Эмоциональное развитие ребенка средствами музыки

Анна Клемчук
Развитие детских эмоций средствами музыки

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным, но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Одним из средств развития эмоций является музыка.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;

• Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т. д.);

• Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;

Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

С основными эмоциями дети знакомятся в ходе всего учебно – воспитательного процесса, где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для достижения цели используются следующие работы с детьми:

Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;

Рассматривание репродукций картин: Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;

Картинка «Веселый клоун» — определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой», которая не соответствует картинке;

Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма, персонажей и исполняют песни из них, подбирают эмоции;

Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;

«Скажи наоборот» — предлагается назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный

Спокойный – сердитый

Испуганный – спокойный

Печальный – веселый

Элементы психогимнастики:

Игровой сеанс «Лесная фея»: Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились», Этюд «Поделись с другом», Этюд «Обиженная лиса», «Кустики»;

Дальше не говорить.

Путешествие в город эмоций: «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».

Таким образом, в процессе реализации своей работы, я предполагаю достичь следующих результатов:

• Повысить уровень эмоционального развития детей;

Развивать способности детей контролировать свои эмоции;

• Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;

• Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Источник

Наталья Володина
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.

А. В. Луначарский

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Читайте также:  Центры развития ребенка нижний новгород ленинский район

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.

Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).

При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.

Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью в детский сад приглашаются с концертами учащиеся детский школы искусств №6. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников — воспитание культурного слушателя и зрителя.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов).

Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.

Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).

Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».

Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир. Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.

Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)

Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Читайте также:  Классическая музыка для развития ребенка слушать онлайн

Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Венгерский танец №5» И. Брамса ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а спокойную 2 часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. С целью развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей мной была создана картотека музыкально-дидактических игр и упражнений.

Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения на каждом занятии использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Прием индивидуально-дифференцированного подхода

В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.

Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.

Источник

Светлана Анатольевна Свистунова
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Предлагаю вниманию коллег хорошую статью.

Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников

Эмоциональная сфера дошкольника — важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.

В контексте гуманистической педагогики музыкальное развитие, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Педагоги обратили внимание на то, что музыкально — игровая деятельность развивается эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.

С помощью музыки дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал.

Любовь к музыке не может возникнуть сама собой, этому нужно учиться у взрослых. Воспитание любви начинается с чувства, вызывающего эмоциональную отзывчивость и желания исполнять предложенные педагогом музыкально — ролевые игры.

Работа над созданием сценария праздника или театральной постановки начинается со знакомства детей с художественным произведением, затем беседой об образах героев и распределением ролей. Для выразительности образа педагоги подбирают музыкальное сопровождение, песенный репертуар, танцы, игры и оркестровые аранжировки. Что развивает эмоциональную отзывчивость в виде исполнительства и творчества.

Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей.

Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Читайте также:  Нужна ли школа раннего развития ребенку

Готовя детей к восприятию музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость. В процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, соответствующих опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа в мажорных произведениях как классической, так и эстрадной и детской музыки. Знание и понимание детей группы позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. В данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагогов детского сада.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»— произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера расширяются, появляются тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные. Эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, дети учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Музыка— интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, дети сообщают воспитателю и сверстникам о своём видении изображаемых в спектаклях образах и эмоциональных состояниях. Если настроение не весёлое, они предпочитают музыку негромкую, плавную, а когда им хочется повеселиться, просят «включить» танец или марш.

Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении, при этом испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды деятельности: словесное, вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и темброво-инструментальное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей. Педагог ведет работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально— образное содержание музыки.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост детей.

Не маловажное значение в театральной деятельности имеет умение детей мелодично исполнять песни осознавая характер исполняемого образа и мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа и ритмического рисунка). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.

Активная природа детей находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, дети конкретизируют музыкальный образ художественных произведений, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для них средством передачи характера образа.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, лишь в этом случае можно говорить о слитности движений и их выразительности.

Организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

При подготовке статьи были использованы материалы Е. Еремеевой, Н. Калуновой, И. Новоскольцевой.

Источник