — êðèêíóë îäèí èç òåõ, íà ÷üåé ñòîðîíå ïðåäñòîÿëî èãðàòü.

Áèëè äåéñòâèòåëüíî íå ñèëüíî. Ìîæåò, áîÿëèñü çàöåïèòü ìÿ÷îì ìàøèíû, ìîæåò, ïðîñòî íå óìåëè, íî ñî âñåìè óäàðàìè íîâûé âðàòàðü ñïðàâëÿëñÿ ëåãêî.  îäíó èç ïàóç, îí ñïðîñèë ó èãðîêà ñâîåé êîìàíäû:

— Êàêîé ñ÷åò?

— Ìû ïðîèãðûâàåì, 7-3. Òåáÿ êàê çîâóò-òî?

— Êèðèëë.

— À ÿ Âîâà.

— Ïðèÿòíî ïîçíàêîìèòüñÿ.

— Àãà. – è Âîâà ïîáåæàë ïîäàâàòü àóò.

Ñïóñòÿ åùå íåñêîëüêî ìèíóò, îäèí èç ðåáÿò ñòàðøåãî âîçðàñòà, ïûòàÿñü äîñòàòü ìÿ÷, ïîòÿíóë íîãó. Ïðèõðàìûâàÿ, ïîøåë ê âîðîòàì.

— Ìàëîé, äàâàé âûõîäè, õîòü â çàùèòå ïîèãðàåøü, ÿ ïîêà ïåðåäîõíó.

Êèðèëë âûøåë íà ïîëå. Ìÿ÷ åìó ïî÷òè íå ïàñîâàëè. Íåñêîëüêî ðàç óäà÷íî âñòóïèë â îòáîð, îòäàë, íî îáðàòíî íå ïîëó÷èë, õîòÿ îòêðûâàëñÿ õîðîøî. Âî âðåìÿ ïîäà÷è óãëîâîãî, ìÿ÷ ïðèëåòåë ê Êèðèëëó, îí áûë â õîðîøåé ïîçèöèè, íî áèòü íå ñòàë, à ñáðîñèë ìÿ÷ Âîâå, êîòîðûé ñòîÿë ïåðåä ïóñòûìè âîðîòàìè. Òîò íå îæèäàë òàêîãî ïîäàðêà è ïðîáèë íàìíîãî âûøå âîðîò, áóêâàëüíî, ñ ìåòðà. Âñå ñòàëè øóòèòü íàä Âîâîé:

— Ìàçèëà!

— Âñåõ âîðîáüåâ ïîñøèáàë!

— Ðåáÿò, ñêîëüêî âû åìó çàïëàòèëè, ÷òîá îí òàê ìàçàë?

Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìèíóò Êèðèëë ïåðåõâàòèë ìÿ÷, ïðîáåæàë ïî êðàþ ïîëÿ, îáûãðàë îäíîãî èç èãðîêîâ è âûøåë íà âðàòàðÿ. Ïî öåíòðó áåæàë Âîâà. Âìåñòî òîãî, ÷òîá óäàðèòü â ïóñòîé óãîë, Êèðèëë ïîêàòèë ìÿ÷ ïàðòíåðó è òîò óæå íå ïðîìàçàë.

-Ñïàñèáî!

— Äà íå çà ÷òî, îáðàùàéñÿ, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë.

Ðåáÿòà óâèäåëè, ÷òî íîâåíüêèé óìååò îáðàùàòüñÿ ñ ìÿ÷îì è ïàñîâàëè åìó âñå ÷àùå.  îäèí èç ìîìåíòîâ, îí ñíîâà îáûãðàë çàùèòíèêà, íàøåë ãëàçàìè Âîâó è ñíîâà îòäàë ìÿ÷ åìó ïîä óäàð.

Ìàò÷ çàêîí÷èëñÿ ñî ñ÷åòîì 12-10. Ïîáåäèëà êîìàíäà, â êîòîðîé èãðàë Êèðèëë. Âîâà çàáèë ïÿòü ìÿ÷åé, ïîñëå òîãî ïðîìàõà, è âñå ñ ïåðåäà÷è íîâîãî ïàðòíåðà.

— Ìàëîé, õîðîøî èãðàåøü, — ñêàçàë, ïðèõðàìûâàÿ âðàòàðü, — ÷òî-òî ÿ òåáÿ ó íàñ âî äâîðå íå âèäåë. Â ãîñòè ïðèåõàë?

— Íåò, ïåðååõàëè ñ ìàìîé. Ðàíüøå â äðóãîì ãîðîäå æèëè. Âû ÷àñòî èãðàåòå?

— Êîãäà êàê. Ñåé÷àñ ìàëî êòî âûõîäèò. Êòî ê ÅÃÝ ãîòîâèòñÿ, êòî â èãðàõ çàâèñàåò. Òû, åñëè ÷òî, ïðèõîäè.

— Ñïàñèáî, ïîñòàðàþñü.

Ïîäîøåë Âîâà.

— Ñïàñèáî, Êèðþõ, ÷òî ïàñîâàë. Õîðîøî èãðàåøü.

— Ïðîñòî òû â ëó÷øåé ïîçèöèè áûë.

— Ñëûøàë, ÷òî âû íåäàâíî ïåðååõàëè?

— Äà, áóêâàëüíî, íåäåëþ íàçàä.

— Ýòî õîðîøî, à òî ó íàñ âî äâîðå ãóëÿòü îñîáî íå ñ êåì. Íàïðîòèâ ïåðâîãî ïîäúåçäà åñòü ñòîë ñ ëàâêàìè, îáû÷íî, êîãäà ãóëÿòü âûõîäèì, ñîáèðàåìñÿ òàì. Ïîòîì óæå ðåøàåì, ÷òî äàëüøå äåëàòü. Ïîøëè, ïîêàæó.

