Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка thumbnail

Понятие фасилитации и фасилитатора

Определение 1

Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

Замечание 1

В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.

Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

  1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
  2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
  3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
  4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
  5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
  6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
  7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
  8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
  9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
  10. Открытого взаимодействия с учащимися.
  11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.

Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

  1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Читайте также:  При кривошее по месяцам развитие ребенка

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Почему я выбрала профессию педагога — организатора? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не просто профессия или работа — это призвание. Каждый  дорогу жизни выбирает по-своему… Главный вопрос теперь, а правильно ли я сделала свой выбор? И вот, спустя несколько лет, я могу с уверенностью сказать: Правильно!

Я работаю во Дворце детского и юношеского творчества уже четвертый год. Я считаю, что счастье – это когда хобби становится твоей профессией. И это именно так.

За это время, я поняла, что для меня моя профессия – это возможность постоянно находится в мире детства, в мире сказки и фантазии.

Мне очень повезло с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешенном ритме жизни, способными творить: наравне с детьми играть, петь, танцевать. Быть педагогом-организатором, означает быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой! И я буду продолжать совершенствоваться, копить знания и творить, еще и еще. Современный педагог должен обладать компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и создании инноваций.

Быть педагогом-организатором – это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками! Раньше я не догадывалась, что профессия педагога-организатора включает в себя не только качественную организацию содержательного досуга детей, но и, в первую очередь, формирование многих значимых качеств человека: духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, навыки здорового образа жизни.

Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.

Быть педагогом-организатором – это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит – твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще дворцовой жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия Дворца детского и юношеского творчества – это, по сути, твои семейные праздники! Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий. Где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок — это строитель будущего.

Приходя на работу, я радуюсь каждому дню, ведь каждый день приносит новые эмоции, пути для творчества и развития. Надо оставлять негатив за порогом, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как-бы тяжело не было на душе. В своей работе педагога-организатора я стараюсь руководствоваться главным правилом своей жизни — любовью. Любовью к детям и любовью к однажды избранному делу. Умение слушать и слышать, понять каждого ребенка, найти в любом скрытые способности, а, не исключено, и талант…

Мне нравится работать с детьми, компоновать сценарии, режиссировать мероприятия, концерты, совместно с обучающимися разучивать стихи, роли, готовить реквизит.

Наблюдая за воспитательной деятельностью, могу отметить, что дети, какими-бы они не были внешне, в душе все одинаковые и хотят, чтобы их понимали, относились к ним с добротой и внимательно выслушивали их точку зрения.

Быть педагогом-организатором, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих! Это же так здорово – быть нужной людям, уметь дарить им праздник.

Читайте также:  Соленое тесто как творческое развитие ребенка

За что же я люблю свою профессию? Да за улыбки детей и взрослых, за то что общаюсь только с талантливыми детьми, за то что есть уважение и любовь этих самых детей. И если я оглянусь назад, то я ни сколько не буду жалеть, что выбрала эту профессию. Найти свое призвание, утвердиться в нем – это и есть моё счастье. И с уверенностью могу сказать, что педагог-организатор – это все-таки классно!

Источник

Захарова Е.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №540Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

       Сделай меня соучастником, и я пойму»

                                                                  Китайская пословица

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Термин фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизаций и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором. Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося. Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

В учебном процессе доминирующую роль играет познавательная активность обучающихся, инструментальную основу которой составляют знания, умения и навыки. В качестве средства стимулирования

познавательной активности личности возможно использование активных методов обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей. Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых. В этой модели взаимодействие учащиеся между собой, работая в группах и парах, и наличие творческих заданий обязательны.

Следовательно, при активном обучении ученики не только наблюдают за работой мысли учителя, но и сами мыслят, а значит, открывают, логически организовывают и конструируют свои знания.

Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося:

— опирается на сильные стороны учащегося;

— не подчеркивает его промахов;

— демонстрирует любовь и уважение к нему;

— предоставляет различного рода опоры (графические, лексико-грамматические, изобразительные и т.д.) и планы для того, чтобы учащийся справился с заданием;

— использует различные приемы оказания помощи, позволяющие учащемуся самому справиться с заданием;

— демонстрирует оптимизм, проявляет юмор;

-поддерживает комплиментом, похвалой, одобрением. Например: «Ты хорошо справился с заданием. Молодец!», «У тебя все получится!» и т.д.

Открытие ученика к общению помогает разбудить желание взаимодействовать, создает комфортабельные условия, снимает страх, закрепощенность, подает сигнал о положительном отношении учителя к ученику.

Реализация функции «соучастие» поддерживает взаимный контакт на протяжении всего процесса общения, помогает учащемуся преодолевать трудности. Учитель поддерживает его, стимулирует активное проявление его личностных качеств и обеспечивает результативность учебной деятельности.

С позиции «создания ситуации успеха» в обучении реализация функции  «возвышения» играет ключевую роль. «Возвышение – это актуализация качеств из зоны ближайшего развития». Возвышая ученика в собственных глазах и глазах его одноклассников, партнеров, родителей и т.д., мы не завышаем оценку, а стимулируем его быть смелее, активнее, критичнее, ответственнее, креативнее, и т.д.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.

