Эстетическое воспитание во всестороннем развитии личности ребенка

Эстетическое воспитание во всестороннем развитии личности ребенка thumbnail

Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание — развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству. Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к самосовершенству, совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить уникальные способности. Рассмотрим структуру и функции эстетического воспитания:

— Функции эстетического воспитания

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

— Структурные компоненты эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Задача семьи — воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства. Немаловажную роль в эстетическом развитии личности играют врождённые задатки, которые позволяют, например, судить о высокой восприимчивости одних детей к музыке, других — к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают творческие способности к искусству. У большинства детей эти способности развиваются позже, в младшем школьном и особенно подростковом возрастах.

Нет ничего вреднее для развития творческих способностей ребёнка, когда не в меру тщеславные родители или родственники начинают преждевременно расхваливать его таланты. В таких случаях у детей развивается огромное самомнение, эгоизм, они перестают учиться и в итоге их талант постепенно глохнет. Напротив, при соблюдении известной скромности и в то же время настойчивости дети, даже ничем не выделявшиеся в дошкольном возрасте среди своих ровесников, с годами достигают больших успехов в творчестве.

В семье эстетическое воспитание, главным образом, осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой рекомендуют как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры — включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играет или засыпает. В результате общения с музыкой, ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом и есть сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому звучанию.

Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием спокойной музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Способности, и призвание ребенка можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая за ним в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка. Когда радио непрерывно звучит в доме, когда ребёнок часами сидит у телевизора или компьютера — это не только не способствует его эстетическому развитию, а, наоборот, приучает к поверхностному восприятию художественных впечатлений. Зачастую пропадает собственное мнение, ребёнок полагается не на свои чувства и эмоции, а на мнение большинства. Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Разговор после прослушивания и просмотра является основополагающим способом закрепления полученной информации, её структурирование и анализ.

Наиболее сильно воздействует на детей художественная литература. Она захватывает их яркостью художественных образов и логикой развития сюжета. Безгранична любовь дошкольников к сказкам и их героям, они с жадностью слушают уже знакомые произведения и с возрастающим интересом — новые. Когда же дети начинают читать самостоятельно, важно поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к лучшим произведениям русской и мировой классической литературы. Большое значение для развития детей имеет воспитание у них умения выразительно читать. Надо предоставить детям возможность слушать художественное чтение в исполнении артистов по радио, телевидению, на компакт-дисках. Часто дети остаются равнодушными даже к самым лучшим произведениям художественной литературы, так как не умеют читать их выразительно. Но те же дети приходят в восторг от этих книг, когда услышат их в хорошем исполнении. Искусство выразительного чтения доступно любому взрослому человеку, если он приложит к этому желание и некоторый труд.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Так что же такое эстетическое развитие личности? В первом приближении эстетическое развитие — это результат эстетического воспитания. В научной литературе эстетическое развитие (ЭР) характеризуется как: развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ЭР имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. ЭР начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в ЭР младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Источник

Роль эстетического воспитания в развитии личности обучающихся

Роль эстетического воспитания, художественный вкус в развитии, всестороннем формировании трудно переоценить, когда личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [13; 35]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувства личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеется два пути: путь научного познания познание средствами искусства. Он указал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, философы упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [13; 55], – отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Сегодня для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является литература, музыка и живопись.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М. Горький называл эстетику этикой будущего. Это воздействие носит сложный характер и опосредуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал А.М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.М. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, многосторонней шири понимания.

Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемингуэй сравнивал книги с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь «по законам красоты».

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Необходимо, чтобы тяга к духовному общению с искусством постепенно превращалась для них в потребность».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно – эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания.

Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать художественно-эстетического воздействия. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действительным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [10; 29].

Таким образом, младший школьный возраст-это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Именно педагог несет ответственность за дальнейшее развитие ребенка не только в интеллектуальном развитии, но и эстетическом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей 1–4 классы. – М.: Рольф, 2001. – 176 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. – С 38–93.

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988. – 523 с.

Борев Ю. Эстетики. – М., 1981. – 387 с.

  1. Буданова И.В. Воспитание в детях чувства прекрасного/Начальная школа. – 1999. – № 6. – С.17–21.

Витковская Н.С. Формирование эстетической культуры младших школьников – Киев, 1985. – 134 с.

Источник