Âîâà áûë íåâûñîêèì ïàðíåì ëåò òðèíàäöàòè, ðîâåñíèê Êèðèëëà, íî íàìíîãî íèæå åãî.  ìàéêå-òåëüíÿøêå è øîðòàõ, îí âûãëÿäåë, áóäòî èç äàâíî çàáûòîãî ïðîøëîãî. Îíè ïðîøëè ìèìî ñëîìàííûõ êà÷åëåé, ðàçáèòûõ ëàâîê è ïîãíóòîãî òóðíèêà ê íåáîëüøîìó ïîäãíèâøåìó ñòîëó, âîêðóã êîòîðîãî ñòîÿëè äâå ëàâêè. Åñëè áûòü òî÷íåå, äâà ïíÿ, ïðèêîïàííûõ â çåìëþ, ñâåðõó êîòîðûõ áûëà ïðèáèòà äîñêà. Âîâà òåì âðåìåíåì, ïðîäîëæàë çíàêîìèòü ñ òåððèòîðèåé:

— Âîò çäåñü ó íàñ ìåñòî ñáîðà. ×àñîâ â âîñåìü âå÷åðà ïîäòÿãèâàþòñÿ ñòàðøàêè, — ÷èëÿò.

— ×òî äåëàþò?

— Ïüþò ïèâî, áðåí÷àò íà ãèòàðå, — óëûáíóëñÿ Âîâà, — à äî ýòîãî ìû ñîáèðàåìñÿ.

— Ñëóøàé, Âîâ, à ÷òî ó âàñ ñ ïëîùàäêîé? Âñå ïåðåëîìàíî.

— Äà âîîáùå-òî âåçäå òàê, — óëûáíóëñÿ Âîâà, — òû åùå â ñîñåäíåì äâîðå íå áûë, òàì ñîâñåì íè÷åãî íåò. Ýòî âîçëå íîâîñòðîåê ïëîùàäêè íîâûå.

— À ìóñîð?

— Êàêîé ìóñîð?

Âîêðóã ñòîëà áûëè ðàçáðîñàíû ïóñòûå ïèâíûå áóòûëêè, ïà÷êè îò ñèãàðåò, îêóðêè, â áëèæàéøèõ êóñòàõ ñòîÿë ïàêåò èç èçâåñòíîãî ñóïåðìàðêåòà, íàïîëíåííûé îòõîäàìè – êòî-òî íå äîíåñ äî ìóñîðêè. Êèðèëë ìîë÷à ïîêàçàë âîêðóã.

— Íó, äëÿ ýòîãî åñòü äâîðíèêè. À îíè íå óáèðàþò.

— Âàì ñàìèì-òî ïðèÿòíî ñèäåòü íà ýòîé ñâàëêå?

— Êòî ìóñîðèë, òîò ïóñòü è óáèðàåò. Ó ìåíÿ ðîäèòåëè êàæäûé ìåñÿö äåíüãè ïëàòÿò çà óáîðêó òåððèòîðèè. Íèêîìó ýòî íå íàäî.

— Íó, âîò òåáå ïðèÿòíî íà ýòîé ñâàëêå êàæäûé äåíü ñèäåòü?

— Ñëóøàé, Êèðþõ, ÷òî òû òàêîé íóäíûé. Õî÷åøü – óáåðè ñàì. ß íè çà êåì óáèðàòüñÿ íå áóäó. Ìíå äîìà õâàòàåò.

Êèðèëë ïðåäïî÷åë ïåðåâåñòè ðàçãîâîð â äðóãóþ ñòîðîíó è ðàññïðàøèâàë î ñîñåäÿõ, î òîì, êàê æèâóò, âî ÷òî èãðàþò, â êàêîé øêîëå ó÷àòñÿ, êàêèå ó÷èòåëÿ è òàê äàëåå. Ãóëÿòü íèêòî òàê è íå âûøåë. Ñïóñòÿ ïîëòîðà ÷àñà ïîñëå îêîí÷àíèÿ ìàò÷à, ìàëü÷èøêè ïîæàëè äðóã äðóãó ðóêè è ðàçîøëèñü ïî äîìàì.

Óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ Âîâó ðàçáóäèëà ìàìà äîñòàòî÷íî ðàíî, îòïðàâèëà â ìàãàçèí çà áàòîíîì. Îí íàñêîðî óìûëñÿ, íàöåïèë øîðòû (íà óëèöå ÿðêî ñâåòèëî ñîëíöå, î÷åðåäíîé ëåòíèé äåíåê îáåùàë ïðîäîëæåíèå æàðû) è âûñêî÷èë èç äîìà. Ïîäõîäÿ ê ïåðâîìó ïîäúåçäó, çàìåòèë, ÷òî âîçëå ñòîëèêà êòî-òî êîïàåòñÿ. Ïîäîéäÿ áëèæå, çàìåòèë óáèðàþùåãîñÿ Êèðèëëà. Òîò â ïåð÷àòêàõ ñîáèðàë ìóñîð â ïàêåò.

— Çäàðîâà, Êèðþõ! Òû óæå äâîðíèêîì óñïåë óñòðîèòüñÿ? Òîãäà ÷èùå óáèðàé! – çàñìåÿëñÿ Âîâà

— Ïðèâåò! Äà íåò. Ïðîñòî ðåøèë óáðàòüñÿ. Ìíå íå ñëîæíî, çàòî ÷èñòî áóäåò. Æäàòü êîãî-òî ìîæíî äîëãî, òåáå ñàìîìó íå ïðîòèâíî íà ìóñîðêå ãóëÿòü?

