Эмпирические методы исследования в развитии ребенка

Эмпирические методы исследования в развитии ребенка thumbnail

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1.  Стратегия наблюдения.  Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной  последовательности.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2.  Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3.  Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.  Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;

— планирование хода эксперимента;

— проведение эксперимента (сбор данных);

— анализ полученных экспериментальных данных;

— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1.              Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2.  Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3.  Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Источник

Эксперимент
(от
лат. «проба, опыт») — ведущий метод
научного познания, в том числе и
психологических исследований. Направлен
на выявление причинно-следственных
зависимостей. Характеризуется созданием
оптимальных условий для изучения
определенных явлений, а также
целенаправленным и контролируемым
изменением этих условий.

В
отличие от наблюдения, эксперимент —
активный способ познания реальности,
он предполагает планомерное вмешательство
ученого в исследуемую ситуацию, управление
ею. Если пассивное наблюдение позволяет
нам ответить на вопросы «Как? Каким
образом нечто происходит?», то
эксперимент дает возможность найти
ответ на вопрос другого рода — «Почему
это происходит?»

Одно
из основных понятий при описании
эксперимента —
переменная.
Так
называют любое реальное условие ситуации,
которое может быть изменено. Экспериментатор
манипулирует переменными, тогда как
наблюдатель ждет, пока возникнет то
изменение, что экспериментатор производит
по своему усмотрению.

Обычно
в эксперименте участвуют две группы
испытуемых/экспериментальная и
контрольная. В работу первой из них
вводится переменная (одна или несколько),
а и работу другой — не вводится. Если все
остальные условия эксперимента одинаковы,
а сами группы похожи по своему составу,
то можно доказать, что гипотеза является
истинной или ложной.

В
зависимости *от условий деятельности
данный метод подразделяется на
лабораторный
и»
естественный.

Лабораторный
эксперимент
проводится в специально организованных
условиях, отличающихся от реальных. При
этом обычно применяются технические
средства
и
специальная
аппаратура. Действия испытуемых полностью
определяются инструкциями.

Эксперименту
такого рода присущи свои достоинства
и недостатки. Вот их примерное перечисление:

1.
Обеспечивается высокая точность
результатов.

2.
Создаются оптимальные условия для
исследования психологических явлений.

3.
Осуществляется почти полный контроль
за всеми переменными.

4.
Возможны повторные исследования в
аналогичных условиях.

1.
Условия деятельности испытуемых не
соответствуют реальным.

2.
Испытуемые знают о том, что они являются
объектами исследований.

Многие
значимые достижения психологической
науки стали следствием использования
лабораторных экспериментов. Однако
далеко не всегда полученные при этом
результаты поддаются правомерному
переносу в окружающую действительность.

Естественный
эксперимент
проводится в реальных условиях при
целенаправленном варьировании некоторых
из них исследователем. В психологии,
как правило, применяется для изучения
особенностей поведения.

Естественный
эксперимент, направленный на решение
задач педагогики и педагогической
психологии, обычно называют
психолого-педагогическим.

Значительный
вклад в методику организации такого
рода экспериментов внес отечественный
ученый Александр Федорович Лазурский
(1910). К примеру, до настоящего времени
используется предложенная им схема
экспериментального развития психологических
качеств, включающая:


измерение проявлений особенностей
личности испытуемых;

  • социально-педагогическое
    воздействие на них в целях повышения
    уровня отстающих качеств;

  • повторное
    измерение проявлений личностных свойств
    испытуемых;

  • сравнение
    результатов первого и второго измерений;

-выводы
об эффективности осуществленных
воздействий как педагогических приемов,
приведших к зафиксированным результатам.

По
характеру действий исследователя
различают
констатирующий
и формирующий эксперименты.

Первый
из них предусматривает выявление
существующих психических особенностей
или уровней развития соответствующих
качеств, а также констатацию отношений
причин и последствий.

Формирующий
эксперимент
предполагает активное, целенаправленное
воздействие исследователя на испытуемых
для того, чтобы выработать определенные
свойства или качества. Это позволяет
раскрыть механизмы, динамику, закономерности
образования психических феноменов,
определить условия их эффективного
развития.

