Эмоциональное развитие ребенка в программе
Юлия Тимофеева
Программа эмоционального развития детей 5–7 лет «Мои чувства»
Актуальность программы
В последние годы происходит активное развитие системы дошкольного воспитания:
растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые учебные
программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, формируется и способность понимать эмоциональное состояние других людей. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Адресат программы
Программа адресована детям 4-6 лет, не имеющим медицинских противопоказаний для групповой работы.
Ожидаемые результаты:
— различение и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина
переживания, умение выражать свои чувства словесно;
— адекватное поведение в различных жизненных ситуациях;
— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Структура программы, цели и задачи
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей 4-6 лет.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, интерес, грусть, гнев, страх, стыд, спокойствие.
2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.).
3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
5. Способствовать открытому проявлению чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)
6. Отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.
Методические приемы:
1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
3. Рисование эмоций.
4. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств
Данный блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией). Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения ими нового материала, стремление более глубокого или общего ознакомления с эмоциями.
Учебно-тематическое планирование занятий
В программе выделено 19 тем (22 академических часа)
Знакомство с эмоцией радости
Знакомство с эмоциями интереса и удивления
Знакомство с эмоциями горя, обиды
Знакомство с эмоцией страха
Знакомство с эмоцией гнева
«Загадки Бабы Яги»
Знакомство с чувством гордости
«Я умею, я люблю»
Знакомство с чувством спокойствия
«Радость и горе»
«Радость и гнев»
«Гнев, удивление»
«Радость, горе, страх»
«Радость, горе, удивление»
«Азбука настроения»
«Дружные гномики»
Распознавание и произвольное проявление чувств
«Добрая и злая волшебницы»
Итоговое занятие «Пиктограммы»
* продолжительность академического часа определяется в зависимости от возраста детей
Замечание: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей 4-5 лет понятием «настроение».
Содержание занятий
№ п/п Тема занятия Краткое содержание занятия
1,2 Знакомство с
эмоцией радости
(2 занятия)
1. Радостное приветствие.
2. Игра «Мои ощущения».
3. Чтение эпизода из сказки «А просто так».
4. Интервью «Радость – это когда …»
5. Рисунок на тему «Радость».
6. Круговая поддержка друг друга.
7. Создание аппликации «Мама радуется,
когда…»
3,4 Знакомство с
эмоциями интереса
и удивления
(2 занятия) 1. Игра «Любопытная лисичка».
2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
3. Рисунок «Я удивился, когда …»
4. Рассматривание гномиков в разных колпачках.
5. Танец «Буги — вуги».
6. «Мы – солнечные лучики».
7. Чтение «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.
8. Создание коллажа «Письмо к Царю Салтану».
5 Знакомство с
эмоциями горя,
обиды 1. Игра «Море волнуется» (волны эмоций).
2. Чтение отрывков из произведений
К. Чуковского «Краденое солнце»,
«Тараканище», «Федорино горе».
3. Рассматривание фотографий грустных людей.
Обсуждение.
4. Интервью «Мне грустно, когда …»
6 Знакомство с
эмоцией страха 1. Игра «Связующая нить».
2. Пересказ сказки А. Муур
«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Обсуждение сказки.
3. Обращение к личному опыту детей.
4. Рисование «Чего я боялся раньше».
5. Песня в хороводе с показом движений.
7 Знакомство с
эмоцией гнева 1. Игра с платочком.
2. Игра «Гуси-лебеди летят».
3. Игра «Прилет Бабы Яги».
4. Обсуждение злых героев сказок.
5. Рассказ о том, как разозлился мальчик Мэтт.
6. Обсуждение чувства гнева.
7. Интервью «Если ребенок сделал плохое, то
можно. .», «Когда я вырасту и мои дети
будут плохо вести себя, я …»
8. Медитация «Мое тело».
8 «Загадки Бабы Яги»
1. Вход в сказку.
2. Поход за волшебным клубочком.
3. Сказочные домики.
4. Встреча и разговор с Бабой Ягой.
5. Загадки Бабы Яги.
6. Рисование портрета доброй Бабушки Яги.
7. Выпекание пряничной куколки.
9 Знакомство с
чувством гордости
1. Игра «Волны эмоций».
