Эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста курсовая
Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников, состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. Гармонизация и развитие духовных качество ребенка, методы и приемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Подобные документы
Изучение психолого-педагогических основ эстетического воспитания старших дошкольников. Выявление значения природы в эстетическом воспитании детей. Анализ путей и методов эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
курсовая работа, добавлен 09.05.2014
Эстетическое развитие как важнейшая составляющая гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста, знакомство с основными задачами. Общая характеристика распространенных проблем эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья, добавлен 25.03.2019
Подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Методы и приемы развития творческой активности детей.
курсовая работа, добавлен 09.11.2013
Содержание и основные принципы эстетического воспитания дошкольников при ознакомлении с природой в учебной программе дошкольного образования. Экспериментальная работа по формированию эстетического развития дошкольников при ознакомлении с природой.
курсовая работа, добавлен 12.10.2018
Проблемы эстетического воспитания, их взаимосвязь с всесторонним процессом нравственного, трудового, художественного воспитания ребенка. Особенности формирования основ эстетического вкуса и чувств, пути развития их в процессе эстетического воспитания.
реферат, добавлен 14.02.2012
Организация эстетического и познавательного воспитания в детском саду. Воздействие на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира. Развитие у дошкольников художественных способностей, воображения и фантазии.
курсовая работа, добавлен 21.11.2014
Взаимосвязь речевого и умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностический анализ речевого развития старших дошкольников. Разработка занятий по развитию речи старших дошкольников с использованием средств эстетического воспитания.
курсовая работа, добавлен 13.02.2016
Вклад педагогов в развитие теории эстетического воспитания. Проблемы, условия развития творчества у детей. Методы и приемы развития художественной деятельности детей. Анализ эстетического оформления детского сада №22 «Центр развития ребенка «Родничок».
контрольная работа, добавлен 29.07.2010
Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Анализ программ музыкального воспитания дошкольников и нравственно-эстетическое воспитание.
дипломная работа, добавлен 29.06.2012
Место искусства в системе эстетического воспитания, понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников, задачи и методы. Разработка и экспериментальная проверка методики эстетического развития средствами художественно-эстетической деятельности.
дипломная работа, добавлен 27.04.2014
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Автор: natashakors • Январь 2, 2018 • Курсовая работа • 8,218 Слов (33 Страниц) • 1,065 Просмотры
Страница 1 из 33
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Основные понятия нравственно-эстетического воспитания……7
1.1. Общая характеристика нравственного воспитания………………………..7
1.2. Сущность эстетического воспитания………………………………….…..12
Глава 2. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в разных видах изобразительной деятельности ……………………………………….18
2.1. Виды изобразительной деятельности……………………………………..18
2.2. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей………………………………………………………………………………23
Глава 3. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в развитие у дошкольников патриотизма, трудолюбия, участие родителей в художественно-эстетическом развитии ребенка…………………………30
3.1. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родине……………30
3.2. Воспитание трудолюбия у дошкольников………………………………..33
3.3. Роль семьи в художественно эстетическом воспитании дошкольников..36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованных источников и литературы………………………41
Введение
Тема курсовой работы — «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». Актуальность данной темы можно сформулировать несколькими способами и объяснить множеством причин. Рассмотрим наиболее важные из них.
Дошкольное детство представляет собой начальный этап становления человеческой личности. В данный период имеет место закладывание основы личностной культуры. Весьма большую роль в формировании духовного развития личности, в осмыслении явлений жизни и природы, в совершенствовании человеческих чувств играет искусство.
Общение с искусством способно совершенствовать эстетический вкус, активизировать творческий потенциал, и чем раньше заложены основы данного потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Творчество представляет собой высший уровень познания, высшую и наиболее сложную форму деятельности, которая присуща человеку, предполагает мобилизацию всех его основных психических процессов, всех умений, знаний, всего жизненного опыта, духовных, а иногда и физических сил и порождает нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, а также общественно-исторической уникальностью.
