Эмоциональное развитие ребенка в норме и патологии

Эмоциональное развитие ребенка в норме и патологии thumbnail

Существует
понятие психической нормы, при которой
наблюдается максимальное приближение
субъективных образов к отраженным
объектам действительности. Имеются
адекватные реакции, способность изменить
способ поведения в зависимости от смены
жизненных ситуаций, происходит
самоутверждение в коллективе без ущерба
для его остальных членов.  

Эмоции
являются формой переживания, в которой
человек непосредственно отражает свое
отношение к чему или кому-либо.
Непосредственность здесь означает
отражение с помощью собственного тела
(мимики, пантомимики, голоса) и его
различных психофизических состояний.

Понимать
эмоциональные состояния другого можно
двумя путями: посредством сопереживании
(ответного эмоционального отклика) или
посредством мыслительного анализа. Обе
эти способности у детей совершенствуются
с возрастом. Дети гораздо раньше начинают
понимать эмоциональное состояние других
людей через сопереживание или собственный
ответный чувственный отклик.

Ученые
выделяют семь основных эмоций:

радость,
грусть, гнев, страх, отвращение, стыд,
утомление, удивление и интерес. Наиболее
простые
и полярные эмоции

становятся доступными пониманию детей
раньше других эмоций, это: радость –
грусть, агрессия (гнев) – страх, интерес
– отвращение. Более
сложные
 — скуку, стыд, гордость, отчаяние,
смирение и т.д. – дети начинают различать
и понимать позже, так же как и сложные
эмоции или всевозможные их оттенки
(досаду: боль с раздражением).

По
мере развития человека, ему становятся
 доступными переживания
по поводу все более сложных объектов в
форме высших
эмоций
:
интеллектуальных (удивление, сомнение,
догадка, юмор, сарказм и т.д.), эстетических
(переживания красивого, безобразного,
безликого, восхитительного, прекрасного
и т.д.), этических (переживания долга,
возвышенного, низкого, подлого, стыда,
зависти и т.д.). Формирование у детей
способности понимать и переживать
высшие эмоции говорит об их эмоциональном
развитии.

Известно,
что понимание детьми интеллектуальных
эмоций тесно связано с возрастным
формированием их умственных способностей.
Так младшие
школьники
совершенно не способны уловить сарказм
в ситуационных высказываниях, лишенных
особой насмешливой интонации, которая
подчеркивает несовпадение смысла
ситуации и того, что о ней говорят.

Спектр
эмоциональных нарушений в детском
возрасте чрезвычайно велик. Основными
же являются СДВГ, неврозы, аутизм.

Симптомы
эмоциональных нарушений у детей младшего
школьного возраста

1.
Затруднения в общении со сверстниками
и взрослыми:


неуравновешенность; — возбудимость;
— негативизм; — упрямство;


бурные аффективные реакции (гнев,
истерический плач, демонстрация обиды),
которые сопровождаются соматическими
изменениями (покраснение, усиленное
потоотделение и т. д.);


неуступчивость; — конфликтность; —
жестокость; — эмоциональная холодность;


устойчивое негативное отношение к
общению;


застревание на отрицательных эмоциях;


отчуждение, скрывающее неуверенность
в своих силах.

2.
Особенности внутреннего мира:


острая восприимчивость; — впечатлительность;
— тревожность;


болезненная чувствительность; —
мнительность;


наличие страхов: не являющихся возрастными,
мешающими нормальной жизнедеятельности
детей;

Данная
классификация является очень условной,
так как внутреннее неблагополучие
ребенка непосредственно влияет на его
поведение и общение с окружающими.

Выделяют
три уровня социально-эмоционального
развития детей младшего школьного
возраста:


низкий
(неблагополучие) (нежелание и неумение
действовать совместно со взрослыми и
сверстниками; отсутствие инициативы в
общении; избегание взаимодействия;
отсутствие самоконтроля в действиях,
поведении и эмоциях; исключительная
ориентация на собственные действия;
непризнание правил и норм общения и
деятельности; отсутствие понятий
«хорошо-плохо» или нежелание им
следовать при сформированности;
конфликтность, агрессивность);


средний

(недостаточная инициативность в общении;
предпочтение исключительно пассивных
ролей; ситуативная регуляция аффективных
проявлений;

неумение
улаживать конфликты; принятие помощи
и возможность ее оказания);


высокий

(желание вступать в общение, взаимодействовать
длительное время;

успешное
участие в коллективных делах; успешное
выполнение и лидерских, и пассивных
ролей; умение уладить конфликт, уступить
или настоять на своем; признание и
адекватное выполнение правил, предложенных
взрослыми; заботливое отношение к миру
чувств людей и предметному миру; умение
занять себя; владение адекватными
способами выражения своего внутреннего
состояния).

