Эстетическое развитие ребенка рекомендации по

Эстетическое развитие ребенка рекомендации по thumbnail

Забавникова Кристина Михаил-Вольфганговна

Рекомендации родителям по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

  • Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
  • Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
  • Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;
  • Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься апликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
  • Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;
  • Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
  • Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
  • Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
  • Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;
  • Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;
  • Используйте музыку в аудио — и видеозаписях;
  • Организуйте просмотр доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, посещение концертов, музеев;
  • Научите ребенка различать «музыку природы» — пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;
  • Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;
  • Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, — упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию;
  • Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;
  • Учите восприимчивости к эмоциональной реакции на музыкальное произведение;
  • Привлекайте ребенка к совместному пению;
  • Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии;
  • Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
  • Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
  • Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
  • Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
  • Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
  • Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Алена Соловьева
Рекомендации для педагогов Значимость эстетического развития детей дошкольного возраста

Художественная деятельность — специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной,вариативностью, гибкостью, подвижностью.В подготовительной к школе группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

• продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;

• показывать детям, чем отличаются однипроизведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительногоискусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьмиэтих произведений; развивать воображение,формировать эстетическое отношение к миру;

• поддерживать стремление детей видеть вокружающем мире красивые предметы и явления;показывать уже знакомые и новые произведенияискусства; рассказывать о замысле и творческихпоисках художника при создании произведений, отом, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;

• расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей:

— активизировать выбор сюжетов о семье,жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город,деревня, праздники, путешествия, в т. ч. космические, весёлые приключения, дальние страны);

— поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет,бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой);

— при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении;

— учитьпередавать своё представление об историческомпрошлом родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта;

— показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки,Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;

• помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание всобственную художественную деятельность;

• инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;

• учить ребенка самостоятельно определятьзамысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем,отражая свои эстетические чувства и отношение;передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человекгрустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой и т. д.);

•совершенствовать специфические уменияво всех видах изобразительной деятельности:

— продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму,пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;

— передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула светки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку,а другую руку с платочком подняла вверх);

— создавать сюжеты разного масштаба с различнойстепенью конкретизации содержания;

развиватькомпозиционные умения:

— размещать объекты в соответствии с особенностями ихформы, величины, протяжённости;

— создавать композицию в зависимости от сюжета – располагатьобъекты на узком или широком пространстве земли (неба, обозначив линию горизонта;

— изменятьформу и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например,туристы поднимаются в горы и держатся друг задруга);

— изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное — основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку;

— учить планированию — эскиз, набросок, композиционная схема;

• в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов иоттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительногообраза (для пейзажных рисунков использоватьакварель или пастель, для декоративного панно гуашь, для предварительных набросков или эскизов — уголь или простой карандаш);

• в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективныесюжетные композиции, самостоятельно выбираятему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт, материал (глина, пластилин, солёное тесто, способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше, приёмы декорирования образа;

•в аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов созданиявыразительного образа:

— обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры;

— вырезание симметричное, силуэтное;

— модульная аппликация;

— свободное сочетание разных техник;

— совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодниеигрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы,экслибрисы);

— познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурныхсимметричных изображений (зайчики пляшут,хоровод ёлочек, грибная полянка);

— показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколькораз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки);

— познакомить с новыми видами аппликации изткани, природного материала (осенних листьев,цветочных лепестков, семян, соломки, бересты);

• поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств,соответствующих замыслу, экспериментированиес материалами и средствами изображения;

• учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичногообраза из глины, широкие движения кистью вколлективной композиции, образ моря, леса идр. ; сочетание крупных и мелких мазков, линийпри изображении отдельных предметов); поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;

• способствовать сотрудничеству детей привыполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так идекоративные образы, соотнесению замыслов идействий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовыематериалы, ткани, веточки, листья, вырезанныеиз бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали и т. п., которые располагают на цветном фоне);

• предлагать для декоративного оформленияподелки, выполненные на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования -сборники сказок и рассказов из личного опыта,составленные детьми на занятиях по развитиюречи и ознакомлению с литературой;

• в дидактических играх с художественнымсодержанием учить составлять разные вариантыкомпозиции и подбирать красивые гармоничныецветосочетания; различать цветовые контрастыи нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 оттенков);

• создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода).

Источник

hello_html_m15043a80.jpg

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски –

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

В. Береснов

hello_html_m45c7a4ac.jpg

Полезные приемы

«ВОЛШЕБНОЕ ПЯТНО». Предложите детям нарисовать краской пятна разной формы, а затем во что-нибудь их «превратить».

«УГАДАЙ ПРЕДМЕТ» Положите под полотенце предмет простой формы. Пусть ребенок ощупает его и нарисует отгадку.

«ПОРИСУЙ РУКАМИ В ВОЗДУХЕ» Предложите ребенку «нарисовать» в воздухе одной или двумя руками яблоко, снеговика, кувшин, окно и другие предметы.