Стратегической целью государственной политики в сфере образования, как было сказано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » считается повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, а также с задачами конкурентоспособности РФ в глобальном мире и современными потребностями общества.
Основываясь на поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением зарубежной и отечественной образовательной практики и теории, присвоением образованию гуманистического характера, а также уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования можно считать художественно-эстетическое воспитание, в качестве одного из главных средств духовно-нравственного, а также культурного развития личности.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится, что искусство считается уникальным средством формирования наиболее важных сторон психической жизни — образного мышления, эмоциональной сферы, а также творческих и художественных способностей.
Под художественно-эстетическим развитием дошкольников следует подразумевать процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного, развития способности воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении представляет собой цель образовательной области «Художественное творчество», которая осуществляется через такие задачи как развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, а также художественный труд), развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.
…
Доступно только на Essays.club
Источник
метки: Ребенок, Искусство, Развитие, Художественно, Эстетический, Деятельность, Изобразительный, Возраст
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности 6
1.1. Понятие художественно-эстетического воспитания 6
1.2. Роль изобразительной деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников 14
Глава 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей в процессе изобразительной деятельности 20
2.1. Уровень развития творческой изобразительной деятельности детей 20
2.2. Рекомендации педагогам по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности 25
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 37
Введение
Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без эстетически воспитанных людей, с детских лет включенных в мир духовных ценностей, невозможно становление цельной и творчески активной личности. Развитие духовного мира ребенка происходит разными путями, один из них — художественно-эстетическое воспитание.
В современной педагогической практике в качестве существенно важной выдвигается задача воспитания и развития творческой активности ребенка средствами искусства. В связи с этим актуальным является изучение проблемы развития художественно-творческой активности дошкольников в процессе их разнообразной деятельности, связанной с изобразительным искусством.
В последнее время заметно вырос интерес к вопросам художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов в области педагогики, искусствоведения и психологии. Как правило, они опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетическоговоспитания, используемых при ознакомлении детей с различными видами искусства (Е.И. Артамонова, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Г. П. Новикова, А.И. Савенков, Н.П. Сакулина).
17 стр., 8417 слов
Сенсорное воспитание детей раннего возраста 2
… при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности. Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые … В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются такие, как дидактическая игра и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация …
Психологическое обоснование использования искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста опирается на теоретические положения о путях становления и развития общих и специальных психологических механизмов ориентации в условиях освоения художественно-эстетической деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон).
В педагогических исследованиях проблема использования искусства как средства художественно-эстетического воспитания дошкольников широко рассмотрена с точки зрения воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности (В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г. П. Новикова).
В этих исследованиях показано, что чем раньше начнетсяприобщение к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие в силу особенно высокой восприимчивости органов чувств в детском возрасте.
Изобразительное искусство занимает особое место в системе художественно-эстетического воспитания, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Теоретические основы развития детского изобразительного творчества заложены в трудах А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Волкова, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной и других ученых. Исследователями подчеркивается значимость целенаправленного обучения дошкольников основам изобразительной грамоты (Т.С.Комарова, Г. В.Лабунская), приобщения детей к изобразительному искусству (Н.С.Александрова, А.А.Грибовская, В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова, Т.Я.Шпикалова и др.), раскрываются особенности развития детской одаренности (Р.Г.Казакова, А.А.Мелик-Пашаев, А.И.Савенков).
5 стр., 2200 слов
Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Анализ психолого-педагогической и методич
… посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности. Исходя из оказания положительного влияния художественно-эстетического воспитания на детей, в системе образования ему начинает отводиться более значительная роль. Развитию художественно-эстетическому воспитания детей способствуют …
Таким образом, изобразительная деятельность является средством художественно-эстетического воспитания ребенка. Данная проблема является актуальной и требует изучения.
Цель исследования: выявить особенности художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: изобразительная деятельности как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности будет более успешным при условии проведения систематической работы по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и воображения детей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты по данной теме.
