Эндогенные факторы физического развития ребенка
Физическое развитие человека — это процесс формирования личности, который происходит под влиянием различных факторов. Они делятся, на: эндогенные (относятся к внутренней среде) и экзогенные (к среде обитания).
К эндогенным факторам относят: генетические факторы, которые могут являться носителями наследственных заболеваний и иметь влияние на процесс роста, развития.
К экзогенным факторам относятся: климатические показатели, природные факторы, район проживания, водные ресурсы, экология.
К социальным факторам относят: факторы питания, уровень образования, положение ребёнка в семье, доступность медицинской помощи.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной
и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Экологические факторы – свойства среды, в которой мы живем.
На наше здоровье оказывают влияние климатические факторы, химический и биологический состав воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, и множество других экологических факторов.
Экологические факторы могут оказывать на организм человека следующее влияние:
· могут благоприятно влиять на организм человека (свежий воздух, умеренное воздействие ультрафиолетовых лучей помогают укрепить наше здоровье);
· могут выступать в роли раздражителей, тем самым заставляя нас приспосабливаться к определенным условиям;
· могут провоцировать существенные структурные и функциональные изменения в нашем организме (например, темный цвет кожи у коренных жителей регионов с интенсивным солнцем);
· способны полностью исключать наше обитание в определенных условиях (человек не сможет жить под водой, без доступа кислорода).
Гиподинамия (гипокинезия) — длительное ограничение двигательной активности, особенно без нагрузки на нижние конечности (ходьба, бег и др.) также имеет место у больных, длительно находящихся на постельном режиме, долго не тренирующихся спортсменов (из-за болезни, травм), у космонавтов во время полетов, у инвалидов (после ампутации нижних конечностей, ДЦП, параличах, у слепых и др.). Исследования показали, что практически нет такого органа или системы, функции которых не изменялись бы в условиях гиподинамии
Научно-технический прогресс изменил образ жизни людей, способствуя снижению двигательной активности. Основная причина гиподинамии — малоподвижный образ жизни вследствие многих причин:
· Автоматическое и механическое оснащение производства;
· Излишнее пользование автотранспортом (автобус, троллейбус, трамвай, метро);
· У учащихся чрезмерные нагрузки, препятствующие активному образу жизни;
· Пользование лифтами в высотных домах;
· Много времени проводится у экранов телевизоров и компьютерных мониторов и др.
Гиподинамия отрицательно сказывается на работе органов и систем нашего организма, снижает иммунитет к инфекционным и неинфекционным заболеваниям, снижает устойчивость к стрессам,
Избежать гиподинамию поможет физическая активность. Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым фактором для предотвращения дегенерации организма. Только целесообразно подобранные формы и средства, двигательной активности в состоянии обеспечить положительный эффект .
В результате активной физической нагрузки (в течение 30 минут) в мозге человека вырабатываются гормоны радости — эндорфины, которые повышают настроение, улучшают самочувствие и увеличивают устойчивость организма к стрессам и даже могут снизить болевые ощущения.
Необходимо проводить больше времени на природе, получая солнечные, воздушные и водные ванны. Правильно организованный режим дня и личная гигиена, а также грамотно подобранные физические нагрузки на все группы мышц, которые будут выполняться регулярно, пешие прогулки, подъем по ступенькам, а не на лифте, приведут в действие естественные резервы человеческого организма, сохраняя и поддерживая его работоспособность. Занятия физической культурой способствуют отвлечению от вредных привычек, таких ка употребление спиртных напитков и курению.
«Ни что так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель). Поэтому, проснувшись утром, не лежите в кровати долго, а встаньте и сделайте утреннюю зарядку, эти упражнения знакомы всем с детского сада: повращайте головой из стороны в сторону и вверх-вниз, сделайте пару круговых движений, сделайте вращательные движения кистями, плечами, наклоны туловища вперед и назад, совершите ходьбу на месте, затем расслабьте все мышцы.
