Эмоциональное развитие ребенка с нарушением интеллекта дошкольного возраста
Эмоции дошкольников с нарушением интеллекта
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Формирование эмоций – важнейшее условие становления личности человека .
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. По мнению исследователей, развитие психических функций и личности ребенка проявляется в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является ведущим.
По данным исследователей, эмоциональная область дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием произвольных психических процессов. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы; подвержены быстрым, резким изменениям. У некоторых наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. Дети с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления, часто не пытаются это делать.
У всех детей данной категории наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. Известно, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств (невозможность справиться с учебными заданиями, трудности во взаимодействии с нормально развивающимися сверстниками) у дошкольников с нарушением интеллекта появляются негативные эмоциональные реакции.
Для дошкольников с нарушением интеллекта характерна капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума и суеты, обидчивы. Очень часто настроение портится под влиянием запретов, неудач и в связи с неумением играть совместно с другими детьми. Такие дети не ориентируются во времени, месте, ситуации. Эмоциональная жизнь сопряжена страхами, повышенной тревожностью, гневом, агрессией, нарушением адекватности реагирования извне, недостатком в развитии навыков самообслуживания, приступами психомоторного возбуждения. Именно поэтому коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение.
Коррекционная работа в рамках эмоционального развития детей дошкольного возраста
Развитие эмоций начинается с развития ощущений.
В качестве основных видов ощущений различают:
- кожные (прикосновения, давления);
- зрительные и слуховые;
- органические (голод, жажда, боль, половые ощущения и т. д.);
- ощущения положения и движения;
- осязание и обоняние.
Таким образом, на первом этапе эмоционального развития детей дошкольного возраста важно научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме. В этом помогут:
1) игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи глаз, рук, кожи;
2) игры и упражнения по развитию способности воспринимать глазами, рукой, кожей, носом.
На втором этапе коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта необходимо развить у детей способности понимать, осознавать как свои, так и чужие эмоции, правильно их выражать, а также сформировать навыки управления ими. Наиболее эффективным методом является постановка детей в ситуацию выбора адекватной реакции: удивление – исчезла игрушка, все игрушки на месте; радость – под платком в пустой клетке оказались птички, под платком в пустой клетке как никого не было, так и нет и т. п. Проблема выбора активизирует эмоциональную активность детей, которая выступает в роли датчика успешности (неуспешности) овладения коммуникативными моделями поведения.
Последовательность действий в процессе работы по развитию эмоций у дошкольников с нарушением интеллекта:
- фиксирование внимания на чужих проявлениях эмоций (в т. ч. и самого педагога);
- воспроизведение увиденной эмоции;
- подбор картинки, изображающей какого-либо сказочного или литературного
- героя с соответствующим эмоциональным состоянием;
- повторное воспроизведение эмоции в заданных ситуациях и упражнениях.
Игровой сеанс «Азбука эмоций» входит в программу по развитию эмоций у дошкольников с нарушением интеллекта, разработанную в детском доме «Аревик» (приложение).
Задачи игрового сеанса:
1. Закрепить и обобщить знания детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления.
2. Научить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Сформировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
Чтобы научить дошкольника с нарушением интеллекта регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии, необходимо включать в занятия жизненные ситуации: обычный дележ игрушек, ссоры на прогулке, желание отнять игрушку у другого и т. п. Упражнения строятся на смене ролей партнеров по ситуации, например: тебя обидели – ты обидел, тебе больно – другому больно, тебе страшно – другому страшно. В ходе этих упражнений отрабатываются модели общения, способы оценки своих эмоций и эмоций другого; приобретается опыт адекватного эмоционального реагирования на основе установления эмоционального контакта и регуляции общения.
4. Научить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого).
Возраст детей: 5–7 лет.
Количество детей: 4–5.
Продолжительность игрового сеанса: 20–25 мин.
