Эмоциональное развитие ребенка до года

Эмоциональное развитие ребенка до года thumbnail

Эмоциональное развитие ребенка до годаНезримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.

 

Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.

 

Формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. Появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. Он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. Если кроха часто испытывает страдания – боль, голод, холод, одиночество – каким ему покажется мир?

Скорее всего – равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. А вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность – наоборот, формируется базовое доверие к миру. Малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.

 

Период младенчества — время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.

 

На первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда – это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. Но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.

Именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. Вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. Всему этому малыш, конечно же, научится у вас.

 

Со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач – как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. Когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать – он отвечает ей улыбкой.

 

Чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми – он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. С помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. Чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.

 

В 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. А когда к нему подходят и начинают разговаривать — перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. Появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. Малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.

 

К 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. С малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. В связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы — защитницы.

 

Шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание – он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) – будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. Кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.

 

Со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой Эмоциональное развитие ребенка до годадеятельности. На первый план выходит познавательный интерес. Кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь погремушкой, как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика игрушки и т.п. Такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.

 

В 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. При виде чужих – хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. С близкими ему людьми – малыш спокоен и дружелюбен. Не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми – дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.

Семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.

 

Восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. Он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. Комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. Кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. Другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.

 

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. Понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. У малыша возникает робость и стеснительность. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. Однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.

 

Десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. В общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. Понимает, когда его хвалят или ругают.

 

В 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. Например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. В гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. Маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.

 

Ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. Кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» — папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. С удовольствием протягивает и отдает игрушки маме, если та попросит. Отчетливо видны темпераментные проявления.

Как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций

•    С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.

 

•    Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. Смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.

 

•    Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. Следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.

 

•    Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша — почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.

 

•    Закрепляйте хорошее настроение малыша — улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.

 

•    Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. Будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».

 

•    Когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.

 

•    Помните, что вы для ребенка – образец для подражания. Малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.

 

•    Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «Ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»

 

•    Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. Если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.

 

•    Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

•    Оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.

Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша

 

18-20 дней   

На лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.

Реагирует плачем и криком на внешние раздражители.

Использует плач для удовлетворения своих потребностей.

У младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.   

1 мес.   

Появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.

Проявляет интерес к окружающему.

Способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.     

2 мес.   

По выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.

Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

Улавливает настроение взрослых – хмурится, если взрослый сердится.

Длительно сосредотачивается на лице взрослого.   

3 мес.   

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ игрушек.

Отыскивает глазами того, кто говорит.

Привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.

Начинает смеяться.

Становится спокойнее во время бодрствования.   

4 мес.   

«Комплекс оживления» возникает быстро и легко.

Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

Ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Сообщает о своих потребностях разными сигналами.   

 

5 мес.   

Сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).

Эмоционально играет в игру «ку-ку».

Улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.

Радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук игрушку.

Отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует – улыбается или плачет.   

 

6 мес.   

Улыбается знакомому человеку.

Эмоциональное развитие ребенка до годаУлыбается отражению в зеркале.

Стремится к контакту с окружающими – привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.

Ярко проявляет свои эмоции – кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.   

 

7 мес.   

По-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к

маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).

Знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев — сестер и т.п.)   

 

8 мес.

С интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.

Смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,

лепечет, стучит).

Выбирает игрушки, в которые хочет играть.

Просится на ручки.   



9 мес.   

Догоняет взрослого, ползет ему навстречу.

Подражает действиям и движениям взрослого.

онимает запрет, но не следует ему, а если настаивают – может заплакать (обижается и протестует).

Радуется веселым играм с взрослыми и «плясовым» движениям.

Злится, если что-то не получается.   

 

10 мес.

Действует рядом с взрослым или одной игрушкой с ним.

Понимает, «хорошо» и «плохо».

При затруднении – вопросительно смотрит на взрослого.   

11 мес.   

Радуется приходу близких людей.

Избирательно относится к знакомым людям.

Понимает, когда его хвалят.

Жалеет маму, гладит её по голове.   

12 мес.

Протягивает взрослому и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.

Ищет спрятанную на его глазах игрушку.

Смеется забавным сценкам.

Проявляет сочувствие.   

Автор: Колдина Дарья

Источник

happy

Мозг ребенка в первые месяцы жизни развивается с космической скоростью. Если бы темпы сохранялись у человека на протяжении всей жизни, то уже годам к пяти каждый из нас стал бы Эйнштейном (что дальше — вообще подумать страшно).

Сегодня поговорим о такой важной составляющей, как эмоциональное развитие.

Три кита

Развитие мозга новорожденного ребенка стоит на трех китах: эмоциональное развитие, физическое развитие и собственно интеллектуальное.

Многие родители думают, что развитие детского мозга идет лучше, если его постоянно «подкармливать» задачками на логику, сообразительность, поиск решений, запоминание и так далее. Это действительно так — подтверждение тому методика Домана.

Но и Доман не забывал о том, что важны также и физические упражнения (все хотя бы раз слышали о треке Домана, а у методики есть и другие инструменты).