— Ñòðàííûé òû, Êèðþõ. Ëàäíî, ÿ â ìàãàçèí, ïîòîì âûéäó ãóëÿòü.

Ñïóñòÿ ïîëòîðà ÷àñà, ïëîòíî ïåðåêóñèâ, Âîâà âûáåæàë èç äîìà è íàïðàâèëñÿ â ñòîðîíó ñòîëèêà. Êèðèëë áûë òàì ñ áëîêíîòîì è ðóëåòêîé.

— À ñåé÷àñ-òî òû ÷òî äåëàåøü?

— Çàìåðÿþ ðàçìåðû ñòîëèêà è ëàâêè.

— Íà êîé òåáå ýòî?

— Èç òðåõ ëàâîê äâå ñëîìàíû. Ñòîë âåñü ïåðåëîìàí. Òóò ðàáîòû íà ïîë äíÿ. Õî÷ó äåðåâÿííûå áðóñêè ïîìåíÿòü è áóäóò êàê íîâûå.

— Êèðþõ, òåáå ýòî çà÷åì? Ñòàðøàêè âñå ðàâíî âñå ïåðåëîìàþò.

— Íå ïåðåëîìàþò.

— Ïëîõî òû èõ çíàåøü. Åùå è ëþëåé âëîìÿò.

— Çà ÷òî?

— Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî èõ ìåñòî, à íàì çäåñü äåëàòü íå÷åãî.

— Âîâ, äîãîâîðèìñÿ êàê-íèáóäü ñ íèìè. Ïî óòðàì âñå ðàâíî âñå ïî äîìàì ñèäÿò, ìàìà íà ðàáîòå. ×åì ëåæàòü â ïîòîëîê ïëåâàòü, ëó÷øå çäåñü ïîêðó÷óñü. Ó òåáÿ, êñòàòè, íîæîâêè èëè ëîáçèêà íåò äîìà?

— Åñòü ó îòöà, ñïðîøó. Êîãäà íàäî?

— ß ñêàæó êîãäà. Ñíà÷àëà íàäî äåðåâÿííûå áðóñêè êóïèòü íà çàìåíó è ãâîçäè.

— Òû åùå è çà äåíüãè ïîêóïàòü ñîáèðàåøüñÿ? ß äóìàë, ó òåáÿ äîìà åñòü, íåíóæíûå.

— Íåò. Âîâ, ìû òîëüêî ïåðååõàëè. Íè÷åãî íåò. ß ÷òî-íèáóäü ïðèäóìàþ. Ìåíÿ ìàòü âñåãäà ó÷èëà – ñòàâèøü öåëü, ïîòîì ïðèäóìûâàåøü ïóòè ê ýòîé öåëè. È íà÷èíàåøü èäòè ïî íàìå÷åííîìó. Êàê ìàòåìàòè÷åñêàÿ çàäà÷à.

— Òî åñòü äåíåã ó òåáÿ òîæå íåò? – çàñìåÿëñÿ Âîâà

— Íåò, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë, — íî ýòî ïðîáëåìà ðåøàåìàÿ. Íàäî òîëüêî íàéòè ðåøåíèå. Åñòü ó ìåíÿ îäíà èäåÿ, ìîæåò è ñðàáîòàåò. Çà íåñêîëüêî äíåé è íàêîïëþ íà âñå íåîáõîäèìîå.

Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ, âî äâîð çàåõàë ãðÿçíûé ÷åðíûé Ëýíä Êðóçåð, ñ íîìåðàìè «òðè øàõè» è íàêëåéêîé «Òðîôè-ðåéä» íà äâåðè. Çàñêî÷èë íà áîðäþð è ïðèïàðêîâàëñÿ íà ãàçîíå. Èç ìàøèíû âûøåë ïëîòíûé øèðîêîïëå÷èé ìóæ÷èíà.

— Äÿäü, âàì ìàøèíó íå ïîìûòü? Åñëè ïîíðàâèòñÿ êà÷åñòâî, ñêîëüêî íå æàëêî çàïëàòèòå…

— Êõì, íó, äàâàé, ïàöàí, ÷åðåç ÷àñ âåðíóñü, ïðîâåðþ.

Êèðèëë, à ýòî áûë îí, áûñòðî ñáåãàë äîìîé, âûíåñ âåäðî ñ âîäîé, ãóáêó è ïðèíÿëñÿ íàìûâàòü ÷óäî ÿïîíñêîé òåõíèêè. Îí áûë äîñòàòî÷íî âûñîêèé äëÿ ñâîèõ òðèíàäöàòè ëåò, íî, ÷òîá ïîìûòü êðûøó, âñå ðàâíî ðîñòà íå õâàòàëî, äàæå âñòàâ íà ïîðîã. Çà åãî ñïèíîé âñòàëà äåâî÷êà è äîëãî ñìîòðåëà, êàê îí ïûõòèò, ïûòàÿñü äîñòàòü, ïîñëå ÷åãî ïîäîøëà, äåðíóëà åãî çà ôóòáîëêó:

– Òàì ïåíü ëåæèò, âûñîêèé, ïîïðîáóé ñ íåãî äîòÿíóòüñÿ.

Êèðèëë íà ñåêóíäó çàäóìàëñÿ, ïîñìîòðåë êóäà îíà ïîêàçûâàëà, áóðêíóë «Ñïàñèáî!» è ïîáåæàë çà ïíåì. Äåâî÷êà òàê è ïðîäîëæàëà ñìîòðåòü íà åãî ðàáîòó. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ñïðîñèëà:

— À òû ïëåìÿííèê äÿäè Ñàøè?

— Êàêîãî?

— Íó, õîçÿèíà ìàøèíû.