Выделяют
три группы факторов, приводящих к
возникновению эмоциональных нарушений
у детей:


биологические
(Предпосылки
эмоциональных нарушений включают в
себя генетические факторы. Наследственные
факторы играют важную роль в формировании
индивидуально-типологических характеристик
личности ребенка, однако их далеко
недостаточно для возникновения тех или
иных эмоциональных нарушений. К факторам,
предрасполагающим к возникновению
эмоционального неблагополучия у ребенка,
можно отнести соматическую ослабленность
вследствие частых заболеваний);


психологические

психологическим причинам возникновения
эмоционального неблагополучия у детей
авторы относят особенности
эмоционально-волевой сферы ребенка, в
частности нарушение адекватности его
реагирования на воздействия извне,
недостаток в развитии навыков самоконтроля
поведения и др.


социально-психологические
(СДВГ
(синдром дефицита внимания и гиперактивности,
ребёнок
с СДВГ плохо себя ведет и не обращает
внимания на окружающих. Он невнимателен
к другим людям по своей природе.
Гиперактивный ребенок может просто не
понимать, что приятно другому человеку,
а что неприятно и быть безразличным к
переживаниям других людей. Они очень
часто отстают в психоэмоциональном
развитии, но они, как правило, стремятся
руководить другими детьми. Это одна из
причин плохих отношений со сверстниками.
Взрослеют такие дети медленнее. Процесс
взросления растягивается у них на более
долгое время, не линейно, а скачками.
Гиперактивные дети могут иметь хороший
общий интеллект. Среди них могут быть
одаренные люди;

шизофрения
— сложное, многообразное заболевание.
До сих пор неясны причины, вызывающие
это заболевание. Отличительными
особенностями психики больных детей
являются искажение восприятия и
мыслительных операций, своеобразие
игровой деятельности и общения;

аутизм
— полный или частичный отказ от общения
с окружающими рассматривается разными
авторами либо как самостоятельное
психическое заболевание, либо как
синдром при шизофрении или другом
психическом заболевании. Их общей
особенностью является своеобразие,
часто неравномерность развития отдельных
сторон психики. Дети часто выглядят
неадекватно. Своеобразной может быть
их мимика, жесты, позы, интонации речи.
Их игры и творчество, как правило, носят
специфический характер и являются
предметом исследования патопсихологов.
Часто нарушается процесс общения с
другими людьми: детьми и взрослыми.
Патология может проявляться в характере
интересов, фантазий, страхов).

На
эмоциональное состояние ребенка все в
большей степени начинает влиять то, как
складываются его отношения с товарищами,
а не только успехи в учебе и отношения
с учителями.

В
начале обучения в младших классах
самооценка школьника формируется
учителем на основании результатов
учебы. К окончанию начальной школы все
привычные ситуации подвергаются
корректировке и переоценке другими
детьми. При этом во внимание принимаются
не учебные характеристики, качества,
проявляющиеся в общении, к 4-му классу
резко возрастает количество негативных
самооценок. Уровень
самооценки и эмоционального состояния
ребенка значительно зависит от домашней
обстановки в семье. Дети с пониженной
самооценкой чаще всего встречаются в
распавшихся семьях или там где родители
живут в разладе.

Недовольство
собой у детей этого возраста распространяется
не только на общение с одноклассниками,
но и на учебную деятельность. Обострение
критического отношения к себе актуализирует
у младших школьников потребность в
общей положительной оценке своей
личности другими людьми, прежде всего
взрослыми. Характер младшего школьника
имеет следующие особенности: импульсивность,
склонность незамедлительно действовать,
не подумав, не взвесив всех обстоятельств
(причина — возрастная слабость волевой
регуляции поведения); общая недостаточность
воли — школьник 7-8 лет еще не умеет
длительно преследовать намеченную
цель, упорно преодолевать трудности;
капризность, упрямство — объясняются
недостатками семейного воспитания.

К
окончанию начальной школы у ребенка
формируются: трудолюбие, прилежание,
дисциплинированность, аккуратность.
Постепенно развивается способность к
волевой регуляции своего поведения,
формируется умение сдерживать и
контролировать вои поступки, не
поддаваться непосредственным импульсам,
растет настойчивость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Портрет гиперактивного ребенка.

  В каждой группе детского сада встречаются дети. Которым трудно усидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. У таких детей часто плохая координация и недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, много говорит, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Правила работы с гиперактивными детьми.

— работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

— делить занятия на более короткие, но более частые;

— во время занятий использовать физкультминутки;

— снизить требования к аккуратности выполнения задания, чтобы сформировать чувство успеха;

— посадить ребенка на время группового занятия рядом с взрослым;

— договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

— давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

— использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

— поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

— предоставлять ребенку возможность выбора;

— стараться всегда оставаться хладнокровным и спокойным.                                               

Портрет агрессивного ребенка.

  Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Такой ребенок становится «грозой» для всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей. Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным  и никому не нужным. Педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети  боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Правила работы с агрессивными детьми.

— быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

— демонстрировать модель неагрессивного поведения;

— наказывать ребенка только за конкретные поступки;

— наказания не должны унижать ребенка;

— обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева;

— давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;

— обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей;

— развивать способность сопереживать другим людям.

Портрет тревожного ребенка.

  Тревожный ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается. Кажется, что он ожидает каких- либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Работать с такими детьми не легче , чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем они иногда боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже всех во всем, что они самые неуклюжие, некрасивые, неумные. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

  Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Правила работы с тревожными детьми:

— избегайте состязаний, и каких- либо видов работ, учитывающих скорость;

— не сравнивайте ребенка с окружающими;

— чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

— способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

— чаще обращайтесь к ребенку по имени;

— демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения (будьте примером);

— не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

— старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

— используйте наказание лишь в крайних случаях;

— не унижайте ребенка, наказывая его.

Причины возникновения онанизма (мастурбации) у детей:

— неукротимый темперамент, повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения;

— излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты, частые физические наказания;

— насильное кормление;

— психологическое заражение, склонности детей первых лет жизни к подражанию (в домах ребенка);

— недостаток положительных эмоций, их разнообразия и насыщенности;

— расстройство сна, затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон, долгое нахождение в постели без сна;

— повышенная потливость вследствие болезни или чрезмерного укутывания, эксудативно — катаральный диатез с зудом, трение тесной одежды;

— заболевание неврозами.

Правила работы с детьми, страдающими онанизмом:

— наполнение досуга ребенка разнообразными впечатлениями;

— активная организация общеоздоровительных мероприятий;

— избегание резкого прерывания одной попытки онанизма (проходит крайне болезненно, вызывает у ребенка раздражение, злость и обиду, провоцирует влечение к онанизму);

— используется похвала ребенка за то, что он удерживается от нежелательных действий (самый эффективный способ помощи);

— давать ребенку возможность устать так, что сон наступит сам собой;

— регулярно применять водные процедуры, повышающие чувство тела: купание, душ, обтирание;

— обращение к гинекологу или урологу (в зависимости от пола ребенка), затем к невропатологу.                                                

Сосание пальца, как патологическая привычка.

  При сосании пальца, как и при грудном вскармливании, ребенок закрывает глаза, издает звуки, чмокает. Видно, что сосание доставляет ему удовольствие, и он находится в состоянии полузабытья, временами полностью отключаясь от окружающего. Оторвать его от этого занятия нелегко, и при малейшей возможности палец вновь оказывается во рту, пока не наступит на некоторое время состояние удовлетворения.

 Причины возникновения сосания пальца:

— неудовлетворенность инстинкта сосания вследствие затруднений при грудном вскармливании или его отсутствии;

— сосание пальца, как способ уменьшения чувства беспокойства;

— резкие ограничения в желании сосать соску- пустышку;

— отсутствие ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание в учреждение;

— сосание пальца создает иллюзию удовлетворения, просто занятости  (если ребенок один, или находится в кроватке без сна);

— является средством компенсации недостающего внимания к себе.

Правила работы с детьми, имеющими отрицательную привычку в виде сосания пальца:

— установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства;

— разумное пользование соской;

— отсутствие лишних ограничений;

— создание условий для разнообразия впечатлений и подвижных, эмоционально насыщенных игр;

— помощь ребенку при засыпании (покачивание кроватки, убаюкивание…);

— исключение раздражительного отношения со стороны взрослых к отрицательной привычке ребенку, (нельзя торопить, ругать и физически наказывать, — это вызывает у ребенка потребность сосать палец).

   Энурез – ночное и дневное (во время сна) недержание мочи. Причины:

— нарушения сна (чрезмерно глубокий сон, почти невозможно добиться пробуждения; нарушения ритма сна…);

— повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, низкой температуре;

— наследственное предрасположение;

— замедленный темп развития ребенка (когда ребенок позднее начинает говорить, ходить);

— минимальная мозговая дисфункция (дети, отличающиеся рассеянным вниманием и плохим запоминанием);

— наличие хронических заболеваний;

-педагогическая запущенность (недостаток соответствующего ухода в раннем детстве);

— результат пережитой травмы (разлуки с матерью, потеря семьи…).

Правила работы с детьми, страдающими энурезом:

— необходимо проконсультироваться с  врачом о наличии энуреза у ребенка, а так же о перенесенных наркозах. При наличии  этих проблем, высаживание ночью не только бесполезно, но иногда и опасно, так как может привести к стойкому нарушению сна. Такому ребенку рекомендуется надевать подгузник;

-если медицинских противопоказаний нет, можно понаблюдать за ребенком, определить в какое время сна происходит мочеиспускание, чтобы подобрать оптимальное время для высаживания;

-обратить внимание на то, случается ли у ребенка непроизвольное мочеиспускание  вне сна. При отсутствии в анализах детей признаков воспалительного процесса целесообразно напоминать ребенку каждый час о необходимости сходить в туалет.

Источник