2. Чтение рассказа Сутеева «Гусь».
3. Обращение к опыту детей.
4. Рисование на тему «Я умею».
5. Обсуждение рисунков.
10 «Я умею, я люблю» 1. Приветствие.
2. «Ставим ручку к ручке…»
3. Как можно поздороваться без слов?
4. Как здороваются мальчики? Девочки?
Мужчины? Женщины? Воспитатель? Учитель?
5. Пантомимы «Девочки любят…умеют…», «Мальчики любят…умеют…» (дети отгадывают)
6. Рисунки детей «Я умею».
7. Составление коллажа «Я люблю»
11 Знакомство с
чувством
спокойствия 1. Игра «Тропинка».
2. Прослушивание стихотворения «Снежинки».
3. Танец под музыку со снежинками,
подбрасывание снежинок из салфеток,
наблюдение за тем,как они опускаются.
4. Рассматривание картины «Снежный покой».
Обсуждение чувства cпокойствия.
5. Рисунок «спокойных» лиц на снежинках.
12 «Радость и горе» 1. Знакомство с гномами — радостным и
грустным.
2. Игра «Литературные загадки» (отгадать
настроение литературного отрывка).
3. Рисование гномов.
4. Хоровод вместе с гномами.
13 «Радость и гнев»
1. Беседа с детьми по русским народным сказкам
«Лиса и Журавль», «Мужик и Медведь».
2. Рассматривание картины «Медвежья семья».
3. Игра «Медведи и пчелы».
4. Кукольный спектакль «Капризка»,
сокращенный вариант.
14 «Гнев, удивление» 1 Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой
«Облака».
2. Рисование облаков.
3. Выставка рисунков. Обсуждение.
4. Игра «Облака».
5. «Произнеси фразу».
15 «Радость, горе, страх» 1. Прослушивание отрывков из произведений
К. Чуковского, изображение соответствующих
эмоций. Обсуждение.
2. Игра «Гномики.
3. Рассказы детей о веселых, грустных и страшных
случаях из своей жизни.
4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова
«Самый, самый, самый».
16 «Радость, горе, удивление»
1. Этюд «Хорошая погода», выбор пиктограммы.
2. Этюд «Плохая погода», выбор пиктограммы.
3. Этюд «Погода изменилась», изображение
соответствующих эмоций.
4. Рисование эмоций с помощью цветовых
пятен. Рассматривание «Листов эмоций».
17 «Азбука настроения» 1. Упражнение «Шаг навстречу»
(контакт глаз).
2. Игра «Азбука настроения».
3. Игра «Отгадай, какое прикосновение».
4. Игра «Выбери девочку».
5. Интервью «Я чувствую, когда».
18 «Дружные гномики 1. Приветствие.
2. Разминка «Море волнуется»
3. «Угадай, в какой мы сказке».
4. Настроения гномиков.
5. «Кто в каком домике живет?»
6. Разминка «Охота на льва».
7. Расслабление.
8. Рисунок «Дружные гномики».
19,20 Распознавание и произвольное проявление чувств
(2 занятия)
1. Рассматривание шариков, повторение
изученных эмоций.
2. Игра «Волны эмоций».
3. Рассматривание изображений людей,
испытывающих то или иное чувство.
4. Игра «Театр» (показ чувства с помощью
мимики и пантомимики).
5. Игра «Шурум – бурум» (показ чувства с
помощью интонации).
6. Игра «Фоторобот»
. Расслабление «Сон на берегу моря».
21 «Добрая и злая волшебницы» 1. Игра «Раздувайся, пузырь».
2. Игра «Выбери девочку» (по стихам А. Барто).
3. Хоровод сказочных героев.
4. Рассматривание изображений добрых и злых
героев. Обсуждение.
5. Рисунок по шаблону «Добрая и злая
волшебницы.
22 Итоговое занятие «Пиктограммы» 1. Приветствие, контакт глаз.
2. Игра «Азбука настроения»
3. Драматизация отрывков из произведений
К. Чуковского.
4. Игра «Покажи дневник маме».
5. Игра «Шурум – бурум».
6. Танец с лентами.
7. Рисунок с выбором пиктограммы
«Каким я бываю чаще всего».
Режим занятий
Программа включает 22 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 1 академический час.
