Эмоциональное развитие ребенка через творчество
Елена Хромцова
Эмоциональное развитие через изобразительную деятельность
Эстетические чувства находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве окружающей жизни, природе, которые могут вызвать особое чувство восхищения.
Очевидно, что эмоции оказывают на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.
В жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции — своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определить их ценности.
К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может вызывать красивым платьем, цветущим растением. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого.
Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
Эстетические чувства развиваются в связи с собственной художественно – творческой деятельности ребенка. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одном из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка».
Чувства и эмоции оказывают влияние на все компоненты познание, мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая все мотивационные механизмы.
Рисование — любимое детское занятие, на котором дети образно познают окружающий мир. Ребенок получает возможность передавать свои впечатления, переживания на бумаги, создавать образы которые его волнуют и интересуют. Только методически грамотное руководство изобразительной деятельностью детей обеспечивает развитие художественного детского творчества. Радость творчества у детей появляется тогда, когда они овладевают средствами и способами изобразительной деятельности. Для этого надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, на основе эстетического восприятия и эмоционально – нравственных переживаний. Методика работы построена на использовании игровых методов обучения. Чтобы возникло у детей желание выполнять учебную задачу, формируется игровая мотивация. Большое значение для создания творческой атмосферы имеет речь педагога (эмоциональная, выразительная, образная). В итоге ребенок получает удовольствие от полученного результата, созданные им рисунки вызывают чувство радости. Постепенно формируются художественные интересы, развиваются творческие способности в изображении. Использование игровых приемов применима в работе со всеми возрастами дошкольников. Ребенок стремиться отразить в рисунке то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. В игре. Интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.
Изобразительное творчество специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредствам изобразительного искусства. Основу художественного образа составляют «ри кита «- эмоциональность, интерес, активность (Е. А. Флерина). Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую, очередь способами восприятия мира ребенком (А. В. Бакушинский); и обуславливается особенностями его внутреннего мира – таким, как повышенная эмоциональная отзывчивость (О. Л. Некрасова – Каратаева); глубина художесвенных впечатлений, обусловлено их первичностью и новизной (К. Д. Ушинский).
«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождения» (Л. С. Выготский).
Таким- образом на протяжении дошкольного детства, развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного образа выразительными средствами.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В обучении изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач. Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость как к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Радость общения с цветами – одно из самых сильных чувств, подаренных человеком природой. Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.
Специальные исследования убедительно показали, что эмоции вызванные искусством, способы творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от определенной работы.
Источник
Наталья Ковалевская
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»
Актуальность
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.
Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.
Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.
Сущность педагогического опыта
Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.
Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.
Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.
Дидактическое пособие «Дикие животные».
Атрибуты для конструирования.
Панно «Времена года».
В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
В группе есть минибиблиотека — книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.
Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.
В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.
Художественное творчество.
Рисование. Детский рисунок — это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка — это отражение его мыслей и чувств. Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.
Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.
В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.
В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.
Театрализованная деятельность.
Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.
В работе с детьми использую режиссёрские игры — это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.
Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.
В группе есть подбор различных музыкальных произведений.
Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).
В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.
На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.
В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.
Литература.
1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.
2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
Источник
Елена Тютюнник
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Для успешного развития детей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:
— обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;
— широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);
— создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных эмоциональных идей;
— не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному эмоциональному замыслу;
— доброжелательно относиться к детям, учить детей симпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.
Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Целью моей работы является изучение процесса развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
-Расширять представления о многообразии техник рисования.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
—Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
-Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии
Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р. Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.
Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?
При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
— активность и самостоятельность детей в изо деятельности;
— умение находить новые способы для художественного изображения;
— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности
Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
Мною были составлены конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию «Разноцветная радуга», «Добрым людям на загляденье», «Музыка русских узоров», «Волшебная страна красок» и т. д.
Совместно с родителями были подготовлены выставки детских рисунков:
— «Мой любимый герой»;
— «Город, в котором я живу»;
— «Зимушка — зима»
— «Чёрное море моё» и другие
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями
Для родителей подготовила несколько консультаций, памяток, буклетов
«Развитие любознательности», «Польза рисования», «В игры играем, восприятие развиваем», «Рисование пальчиковыми красками» и другие
Также проводилось анкетирование по разным темам.
В дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Развитие творчества у детей». На котором я провела мастер- класс «Опускаем руки в краску», пользуясь нетрадиционными техниками рисования, родители рисовали портрет своего ребёнка.
На педсоветах делилась опытом работы со своими коллегами, проводила практические занятия, познакомила с квилингом. Подготовила и показала презентации на тему «Мастер карандаш», «Развитие творческих способностей» и др.
Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
Результатом моей работы являются результаты мониторинга по изо деятельности, которые показывают чему научились мои дети. Видеть окружающее, передавать чувства, настроение. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. А самое главное дети научились работать в коллективе, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других детей.
Источник