Эстетическое развитие ребенка задачи и условиях
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО.
Прежде, чем говорить о «художественно-эстетическом развитии», рассмотрим понятие «художественно-эстетическое воспитание».
Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание». Рассмотрим некоторые из них.
Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Н.Варкин даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание- это система детей дошкольного возраста- «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
По мнению Д.Б. Лихачева, художественно- эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Т.Н. Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание- целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Эти цели также отражает и особенность художественно-эстетическое воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетическое воспитания:
— создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
— «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В.Г. Ражников).
— формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть той задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Результатом художественно-эстетическое воспитания является художественно- эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогобериде, О.В. Солнцева).
Важно развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенок знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?
Художественно-эстетическое развитие, со0гласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок Ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.
Прежде всего следует выделить:
— общение с прекрасным в природе;
-общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно- декоративного творчества);
-общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.
Эстетическое общение- особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
— взаимодействие педагогов и детей;
— взаимодействие с семьями;
— сотрудничество с учреждениями социально- педагогической среды.
Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно- эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию осуществляется через следующие формы работы:
— непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование. Лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре» и т.д.).
— совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы, предложенные детьми, а также и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсии (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т.д.). При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально- образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).
— самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков», составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т.д.).
Работа с детьми по художественно-эстетическому развитию ведется по следующим направлениям:
— приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусств; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активации творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).
— музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).
— литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).
Важно помнить, то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить.
Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях. Современные программы ориентированы на идеи интегрированного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство) в художественное целое.
Однако никакое влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно- развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.
На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды всех помещений детского сада, куда имеет доступ дошкольник, а также участка и здания (образа) дошкольного учреждения.
Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде групповых помещений, помня, что ребенок проводит в них большую часть времени. В каждой возрастной группе должны быть созданы различные уголки, наполненные разнообразным материалом для самостоятельной творческой деятельности, играми, пособиями, в зависимости от возрастных возможностей дошкольника:
1. Уголок изобразительной деятельности:
— материалы (традиционные и нетрадиционные), инструменты, пособия, стимулирующие детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.);
— материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.);
— материалы для организации детской деятельности и «наведения чистоты»(доски, салфетки, баночки для воды, клея и т.д.).
2. Театральный уголок:
— различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо куклы-марионетки и т.д.);
— фланелеграф (с набором персонажей);
— готовые костюмы, элементы костюмов, маски;
— атрибуты- заместители.
3. Уголок ряженья:
— одежда;
— головные уборы;
— атрибуты;
— украшения.
4. Музыкальный уголок:
— детские музыкальные инструменты;
— магнитофон с набором аудиозаписей;
— альбомы с изображениями музыкальных инструментов;
— музыкальные игрушки, книжки;
— иллюстрации к песням.
5. Уголок книг:
— детскую художественную литературу в соответствии с возрастом;
— подборка картинок и фотографий на сходной литературе тематику;
— фигурки настольного театра, изображающие литературных героев;
— подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов;
— портреты писателей, художников- иллюстраторов.
6. Сенсорный уголок:
— материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств;
— предметы и игрушки для обследования.
Хорошо бы, чтобы это были разрозненные уголки, а центры-художественно-творческой деятельности, т.к. уголок книги нужно дополнить атрибутами театрализованной деятельности (для разыгрывания сказки) и изобразительной деятельности (для рисования иллюстрации к книге); магнитофон с записями пригодится для слушания сказки и для танцевальной импровизации и т.д.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно- игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющую свою специфику развития.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Эффективна и важна для детей организация совместных детско- родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, дизайнерская деятельность, сотворчество, участие в праздниках и театрализованных представлениях и т.д.). Грамотно организованная работа с родителями (как организация совместных выставок, показ театральных постановок, посещение школьных музеев), музыкальной школой (выездные концерты), художественной школой (организация выставок картин), библиотекой и т.д.
Мы видим, что в искусстве (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), и природа, и окружающая предметная среда, и самостоятельная художественная деятельность детей способствуют художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическому воспитанию нужно уделять внимание на всех занятиях с детьми и во всей деятельности, организованной в детском саду.
Важно помнить, что работа художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.
Источник
На чтение 13 мин.
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.
Цель эстетического воспитания – научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг
Эстетическое воспитание – определение
Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.
Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.
Роль эстетического воспитания в развитии ребенка
С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.
Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.
Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет
Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.
Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.
Занятия любым творчеством – это один из приемов эстетического воспитания
Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.
Игра
Подражание – это один из способов выражения детского творчества.
Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.
Сюжетно-ролевые игры – очень эффективный прием эстетического воспитания
Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.
Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.
Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос
Творчество
Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.
Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.
Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.
Занятие творчеством – одновременно и знакомство с народной культурой
Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.
Песочная анимация – увлекательный вид творчества
Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.
Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.
Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития
Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.
Воспитание вкуса
Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.
Чтение книг важное средство эстетического воспитания
Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.
Занятия музыкой – приобщение к прекрасному миру звуков
Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.
Театральные постановки с участием детей – это великолепный метод эстетического воспитания
Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.
Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?
Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.
Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.
Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей
Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:
- Целесообразности, практической оправданности обстановки;
- Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
- Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
- Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.
Роль окружающего пространства
Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.
Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту
Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.
Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.
Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.
Эстетика дома выражается в красоте и чистоте
Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.
Природа в эстетическом воспитании
Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.
Ребенок должен понимать красоту окружающей природы
Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.
Архитектура и искусство
Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.
Окружающее пространство также формирует вкус ребенка
Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.
Литература, музыка, театр
В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.
Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.
Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане
Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.
Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.
Такой праздник в детском саду не забудется никогда
Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.
Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.
Источник