2. Выявить особенности художественно-эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности.
3. Разработать рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация), эмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, эксперимент).
Глава 1. Теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности
1.1. Понятие художественно-эстетического воспитания
Проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.
24 стр., 11705 слов
Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста
… имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, театральная, музыкальная, художественно — речевая, игровая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей. … знакомство с театром данного типа, его устройством; · знакомство- с текстом произведения; · освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: …
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Т.С.Комарова и др.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве (А.А. Мелик-Пашаев).
Художественно-эстетическое воспитание — это такая организация жизни и деятельности детей, которая способствуем развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окруж…
Список литературы
1. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования [Текст] / Н.В. Архарова. — Мосальск, «Воспитатель года», 2006. — 30 с.
2. Вершинина, Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного [Текст] / Н.А. Вершинина // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95−96.
3. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7−21.
4. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества [Текст] / В. Виниченко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41−43.
5. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках [Текст] / М.С. Водянская // Дошкольное образование. — 2002. — № 11. — С. 22−23.
11 стр., 5032 слов
Программа обучения и воспитания детей в детском саду № 55 «Родничок» г. Усть-Кут
… , Т.С.Комаровой. — парциальные программы: ??Программа «С физкультурой в ногу из детского сада в школу» (Н.В. Полтавцева); ??Программа «Как воспитать здорового ребенка» (В … современной литературы. Для художественно-эстетического развития в группах имеются уголки детского творчества с подбором необходимых материалов для рисования, лепки, аппликации, художественного труда …
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. — 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
7. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 260 с.
8. Григорьева, Г. Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов [Текст] / Г. Г. Григорьева. — Горький, 1984. — С.10.
9. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.
10. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Текст] / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С.3−18.
11. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. — М.: Скрипторий, 2003. — 80 с.
12. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107−114.
13. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. — М.: Педагогика, 1986. — 286 с.
14. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
15. Захарова, В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей [Текст]: для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов [Текст] / В.М. Захарова. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.
16. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.
11 стр., 5265 слов
Детский праздник в педагогике
… и приобщения детей к народному художественному творчеству, а также развитие детского творчества. 2. Подготовка к праздничным … первый пункт «психологических основ» праздничного дела в детском саду. Главная задача праздника: разорвать паутину обыденности, внести … художественными впечатлениями. Праздник – узловое событие в жизни детского сада. В условиях традиционной садовской жизни выступления детей …
17. Иванникова, С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Иванникова // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112−113.
18. Ивкина, Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т.В. Ивкина // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100−101.
19. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. — М.: Сфера, 2005. — 155 с.
20. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. — М: ТЦ Сфера, 2004.
21. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Киреенко. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
22. Ковалев, А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности [Текст] / А.Г. Ковалев // Проблемы способностей / отв. ред. В.Н.Мясищев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 153−165.
23. Коллективная изобразительная деятельность — одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3−7 лет [Текст]: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.
24. Комарова, Т. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе [Текст] / Т. Комарова, О. Зырянова. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с.
25. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 192 с.
10 стр., 4955 слов
Эстетическое воспитание дошкольника в условиях детского сада
… желаний. Программа художественно — эстетического воспитания и развития детей в детском саду «Творчество» А.И. Смоляр, П.П. Барынкина — результат … Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд … , содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам …
26. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 1976. — 214 с.
27. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. — 208 с.
28. Маханева, М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников [Текст] / И. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12−16.
29. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников [Текст]: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. — 320 с.
30. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей [Текст] / А.В. Никитина. — СПБ.: КАРО, 2008.- 90 с.
31. Новикова, Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества [Текст] / Г. П. Новикова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А. Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99−104.
32. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. — М.: Наука, 1976. — 304 с.
33. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
34. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
35. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
36. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г. С. Швайко. — М.: Владос, 2006. — 144 с.
37. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество [Текст] / В.С. Щербаков. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник