Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка

Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка thumbnail

Многие личностные особенности определяются тем, какое место в жизни родителей занимает ребенок, насколько велика заинтересованность в нем, сколько внимания ему уделяется. Губительным для детского развития является как отсутствие, так и чрезмерность заинтересованности и внимания к ребенку. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокойство, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери — потребности в постоянном, близком общении с ней как своего рода результат неосознанного признания ребенком той важной роли, которую выполняют близкие взрослые в его жизни [189]. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей. Ненадежная привязанность, постоянное стремление к близости с родителем, не находящее своего удовлетворения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замкнутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не вышло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конфликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное разворачивание ситуации. Другими словами, в результате низкой интенсивности межличностных взаимодействий наблюдается усиление тревожности ребенка и понижение его адаптивности к новым, стрессогенным ситуациям [134]. Таким образом, можно сказать, что внимательное, заинтересованное родительское отношение придает ребенку спокойствие и уверенность, выполняя роль эмоциональной поддержки. Однако нередки случаи и чрезмерной эмоциональной концентрации на ребенке. Такие родители, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возможности практической деятельности. Результатом такой чрезмерной опеки становится инфантилизм и неспособность к самостоятельности, некритичное отношение к себе, также затрудняющее общение [154; 155].

Подробно обсуждается в психологической литературе вопрос влияния на детское развитие степени принятия ребенка родителями. Более всего обращает на себя внимание условность родительского принятия. Задолго до рождения ребенка у родителей складывается система ожиданий [34]. Часто реальное отношение к ребенку определяется тем, насколько он оправдывает эти ожидания. Родители стараются «подогнать» ребенка под созданный ими образец, не считаясь с его реальными индивидуальными особенностями. Несоответствие же каких-то определенных черт темперамента. характера, внешности ребенка, его личности в целом вызывает у родителя целую гамму негативных чувств—недовольство, раздражение, гнев. Чувства, испытываемые родителем в ситуации взаимодействия, являются индикатором безусловности эмоционального принятия.

Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация условного принятия рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного Я, низкое самоуважение, с другой стороны, постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности [158]. Дети сначала стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо. Неудача заставляет их обращать на себя внимание другими доступными средствами — истерикой, грубостью, агрессией.

Существует мнение [64], что самым неблагоприятным для детского развития является не рассмотренное выше негативное отношение к ребенку, а вообще отсутствие какого бы то ни было отношения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. Безразличие родителей, эмоциональное отверженце способствует формированию у ребенка таких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчивости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой. В то же время у детей наблюдаются пугливость, беспомощность, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие ребенка. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может вырасти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфере и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи [92; 124]. Ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их переживаниях, поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость [34]. Часто формируется безразличное отношение к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатность, неаккуратность.

Влияние детско-родительских отношений на интеллектуальное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым [37; 93]. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляющая взаимодействия. «Безэмоциональный характер» общения имеет своим последствием интеллектуальное отставание [34; 83; 124]. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с родителем определяет эмоциональное состояние ребенка, через которое преломляется восприятие им окружающего мира: родителей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему, то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познавательную активность, коммуникативную потребность [62; 184]. Материнская «отзывчивость», определяемая как эмпатическое понимание матерью особенностей, потребностей ребенка в конкретной ситуации и адекватное им поведение, не только удовлетворяет его потребность в аффиляции и безопасности, но и является детерминантой познавательной и речевой активности [119]. Учет собственной активности ребенка и ориентация на нее во взаимодействии обеспечивает успешность развития его речи, интеллекта, самосознания. Матери, учитывающие личностные и поведенческие особенности ребенка, оказываются более эффективными в его обучении.

Источник

Многие личностные особенности определяются тем, какое Место в жизни родителей занимает ребенок, насколько велика заинтересованность в нем, сколько внимания ему уделяется. Гу­бительным для детского развития является как отсутствие, так и чрезмерность заинтересованности и внимания к ребенку. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокой­но, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери — потребности в по­стоянном, близком общении с ней как своего рода результат неосознанного признания ребенком той важной роли, которую выполняют близкие взрослые в его жизни [189]. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей. Ненадежная привязанность, постоянное стрем­ление к близости с родителем, не находящее своего удовлетво­рения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверен­ности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замк­нутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не выш­ло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конф­ликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное раз­ворачивание ситуации. Другими словами, в результате низкой интенсивности межличностных взаимодействий наблюдается усиление тревожности ребенка и понижение его адаптивности к новым, стрессогенным ситуациям [134]. Таким образом, можно сказать, что внимательное, заинтересованное родительское от­ношение придает ребенку спокойствие и уверенность, выпол­няя роль эмоциональной поддержки. Однако нередки случаи и чрез­мерной эмоциональной концентрации на ребенке. Такие роди­тели, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возмож­ности практической деятельности. Результатом такой чрезмер­ной опеки становится инфантилизм и неспособность к самосто­ятельности, некритичное отношение к себе, также затрудняю­щее общение [154; 155].

Читайте также:  Ребенок семь месяцев его развитие

Подробно обсуждается в психологической литературе вопрос влияния на детское развитие степени принятия ребенка родителя­ми. Более всего обращает на себя внимание условность родитель­ского принятия. Задолго до рождения ребенка у родителей склады­вается система ожиданий [34]. Часто реальное отношение к ребен­ку определяется тем, насколько он оправдывает эти ожидания. Ро­дители стараются «подогнать» ребенка под созданный ими обра­зец, не считаясь с его реальными индивидуальными особенностя­ми. Несоответствие же каких-то определенных черт темперамента, характера, внешности ребенка, его личности в целом вызывает у родителя целую гамму негативных чувств — недовольство, раздра­жение, гнев. Чувства, испытываемые родителем в ситуации взаи­модействия, являются индикатором безусловности эмоционального принятия. Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация условного принятия рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного я, низкое самоуважение, с дру­гой стороны, постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности [158]. Дети сначала стараются всячески понравить­ся своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо. Неудача за­ставляет их обращать на себя внимание другими доступными сред­ствами — истерикой, грубостью, агрессией.

Существует мнение [64], что самым неблагоприятным для дет­ского развития является не рассмотренное выше негативное отно­шение к ребенку, а вообще отсутствие какого бы то ни было отно­шения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. Безразличие родителей, эмо­циональное отвержение способствует формированию у ребенка та­ких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчи­вости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой. В то же время у детей наблюдаются пугливость, беспомощность, что затрудняет их общение со сверстника­ми и взрослыми. Эта родительская позиция тормозит эмоциональ­ное развитие ребенка. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может выра­сти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфе­ре и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи [92; 124]. Ребенку чрезвы­чайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их пере­живаниях, поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость [34]. Часто формируется безразличное отно­шение к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатность неаккуратность.

Влияние детско-родительских отношений на интеллектуаль­ное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым [37; 93]. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание че­ловеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и кор­ректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляю­щая взаимодействия. «Безэмоциональный характер» общения име­ет своим последствием интеллектуальное отставание [34; 83; 124]. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к Ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с родителем определяет эмоциональное состояние ребенка, через Которое преломляется восприятие им окружающего мира: родите­лей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познаватель­ную активность, коммуникативную потребность [62; 184]. Материнская «отзывчивость», определяемая как эмпатическое пони­мание матерью особенностей, потребностей ребенка в конкретной ситуации и адекватное им поведение, не только удовлетворя­ет его потребность в аффиляции и безопасности, но и является детерминантой познавательной и речевой активности [119]. Учет собственной активности ребенка и ориентация на нее во взаимодей­ствии обеспечивает успешность развития его речи, интеллекта, самосознания. Матери, учитывающие личностные и поведенче­ские особенности ребенка, оказываются более эффективными в его обучении.

Источник

Введение

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Читайте также:  Значение родителей в развитии ребенка

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Развивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Эмоциональное развитие

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Воспитатели, в свою очередь, должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

— эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

— происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

— развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

— включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.
Причины возникновения эмоций

Читайте также:  У кого было непропорциональное развитие ребенка

Одной из причин возникновения эмоций является борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Райзер и др.), была потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.

Основные эмоции

  • Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
  • Радость: счастье, восторг удовольствие;
  • Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
  • Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
  • Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
  • Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
  • Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
  • Страх: боязнь, испуг; шок;
  • Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
  • Вина: виновность, раскаяние.

Как отмечают многие авторы, полное усвоение правил, установленных родителями, и социальных ценностей, а также развитие индивидуальных моральных принципов происходит в процессе социализации на протяжении не первых трех, а первых двадцати лет жизни. Однако начальные стадии социализации наблюдаются при первых попытках саморегуляции ребенка. Следует отметить, что сложившееся на предыдущих этапах взаимодействия ребенка с родителями базовое доверие ребенка к миру не должно подрываться возрастающим чувством самостоятельности. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.

Таблица – Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману

Этапы

Возраст появления

Характеристики

1

Глобальная
эмпатия

На
первом году

Другие
не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого
смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом,
реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на
произошедшее с ним

2

«Эгоцентр
ическая» эмпатия

На
втором году

Ребенок
уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого
предполагается точно таким же, как свое

3

Эмпатия
на чувства другого

Между
вторым и третьим годом

Ребенок
начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на
них неэгоцентрическим образом

4

Эмпатия
на жизненную ситуацию другого

Позднее
детство

Ребенок
начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и
как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция
сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному
реагирует в случае временного и длительного страдания

Необходимость эмоционального развития

– физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;

– активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;

– эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры – ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;

– с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;

– для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;

– постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;

– с развитием личности ребенка, появлением собственного «Я» и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;

– от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;

– обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;

– и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей – это появление способности управлять своими чувствами.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессииобъяснятьипоказывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Источник