Эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Как известно, эстетическое формирование личности начинается уже с раннего детства. Духовное богатство взрослого человека напрямую зависит от уровня эстетической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Период дошкольного и младшего школьного детства является решающим в эстетическом воспитании и формировании нравственно-эстетического отношения к жизни, данный феномен описан в трудах Б.Т. Лихачева. Автор утверждает, что в этом возрасте осуществляется формирование отношения к миру, которые затем, превращаются в свойства личности. Нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем детстве и сохраняются на протяжении всей жизни.

В школе эстетическое воспитание начинается в процессе изучения языка, литературных, музыкальных, художественных произведений, в результате знакомства с окружающим миром. Главное направление этой работы практическое ознакомление учащихся с различными видами искусства. Приучении школьников к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Пример учителя и его художественная подготовка играет большую роль. Ребенку необходимо владеть приемами письменной речи, умением красиво писать или описывать предметы или явления окружающей действительности. Владеть выразительностью эмоций и красотой устной речи, уметь читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка педагога и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

Очень трудно научить взрослого человека доверять, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть добрым, если в детстве не научился сочувствовать, не испытывал радости от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Именно дошкольный и младший школьный возраст является основой всего дальнейшего воспитания личности человека. С переходом в школу у ребенка появляется новый вид деятельности – учеба. Главным человеком и образцом для подражания теперь становится учитель. Все дальнейшее обучение и воспитание зависит от педагогической помощи в преодолении младшими школьниками первых, трудных шагов. Учитель помогает детям познать мир, нормы поведения в обществе. Мнение учителя, его интересы копируются детьми. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Другая особенность эстетического воспитания у младших школьников связана с изменениями и формированием познавательных процессов.

Суть процесса формирования эстетических идеалов у детей младшего школьного возраста заключается в учете возрастных особенностей при формировании представлений об обществе, человеке, межличностных отношений. Это необходимо делать в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме, так отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Воспитание художественного восприятия у младших школьников имеет существенное значение при сравнении и изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин. Побуждение к оценке произведений вызвано наличием собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин. Особое значение имеют показы красот родной природы. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. « А воля, а простор, природа… а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, — писал он, ─ разве не были нашими воспитателями? …Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога… ». С целью ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, а также наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, ведение календарей погоды, создание гербариев из местных растений. Для знакомства с художественным рядом проводят картинные галереи, вставки, посвящая их животному и растительному миру. Вместе с тем воспитывается любовь к родной природе и ее охране. С этой целью организуются школьные клубы и кружки: «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и другое. Все это еще раз доказывает необходимость эстетического воспитания учащихся, начиная с начальной школы, где оно должно занимать одно из первых мест.

В последующих классах необходимо продолжать укреплять эстетические потребности детей, стремление к восприятию прекрасного на более высоком уровне.

Возрастные особенности эстетического развития связаны с чувствительностью учащихся к определенным воздействиям (сензитивностью). Последовательность этих воздействий от младшего школьного возраста к старшему может быть примерно выражена так: цвет; отдельные предметы, цветы, животные; виды природы; предметы искусства; человек.

Изменяющиеся школьные ситуации побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание, прежде всего на изображенное, на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства, и даже занятие искусством. Вместе с тем его

молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…».

Младший школьный возраст связан с изменениями мотивационной сферы. В этом возрасте осознаются и дифференцируются мотивы отношений детей к искусству и красоте окружающей его действительности. Д.Б. Лихачев отмечает, что к познавательному стимулу добавляется осознанный мотив.

Это проявляется в разном отношении ребят к искусству и действительности. Одни получают удовольствие от чтения книг, прослушивания музыки, рисования или же просмотра фильмов. Для них это интересно, но они еще не догадываются, что в этом и заключается эстетическое отношение. В них уже сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Влечение к духовному общению с искусством постепенно переходит в потребность. Другие общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически, получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого интереса, не постигая суть, а лишь с целью получения общих представлений его содержания. Иногда, читают, слушают, или смотрят из соображений престижа. Подлинно эстетическое отношение формируется лишь в случае осведомленности учителя в истинных отношениях детей к искусству.

Эмоционально-психическое состояние создаваемое красотой природы и окружающими людьми возбуждает интерес к жизни, обостряет психические процессы. Раннее детство связано с насыщенной, эмоциональной жизнь. Сильные эмоциональные переживания сохраняются в памяти и часто вызывают мотивы поведения. Способствуют формированию убеждений, навыков и привычек поведения. Работа Н.И. Киященко четко подчеркивает, что эмоциональное отношение ребенка к миру, важнейший путь формирования детского сознания, его углубления и расширения, конструирование и укрепление. Критерием действительности эстетического воспитания, по его мнению, являются эмоциональная реакция и состояние ребенка.

« В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли ».

Ведущая форма знакомства с эстетическим идеалом для дошкольника и младшего школьника служит детская литература и мультипликация.

Герои книг, мультфильмов и кино, независимо от их фантастического образа наделены человеческими качествами. Они являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это говорит о формировании идеала как части мировоззрения, позволяющего ребенку войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально – образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках.