Далее
в зависимости от степени разработанности
проблемы выделяют эксперименты:

поисковые,
направленные
на получение принципиально новых
результатов в малоисследованной области.
Такие эксперименты проводятся, когда
неизвестно, существует ли причинно-следственная
связь между переменными, или в тех
случаях, когда не установлен характер
переменной.


уточняющие, целью
которых является определение границ,
в пределах которых распространено
действие данной теории или закона. При
этом обычно по сравнению с исходными
экспериментами варьируются условия,
методика, объекты исследования.

  • критические,
    организуемые
    в целях опровержения существующей
    теории или закона новыми фактами.

  • воспроизводящие,
    предусматривающие
    точное повторение экспериментов
    предшественников для определения
    достоверности, надежности и объективности
    полученных ими результатов.

Кратко
опишем содержание основных
этапов
экспериментального
исследования;

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ЭТАП, включающий
в себя определение темы исследования,
предварительную постановку проблемы,
изучение необходимой научной литературы,
уточнение проблемы, выбор объекта и
предмета исследования, формулирование
гипотезы.

2.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП, предусматривающий
составление программы эксперимента, в
том числе выбор переменных, анализ путей
достижения «чистоты» эксперимента,
определение оптимальной последовательности
экспериментальных действий, разработку
способов фиксации и анализа результатов,
подготовку необходимого оборудования,
составление инструкции испытуемым.

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
    ЭТАП, объединяющий
    всю предусмотренную заранее совокупность
    исследовательской работы от
    инструктирования и мотивирования
    испытуемых до регистрации результатов.

  2. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ
    ЭТАП, содержанием
    которого является формулирование
    вывода о подтверждении или опровержении
    гипотезы на анализа полученных
    результатов, а также подготовка научного
    отчета.

  3. Особенности
    психологических наблюдений над детьми

Наблюдение
– древнейший метод познания. Его
примитивной формой – житейскими
наблюдениями пользуется каждый человек
в повседневной практике. Регистрируя
факты окружающей социальной действительности
и свое поведение, человек пытается
выяснить причины тех или иных поступков
и действий.

Он
непременно базируется на двух принципах:

  • пассивности
    субъекта познания,
    выражающейся
    в отказе от вмешательства в изучаемые
    процессы для сохранения естественности
    их течения;

  • непосредственности
    восприятия,
    подразумевающей
    ограничение возможности получения
    данных пределами наглядно представленной
    ситуации настоящего времени (наблюдается
    обычно то, что происходит «здесь и
    теперь»).

В
психологии под
наблюдением понимают метод изучения
психических особенностей индивидов на
основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно
наблюдать внутренние, субъективные
сущности мышления, воображения, воли,
темперамента, характера, способностей
и т.п., взятые сами по себе, вне конкретных
внешних проявлений. Предметом наблюдений
служат вербальные и невербальные акты
поведения, имеющие место в определенной
ситуации или среде.

Так,
изучая людей, исследователь может
наблюдать:

  1. речевую
    деятельность (содержание, последовательность,
    продолжительность, частоту, направленность,
    интенсивность…);

  2. экспрессивные
    реакции (выразительные движения лица,
    тела);

  3. положение
    тел в пространстве (перемещения,
    неподвижность, дистанцию, скорость,
    направление движений…);

  4. физические
    контакты (касания, толчки, удары,
    передачи, совместные усилия…).

Наблюдение
— это самый простой и наиболее
распространенный из всех объективных
методов в психологии. Научное наблюдение
непосредственно соприкасается с
обыкновенным житейским наблюдением.
Необходимо выделить общие условия,
которым вообще должно удовлетворять
наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое
основное требование — наличие четкой
целевой установки: ясно осознанная цель
должна руководить наблюдателем. В
соответствии с целью должен быть
определен план наблюдения, зафиксированный
в схеме. Плановость и систематичность
наблюдения составляют самую существенную
черту его как научного метода. Они должны
исключить элемент случайности,
свойственный житейскому наблюдению.
Таким образом, объективность наблюдения
зависит, прежде всего, от его плановости
и систематичности. И, если наблюдение
исходит из четко осознанной цели, то
оно должно приобрести избирательный
характер. Наблюдать все вообще в силу
безграничного многообразия существующего
совершенно невозможно. Всякое наблюдение,
поэтому носит избирательный, частичный
характер.