Добиться полного осознания дошкольниками с нарушением интеллекта своих ощущений невозможно. Но развить умение сосредоточить внимание на каком-то одном из них, научить способности адекватно выразить свое состояние соответствующим способом – возможно.
Источник
Этот материал может быть полезен всем, кто работает с детьми инвалидами, с детьми, имеющими как легкую, так и умеренную степень умственной отсталости.
С.М. Тухикова,
педагог-психолог высшей категории ГКОУ РО
детского дома «Аревик» с. Чалтырь, Ростовской обл.
Развитие эмоций детей с нарушениями интеллектуального развития
Внимание к проблемам интеллектуальной недостаточности вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
К интеллектуальной недостаточности мы относим все формы умственной отсталости.
«Умственная отсталость» — термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией (МКБ-10). Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Эмоции мотивируют, организуют, направляют восприятие, мышление, действия.
Эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.
Особенности эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью
Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Эмоции умственно отсталых детей недостаточно дифференцированы, т.е. тонкие оттенки эмоций и чувств им недоступны, они могут испытывать только удовольствие или неудовольствие (радость – горе, т.е. полярность эмоций). Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Эмоции лиц с интеллектуальной недостаточностью часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике, т.е. у одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).
Эмоции – это дополнительный полигон, на котором расположены скрытые резервы компенсации любого дефекта или отклонения.
Эмоциональное развитие включает скрытые резервы компенсации любого дефекта или отклонения.
Эмоции – это основной способ организации ощущений ребенка
Этапы развития эмоций или элементарного чувствования ребенка:
- Элементарные чувствования как проявление органической аффективной чувствительности, служащие основой для формирования сложных чувств, эмоций;
- Разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
- Обобщенные мировоззренческие чувства, которые и составляют эмоциональный мир личности.
Ощущения являются первоисточником эмоциональной жизни наших воспитанников.
Первый уровень развития эмоций – это уровень органической аффективной чувствительности, который непосредственно связан с работой анализаторов, с ощущениями и восприятием ребенка.
Цель первого этапа: научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме.
Таким образом, развитие эмоций нашего ребенка начинается с развития его ощущений. В качестве основных видов ощущений различают:
- Кожные ощущения (прикосновения, давления);
- Осязание и обоняние;
- Зрительные и слуховые ощущения;
- Ощущения положения и движения;
- Органические ощущения (голод, жажда, боль, половые ощущения и т.д.)
Развитие ощущений включает в себя два блока:
- Игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, при помощи глаз, рук, кожи.
- Игры и упражнения по развитию способности воспринимать: глазами, рукой, кожей, носом.
Цель второго этапа: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, а также овладеть навыками управления своими эмоциями.
Последовательность построения занятий по развитию эмоций:
- Учить фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций (самого педагога);
- Уметь воспроизводить увиденную эмоцию;
- Назвать и подобрать картинку с изображением героя, соответствующего эмоциональному состоянию изображенного персонажа;
- Повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях и упражнениях.
И еще одна очень важная задача – учить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого). С этой целью в занятия включаются ситуации из жизни детей: обычный дележ игрушек, ссоры на прогулке, желание отнять игрушку у другого и т.п. В упражнения включается обмен ролями партнеров по ситуации: Тебя обидели… Ты обидел… Тебе больно.… Другому больно…Тебе страшно… Другому страшно.
В ходе этих упражнений отрабатываются модели общения, способы оценки своих эмоций и эмоций другого; приобретается опыт адекватного эмоционального реагирования на основе установления эмоционального контакта и регуляции общения.
Заключительная часть занятия направлена на и закрепление полученных образов, их воспроизведение детьми в различных вариантах. Наиболее эффективной организацией этого этапа является постановка детей в ситуацию выбора адекватной реакции: удивление – исчезла игрушка, все игрушки на месте; радость – под платком в пустой клетке оказались птички, — под платком в пустой клетке как никого не было, так и нет и т.п. проблема выбора стимулирует эмоциональную активность детей, которая выступает в роли индикатора успешности (не успешности) овладения коммуникативными моделями поведения.
