Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения thumbnail

Елена Куликова
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся всё более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Г. В. Никулина)

Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка дошкольного возраста, что подтверждается научными трудами педагогов и психологов.

Необходимо отметить, что важнейшим инструментом познания эмоциональной жизни человека выступают социальные представления и в частности представления об эмоциях, которые рассматриваются как совокупность знания об эмоциональном явлении. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности ориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

1 слайд

Таким образом, для детей характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-эстетической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «тёплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми. Обеднённая эмоциональная жизнь ребёнка с функциональными нарушениями зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.

Особенно ярко эти изменения эмоциональной сферы проявляются у детей с нарушением зрения. В эмоциональном развитии дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормально видящих сверстников имеются существенные различия.

Кроме ограниченности восприятия, создающейся вследствие зрительной патологии, дети с функциональными расстройствами зрения подвержены серьёзным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создаёт особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведёт к монокулярной ориентации, т. е. ориентации одним глазом, которая обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удалённость, протяжённость, что ведёт к неудовлетворённости в общении с окружающим миром.

Специалистами Волгоградского педагогического университета, конкретно В. П. Зубковой, было проведено экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании принимали участие дети с функциональными нарушениями зрения и нормально видящие дети разных возрастных групп.

2 слайд

Как свидетельствуют данные исследования, наиболее понятными, доступными для восприятия детьми младшего дошкольного возраста, как нормально видящими, так и с нарушением зрения, контрастно различимые эмоции…. как веселый, печальный, сердитый.

Наиболее трудными для понимания и воспроизведения, оказались эмоциональные состояния, испуганный и удивленный.

Наиболее сформированными оказались эмоции радости.

3 слайд

В группах детей старшего дошкольного возраста наблюдалось увеличение процента узнавания эмоций (по процентам).

Можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста обеих категорий при демонстрации эмоционального ряда в основном использовали мимику, а дети старшего дошкольного возраста мимику и пантомимику. Однако показатели детей с нарушением зрения ниже показателей детей с нормой зрения.

4 слайд

В условиях зрительной недостаточности у дошкольников с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития:

— недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

— неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

— недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей, — недостаточны представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года недоношенных

— наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.

5 слайд

Экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения:

— замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения показывают результаты эмоционального развития соответствующие результатам, нормально видящих детей более младшего возраста)

— использование мимики как основного компонента, сигнального комплекса невербального поведения.

— трудности использования пантомимики, при демонстрации эмоций

-недостаточная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций

Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.

Именно поэтому крайне необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения.

Источник

Анастасия Городилова
Характеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Эмоциональная сфера является неотъемлемой составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, видеть эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является очень важной частью в становлении личности ребенка.

Дети с расстройствами зрения подвержены серьезным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создает затруднение в пространственной ориентировке: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярной ориентации, что ведет к «пространственной слепоте». Это все ведет к тому, что дети не различают глубину, объем, расстояние, что ведет к затруднению в общении. Так же это вызывает отрицательные эмоции у детей с нарушением зрения [4].

У детей с нарушением зрения выделяют такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность вследствие чего у детей появляются одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-этической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми, но важную роль в общении играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. То, что дети не могут в полной мере мимикой и жестами показывать свои эмоции, вызывает затруднения в общении с взрослыми.

Для развития неречевых средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно зрительного из-за этого у детей с нарушением зрения возникают проблемы при общении на расстоянии по причине снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.

Дети с нарушением зрения часто имеют неблагополучный психоневрологический статус. Наблюдается повышенная психическая ранимость вследствие общего ослабления организма и несформированности многих регуляторных процессов [2].

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие проходит значительные изменения усложняется, дифференцирует характеристики и интегрирует их в единую целостную систему. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением имеет такие черты как: ситуативное эмоциональное реагирование, расширение ряда эмоций (базовые — социальные, узнавание эмоциональных состояний по выражению лица, социальное преобразование выражения эмоций, формирование структуры представлений об эмоциях, вербальное обозначение эмоций [6].