— Íåò, õî÷ó äåíåã ïîäçàðàáîòàòü. Âîò è ïðåäëîæèë åìó ìàøèíó ïîìî÷ü.

— À ðåáÿòà îá ýòîì çíàþò?

— Êàêèå?

— Àóåøíèêè ñàïëåâñêèå.

— Íåò, à äîëæíû? – íà ñåêóíäó çàìåøêàâøèñü ñïðîñèë Êèðèëë

— Òû ÷òî, íå ìåñòíûé? – óëûáíóëàñü äåâî÷êà

— Íåò. Íåäàâíî ñ ìàìîé ïåðååõàëè.

— Îòêóäà?

— Èçäàëåêà. Áîëüøå òûñÿ÷è êèëîìåòðîâ îòñþäà.

— Òîãäà ëó÷øå ñíà÷àëà ñ íèìè ïåðåãîâîðè, èíà÷å áûñòðî îòõâàòèøü.

— Çà ÷òî?

— Çà òî, ÷òî íà èõ òåððèòîðèè ðàáîòàåøü?

— Òû ñåé÷àñ øóòèøü? – óäèâëåííî ñïðîñèë Êèðèëë.

— Òåáÿ êàê çîâóò-òî, ìîéùèê? – óëûáíóëàñü äåâî÷êà

— Êèðèëë.

— À ÿ Þëÿ. Áóäåì çíàêîìû. Íà ïåðâûé ðàç, ìîæåò, ïðîíåñåò, íî ïîòîì ñ íèìè ïåðåãîâîðè, åñëè è äàëüøå áóäåøü çäåñü ìîéêîé çàíèìàòüñÿ.

— Íåäîëãî áóäó. Ìíå ñóììó îïðåäåëåííóþ ñîáðàòü íàäî.

— Íà ïëåéñòåéøåí? – óëûáíóëàñü Þëÿ

— Íåò. Õî÷ó âîí òîò ñòîë ñäåëàòü è ëàâêè. Íà ìàòåðèàëû è ãâîçäè íàäî ïîäðàáîòàòü.

— Òû áîëüíîé ÷òî ëè? – óäèâëåííî ñïðîñèëà Þëÿ è ïîñìîòðåëà â ñòîðîíó ñòîëà.

— Äà, âðîäå íåò, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë.

— Òî åñòü òû ñåé÷àñ ñåðüåçíî?

— Âïîëíå, — ïðîäîëæàë óëûáàòüñÿ Êèðèëë, ñïóñòèâøèñü ñ ïíÿ è íà÷èíàÿ îòìûâàòü ñòåêëà.

— À òåáå ýòî çà÷åì?

— Þëü, òàì ðàáîòû íà ïîë äíÿ. Çàòðàòû – îêîëî ïÿòèñîò ðóáëåé. ß ñáåãàë â ìàãàçèí, ïîñ÷èòàë. Íåóæåëè òåáå ñàìîé íðàâèòñÿ òî, âî ÷òî äâîð ïðåâðàùåí? Âñå ïåðåëîìàíî, ìóñîð ïî âñåé ïëîùàäêå, òóðíèêè ïîãíóòû, êà÷åëè ñëîìàíû. Ëè÷íî ìíå íå íðàâèòñÿ. Ïðèâåñòè ïëîùàäêó õîòü â êàêîé-òî ïðèëè÷íûé âèä ïðîáëåìû íå ñîñòàâëÿåò. Çàòî ñàìèì æå ïðèÿòíåé áóäåò.

— Êõì, ìóñîð-òî óáðàë äâîðíèê, à ÿ è íå çàìåòèëà, ÷òî ãîðàçäî ÷èùå ñòàëî, — çàäóì÷èâî ïðîèçíåñëà Þëÿ.

— Íó äà, óáðàë îí. Âñå ñ ìàëîãî íà÷èíàåòñÿ. – ïðîäîëæàë Êèðèëë, — íàì çäåñü ãóëÿòü. ß íå õî÷ó ãóëÿòü ïî ñâàëêå è â ðàçðóõå. À æäàòü, ÷òî êòî-òî ñäåëàåò – ìîæíî áåñêîíå÷íî.

— À ÷åãî ó ìàìû íå ïîïðîñèøü äåíåã?

— ß ñàì õî÷ó çàðàáîòàòü. Ñòàðàþñü ëèøíèé ðàç ó ìàìû íè÷åãî íå ïðîñèòü.

Þëÿ ïîñòîÿëî åùå êàêîå-òî âðåìÿ çàäóì÷èâî, ïîïðîùàëàñü è óáåæàëà ïî ñâîèì äåëàì. Êèðèëë íåñêîëüêî ðàç ñáåãàë, ïîìåíÿë âîäó, äîìûë ìàøèíó, äàæå êîëåñà ïðîòåð. Õîçÿèí àâòî, âåðîÿòíî, ñìîòðåë èç îêíà, ïîòîìó ÷òî âûøåë äîñòàòî÷íî áûñòðî.

Íà ìàøèíå îñòàâàëèñü ðàçâîäû, ÷åðíûé öâåò îòìûòü ÷èñòî äîñòàòî÷íî ñëîæíî. Ñòîèò âîäå âûñîõíóòü è íåáîëüøèå ïÿòíà – ðàçâîäû, ñðàçó ñòàíîâÿòñÿ çàìåòíû. Íî äÿäÿ Ñàøà íè÷åãî íå ñêàçàë. Ïðîòÿíóë ìàëü÷èøêå äâå ñîòíè, òîëüêî ñïðîñèë:

— Õâàòèò?

— ß æ ñêàçàë, ñêîëüêî äàäèòå, ñòîëüêî è õâàòèò, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë.

— Òåáÿ êàê çîâóò-òî ìàëîé?