Читайте также:  Занятия психолога в центре развития ребенка

Учитель – фасилитатор должен четко представлять свою роль на каждом этапе урока, согласуя ее с деятельностью обучающихся, выбирая свой стиль работы фасилитатора.

Источник

(нажми чтобы скачать)

1.Общие положения

1.1.Конкурс имеет всероссийский статус. В нем могут принимать участие педагоги образовательных учреждений РФ всех типов и видов, воспитатели и специалисты учреждений дошкольного образования разных видов, педагоги дополнительного образования, педагоги-логопеды, педагоги-психологи, преподаватели системы среднего профессионального образования, преподаватели колледжей, училищ, ВУЗов, специалисты, медработники социальных реабилитационных центров.

1.2.Организатором Конкурса выступает Интеллект-клуб «Эрудит». Официальный сайт — https://eruditez.ru.

1.3.Настоящее Положение определяет требования к участникам и конкурсным материалам, порядок их предоставления на Конкурс, сроки проведения Конкурса и действует до завершения конкурсных мероприятий.

1.4.Основные цели конкурса:

— активизация творческой деятельности педагогов;
­- выявление и распространение инновационного педагогического опыта в области преподавания подрастающего поколения;
­- определение профессионального педагогического мастерства в современной системе образования.

1.5.Задачи конкурса:

— выявить специалистов, обладающих передовым педагогическим опытом;
— организовать подготовку и проведение конкурса для его участников как ситуацию профессионального развития;
— организовать конкурсные испытания, позволяющие продемонстрировать мастерство в работе с дошкольниками и школьниками в современном образовательном процессе.

2. Условия участия в Конкурсе

2.1. На конкурс принимаются  авторские работы работников образования.

2.2. Для участия в Конкурсе необходимо представить работу: 

— На конкурс принимаются статьи, эссе и др.материалы (на выбор участника).

2.3. Конкурсную работу направить в адрес организатора согласно требованиям, указанным в данном Положении.

2.4. Для участия в конкурсе, конкурсант оплачивает оргвзнос (150 рублей за одного участника).  Квитанцию для оплаты вы можете скачать с сайта www.eruditez.ru в разделе «О НАШЕМ ПРОЕКТЕ», в которой вписаны наши реквизиты.

3. Порядок организации и проведения конкурса

3.1.Для организации и проведения конкурса создается Оргкомитет. Оргкомитет конкурса:

—  объявляет об условиях, порядке и начале проведения конкурса;
—  создает независимую комиссию для экспертизы предоставленных материалов;
—  принимает заявки и материалы на конкурс до 31 января 2018 г.;
—  утверждает список участников;
—  организует оформление наградных материалов.

3.2. Для участия в конкурсе претендент высылает через личный кабинет на сайте www.eruditez.ru одним архивом следующие конкурсные материалы:

—  заявку;
—  конкурсную работу;
—  копию оплаченного чека (оргвзнос за участие в конкурсе);
название архива, пример: ИвановИИ-Педагог-фасилитатор. (Обязательно, верно назвать архив!)

3.3.Заявки  принимаются до 12.00 часов (время московское) 31 января 2018 года  через личный кабинет. Итоги конкурса будут подведены 15 февраля 2018 года.

3.4.Конкурсные работы, поданные  после даты окончания приема заявок, не рассматриваются и к участию в Конкурсе не допускаются.

3.5.Все материалы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются.

4. Требования к оформлению конкурсных материалов

4.1.Конкурсные материалы должны соответствовать настоящему Положению и быть представлены в Оргкомитет в электронном виде.

4.2. Объем работы:  произвольный.

4.3. Объем пересылаемого файла не должен превышать 15 Мб.

5. Награждение

5.1.По итогам работы  экспертной  комиссии авторы награждаются почетными дипломами I, II или III степени.  Также наградные материалы получат все участники конкурса.

5.2.Наградные материалы будут высланы в электронном виде, в течение 15 дней со дня подведения итогов.

5.3.Жюри принимает решение конфиденциально. Решение жюри пересмотру не подлежит.

5.4. Итоги конкурса будут опубликованы на сайте www.eruditez.ru.

Заявка

на участие во Всероссийском конкурсе педагогов

 «Педагог-фасилитатор как организатор успешного развития ребенка»

I. Сведения об участнике

1

Фамилия, имя, отчество участника

2

Место работы и должность

(с указанием полного наименования образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

3

Общий педагогический стаж

II. Сведения о конкурсной работе

4

Название работы

5

Дополнительные сведения о работе

III. Контактные данные

6

Адрес постоянного местопроживания

7

E-mail

8

Контактный телефон

IV. Сведения об оплате оргвзноса

9

Какого числа была произведена оплата оргвзноса

Настоящим я выражаю свое согласие на публикацию представленных мною конкурсных материалов в открытой печати и Интернете.

Дата подачи заявки:____________________

Подать заявку на участие

Источник