Эстетическое развитие ребенка дипломная работа

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
общеинститутская кафедра психологии образования
Демина Елена
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эстетическое развитие младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Программа подготовки «Психология искусства»
направление 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»
(1 курс, очная форма обучения)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, Белых Светлана Леонидовна
доцент
Заведующий кафедрой:
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук Савенков
профессор Александр Ильич
Москва
2013
Объект исследования: Эстетическое развитие ребенка.
Предмет исследования: Эстетическое развитие младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Гипотеза: Эстетическое развитие младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности происходит более быстрыми темпами, приобретая дифференцированный и личностно-значимый характер.
Цель исследования: Выявить темпы и специфику эстетического развития младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Анализ проблемы эстетического развития ребенка.
Разработка критериев эстетического развития ребенка и их конкретизация на примере театрализованной деятельности.
Эмпирическая диагностика эстетического развития детей, занимающихся театрализованной деятельностью,
Сравнительный анализ уровня эстетического развития детей, занимающихся театрализованной деятельностью и занимающихся другими видами деятельности по дополнительным программам ДОУ.
Методы эмпирического исследования:
Наблюдение.
Экспертная оценка.
Анкетирование.
1.1. Эстетическое развитие
1.1.1. Развитие системы ценностей ребенка как основа эстетического развития
1.1.2. Этапы эстетического развития
1.2. Эстетическое развитие младших дошкольников как одна из линий возрастного развития
1.3. Психолого-педагогическое обоснование возможностей эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности
1.3.1. Идентификация с персонажем и эмоциональное сопереживание как основа развития эмоционально-волевой сферы ребенка
1.3.2. Эмоциональное сопереживание персонажам как стимул для формирования определенного интереса
1.3.3. Театрализация как аналог ролевой игры
1.3.4. Сюжетная основа пьесы как форма жизненного опыта
1.3.5. Мораль пьесы и ее усвоение детьми
1.3.6. Визуальное и музыкальное оформление пьесы как фактор эстетического развития
1.3.7. Текст пьесы как фактор эстетического развития
1.3.8. Оценка деятельности ребенка взрослым как фактор его эстетического развития
1.4. Диагностика эстетического развития ребенка
1.4.1. Общие подходы к диагностике эстетического отношения к миру и эстетического развития
1.4.2. Учет возрастных особенностей в диагностике эстетического развития.
1.4.3. Общие критерии оценки эстетического развития ребенка
1.4.4. Конкретизация критериев эстетического развития ребенка в процессе участия в театрализованной деятельности
1.5. Выводы по 1 главе
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования
2.4. Выводы по 2 главе
Источник
Слайд 1
Уважаемый председатель! Члены экзаменационной комиссии Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему:Роль аппликации в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Работу выполнила студентка 3 курса заочного обучения Поленова Ольга Викторовна. Научный руководитель Казанцева Белигма Базаржаповна.
Слайд 2
Современное образование носит гуманистический характер и ориентировано на ребенка как центральную фигуру образовательного процесса.
Особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Слайд 3
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) «Художественно-эстетическое развитие» выделено в самостоятельную образовательную область, которая занимает значительное место в системе воспитания и обучения дошкольников. Цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО рассматривается в контексте формирования основ художественно-эстетической культуры ребенка.
Слайд 4
Актуальность выбранной нами темы заключается в том , что на сегодняшний день в распоряжение работникам дошкольных образовательных учреждений предоставляется большой выбор различных вариантов художественного образования и определяется он наличием , дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Слайд 5,6,7,8,9,10
Исходя из выбранной темы нами была сформулирована цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать роль аппликации в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста, а также определеныобъект, предмет и задачи исследования с которымивы можете ознакомиться на слайдах даннойпрезентации.
Слайд 11
Художественная деятельность представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие художественного образа в целях эстетического освоения мира. Эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в русле общего развития ребёнка. В период дошкольного детства активно развиваются все психические функции человека: память, внимание, мышление, речь, а также личностные особенности.
Слайд 12
Основными видами деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и старшего дошкольного, являются игра, а также различные варианты творческой художественной деятельности: сочинительство, пение, рисование, лепка.
Слайд 13
Успешность художественно-эстетического развития детей обусловливается характером среды, в которой ребенок живет и развивается. Эстетически организованная среда быта, обстановки, межличностного общения способствует зарождению в детской душе эстетического восприятия окружающего мира.