Наблюдение
становится методом научного познания
лишь постольку, поскольку оно не
ограничивается простой регистрацией
фактов, а переходит к формулировке
гипотез с тем, чтобы проверить их на
новых наблюдениях.

Достоинства
и недостатки метода наблюдения.

Важнейшее
достоинство метода наблюдения заключается
в том, что оно осуществляется одновременно
с развитием изучаемых явлений, процессов.
Открывается возможность непосредственно
воспринимать поведение людей в конкретных
условиях и в реальном времени. То есть
сохраняется естественность условий
деятельности. Тщательно подготовленная
процедура наблюдений обеспечивает
фиксацию всех значимых элементов
ситуации. Тем самым создаются предпосылки
для ее объективного изучения. Допустимо
использование разнообразных технических
средств для регистрации данных. Наблюдение
позволяет широко, многомерно охватить
события, описать взаимодействие всех
его участников. Оно не зависит от желания
наблюдаемого высказаться, комментировать
ситуацию. Необязательно получение
предварительного согласия испытуемых
Объективное наблюдение, сохраняя свое
значение, по большей части должно
дополняться другими методами исследования.

Недостатки
метода наблюдения делятся на две группы:
объективные – это те, недостатки, которые
не зависят от наблюдателя и субъективные
– это те, которые непосредственно
зависят от наблюдателя, так как они
связаны с личностными, профессиональными
особенностями наблюдателя.

К
объективным недостаткам прежде всего
относят:

  • ограниченность,
    принципиально частный характер каждой
    наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким
    бы всесторонним и глубоким ни был
    проведенный анализ, получаемые выводы
    могут быть обобщены и распространены
    на более широкие ситуации только с
    величайшей осторожностью и при соблюдении
    многих требований.

  • Сложность,
    а часто и просто невозможность повторения
    наблюдений. Социальные процессы
    необратимы, их нельзя заново «проиграть»,
    чтобы исследователь смог зафиксировать
    необходимые ему черты, элементы уже
    состоявшегося события.

  • Высокая
    трудоемкость метода. Осуществление
    наблюдения зачастую предполагает
    участие в сборе первичной информации
    большого числа людей достаточно высокой
    квалификации.

При
проведении диагностики детей младшего
и среднего дошкольного возраста следует
иметь в виду как изменения формы игры,
так и возникновение нового вида социальной
активности, ведущей за собой развитие
ребенка, межличностного общения. Дети
этого возраста впервые начинают проявлять
интерес к сверстникам как личностям и
включаться с ними в совместные игры.
Следовательно, методики следует
разрабатывать так, чтобы они предполагали
как наблюдения в индивидуальной
предметной деятельности, так и в
коллективной игре сюжетно-ролевого
плана. Её участниками могут быть не
только дети, но и взрослые. Кроме того,
в этом возрасте в определенной мере уже
можно опираться на данные самосознания
детей и на оценки, которые сами они дают
другим детям и взрослым. Это особенно
касается проявления различных
индивидуальных качеств в общении с
окружающими людьми.

В
старшем дошкольном возрасте к названным
видам деятельности добавляются игры с
правилами и возникают элементарные
рефлексивные способности. Старшие
дошкольники не только осознают и
руководствуются в своем поведении
некоторыми правилами межличностного
взаимодействия, особенно в играх, но в
определенных пределах могут, заниматься
тем или иным видом деятельности (учение,
игра), анализировать собственное
поведения в нем, давать оценки себе и
окружающих людей.

Таким
образом, изучая детей дошкольного
возраста необходимо учитывать
психологические и поведенческие
особенности. Это сравнительно низкий
уровень сознания и самосознания;
доминирование непроизвольности
познавательных процессов, их низкая
опосредованность речью; слабое осознание
личностных качеств, неадекватная
самооценка. Из этого следует, что лучшим
методом сбора информации и изучения
детей – дошкольников, является наблюдение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    07.03.2016408.06 Кб51.doc

  • #

Источник