— Êèðèëë.

— ß ñ óòðà óåçæàë, ýòî òû ìóñîð ñîáèðàë â ïàêåòû?

— Äà

— Íàøåë êòî çà ýòî çàïëàòèò?

— Íåò, ïðîñòî ãðÿçíî áûëî.

— À äåíåã ïîäðàáàòûâàåøü íà îáùåå?

— Â êàêîì ñìûñëå?

— Íó, ïîòîì ñ ïàöàíàìè ïîäåëèòå?

— Äà íåò… — ïîìîë÷àë íåìíîãî è, áóäòî ðåøèâøèñü, ïðîäîëæèë, — õî÷ó ñòîë è ëàâêó îòðåìîíòèðîâàòü, êîòîðûå âîçëå ïåðâîãî ïîäúåçäà. Ïîäðàáîòàþ, áðóñêè êóïëþ, ãâîçäè, äà ñäåëàþ.

Äÿäÿ Ñàøà íåìíîãî îïåøèë îò òàêîãî îòâåòà è ïåðåñïðîñèë:

— ×åãî ñäåëàåøü?

— Îòðåìîíòèðóþ. Ïîäêîïëþ äåíåã è ñäåëàþ.

— Òû âîîáùå, îòêóäà âçÿëñÿ?

— Ìû ñ ìàìîé íåäàâíî ïåðååõàëè.

— À áàòÿ?

— À áàòÿ íåò.

— Ïîíÿòíî. È ìíîãî äåíåã íàäî? Äà è ÷òî çà ìàòåðèàëû êóïèòü õî÷åøü?

— Áðóñû äåðåâÿííûå è ãâîçäè. ß ïîñ÷èòàë, ðóáëåé ïÿòüñîò íàäî.

— Òàê ìàëîé, ïðûãàé â ìàøèíó, ñêàòàåìñÿ êóïèì, ÷òî òàì òåáå íàäî

— Âàñ âåäü äÿäÿ Ñàøà çîâóò?

— Íó, äîïóñòèì

— Ìàìà çàïðåùàåò ñàäèòüñÿ ê íåèçâåñòíûì â ìàøèíó

Äÿäÿ Ñàøà ãðîìêî ðàññìåÿëñÿ, ïîòîì ïðîäîëæèë:

— Ïðàâèëüíî çàïðåùàåò. Ìîëîäåö òâîÿ ìàìà. Äàâàé ñïèñîê ÷òî íóæíî, îðãàíèçóåì ÷òî-íèáóäü.

— Äà ÿ ñàì, äÿäü Ñàø

— Äàâàé, èëè ìàìà íå ó÷èëà, ÷òî ñî ñòàðøèìè ñïîðèòü íåëüçÿ? – óëûáàëñÿ Äÿäÿ Ñàøà, — ÷åðåç ïîë ÷àñà ïðèåäó.

Ìèíóò ÷åðåç ñîðîê âî äâîð ñíîâà âúåõàë òîò æå «Ëýíä Êðóçåð», çàñêî÷èë íà áîðäþð. Âûøåë äÿäÿ Ñàøà è ïðèíÿëñÿ âûãðóæàòü ÷åðåç áàãàæíèê êàêèå-òî äîñêè. Êèðèëë, óâèäåâ ýòî â îêíî, âûñêî÷èë èç äîìà è ïîäáåæàë ê íåìó.

— Ñïàñèáî áîëüøîå!

— Ïèëèòü-òî óìååøü? Åñòü ÷åì?

— Âîâà îáåùàë äàòü íîæîâêó, ó åãî îòöà åñòü.

— Ýõ, ïàöàí, âñå ïëàíû ìíå ñðûâàåøü, íî ÷åãî íå ñäåëàåøü äëÿ äîáðîãî äåëà, — óëûáíóëñÿ äÿäÿ Ñàøà, — æäè, ñåé÷àñ óäëèíèòåëü ñêèíó, ïîìîãó.

Ñïóñòÿ äâàäöàòü ìèíóò ðàáîòà ïîøëà. Äÿäÿ Ñàøà íàïèëèâàë ëîáçèêîì äîñêè íóæíîãî ðàçìåðà, à Êèðèëë ïðèáèâàë èõ. Ãâîçäè ïëîõî çàáèâàëèñü, èíîãäà ãíóëèñü, ïðèõîäèëîñü äîñòàâàòü èõ è íà÷èíàòü âñå çàíîâî. Äÿäÿ Ñàøà òîëüêî âîð÷àë:

— Äðåâåñèíó ñûðóþ ïîäñóíóëè… Íó, ÿ èì óñòðîþ…

 ïðîöåññå ñîâìåñòíîé ðàáîòû, ðàçãîâîðèëèñü. Äÿäÿ Ñàøà ìíîãî ðàññïðàøèâàë î òîì, ãäå ðàíüøå æèëè, êàê ó÷èòñÿ, ÷åì óâëåêàåòñÿ Êèðèëë. Ïðî ñåáÿ ïðàêòè÷åñêè íè÷åãî íå ðàññêàçûâàë. Åñëè óòðîì îí êàçàëñÿ ãðîçíûì äÿäüêîé, ê êîòîðîìó Êèðèëë ïîíà÷àëó áîÿëñÿ ïîäõîäèòü, òî òåïåðü ìíîãî óëûáàëñÿ, øóòèë è íèêàêîé ãðîçíîñòè íå áûëî è â ïîìèíå. Íàîáîðîò, ýäàêèé äîáðûé áîãàòûðü èç ðóññêèõ ñêàçîê. Ðåäêèå ïðîõîæèå óäèâëåííî ñìîòðåëè íà ñòðàííóþ êîìïàíèþ è øëè äàëüøå. Íèêòî ê íèì íå ïîäõîäèë, íè÷åãî íå ñïðàøèâàë.