Эмоциональное развитие детей с косоглазием и амблиопией имеет отличительные особенности, обусловленные трудностями зрительно-пространственной ориентации, недостаточностью зрительной информации при монокулярном характере зрения, ориентации в процессе лечения на хуже видящий глаз, неудовлетворенностью социальными и перцептивными контактами с окружающим миром. К ним относятся: существенный недостаток целостности понимания эмоциональных переживаний людей; присутствие редуцированной структуры знаний об эмоциях, негативная рефлексия по типу неуверенности, тревожности, импульсивности и другие [1].

Процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка — очень важная задача. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.

В условиях зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития:

Читайте также:  Источники отклонения в развитии ребенка

— недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

— неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

— недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей;

— недостаточно развитые представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;

— наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности [5].

Экспериментальное исследование И. Фильчиковой выявило ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения:

— замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения равны детям с нормой развития более младшего возраста);

— сложности использования пантомимики при показе эмоций;

— неполная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций.

Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается повышенная тревожность. И. П. Подласый обращает внимание на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:

— повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

— страх перед всем новым, необычным;

— неуверенность в себе, заниженная самооценка;

— ожидание неприятностей, неудач;

— стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;

— безынициативность, пассивность;

— склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

— страх общения с новыми людьми;

— неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость [3].

Можно сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как вина, страх, обида, злость. У большинства они связаны со страхами социума, т. е. общения с другими людьми. Анализируя отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения, поэтому эмоциональную сферу детей с нарушением зрения необходимо развивать

Характеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зренияЭмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с нарушением зренияЭмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с нарушением зренияЭмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – М.: Издательство «Каро», 2006. – 336 с.

2. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / В. И. Лубовский. – М.: Издательство «Академия», 2005. – 464 с.

3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 2002. – 352 с.

4. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Издательство «Полиграф сервис», 2000. – 250 с.

5. Федоренко, Ю. В. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Ю. В. Федоренко. – Н. Новгород, 2010. – 200 с.

6. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М.: Издательство «Инфра», 2000. – 140 с.

Источник

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся всё более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Г. В. Никулина)

Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка дошкольного возраста, что подтверждается научными трудами педагогов и психологов.

Необходимо отметить, что важнейшим инструментом познания эмоциональной жизни человека выступают социальные представления и в частности представления об эмоциях, которые рассматриваются как совокупность знания об эмоциональном явлении. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка журба мастюкова

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности ориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

Таким образом, для детей характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-эстетической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «тёплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми. Обеднённая эмоциональная жизнь ребёнка с функциональными нарушениями зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.

Особенно ярко эти изменения эмоциональной сферы проявляются у детей с нарушением зрения. В эмоциональном развитии дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормально видящих сверстников имеются существенные различия.

Кроме ограниченности восприятия, создающейся вследствие зрительной патологии, дети с функциональными расстройствами зрения подвержены серьёзным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создаёт особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведёт к монокулярной ориентации, т. е. ориентации одним глазом, которая обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удалённость, протяжённость, что ведёт к неудовлетворённости в общении с окружающим миром.

Специалистами Волгоградского педагогического университета, конкретно В. П. Зубковой, было проведено экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании принимали участие дети с функциональными нарушениями зрения и нормально видящие дети разных возрастных групп.

Как свидетельствуют данные исследования, наиболее понятными, доступными для восприятия детьми младшего дошкольного возраста, как нормально видящими, так и с нарушением зрения, контрастно различимые эмоции…. как веселый, печальный, сердитый.

Наиболее трудными для понимания и воспроизведения, оказались эмоциональные состояния, испуганный и удивленный.

Наиболее сформированными оказались эмоции радости.

В группах детей старшего дошкольного возраста наблюдалось увеличение процента узнавания эмоций (по процентам).

Можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста обеих категорий при демонстрации эмоционального ряда в основном использовали мимику, а дети старшего дошкольного возраста мимику и пантомимику. Однако показатели детей с нарушением зрения ниже показателей детей с нормой зрения.

В условиях зрительной недостаточности у дошкольников с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития:

— недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

— неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

— недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей, — недостаточны представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;

— наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.

Экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения:

— замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения показывают результаты эмоционального развития соответствующие результатам, нормально видящих детей более младшего возраста)

— использование мимики как основного компонента, сигнального комплекса невербального поведения.

— трудности использования пантомимики, при демонстрации эмоций

-недостаточная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций

Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.

Именно поэтому крайне необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения.

Источник