Слайд 14
Роль аппликации в художественно-эстетическом развитии детей заключается в том, что онаспособствует развитию речи, совершенствует его сенсорную составляющую, формирует эстетический вкус, расширяет умственный кругозор, обогащает эмоциональную сферу ребенка, а также решает задачи нравственного воспитания детей.
Сенсорные навыки ребенка среднего дошкольного возраста позволяют ему выполнять задания различной степени сложности с использованием различных техник и материалов.
Слайд 15
На базе старшей дошкольной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Гураненок» нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла изтрех этапов: констатирующий, формирующий и контрольно-обобщающий.
Слайд 16
На констатирующем этапе была проведена диагностика по выявлению уровня эстетического развития. Результаты показывают, что высоким уровнем эстетическогоразвития обладает один ребенок. (12,5 %)
Среднийуровеньразвития достигли37,5%детей .Эти дошкольники определяют цвета и оттенки,проявляют стандартностьв создании образов.Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам.Техника исполнения работы средняя, невсегда наблюдаетсяточность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализсвоей работы и высказывают свои суждения при поддержкивоспитателя.
Низким уровнем эстетического воспитания обладаютдети 50%. Эта группа ребят показываютслабые знания в определении оттенков цветов, умении сочетать цвета исозданииразличных композиций. Ребенок действует только по образцу. Не владеютприёмамиименно аккуратного вырезания и наклеивания. Проявляютвбольшинствебезразличиеккрасивымизображениям,немогутанализироватьи высказывать свои сужденияпо отношению ксозданнойработе .
Слайд 17.
С целью повышения уровняэстетического развития нами была спланирована следующая система работы: проводить необходимые НОДпо аппликации, согласно учебного плана, т.е через неделю чередуя с лепкой. Наряду с обычными занятиями по аппликации организовать кружковую работу по авторской программе«НАКЛЕЙ – КА »,которая направлена наорганизациюсовместной деятельности педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира, эстетического вкуса, фантазии, чувств, представлений.
Слайд 18.
Контрольно-обобщающий этап экспериментальной работы был направлен науточнениеиконкретизациюосновныхположенийгипотезы,обобщениеиоформление результатов педагогического исследования. Анализ результатов показал, что большинство детей имеют средний (37,5%) и высокий (62,5%)уровень эстетического развития.
Слайд 19
Сравнивая результатыконстатирующего и контрольно — обобщающего этапов,мы наблюдаемзначительное повышение показателей высокого уровня.
Таким образом, результаты опытно — экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования о том, чтоаппликация, как один из видов изобразительнойдеятельностиявляетсяэффективнымсредствомэстетического развитиядетей старшегодошкольноговозрастаприреализацииследующихусловий:
1.Разработкаивнедрениепрограммы«НАКЛЕЙ – КА»,направленнаяна систематизациюпроцессаэстетическоговоспитаниястарших дошкольников;организация детского кружка«Волшебная мастерская»с целью расширения знаний, умений и навыковвобластиаппликациисиспользованиемнетрадиционнойтехники;
2.Проведение систематического мониторинга сформированности уровня эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и учет его результатов в образовательном процессе.
Цель опытно – экспериментальной работы достигнута, гипотеза доказана.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Источник
Значение живописи в развитии дошкольника, особенности восприятия произведений детьми в исследуемом возрасте. Требования к отбору произведений живописи для организации совместной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, критерии их оценки.
Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребенка. Содержание, понятие, формы и особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 21.05.2010
Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогических условий организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Основные способы построения игры.
курсовая работа, добавлен 20.06.2014
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников. Разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений города, направленных на эффективное решение задач по обучению дошкольников лепке.
дипломная работа, добавлен 11.09.2012
Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром. Развитие образной речи старших дошкольников. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе.
курсовая работа, добавлен 30.10.2004
Виды детской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Сущность и содержание педагогического общения, его направления и задачи, предъявляемые требования. Педагогические условия организации игры. Основные задачи трудового воспитания.
контрольная работа, добавлен 30.04.2014
Овладение и развитие речи как общая основа воспитания и обучения детей. Формы организации обучения дошкольников родному языку в воспитательном учреждении и своеобразие проведения занятий. Виды уроков и общедидактические и методические требования к ним.