Таким образом, младший школьный возраст идеально подходит для эстетического воспитания. В этом возрасте главную роль в жизни ученика играет учитель, как идеальный объект для подражания. Используя это, опытный педагог способен заложить прочный фундамент в эстетическом развитии личности, мировоззрение. Этот возраст особенно подходит для формирования отношения ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Источник

Хрусталёва Л.И., воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ школа №655 Приморского района

Санкт-Петербурга

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В современном обществе актуален вопрос развития эстетического воспитания и выбора методов совершенствования таких способностей у школьников, в коллективе, и индивидуально. Постоянно возрастает потребность в тех, кто творчески может подойти к различным задачам, может внести личный вклад и качественно решать возникающие проблемы, это обуславливает необходимость подготовки детей к быстрым темпам и условиям жизни.

Миссия новой современной школы заключается в том, чтобы формировать социально успешную эстетически развитую личность, на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.

В современной школе каждый ребенок должен чувствовать себя личностью, ощущать интерес и внимание учителя (воспитателя) к себе лично. Поэтому так важно взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в начальной школе.

Школа, где процесс обучения и воспитания соответствует особенностям развития и  умениям  каждого нового поколения, а также гарантирует освоение в будущем новых профессий.
Новая школа-школа, в которой используют самые новые технологии, новые методики, технологии. Основная задача- связать все предметы между собой для того, чтобы ребенок понял для чего ему необходим тот или иной предмет. Это будет влиять на качество обучения.

Задача «школы для каждого» состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя личностью, всегда знал к кому обратиться со своей проблемой и всегда знал, что ему обязательно помогут. Будь то учитель на уроке или воспитатель в группе продлённого дня.

Средствами эстетического воспитания школьников являются сама жизнь, учебная деятельность, игры, художественно-творческие виды деятельности, красота родного края, природы, литература, театр, музеи, общественная деятельность человека. Психологической основой воспитания выступает чувство удовлетворения деятельностью и наслаждение. Эстетическое воспитание происходит в общении посредством красоты слова, действий, жестов, ритма, гармонии. Целью и средством воспитания является речь человека, её культура, речь должна быть образная, точная, продуманная, плавная.

Эстетическое воспитание учащихся проводится на таких предметах как русский язык, музыка, изобразительное искусство, на занятиях с воспитателем в группе продлённого дня.

Основной задачей учителя начальных классов и воспитателя должно быть взаимодействие в вопросах как урочной, так и внеурочной деятельности школьников, поддержание высокого уровня работоспособности, физическое и нравственно-эстетическое развитие учеников.

Задача воспитателя должна быть в организации мероприятий, полезных и увлекательных для учеников, направленных на эстетическое развитие, совершенствованию интеллекта.

Эстетическое воспитание предполагает развитые творческие способности, потребность эстетического освоения действительности, жизни, отношений к людям. Эстетически воспитанная личность характеризуется чутким, трепетным отношением к красоте природы, потребностью её оберегать, сохранять. Уважать культуру своего народа, а также к традиции других народов. Учитель должен принимать во внимание склонности и интересы учеников, их индивидуальные особенности, способствовать успешному выполнению любой возникающей задачи (самостоятельность, личная подготовка и развитие в различных видах деятельности).

Учитель должен быть готов для работы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках. Он сосредотачивает свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести или углубить во время самоподготовки в группе продлённого дня, а воспитатель – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Источником эстетического развития личности, средств эстетического воспитания является педагогический процесс. Фактором эстетического развития личности выступает красота отношений участников педагогического процесса. Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием. Результатом становится отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к человеку, способность к сопереживанию, к умению выслушать, прийти на помощь и пр. Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией коллективного воспитания и досуга.

Эстетическое развитие младших школьников в группе продленного дня – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к эстетическому воспитанию.

Доминирующей функцией эстетического развития является воспитательная функция. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю методику педагогического воздействия. Эстетическое развитие несет в себе активное воспитательное начало: мотивы поведения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно принимать решения и контролировать себя.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе), “Федеральных Государственных Образовательных Стандартах”. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Делается акцент на развитие эстетического развития учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. И конечно, в этом не малая роль принадлежит взаимодействию учителя воспитателя группы продлённого дня в начальных классах.

Литература:

  1. Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. – С. 169-173

Источник

В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [13, 17]. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель — самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни…» [12, 45]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [22, 87].

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. «Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках» [9, 189].

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [22, 25]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру — один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [5, 61].

Каждый ребёнок мысль развивает своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало их чувство, очаровало красотой.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога — воспитать у ребенка способность наслаждаться жизнью, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Эстетическое образование важно для последующего полноценного развития личности школьника, который делает первые шаги по громадной лестнице образования. Оно призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях.

На занятиях по рисованию нужно предлагать детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета. На обобщающих занятиях путем наглядного представления стоит помочь малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, — говорил А.С.Макаренко, — и другое дело — привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью» [12, 54].

Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинами художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими впечатлениями, без развития у них эмоционального, личного отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведениях искусства.

Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. «Я не умею наполовину ненавидеть или наполовину любить, — говорил Ф.Э. Дзержинский, — я не умею отдавать только половину души. Я могу отдать всю душу или ничего не отдать» [21, 64]. К сожалению, в жизни можно встретить людей, готовых под первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они отказываются от достижения поставленной цели.

Наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств следует обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием своего духовного облика человека и, в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений и вкусов.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы ценности ребёнка. Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем буде значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Развитие в детях способности восприятия, понимать чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной эстетической духовности — сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий от конкретных условий процесс. Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней формы, бросающейся в глаза гармонии.

«Очень важно, — писал, опираясь на свой опыт В.А. Сухомлинский, — чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребёнком классной дверью. Ребёнок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше» [11, 32].

Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Источник