Условия реализации
Групповую работу предваряет и ее завершает индивидуальная диагностика участников. Важнейшим условием успешной реализации программы является заинтересованность, активность, доброжелательность, творческий подход участников к решению проблем. Заметим, что в группу не следует зачислять тех детей, у кого есть медицинские противопоказания для групповой работы (например, эписиндром)
Оценка эффективности программы
производится посредством контрольного психологического обследования эмоциональной сферы детей с помощью заданий, разработанных В. М. Минаевой: изучение использования мимики и пантомимики, изучение выразительности речи, изучение восприятия графического изображения эмоции, изучение понимания эмоциональных состояний других людей (см. Приложение). Диагностика проводится индивидуально.
Литература для педагогов
1. Бардиер Г. «Я хочу» — СПб., Дорваль,1993
2. Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки» — Псков,1997
3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» — М., Аркти,1999
4. Зинкевич Т. Д. «Теория и практика сказкотерапии» — СПб., Гармония,1996
5. Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» — М. ,1998
6. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» — М., Совершенство,1998
Литература для родителей
1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» — М. ,2001
2. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» — М. ,1992
3. Родничок. Книга для чтения детям 4-5 лет. – М. ,1993
4. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3-х книгах. – СПб. ,1994
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 4-6 лет (в пределах обозначенных эмоций, а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).
Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.
ЗАДАНИЕ 1.
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.
Таблица 1
Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный
М П М П М П М П М П
М — мимика, П — пантомимика.
Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
М — мимики. П — пантомимика, Пр — персонаж.
Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
ЗАДАНИЕ 2.
Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.)
Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.
Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний
ЗАДАНИЕ 3.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: Какое это лицо?’
Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
ЗАДАНИЕ 4.
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
— Когда бывает интересно?
— Когда человек удивляется?
— Когда человек получает удовольствие?
— Когда бывает стыдно?
— Когда бывает страшно?
— Когда человек злится? Когда бывает радостно?
— Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.
Таблица 5
ФИ. ребенка Ответы ребенка
Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
— Что чувствует собака, когда другая собака утащила v нее кость?
— Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.
Ответы заносятся в таблицу 6.
Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
ЗАДАНИЕ 5.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции.)
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину
Источник
МКУ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Отделение срочного социального обслуживания,
социально-экономической и правовой помощи
ПРОГРАММА
«РАДУГА ЭМОЦИЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель:
Педагог-психолог
Самойлова Ирина Германовна
Утверждаю:__________
Директор МУ ЦСПСД
Л.В. Авласенко
Каратузское
2011г
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Научить детей понимать состояния свои и окружающих людей.
- Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
- Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Форма организации и структура занятий групповая, включает в себя следующие элементы: приветствие, разминка, основная и заключительная части.
В занятиях используются следующие методические средства: ролевые игры, психогимнастические игры, релаксационные методы, эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование), коммуникативные упражнения.
Предназначение: психологическая работа с детьми дошкольного возраста.
Время (частота и длительность каждого занятия): 1 раз в неделю по 30 минут
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Цель занятия | Дата |
1 | Вводное | Знакомство; формирование чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей. | 21.11.2011. 22.11.2011 |
2 | Радость | Знакомство с чувством радости | 29.11.2011. 30.11.2011. |
3 | Страх | Знакомство с чувством страха | 05.12.2011. 06.12.2011. |
4 | Страх — 2 | Продолжение знакомства с чувством страха | 12.12.2011. 13.12.2011. |
5 | Удивление | Знакомство с чувством удивления | 19.12.2011. 20.12.2011. |
6 | Гнев | Знакомство с чувством гнева | 16.01.2012 17.01.2012. |
7 | Злость | Знакомство с чувством злости. | 23.01.2012. 24.01.2012. |
8 | Горе | Знакомство с чувством грусти. | 30.01.2012. 31.01.2012. |
9 | Презрение | Знакомство с чувством самодовольства | 06.02.2012. 07.02.2012. |
10 | Вина | Знакомство с чувством вины | 13.02.2012. 14.02.2012. |
11 | Брезгливость | Знакомство с чувством брезгливости | 20.02.2012. 21.02.2012. |
12 | Интерес | Знакомство с чувством интереса | 27.02.2012. 28.02.2012. |
13 | Закрепление знаний о чувствах | Закрепление умения различать чувства. | 05.03.2012. 06.03.2012. |
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 |
ЗАНЯТИЕ 1 «ВВОДНОЕ»
Цель: знакомство, формирование у детей чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей.