Наконец, третий столп детского развития до года — эмоции. Ребенок видит, как выражают чувства родители, наблюдает, строит взаимосвязи, учится показывать эмоции сам. Всё это приводит к образованию миллионов новых нейронных связей в мозгу, как следствие, развивает интеллект ребенка.

Календарь эмоционального развития

Чтобы было проще ориентироваться — распишем, в каком возрасте до 1 года будут появляться те или иные изменения в эмоциональном развитии.

Само собой, не стоит воспринимать это как строгое правило — у каждого ребенка свои индивидуальные особенности (не страшно, если ваш в 5 месяцев не начал говорить).

1 месяц — закладывается основа, ребенок учится выражать первые эмоции: это плач и улыбка. Малыш прислушивается к голосу родителей, успокаивается, когда его берут на руки.

2 месяц — ребенок чувствует себя единым целым с матерью (самосознание еще не произошло). Наблюдает за движениями рук, всматривается в лица людей — не забывайте демонстрировать ему весь спектр эмоций мимически. Малыш стремится к постоянному физическому контакту с мамой — поэтому в этом возрасте важно не обделять ребенка тактильным вниманием.

3 месяц — появляется чуточку больше усидчивости, малыш начинает понемногу познавать мир вокруг и собственное тело. В три месяца нужно давать ему больше разнообразия: новые места, новые люди — всё это пойдет на пользу.

4 месяц — эмоции ребенка усложняются, становятся заметно богаче. Малыш получает первые социальные навыки. В этом возрасте он может концентрироваться на каком-то занятии около получаса — хотя, конечно, усидчивость у всех разная.

5 месяц — ваш ребенок научился отличать, когда вы грустите, а когда веселы, он распознает простые эмоции безошибочно. Охотно идет на контакт с людьми — «общается», тянет ручки. Важный этап — ребенок учится отличать своих от чужих и выражает соответствующие эмоции: страх или недоверие в отношении незнакомых людей.

6 месяц — возрастает желание ребенка к познавательной деятельности: он изучает мир и самого себя. Может ломать предметы — ведь так интересно, что у них внутри — но пока что не умеет переживать из-за сломанной игрушки. У ребенка часто меняется настроение, это нормальное явление, бояться нечего.

7 месяц — развивается мелкая моторика, ребенок с восторгом всё хватает, тянет в рот, швыряет на пол, стучит предметами друг об друга. Важно дать ему максимум тактильных ощущений: он всё должен попробовать на ощупь. Многие дети делают свои первые шаги — и возможностей для познания и эмоционального развития становится в разы больше. В этом возрасте ребенок понимает по интонации, что значит слово «нет» и «нельзя».

8 месяц — происходит стремительный рост диапазона эмоций. Теперь это могут быть не только слезы и смех, но и нетерпение, смущение, недоумение, восторг, злость. Это время танцев — включите ритмичную музыку и наблюдайте, какую бурю чувств она вызовет у вашего чада.

9 месяц — ребенок активно проявляет недовольство, когда надо ним проводят «действия насильственного характера», например, пытаются стричь или одевать. Ребенок учится манипулировать с помощью эмоций — он уже давно понял, что к чему в этом мире. Девятимесячный возраст — пора подражаний, малыш повторяет всё за взрослыми и любит выполнять «задания», которые те ему дают, ждет похвалы.

10 месяц — воспроизводит мимику. Если читаете ребенку сказку — не забывайте делать это эмоционально.

11 месяц — очень любит, когда его хвалят. Учится сообщать о своих желаниях не только плачем, например, показывает пальцем или взглядом. В этом возрасте эмоций на всё новое еще больше — людей, игрушки, книжки. Не забывайте поощрять его интерес.

12 месяц — окончательно усиливается тяга к самостоятельности во всем, в том числе в эмоциональном познании мира. В связи с новыми действиями возникает масса новых ощущений — ребенок должен всё попробовать сделать сам.

Как обеспечить ребенку полноценное эмоциональное развитие?

Пожалуй, главное правило — не мешать и не ограждать от внешнего мира. Наоборот, стараться всячески разнообразить спектр хороших эмоций.

Многие из нас видели молодые семьи, которые летают на отдых с младенцами. И многие их мысленно осуждали, перелет — большой стресс для взрослого, что говорить о детях. На самом же деле в подобной практике есть и много пользы — ребенок видит, слышит, обоняет и чувствует массу нового. Это удовлетворяет его тягу к эмоциональному познанию лучше, чем самые красочные книги или игрушки.

deti-na-plyazhe-pravila-bezopasnosti

Еще один столп эмоционального развития — это эмоции в семье, то, как общаются мама с папой. Не получится создать здоровый эмоциональный фон у ребенка, если в семье его нет — поэтому следите за своими словами и эмоциями и старайтесь быть добрее друг к другу, ведь малыш впитывает эту информацию.

К слову, возраст до года — лучшее время, чтобы начать прививать у ребенка любовь к книгам. Как это сделать? Опять же, через эмоции. Ярки картинки, эмоциональное чтение «по ролям», интерактивные книги-приложения — это то, что способно увлечь малыша по-настоящему. Мы посвящали этому отдельную статью, почитайте обязательно.

Надеемся, что было полезно и познавательно. Забегайте на огонёк к «Маленьким историям»:

Эмоциональное развитие ребенка до года

Эмоциональное развитие ребенка до года

Источник