Для людей с малоподвижным образом жизни, учитывая: пол, возраст, физическое развитие, состояние здоровья рекомендована самостоятельная физическая нагрузка
Одним из видов борьбы с гиподинамией является производственная гимнастика, которая поможет избежать развития профессиональных заболеваний вследствие малоподвижности на работе. Потратив несколько минут рабочего времени (в офисе, отделе, цехе, лаборатории и т. д.), повысится работоспособность, умственная деятельность, снимется утомление. Существуют формы производственной гимнастики:
· Вводная гимнастика (ускоряет физиологические процессы в организме, повышает готовность организма к работе), продолжительность 7—10 минут;
· Физкультурная пауза (снижается профессиональное утомление, проводится за 2 часа до окончания рабочего дня);
· Физкультминутки (при невозможности проведения физкультурной паузы), 2—3 упражнения для усиления деятельности систем организма;
· Микропаузы (для снятия утомления мышц) на рабочем месте 2—3 упражнения в течение 20—20 секунд.
Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 6085 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма — физического развития.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой — степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, то есть имеет, как минимум, два значения: совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Физическое развитие — один из важнейших критериев в оценке состоянии здоровья детей, тесно связанный с моторным (двигательным) развитием и половым созревание организма.
Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста средней школы № 69 города Гомеля.
Практическое значение работы заключается в том, что на основании полученных результатов можно планировать объем и характер оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Физическое развитие детей и подростков
Факторы, влияющие на физическое развитие
Все факторы, влияющие на рост и развитие ребенка условно делятся на эндогенные и экзогенные.
К эндогенным факторам относятся: здоровье родителей, течение беременности и родов, питание беременной женщины, наличие врожденных аномалий развития и др. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, является маточный кровоток и плацентарная перфузия. Отклонение в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов могут оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребенка.
Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни — щитовидной железы, с 3-4 лет — гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены — у юношей, эстрогены — у девушек). Соматотропный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном возрастах. Действие андрогенов как стимуляторов роста определяет начало препубертатного «ростового скачка» и является кратковременный. Следом за пубертатным ускорением роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и таким образом способствуют его прекращению. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста, и чувствительность тканей к их действию определяются генотипом. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100.
Генетические факторы. Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.
Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, обуславливает важность качественного питания, особенно содержание в нем достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов — витамина А, цинка, йода — избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревание, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функции ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.
Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна — именно во сне осуществляется основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета является физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка — психическая напряженность, травмы, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хроническое заболевание неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.
Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий [1].
Источник
Признаки
здорового реб: отсутствие в момент
обследов зболев, гармоночность и соотв
возрасту развитие (физ, псих), отсутств
наклон к заболеван.
Физическое
развиие—
совокупность морфологических и
функциональных свойств организма,
которые характеризуют процесс его
роста и созревания, и обусловленный
наследств ф-рами и конкретными услов
внешн среды.
Признаки
ФР:
1.
морфологические(антропометрические)
длина тела, масса, ОГ и головы
Длина
тела- суммарный показатель, характериз
интенсивнгость пластич, стабильн
показатель, призн биологичес зрелости
Масса-
лабильн показаетль, отраж развиие
костно-мыш сис-мы, вн орг
ОГ-
объем гр клетки, развитие гр и спинных
мышц.У детей до 1 г +окр головы
2.
соматоскопия
(описание внешних признаки)-ОДА (позв,
гр Кл, осанка, ст отлож жира, нос, стопы)
3.
функциональные-ЖЕЛ,экскурсия гр Кл,
мыш сила рук (динамометрия), станов
сила, гемодинам показ (АД, ЧСС, МОК), физ
работоспос.
4.
Биологические – ст полов созрев, время
смены прикуса, скорость проц роста,
пропорции и индексы
Факторы,
вл на ФР:
1.
генетические – прогнозирование рост
м: (рост отца+рост матери+13)/2, д: (рост
отца+рост матери-13)/2. ошибка +-10см
2.