Ñïóñòÿ äâà ÷àñà ðàáîòà áûëà ñäåëàíà. Äÿäÿ Ñàøà ïðîñèë îáîæäàòü íåìíîãî è, ñîáðàâ èíñòðóìåíò, óøåë äîìîé. Ñïóñòÿ äåñÿòü ìèíóò ïîÿâèëñÿ ñ áàíêîé ëàêà è ïàðîé êèñòî÷åê.

— Çàïîìèíàé, Êèðþõ, åñëè äåðåâî ëàêîì íå ïîêðîåøü – óæå îñåíüþ ñãíèåò. – Ïðîäîëæàÿ óëûáàòüñÿ ðàññêàçûâàë äÿäÿ Ñàøà, — ìíå íà äà÷å ñàóíó ëà÷èëè, âîò è ïðèãîäèòñÿ îñòàòîê.

— ß çíàþ, ÷òî ëà÷èòü íàäî. Îòåö ðàññêàçûâàë.

— Íó, âîò è äàâàé ïîêðûâàòü, äàáû òðóäû íàñìàðêó íå ïîøëè. Òû ëåâóþ ëàâêó íà÷èíàé, à ÿ ñòîë. Òîëüêî àêêóðàòíåé, íå âëÿïàéñÿ. Ïîòîì îäåæäó íå îòìîåì.

— Íàäî áóäåò çàïèñêó íàïèñàòü, ÷òîá ïîòîì íå ñåë êòî íåíàðîêîì.

Èç ïîäúåçäà âûøåë Âîâà. Ïîñìîòðåë èçäàëåêà íà íèõ óäèâëåííûì âçãëÿäîì è óøåë â äðóãóþ ñòîðîíó. Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìèíóò, ñòàëè ñëûøíû ãîëîñà ìàëü÷èøåê, èãðàþùèõ â ôóòáîë.

Çàêîí÷èëè. Äîâîëüíî îñìîòðåëè ôðîíò ïðîäåëàííîé ðàáîòû, ïîñëå ÷åãî äÿäÿ Ñàøà ñêàçàë:

— Íó, ÷òî, Êèðþõ, òåïåðü äîâîëåí?

— Êîíå÷íî. Ñïàñèáî áîëüøîå, äÿäü Ñàø. – è ïðîòÿíóë äâåñòè ðóáëåé.

— Ýòî ÷òî?

— Äåíüãè, êîòîðûå âû ìíå çà ìîéêó ìàøèíû äàëè. Âû è òàê ïîòðàòèëèñü.

— Îñòàâü ñåáå, — â ãîëîñ ðàññìåÿëñÿ äÿäÿ Ñàøà, — çàñëóæèë, øîêîëàäêó êóïèøü èëè åùå ÷åãî.

Ïîòîì áóäòî çàäóìàëñÿ íà ñåêóíäó, ïîñåðüåçíåë è ñêàçàë:

— Ýòî òåáå, Êèðþõ, ñïàñèáî. Áîëüøîå ñïàñèáî.

— ß òàê íå ìîãó, äÿäü Ñàø, çàáåðèòå äåíüãè.

— Ñïîðèòü ñî ñòàðøèìè îïÿòü íàäóìàë? – ñíîâà óëûáíóëñÿ äÿäÿ Ñàøà, — ëàäíî, áûâàé, ïîáåãó ÿ ïåðåîäåâàòüñÿ è ïî äåëàì äàëüøå ïîåäó, çàäåðæàëñÿ òóò ñ òîáîé.

Êèðèëë ïîäíÿëñÿ äîìîé, âûðâàë èç áëîêíîòà íåñêîëüêî ëèñòêîâ, âçÿë ìàðêåð è ñïóñòèëñÿ âíèç. Âîçëå ñòîëèêà ñòîÿëà Þëÿ.

— Ýòî òû âñå ñäåëàë?

— Íåò, Þëü, ìíå äÿäÿ Ñàøà ïîìîã.

— Êòî? – óäèâëåííî ñïðîñèëà Þëÿ.

— Äÿäÿ Ñàøà. Âëàäåëåö òîãî ÷åðíîãî äæèïà.

— À ÿ òóò òåáå äåíåã ïðèíåñëà, ñêèíóòüñÿ. Õîðîøåå äåëî òû âñå-òàêè ïðèäóìàë.

— Þëü, ÿ ó äåâî÷êè äåíåã íå âçÿë áû. Äà è óæå íå íàäî, äÿäÿ Ñàøà ñàì âñå êóïèë.

— Íå âçÿë áû îí… Íó, è äóðàê. ß îò ÷èñòîãî ñåðäöà. – íàäóëà ãóáû Þëÿ.

Êèðèëë óëûáíóëñÿ. Íà÷àë ïèñàòü çàïèñêó, Þëÿ ïîñìîòðåëà èç-çà ïëå÷à è ñêàçàëà:

— Òåáå ñ òàêèì ïî÷åðêîì òîëüêî íà âðà÷à èäòè ó÷èòüñÿ, äàâàé ñàìà íàïèøó, ÷òî òû òàì õîòåë?

Ñîñòàâèëè çàïèñêè è ïîâåñèëè àêêóðàòíî ñî âñåõ ñòîðîí, ÷òîá íèêòî ñëó÷àéíî íå âëÿïàëñÿ.

— Ýé, ùåãëû, ÷òî ýòî âû òàì äåëàåòå? – ðàçäàëñÿ ãîëîñ çà ñïèíîé.