«ТРИ ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» Дайте ребенку желтую, красную, синюю краски и палитру. Предложите смешать эти краски, чтобы получить новые цвета и оттенки: зеленый (желтый+синий), оранжевый (желтый+ красный), фиолетовый (красный+синий) и другие.

«НАРИСУЙ ТАКОГО ЦВЕТА» Назовите цвет и предложите ребенку красками нарисовать фрукты, ягоды, овощи, имеющие такой цвет.

«НАЙДИТЕ» Дайте малышу задание отыскать вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.

«ПРИДУМАЙ» Предложите ребенку придумать и нарисовать карандашами человечков из фруктов, ягод, овощей.

Как оформить детские рисунки?

Из белой плотной бумаги вырежьте рамку так, чтоб она была чуть меньше рисунка, наложите ее на рисунок. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, больший по размеру лист бумаги, цвет подберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте картину так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть ее. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папки с рисунками.

Частное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 201 ОАО

«Российские железные дороги»

hello_html_4333fd14.jpg

Методические

рекомендации

«Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье»

Автор-составитель:

Иванова Елена Петровна –

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

Абакан 2016

Все родители видят в своем ребёнке массу талантов, и один из них – художественный. Совместные творческие занятия с малышом будут полезными и для них тоже, позволят наладить творческую атмосферу в семье, помогут относиться друг к другу внимательнее и терпимее.hello_html_1f61a5ac.jpg

 Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения дошкольника, является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования которые достаточно просты по технологии и напоминают игру, что не утомляет детей на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Подготовка к рисованию

В первую очередь необходимо купить разнообразный художественный материал, подобрать вспомогательный материал для нетрадиционных методик. Все материалы должны быть безопасными для ребенка.

Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.

Подберите мебель, соответствующую росту ребенка. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук.

— Начните с того, что рисуйте при ребенке сами. Выражайте удовольствие и интерес к работе.

Оригинальные методы для совместного

рисования

Рисуем картошкой Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток, схожий с растениями, пузырьками, рыбками. Кляксография
Суть заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс, созданию сюжета. Ниткография 
Согните и разогните лист белого картона. Возьмите толстую шерстяную нитку, окуните ее конец в густую краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Изображение дети могут дорисовать и обвести.
Рисуем по мокрому 
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет — снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами. 
Волшебная свеча 
Восковой свечой (или хозяйственным мылом) втайне от ребенка нарисуйте что-нибудь на плотной бумаге. Затем вместе с ним с помощью поролона начинайте наносить на всю поверхность бумаги краску. Рисунок будет жирным, краска на него не ляжет, и он внезапно проявится перед ребенком.
Старое золото 
С детьми более старшего возраста можно сделать картину, рисуя клеем ПВА, который оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок нужно покрыть золотой краской и слегка протереть черным кремом для обуви, создав эффект «старого золота». 
Выдуваем рисунки 
Разводим водой до очень жидкого состояния две карски, наливаем их близко на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать «лицо», а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек. 
Акварель с солью 
Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости. 
Потрескавшийся воск 
Необходимо сильно нажимая рисовать восковыми карандашами, стараясь закрыть весь фон. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин. Берем темную жидкую краску и заливаем ее во все трещинки, затем моем рисунок под краном и высушиваем.
Точечный рисунок 
Попробуйте порисовать фломастером или карандашом, делая множество точек, быстро-быстро ударяя инструментом по листу бумаги. Можно использовать жесткую кисточку или спичку, туго замотанную небольшим кусочком ваты. Ее окунают в краску и начинают творить. Ксерокопия без ксероксаРисование происходит вслепую через лист копировальной бумаги. Положите его красящей стороной на лист бумаги и прямо по копирке начинайте рисовать пальцами или карандашом. Затем уберите копирку и вместе посмотрите, нет ли деталей, которые вы забыли изобразить. Пластилинография Попробуйте создать лепную картинку с изображением полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности приемом размазывания сверху-вниз и слева-направо. Используйте плотный картон, пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки, колпачки, зубочистки. Коллаж 
В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части картины краской.

Источник

Анна Степанова
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Каждый ребенок- художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Природа – источник радостных переживаний, эстетических чувств.

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается, но вместе с тем, сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью, недооценивается значимость изодеятельности, в частности рисования, в общем развитии дошкольников.

Между тем (по Выготскому JI.) психологическая особенность детей дошкольного возраста такова,что «именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то, что им владеет.»

Через рисование, через знакомства с миром искусства, можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность. Творческие способности, помогают малышам отразить свои мечты, отобразить фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней.

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной —

Пространственной среды.

Поэтому, так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую плотную бумагу разного формата, гуашь и акварель двенадцати цветную, кисти — тонкую №2, среднюю №3-4 и толстую №7, жесткая щетинистая кисть №3, № 5; простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

• Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

•Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

• Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п. ;

• Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

• Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения,побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т. п. ;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

• Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;

• Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;

• Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

• Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

• Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

• Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

•Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Правильный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче.

Источник