Эпикризный период в развитии ребенка
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие Аз+Ас | Игра и действия с предметами | Движения Др | Навыки Н | |
Понимание Рп | Активная Ра | |||||
1 — 1г 3 мес | Быстро расширяется запас понимаемых слов | В момент радости, удивления пользуется слогами и словами | Различает величины кубиков с разницей более 3 см | Воспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др. | Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется) | Самостоятельно ест ложкой густую пищу |
1г 3 мес — 1г 5мес | Обобщает предметы по главным признакам | То же в момент сильной заинтересованности | Различает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма) | Проигрывает наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1г 5мес — 1г 9мес | Понимает несложный рассказ по картинке | Может отвечать словами и двусложными предложениями во время игры | То же и по их величине более 3 см | Элементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки») | Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 см | С помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки) |
1г 9мес — 2 г | Понимает рассказ без показа | При общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельным | По образу и слову подбирает 3 контрастных цвета | Сюжетные игры воспроизводит последовательными действиями | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (шапку, ботинки) |
2г — 2,5 года | Говорит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?» | То же — для 4-х основных цветов | Игра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностей | Хорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см. | 1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки | |
2,5г — 3 г | Употребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевых игр | То же, через палку в 30-36 см над полом | 1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого |
Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:
1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).
2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).
3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.
4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.
5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.
В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.
Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — 3 месяца. С 2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).
До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков — патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).
Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.
1-я группа
Дети с опережением в развитии.
- На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
- На 2 эпикризных срока – высокое развитие.
Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).
Дети с нормальным развитием.
2-я группа
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
- 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3-я группа
Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
- 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).
4-я группа
Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).
Принципы организации режима дня у детей
Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).
Таблица 2
Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)
Возраст | Длительность непрерывного бодрствования (в часах) | Количество дневных снов | Количество часов сна за сутки | Количество приемов пищи | Интервалы между приемами пищи (в часах) |
0 — 2 мес. | 30 мин. — 1 час | 20 — 19 | |||
2 — 5 мес. | 1 — 2 | 19 — 18 | 3,5 | ||
5 — 10 мес. | 2 — 3 | 18 — 16 | |||
10 — 18 мес. | 3 — 4 | 16 — 15 | 4-5 | 3,5 — 4,5 | |
18 — 24 мес. | 4 — 5 | 1 (=3 часа) | 3,5 — 4,5 | ||
2 г — 7 лет | 5 — 7 | 1 (=2 часа) | 3,0 — 4,5 | ||
8 — 12 лет | 12-10 | 3,0 — 4,5 | |||
12 — 18 лет | 15 — 16 | 9-8 | 3,0 — 4,5 |
Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.
У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.
Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.
Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.
Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 — 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.
Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем — 2,5, в возрасте 3 — 5 лет — 2, к концу дошкольного возраста — 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».
Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.
Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.
Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 — 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет — 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет — 4,5 — 5,5, в возрасте 2-3 лет — 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте — 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.
Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.
Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.
Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.
2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.
3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.
4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.
5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.
6. Перечислите группы нервно психического развития детей.
7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.
8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.
9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.
10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.
11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.
12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.
13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет
14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.
15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.
16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.
17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.
18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.
Тестовые задания для самоконтроля:
Выбрать один правильный ответ.
1. Установите соответствие рефлексов:
А. орального автоматизма.
1. Сосательный рефлекс.
Б. спинального автоматизма.
2. Бабкина.
3. Робинсона.
4. Поисковый.
5. Хоботковый.
6. Монро.
7. Галанта.
8. Бауэра.
9. Кернига.
2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:
1. К 2 мес.
2. К 4 мес.
3. К 6 мес.
4. К 8 мес.
3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:
1. 2-3 мес.
2. 4-6 мес.
3. 6-8 мес.
4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:
1. Узнаёт мать.
2. Отличает чужих от близких.
3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.
4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.
5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.
5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:
1. Громко смеётся.
2. Первая улыбка.
3. Улыбается в ответ на речь взрослого.
4. ”Комплекс оживления”.
6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:
1. Прислушивается.
2. Поворачивает голову на звук.
3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.
4. Отчётливое слуховое сосредоточение.
5. Различает тон, с которым к нему обращаются.
7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:
1. Хорошо держит голову 1-2 мин.
2. Переворачивается со спины на живот.
3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.
4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.
5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.
6. Стоит самостоятельно без опоры.
7. Ходит самостоятельно.
8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:
1. Удерживает игрушку двумя руками.
2. Ощущает свои руки.
3. Захватывает подвешенную игрушку.
4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
5. Свободно берёт игрушку из разных положений.
6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).
7. Надевает кольцо на пирамидку.
9. Укажите последовательность формирования первых навыков:
1. Сам берёт чашку и пьёт.
2. Берёт пищу губами с ложки.
3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.
5. Просится на горшок.
6. Самостоятельно раздевается.
10. Интеллектуальная сфера ребёнка не оценивается по параметру:
1. Понимание обращённой речи.
2. Память.
3. Мышление.
4. Концентрация внимания.
5. Эмоциональная реакция.
11. Образование условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства:
1. В 1 год.
2. В 2 года.
3. В 5 лет.
4. В 10 лет.
12. Развитое цветовое зрение имеют дети в возрасте:
1. 3 мес.
2. 3 лет.
3. 5 лет.
4. 10 лет.
13. Бинокулярное зрение начинает формироваться:
1. С 6 мес.
2. С 6 лет.
3. С 8 лет.
14. Максимальная острота зрения достигается:
1. К 2 годам.
2. К 4 годам.
3. К 8 годам.
4. К 10 годам.
15. Для оценки нервно-психического развития ребенка не придается значение:
1. Наличию (отсутствию) врожденных безусловных рефлексов.
2. Наличию (отсутствию) присущих доношенным зрелым новорожденным рефлексов — спинального и орального автоматизма.
3. Характеру движений и мышечного тонуса.
4. Умениям и навыкам.
Источник
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 13 Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении (Составлено К.Л. Печорой) Таблица 14
Переход на другие статьи методического пособия: Развиваем детей раннего возраста. Часть 1 |