Ê íèì ïîäîøåë âûñîêèé ïàðåíü ëåò âîñåìíàäöàòè, â ÷åðíîì ñïîðòèâíîì êîñòþìå ñ êîðîòêîé ñòðèæêîé. Þëÿ íåïðîèçâîëüíî ñäåëàëà íåñêîëüêî øàãîâ íàçàä è, áóäòî, ñæàëàñü.

— Ñòîëèê ñ ëàâêàìè îòðåìîíòèðîâàëè è ïðîëà÷èëè. Ñåé÷àñ çàïèñêè êëååì, ÷òîá íèêòî íå âëÿïàëñÿ, – Êèðèëë ñäåëàë øàã âïåðåä, êàê-áû ïðèêðûâàÿ Þëþ

— Òû ÷òî ëè îòðåìîíòèðîâàë?

— Íó, ÿ.

— Íå íó, ÿ, à ïðîñòî ÿ! – ïàðåíü îñìîòðåë ðåçóëüòàòû òðóäîâ è ïðîäîëæèë, — Ìîëîäåö, ïàöàí. Ìíå íðàâèòñÿ. Êîãäà òåñò-äðàéâ ìîæíî áóäåò ïðîâåñòè?

— Ê çàâòðàøíåìó äíþ âûñîõíåò.

— Íó, îê.

Ïàðåíü ñïëþíóë è ïîøåë âäîëü äîìà êóäà-òî äàëüøå.

Âå÷åðîì ìàìà ïîïðîñèëà Êèðèëëà êóïèòü õëåáà. Îí âûøåë íà óëèöó, âîçëå ïîäúåçäà âñòðåòèë Âîâó.

— Ïðèâåò! Ñìîòðþ, ïëàí ñðàáîòàë, òàì óæå ñòàðøàêè ÷èëÿò.

— Íó, è ïóñòü.

— Òû ãóëÿòü?

— Íåò, â ìàãàçèí.

— Ïîéäåì, ñ òîáîé ïðîãóëÿþñü, âñå ðàâíî äåëàòü íå÷åãî.

Îíè ïîøëè â ñòîðîíó ìàãàçèíà. Âîêðóã ñòîëèêîâ ñèäåëè ðåáÿòà è äåâ÷îíêè, ëåò âîñåìíàäöàòè-äâàäöàòè. Îäèí ñ ãèòàðîé, ÷òî-òî áðåí÷àë, ïûòàÿñü åå íàñòðîèòü, îñòàëüíûå íà ëàâêàõ è íà êîðòî÷êàõ, êîìó ìåñòà íå õâàòèëî.

Âîâà ïî äîðîãå ðàññêàçûâàë, êàê ïîèãðàëè äíåì â ôóòáîë. Áîëåå ñòàðøèå ðåáÿòà ïîâåðèëè â íåãî, ñòàëè ÷àùå äàâàòü ïàñû. Îí çàáèë íåñêîëüêî ãîëîâ, à âñå áëàãîäàðÿ Êèðèëëó, âåäü ðàíüøå åìó ìÿ÷ ïàñîâàëè ðåäêî. Ïîäõîäÿ ê âçðîñëîé êîìïàíèè, Âîâà ñìîëê è íåìíîãî óñêîðèë øàã, ïûòàÿñü ïðîéòè ìèìî íèõ ïîáûñòðåå.

— Ýé, øïàíà, íó-êà, ïîäü ñþäû! – ïîçâàë ãîëîñ èç ýòîé êîìïàíèè.

Âîâà ïðèòîðìîçèë, íå çíàÿ, êàê ïîñòóïèòü, à Êèðèëë, êàê íè â ÷åì íå áûâàëî, ïîøåë ê íèì.

— Ýòî âû ñåãîäíÿ òóò øêîëó ðåìîíòà óñòðîèëè?

— ß! – ñïîêîéíî îòâåòèë Êèðèëë.

— Äà îí, îí, — ðàçäàëñÿ ãîëîñ ñ äðóãîãî êðàÿ ñòîëà, — ñ íèì åùå Þëüêà áûëà èç âòîðîãî ïîäúåçäà.

Êèðèëë ïðèñìîòðåëñÿ, — òàì ñèäåë ïàðåíü, ÷òî ïðîõîäèë ìèìî íèõ äíåì.

Âîâà ñäåëàë íåñêîëüêî øàãîâ â ñòîðîíó êîìïàíèè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, îí èõ, îòêðîâåííî, áîÿëñÿ, ñ äðóãîé, îñòàâëÿòü ñ íèìè Êèðèëëà îäíîãî è óéòè, òîæå ñ÷èòàë íåïðàâèëüíûì.

— Ïàðíè, ïîäâèíüòåñü, ïóñòü ïðîðàá ïðèñÿäåò, çàñëóæèë. – ïðåäëîæèë òîò æå ïàðåíü. Âèäÿ îïàñëèâîñòü ïàðåíüêà, ïðîäîëæèë – äà íå ññû, íå îáèäèì.

— Äà ÿ è íå áîþñü, ïðîñòî â ìàãàçèí ñïåøó.

— Íèêóäà íå äåíåòñÿ îò òåáÿ òâîé ìàãàçèí çà ïÿòü ìèíóò.

— Ðåáÿò, ìîæíî âàñ ïîïðîñèòü? – îáðàòèëñÿ ê íèì Êèðèëë

— Ôèãà — ñå, ñìåëûé êàêîé, íó, ïîïðîáóé. – ðàññìåÿëèñü ðåáÿòà.