реферат, добавлен 21.11.2010
Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества.
дипломная работа, добавлен 04.08.2008
Познавательно-практическая деятельность как средство развития ребенка-дошкольника. Работа педагога по организации опытнической деятельности старших дошкольников. Организация и проведение опытов с объектами природы в старшей группе дошкольного учреждения.
курсовая работа, добавлен 05.12.2013
Изучение причин эмоционального неблагополучия дошкольников. Определение системы педагогических условий для благоприятного развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ориентация ребенка на адекватные способы и средства коммуникации.
дипломная работа, добавлен 30.04.2014
Сравнительный анализ образования и педагогической поддержки. Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении как психолого-педагогическая проблема. Планирование самостоятельной деятельности в группах. Результаты анкетирования родителей.
дипломная работа, добавлен 13.09.2013
Источник
Роль музыкального и изобразительного искусства в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Эффективные методы и интегрированные занятия, способствующие формированию эстетических представлений, чувств и суждений старших дошкольников.
Формирование у старших дошкольников представлений о предметном мире как деятельность, которая охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса. Характеристика основных психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 20.10.2019
Изобразительное искусство как важное средство всестороннего развития детей. Эмоциональное переживание ребенка при создании рисунка. Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.
презентация, добавлен 16.05.2013
Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества.
дипломная работа, добавлен 04.08.2008
Понятие эстетического воспитания как процесса формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Специфика методического контроля художественно-эстетического воспитания детей.
курсовая работа, добавлен 18.04.2012
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.
курсовая работа, добавлен 13.05.2012
Значение обучения детей дошкольного возраста простейшим измерениям. Формирование представлений о величине предметов и измерении величин у старших дошкольников. Теоретические аспекты математического развития у старших дошкольников о измерении величин.
курсовая работа, добавлен 21.07.2011
Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, направления работы современного педагога по воспитанию данного качества. Программа воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.
дипломная работа, добавлен 27.03.2013
Сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Методика воспитания посредством музыки. Эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности. Гармоничное сочетание умственного и физического развития.
дипломная работа, добавлен 09.05.2011
Организация условий физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особенности разностороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического, трудового. Комплекс упражнений. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников.
дипломная работа, добавлен 20.10.2011
Ознакомление старших дошкольников со своей родословной в условиях семьи и детского сада. Сущность традиций и обычаев. Основы патриотического воспитания дошкольников. Работа воспитателя детского сада по формированию патриотизма у старших дошкольников.
курсовая работа, добавлен 26.03.2008
Источник
Краткое описание документа:
Значение эстетического и художественно-творческого развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в наше время, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественно-творческой культуры личности и создания для этого благоприятных условий.
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние эстетической культуры. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя чувствование, понимание прекрасного. Именно эти качества чрезвычайно значимы для культурного человека.С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Эстетическая культура — важнейшая составляющая духовного облика личности. От наличия и степени развития её в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, сопереживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески, нестандартно подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, это обусловлено ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Направленность современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Деятельность современной школы должна быть направлена на формирование основных, ведущих компонентов эстетической и художественно-творческой культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно способствовать включению школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет к существенному изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. В противном случае желание творить может быть спрятано в самые дальние сокровенные уголки детской души, в которые родителям и учителю редко удается заглянуть и раскрыть в дошкольном и школьном периодах развития личности.
Проблема формирования эстетической культуры личности является предметом исследований в области философии (Ю.А. Борев, А.И.Буров, H.JI. Лейзеров, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, В.И. Каниковский, Н.И. Киященко, А.И. Комарова и др.); психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М.Якобсон и др.); педагогики (Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, А.А Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, Е.М.Торшилова, А.И.Сохор, В.А.Сухомлинский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, С.Т.Шацкий и др.).
Важное значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественно-творческой культуры школьников имели труды E.B. Бондаревской, E.H. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.И. Разумного, И.Б. Котовой, Т.П. Мальковой и др.
Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, A.C. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова и др.).
Особый интерес в аспекте формирования творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса школьников в процессе изучения ими произведений изобразительного искусства представляют труды Б.Г. Ананьева, С.А. Аничкина, Д.К. Бусурашвили, Н.П. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, Л.Г. Коваля, Б.Т. Лихачёва, Б.Ф. Ломова, A.A. Любинской, Б.М. Теплова и др.
Источник