эндоген: а)материнские –низкий соц
экон статус (способн к деторожд, рост,
вес, Ур жизни),токсикоз, хр заболев,
недост питание, курение, алкоголь,
наркот, лек препарат, прожив в высоког
местн)
б)сам
плод (многодетн беремен, врожд пороки
разв, хром наруш, хр внутр инф)
в)плацентарные
– недост плаценты, близнецы, сосуд
аностом, един пуп арт, отделение плац,
аном прикреплен плац, опухоли
3.
экзогенные: птание, УФ, движение, лек
препараты, хрон растр.
В
6 месяцев ребенок весит около 8200 г.
За 7-й месяц он прибавляет 600 г, за
8-й– 550 г, за 9-й – 500 г, за 10-й –
450 г, за 11-й– 400 г, за 12– 350 г. и к
году должен весить 10,5 кг.
Для
II полугодия жизни по формулам:
1) масса
тела при рождении + плюс прибавка массы
тела за II полугодие:
(800 х 6)
+ 400 г ч (n – 6), где n – возраст в
месяцах; 400 г – средняя;
2) масса
тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за
каждый последующий месяц прибавляется
по 400 г (до 12 месяцев).
Рост
с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно
на 2 см, ас9 по 12-й– на 1,5–1 см. во II
полугодии вырастает на 10 см.
формула
молочных зубов: n-4
(n-месяцы),
постояных: 4n-20
(n-год)
13.Законы
нарастания веса и роста детей. Определение
возраста. Понятие о календарном и
биологическом возрасте. Роль и значение
генетических факторов, нервной системы
и эндокринных желез в регуляции процессов
роста.
Законы роста
замедление
скорости роста с возрастомнеравномерность
изменений скорости роста (ускорение
сразу после рождения, препубертатное
в 11-12 лет)краниокаудальный
градиент роста – после рождения
дистальные сегменты тела растут быстрее
по сравнению с верхними или проксимальнымичередовние
направлений роста –фазы роста в длину
и толщинуполовая специфичность
темпов роста ( более быстрый рост
скелета у мальчиков, но после 2-3 у
девочек)ассиметрия роста
–опрежение роствого сдвига на стороне
доминируюшей руки
Новорожденные- М
3200-3500, длина 52 см(46-54),
Потеря массы- на
3-5-е сутки 5-8 % от веса тела при рождении
Дети 1-го года
длина (6 мес 66 +1,5
см, -2,5 см),масса(6-8200,
-800,+400)
Дети старше 1 года
длина (8 лет -130
см, -8 см, +5 см)масса 2-12 лет (5
лет 19 кг -2,+3)масса 12-16 лет
(возраст умножить на 5 и минус 20)
Биологический
возраст-достигнутый
уровень морфологического и функционального
развития организма. Биологический
возраст оценивается по комплексу
показателей: физическому развитию
(рост, вес и т. д.), срокам окостенения
скелета, степени половой зрелости
Генетические
факторы
прогнозируемый
рост мальчика: рост отца +(рост матери+13
см)/2девочки Рост
матери +(рост отца -13 см)/2
СТГ стимулирует
хондрогенез, а тиреоидные гормоны в
большей степени влияют на остеогенез.
Увеличение
СТГ-гигантизм, пов гормонов щит железы-
гипертиреодизим, дефицит СТГ гипофизарный
нанизм, снижение продукции стг,
ттг,гонадотропинов -карликовость
Средовые
факторы.
Значимый дисбаланс питания, приводящий
к недостаточности незаменимых
аминокислот, витаминов и минеральных
компонентов, умеренная калорийная
недостаточность-к задержке роста.
Источник
Рост— количественное увеличение размеров тела.
Развитие— приобретение качественных свойств.
Принципы роста и развития:
1. Неравномерность роста и развития;
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;
3. Обусловленность роста и развития полом;
4. Обусловленность роста и развития факторами наследственности и окружающей среды.
Рост и развитие развиваются не равномерно- гетерохрония.
Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма— его интенсивный рост:чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.
В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. В антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.
На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные)иэкзогенные (или средовые).
Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.
Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.
Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза: генетический контроль действует на протяжении всего периода роста, однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.
В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.
В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.
Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.
Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания.
Источник