Материалы: мяч, большой лист бумаги, маркер, карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Приветствие «Подарим друг другу улыбку». Дети стоят в кругу взявшись за руки, приветствуют друг друга улыбкой.
С первого занятия вводятся правила.
1. Ритуал приветствия и прощания.
2. «Взаимное уважение» всех участников занятия – не выкрикивать – в середине круга лежит мячик, его можно поднять или дотронуться, если хочешь что-либо сказать или помочь партнеру.
3. Если ребенок не хочет говорить, не заставлять!
2. Упражнение «Путешествие на корабле». «Ребята, представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе».
3.Упражнение «Рисование корабля». «Сейчас мы с вами будем рисовать себя на корабле». Психолог расстилает перед детьми большой лист бумаги, на котором он рисует корабль. Затем каждый ребенок рисует себя.
После рисования дети обсуждают рисунок, кто где находится и чем занимается.
4. Упражнение «Пароходик». Дети двигаются друг за другом, поглаживают друг друга по спине, делают легкий массаж.
5. Прощание. Дети, взявшись за руки говорят: «До свидания».
ЗАНЯТИЕ 2 «ВВОДНОЕ»
Цель: развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества.
Материал: мяч, «волшебный мешочек», воздушный шарик, 4 больших мяча.
Ход занятия.
1. Приветствие «Ласковое имя». Детям предлагается назвать своего соседа справа ласково.
2. Упражнение «Волшебный мешочек». Цель: активизация тактильного восприятия; развитие произвольности.
Психолог показывает детям «волшебный мешочек». «Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках. Кто догадался, что лежит в мешочке?». Да, это воздушный шарик.
3. Упражнение «Воздушный шарик». Цель: развитие у детей способности расслабления мышц живота. «Представьте, что мы с вами проглотили шарик, он находится у нас в животе, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик…Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох – выдох…».
4. Упражнение «Головомяч». Цель: развитие навыков сотрудничества.
Детей разбивают на пары или тройки, предлагается лечь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Положить мяч точно между головами. Теперь нужно поднять мяч и встать самим. Руками помогать нельзя. Вставать нужно сначала на колени, а потом на ноги.
5. Упражнение «Дождь». Цель: снятие напряжения.
По ходу игры меняется интонация голоса. Сесть на ковер, закрыть глаза. Затем психолог начинает изображать шум легкого дождя, потирая ладони друг о друга. Все дети присоединяются. Теперь дождь усиливается, и ведущий начинает пальцами рук постукивать по полу – как капли дождя стучат по крыше дома. Непогода усиливается, гремит гром, и ведущий начинает стучать по полу кулаками. Затем все действия выполняются в обратном порядке.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 3 «РАДОСТЬ 1»
Цель: знакомство с чувством радости.
Материал: пиктограмма и картинка с изображением радости, альбомные листы и карандаши на каждого ребенка,мяч.
Ход занятия.
1. Приветствие. Упражнение «Я рада тебя видеть…». Цель: создание положительного эмоционального фона.
Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть..».
2. Дыхательное упражнение. И. П. — сидя. Дети сидят с закрытыми глазами. Выдох — открыть глаза. Вдохнуть — закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать.
3. Чтение стихотворения Александрова З. «Катя в яслях».
…Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
— О каком чувстве идет речь? Дети распознают чувство радости.
4. Показ пиктограммы радости. Дети показывают на своем лице радость.
5. Упражнение «Закончи предложение».
Радость – это когда…
Я радуюсь, когда…
Мама радуется, когда…
Воспитатель радуется, когда…
6. Рисунок на тему «Радость». Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали. Подведение итога занятия. «О каком чувстве мы сегодня с вами говорили?».
7. Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Солнечный зайчик».
o Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.
o Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке
o Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
o Он забрался на живот — погладь животик.
o Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.
8. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 4 «СТРАХ»
Цель: знакомство с чувством страха.
Материал: мяч, пиктограмма и картинки страха, листы бумаги и фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Приветствие. Психолог предлагает детям поздороваться без помощи слов.