Добиться полного осознания нашими детьми своих ощущений невозможно. Но развить умение сосредоточить внимание на каком-то одном ощущении, научить способности адекватно выразить свое состояние соответствующим способом – мы можем. И это далеко не полный перечень тех навыков и умений, который могут осилить дети в результате наших занятий.
Игровой сеанс «Азбука эмоций»
для детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- Закрепление и обобщение знаний детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления.
- Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
- Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок.
Материал и оборудование: ноутбук, презентация «Азбука эмоций», зеркало, набор (глаза, брови, рот, нос) на клеевой основе, подушка, маска волка, большой «волшебный» платок.
Музыкальное сопровождение: музыкальные отрывки с различным характером (Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля»), песня «Дружба» («Барбарики»).
Количество детей в группе: 4-5.
Длительность: 20-25 минут.
Ход
1.Ритуал приветствия.
Дети, стоя в кругу, передают желтый клубочек («сыночек солнышка») и называют друг друга ласково по имени.
2.Психолог: Сегодня мы поговорим об эмоциях (показывает слайд) Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма «Радость» на слайде). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.
3. Упражнение «ИЗОБРАЗИ РАДОСТЬ».
Все участники сидят в кругу. У психолога в руках зеркало. Он изображает на лице радость и смотрит на себя в зеркало. Дети наблюдают за ним. Затем психолог передает зеркало детям, и они выполняют упражнение друг за другом.
Психолог: Давайте поиграем в игру «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
4.Упражнение «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК».
— Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.
— Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке
— Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
— Он забрался на живот — погладь животик.
— Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.
Психолог: Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)
- Психолог: (Демонстрирует пиктограмму «Злость») Посмотрите на лицо на слайде. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке? (Ответы детей). Посмотрите на выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?
- Коллективная работа «Составь злое лицо»
Ребята, а какого цвета бывает злость? Давайте мы попробуем собрать злое лицо из элементов (глаза, рот, брови, нос).
- Упражнение «Что мы делаем, когда злимся?»
Психолог беседует с детьми: «А вы когда-нибудь злитесь? Что вы делаете, когда злитесь? А знаете, как можно злиться, чтобы окружающим не было плохо?» (дети вместе с психологом обсуждают такие способы: громко топать ногами, колотить подушку, комкать и рвать бумагу)
Дети вместе со взрослым колотят подушку со злым выражением «лица» со словами «Уходи, злость!»
- Психолог демонстрирует пиктограмму «Страх». Посмотрите на слайд. Кто изображён на нём. Какое у него настроение? (Проходит обсуждение).
- Игра «ВОЛК И ЗАЙЦЫ»
Из числа игроков выбирается водящий — волк, остальные зайцы. Когда волк засыпает, зайцы потихоньку выходят на прогулку, но заслышав шаги, волк набрасывается на зайцев, ловит их.
После окончания игры, проходит обсуждение: какие эмоции испытывают игроки, побывавшие в роли зайцев. Было ли им страшно?
- При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок (слайд с теремком)
Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке? (Ответы детей)
— Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.
- Игра – сказка «Мои цыплята».
Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей).Давайте поиграем в сказку, только для этого вам нужно превратиться в маленьких цыплят, а я буду вашей мамой-курицей (психолог вместе с детьми садится на пол и накрывает всех «волшебным платком»).
Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы в цыплят играть.
Желтые, хорошие, на солнышко похожие.
Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.
Первый цыплёнок очень удивился:
Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.
Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).
Психолог: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.
Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.
Психолог: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.
Психолог: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»
Ребенок повторяет слова: «Какой чудесный мир вокруг!» — улыбается и смеется.
Психолог: Пятый цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.
Психолог: Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается, гладит их по головке). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится ( воспитатель накрывает детей платком).
Раз, два, три, четыре, пять! Поиграли мы в цыплят.
И сейчас хотим опять превратиться мы в ребят.
- Ритуал окончания занятия.
Источник