Эмоциональное развитие ребенка средствами музыки

Анна Клемчук
Развитие детских эмоций средствами музыки

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным, но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Одним из средств развития эмоций является музыка.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;

• Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т. д.);

• Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;

Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

С основными эмоциями дети знакомятся в ходе всего учебно – воспитательного процесса, где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для достижения цели используются следующие работы с детьми:

Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;

Рассматривание репродукций картин: Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;

Картинка «Веселый клоун» — определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой», которая не соответствует картинке;

Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма, персонажей и исполняют песни из них, подбирают эмоции;

Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;

«Скажи наоборот» — предлагается назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный

Спокойный – сердитый

Испуганный – спокойный

Печальный – веселый

Элементы психогимнастики:

Игровой сеанс «Лесная фея»: Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились», Этюд «Поделись с другом», Этюд «Обиженная лиса», «Кустики»;

Дальше не говорить.

Путешествие в город эмоций: «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».

Таким образом, в процессе реализации своей работы, я предполагаю достичь следующих результатов:

• Повысить уровень эмоционального развития детей;

Развивать способности детей контролировать свои эмоции;

• Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;

• Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Источник

Наталья Володина
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.

А. В. Луначарский

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.

Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).

При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.

Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью в детский сад приглашаются с концертами учащиеся детский школы искусств №6. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников — воспитание культурного слушателя и зрителя.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов).

Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.

Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).

Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».

Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир. Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.

Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)

Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Венгерский танец №5» И. Брамса ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а спокойную 2 часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. С целью развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей мной была создана картотека музыкально-дидактических игр и упражнений.

Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения на каждом занятии использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Прием индивидуально-дифференцированного подхода

В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.

Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.

Источник

Светлана Анатольевна Свистунова
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Предлагаю вниманию коллег хорошую статью.

Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников

Эмоциональная сфера дошкольника — важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.

В контексте гуманистической педагогики музыкальное развитие, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Педагоги обратили внимание на то, что музыкально — игровая деятельность развивается эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.

С помощью музыки дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал.

Любовь к музыке не может возникнуть сама собой, этому нужно учиться у взрослых. Воспитание любви начинается с чувства, вызывающего эмоциональную отзывчивость и желания исполнять предложенные педагогом музыкально — ролевые игры.

Работа над созданием сценария праздника или театральной постановки начинается со знакомства детей с художественным произведением, затем беседой об образах героев и распределением ролей. Для выразительности образа педагоги подбирают музыкальное сопровождение, песенный репертуар, танцы, игры и оркестровые аранжировки. Что развивает эмоциональную отзывчивость в виде исполнительства и творчества.

Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей.

Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Готовя детей к восприятию музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость. В процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, соответствующих опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа в мажорных произведениях как классической, так и эстрадной и детской музыки. Знание и понимание детей группы позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. В данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагогов детского сада.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»— произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера расширяются, появляются тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные. Эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, дети учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Музыка— интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, дети сообщают воспитателю и сверстникам о своём видении изображаемых в спектаклях образах и эмоциональных состояниях. Если настроение не весёлое, они предпочитают музыку негромкую, плавную, а когда им хочется повеселиться, просят «включить» танец или марш.

Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении, при этом испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды деятельности: словесное, вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и темброво-инструментальное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей. Педагог ведет работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально— образное содержание музыки.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост детей.

Не маловажное значение в театральной деятельности имеет умение детей мелодично исполнять песни осознавая характер исполняемого образа и мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа и ритмического рисунка). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.

Активная природа детей находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, дети конкретизируют музыкальный образ художественных произведений, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для них средством передачи характера образа.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, лишь в этом случае можно говорить о слитности движений и их выразительности.

Организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

При подготовке статьи были использованы материалы Е. Еремеевой, Н. Калуновой, И. Новоскольцевой.

Источник