Âîâà ñòîÿë íè æèâ, íè ìåðòâ. Çà÷åì Êèðèëë ñåë ê íèì? Îò íèõ íè÷åãî õîðîøåãî æäàòü íå ñòîèò. È ê íåìó ïîäîéòè áîÿëñÿ, è ïðîñòî óéòè íå ñ÷èòàë ïðàâèëüíûì. À Êèðèëë ïðîäîëæèë:

— ß ïîä ñòîëîì ïëàñòèêîâîå âåäðî îñòàâèë, êàê äîìîé ðàñõîäèòüñÿ áóäåòå, ñêèíüòå, ïîæàëóéñòà ìóñîð òóäà.

Êîìïàíèÿ ñìîëêëà. Âîâà, óñëûøàâ òàêîå, áóêâàëüíî, îáìåð. Âíåçàïíî âñå äðóæíî íà÷àëè õîõîòàòü. Êòî-òî îò õîõîòà óðîíèë ãîëîâó íà ñòîë. Èñòåðèÿ äëèëàñü íåñêîëüêî ìèíóò. Ïîòîì îäèí ïàðåíü, íàêîíåö ñìîã ïðîèçíåñòè, ñêâîçü ñìåõ:

— Òî åñòü ìû, ïî-òâîåìó, ñâèíüè?

— Íåò. – ×óòü äðîæàùèì ãîëîñîì ñêàçàë Êèðèëë.

— Òîãäà ÷òî çà íàìåêè?

— Ìîëîäíÿê ñîâñåì ñòðàõ ïîòåðÿë? – ðàçäàëñÿ åùå îäèí ãîëîñ, ïðîäîëæàÿ ñìåÿòüñÿ.

Êèðèëë ìîë÷àë. Ó íåãî çà ñïèíîé âîçíèêëà òåíü Âîâû. Êèðèëë, ïîíà÷àëó, èñïóãàëñÿ, íî îáåðíóâøèñü è óâèäåâ äðóãà, ÷óòü óñïîêîèëñÿ. Êàçàëîñü, ÷òî äàæå â íàñòóïàþùèõ ñóìåðêàõ, áûëî âèäíî, êàê áëåäåí Âîâà. Åãî óæå ïðàêòè÷åñêè êîëîòèëî. Íî ãäå-òî âíóòðè, îí ïîíèìàë, ÷òî íàäî ïîääåðæàòü Êèðèëëà.

— Ëàäíî òåáå, ìàëîé, íå äðåéôü. Ìîëîäåö. Ñàì ðåøèë íàì ðåìîíò ñäåëàòü, èëè íàïðÿã êòî?

— Ñàì.

— Íó, ïèâîì íå óãîùàþ, ìàë åùå, åñòü àðàõèñ è ñåìêè, áóäåøü?

— Íåò, ñïàñèáî.

— Äà ÷òî òû ñêóêîæèëñÿ âåñü? Êîðî÷å, âåäðî âèäåëè. Óæå óãîðàëè íà ýòó òåìó. Çà ñîáîé óáåðåìñÿ, ìû íå ñâèíüè. Õî÷åøü, ìîæåøü ñ íàìè ïîñèäåòü.

— Ñïàñèáî, íî ìíå èäòè íàäî.

— Íó, òîãäà îò÷àëèâàé, íå çàäåðæèâàåì. Åñëè íàäóìàåøü – ïðèõîäè.

— Ñïàñèáî.

Êèðèëë ñîñêî÷èë ñ ëàâêè è ïîøåë â ñòîðîíó ìàãàçèíà âìåñòå ñ Âîâîé. Ñòàðøàêè ïðîäîëæàëè ïîñìåèâàòüñÿ. Êîãäà îòîøëè äîñòàòî÷íî äàëåêî, Âîâà ñïðîñèë:

— Òåáå íå ñòðàøíî áûëî?

— ×åñòíî – ñòðàøíî. Âû ìåíÿ ñâîèìè ðàññêàçàìè çíàòíî íàïóãàëè. Äî ñèõ ïîð óñïîêîèòüñÿ íå ìîãó. À ðåáÿòà îêàçàëèñü íîðìàëüíûìè.

— Òîãäà çà÷åì ïîøåë ê íèì?

— À ÷òî æ ìíå, óáåãàòü ÷òî ëè?

Íåìíîãî ïîìîë÷àëè è ñíîâà ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü ïðî ôóòáîë. Ïîäõîäÿ ê äîìó, íà îáðàòíîì ïóòè, Âîâà âíåçàïíî îñòàíîâèëñÿ è ñêàçàë:

— Êèðþõ, òû åñëè ÷òî åùå íàäóìàåøü ñäåëàòü, – îáðàùàéñÿ. Ïîìîãó. ß, ïðàâäà, îñîáî íè÷åãî è íå óìåþ, íî, ìîæåò, õîòü êàê-òî, äà ñãîæóñü.

— Ñïàñèáî, Âîâ. Íàäóìàþ. È åñëè ïîìîæåøü – áóäó òîëüêî ðàä. Åñëè ÷åñòíî – óæå íàäóìàë. Ó âàñ âî äâîðå è êà÷åëè ñëîìàíû, è ïåñî÷íèöû íåò äëÿ äåòâîðû. È äàæå êòî-òî òóðíèêè çà÷åì-òî ïîãíóë. ß ïîêà íå çíàþ, êàê âñå ýòî ñäåëàòü, äà è íåò äëÿ ðåìîíòà íè÷åãî – íè äåíåã, íè èíñòðóìåíòà, íî ÷òî-íèáóäü îáÿçàòåëüíî ïðèäóìàþ. Âðåìåíè ïîëíî, à äîìà ñèäåòü íå îõîòà. À òàê – êàêàÿ-òî ïîëüçà åñòü è óæå õîðîøî.

— Íåò, Êèðþø, ïðèäóìàåì. Äàâàé çàâòðà ñ óòðà è çàéìåìñÿ, íå îòêëàäûâàÿ íà ïîòîì.

Источник