2. Дыхательное упражнение «Свеча». И.П. –сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
3. Беседа. Чтение стихотворения «Я не боюсь» Н. Грибачев.
Я не боюсь, хоть и темно
Становится в саду.
Я не боюсь. Но все равно
Из дома не пойду.
Что в сказках выдумки, о том
Слыхал я двести раз,
Но вдруг там леший под кустом,
Кощей и Карабас?
Вдруг лев идет из-за угла
И серый волк при нем?
Вдруг ведьма слезла с помела
И притворилась пнем?
Нет! Нет!
Пока никак в саду
Кто где не разобрать,
Я не боюсь,
Но не пойду.
Я лучше лягу спать!
«О каком чувстве идет речь?». Показ пиктограммы страха и картинки с изображением испуганных людей.
«А как вы догадались, что это страх?».
На рисунке у человека широко открыты глаза и рот, он вот-вот закричит.
4. Упражнение «Закончи предложение…».
«Страх – это, когда…». «Я боюсь, когда…».
5. Задание на отреагирование эмоций «Рисуем страшную маску». Для работы могут потребоваться любые изобразительные средства по выбору детей и бумага А4. чтобы получилась действительно маска, для младших детей можно обозначить на листе контур, ориентируясь на который они смогут нарисовать маску нужного размера.
По окончании рисования лишнюю бумагу надо вырезать ножницами или оборвать по контуру маски, проделать глаза, рот (вырезать или порвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. С левого и правого боков маски на скотч или степлер крепятся веревочки.
6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Дети ложатся на ковер. Психолог обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептаться не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются…(2 раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…(2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но несколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2 раза)
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя…(2 раза)»
Долгая пауза. Психолог обращается к детям:
«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Глазки открываем
Новый день мы начинаем».
7. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 5 «УДИВЛЕНИЕ»
Цель: знакомство с чувством удивления, учить понимать чувства свои и других людей; развивать способность детей выражать эмоциональное состояние вербально.
Материал: мяч, пиктограммы удивления, листочки, кисточки и краски.
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте. Я рада вас видеть! Поздороваться ручками, ножками, носом и.т.д.
2. Дыхательное упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
3. Беседа. Чтение стихотворения.
Ой, смотрите, кто-то там ползет!
На себе он домик свой везет…
И волшебное это мгновение
Вызывает у всех удивление!
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о таком чувстве, как удивление.
4. Работа с пиктограммами. Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?..Правильно, они подняты вверх. С глазами?.. Они широко открыты. С губами?.. Они растянуты и похожи на букву «о». Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или лоно мгновенно возникает и быстро пропадает? Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает.
5. Упражнение «Закончи предложение».
«Удивление – это, когда…»
«Я удивляюсь, когда…»
«Мама удивляется, когда…»
«Воспитатель удивляется, когда…»
6. Игра «Покажи голосом». Ведущий предлагает показать голосом удивленного котенка, петуха, курицу, воробья, поросенка и др.
7. Графическое задание. Рисование на тему «Удивление». Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки – нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Далее происходит обсуждение рисунков, подведение итогов занятия.
8. Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спинка, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, сюда в кабинет. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Потянитесь, выпрямитесь и снова будь бодрым, свежим и внимательным.
9. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 6 «ГНЕВ»
Цель: знакомство с чувством злости, его мимическими и пантомимическими проявлениями; обучение различным способам выражения чувства злости.
Материал: мяч, пиктограмма злости, пружина от ручки.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Что я люблю». Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе. Дети перекидывают друг другу мяч и говорят при этом: «Я люблю делать…».
3. Дыхательное упражнение. Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.
4. Этюд «Король боровик не в духе». Цель : развивать умения распознавать эмоциональные состояния. Описание этюда: психолог читает стихотворение В.Приходько, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком.
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
5. Беседа. Работа с пиктограммами. Обсуждение и угадывание чувства злости. «Ребята, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?». Дети продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость похожа на …». Попробуйте показать злость руками, телодвижением и проговорить фразу: «Уходи!».
6. Упражнение «Пружина». «Сегодня я принесла показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? У вас были очень интересные предложения. Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого-то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить ее и дать ей выпрямиться. Так п