Эмоциональное развитие ребенка через рисование

Елена Тютюнник
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Для успешного развитиядетей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:

— обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

— широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);

— создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных эмоциональных идей;

— не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному эмоциональному замыслу;

— доброжелательно относиться к детям, учить детей симпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является изучение процесса развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

-Расширять представления о многообразии техник рисования.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

-Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р. Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

— активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

— умение находить новые способы для художественного изображения;

— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Мною были составлены конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию «Разноцветная радуга», «Добрым людям на загляденье», «Музыка русских узоров», «Волшебная страна красок» и т. д.

Совместно с родителями были подготовлены выставки детских рисунков :

«Мой любимый герой»;

«Город, в котором я живу»;

«Зимушка — зима»

«Чёрное море моё» и другие

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями

Для родителей подготовила несколько консультаций, памяток, буклетов

«Развитие любознательности», «Польза рисования», «В игры играем, восприятие развиваем», «Рисование пальчиковыми красками» и другие

Также проводилось анкетирование по разным темам.

В дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Развитие творчества у детей». На котором я провела мастер- класс «Опускаем руки в краску», пользуясь нетрадиционными техниками рисования, родители рисовали портрет своего ребёнка.

На педсоветах делилась опытом работы со своими коллегами, проводила практические занятия, познакомила с квилингом. Подготовила и показала презентации на тему «Мастер карандаш», «Развитие творческих способностей» и др.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Результатом моей работы являются результаты мониторинга по изо деятельности, которые показывают чему научились мои дети. Видеть окружающее, передавать чувства, настроение. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. А самое главное дети научились работать в коллективе, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других детей.

Источник

Валерия Блохина
Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средством, которое воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства, является арттерапия, которая помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Однако необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми более уместно использовать изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности,тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия:

Отпечатывание — нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. Она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возрасте детям я показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносим цветовое пятно, затем накладываем чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ.

Мы с детьми используем отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить намазываем краской, кладем между сложенными пополам листами, прижимаем и вытягиваем нитку за кончик. Лист раскрываем и дорисовываем к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы.

Такие упражнения снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Рисование по точкам — техника рисования, когда я заранее готовлю схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагаю соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название. Это такое интересное занятие, ведь у тебя нет картинки, и вдруг что-то получается.

Пластилиновое рисование — один из способов пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладываем на карандашный рисунок и, если необходимо, размазываем пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» использую тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом:

Графическая музыка — один из приемов арттерапии, когда ребенку предлагаю под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.). Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей это единственный способ самовыражения).

Дети получают реальную возможность «увидеть» на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого. Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя). Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств. Арттерапия в этом случае позволяет сублимировать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путем.

Танцующие руки — техника рисования с использованием большого листа оберточной бумаги (или старых обоев, которые раскладываются на полу. Детям предлагаю в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается веселая музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, можно стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Волшебный салют. На полу расстилаем газету, кладем большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгаем краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!

Крупный масштаб. Создаем изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей, а может и подбородка, и даже носа). Рисование способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует детей.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т. д.).

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание). Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться, снять стресс, помогает выражению чувств, избавляет от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщает к социальной активности необщительных детей.

В своей деятельности я использую нетрадиционные техники рисования, облегчающие детям выражение их чувств:

Рисование кусочками поролона — нетрадиционная техника рисования «по сырому». Во время рисования сначала смачиваем поролоном с водой лист бумаги — тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Рисунок на стекле-экране. Рисовать на стекле можно как красками, фломастерами, мелками, так и используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, ладонью, клубком. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон, из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Такое рисование способствует снижению эмоционального напряжения, снижению тревожности, «выбросу» негативных эмоций.

Изображение своего настроения. Предлагаю ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагаю нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку даю ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Некоторые игры-упражнения с изобразительными материалами я с детьми провожу в бассейне. Это позволяет в полной мере проявить свои желания, способности и возможности, не ограничиваясь в пространстве, не боясь испачкаться. Такие занятия доставляют детям огромное удовольствие, вызывая море эмоций.

Пальцевая живопись — нетрадиционная техника рисования, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т. д., одними пальцами. Для этого мы с детьми обмакиваем каждый пальчик руки в свой цвет (в жидкую гуашь) и рисуем на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей.

Когда нам удается достигнуть гармонии в группе детей с разными индивидуально-психологическими особенностями, когда с помощью вышеперечисленных арттерапевтических средств гиперактивные дети стали спокойными и организованными, а «зажатые» дети наоборот стали свободными и раскрепощенными, можно использовать коллективное творчество. Такое творчество способствует развитию коллективизма, умений работать в парах, сотрудничать с другими детьми, договариваться, соотносить свои желания и эмоции с желаниями и эмоциями других.

При выполнении коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. А как великолепно смотрятся на стенах детского сада коллажи, созданные совместно всеми ребятами!

Источник

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.

Я ПОНИМАЮ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАНИЯ

ТАК, ЧТО КАЖДОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЯ К СВОЕМУ ПИТОМЦУ

ЯВЛЯЕТСЯ, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ

ПОБУЖДЕНИЕМ К ТРУДУ ДУШИ.

ЧЕМ БОЛЬШЕ И НЕЖНЕЕ ОНО, ЭТО

ПОБУЖДЕНИЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ СИЛЫ,

ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ ДУШИ,

ТЕМ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ СТАНОВИТСЯ МАЛЕНЬКИЙ

ЧЕЛОВЕК ВОСПИТАТЕЛЕМ САМОГО СЕБЯ

                                                       В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе  удовлетворения потребностей и регулирующие поведение детей.

      Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным социальным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок и тому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости принадлежит разным видам продуктивной детской деятельности. Одним из видов такой деятельности является  рисование.

       Какой эмоциональный всплеск у детей вызывает желание рисовать, особенно красками. Яркое цветное пятно вызывает радость, эмоциональную отзывчивость (дети быстро идут на контакт с воспитателем), позитивное отношение к процессу рисования. Все в детстве рисуют, но у кого это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка.

На практике я убедилась, что методика изображения тонкими линиями является сложной для дошкольника и далеко не все справляются с поставленной задачей. Это может вызвать отрицательное отношение ко всему процессу рисования. Поэтому в своей работе я стала практиковать нетрадиционные техники рисования.

        Это игра, которая очень интересна и полезна. Проще всего обучать ребенка на известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и,  которые можно представить в необычном для него ракурсе. С каким удовольствием малыши рисуют пальчиками ягодки, дождь,  украшают предметы,  грибы (мухоморы). Для них это не составляет большого труда и всегда создает настроение праздника. А сколько радости им доставляет раскрашивание  ладошки разноцветной гуашью и оставление отпечатка на листе бумаги (осенние листья, петушок, деревья, голуби, цветы и др.). Сколько возможностей представляет нетрадиционная техника рисования!

Маленькие художники экспериментируют разными материалами. Это штампы разной величины и формы, тычок  жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой. Это отпечаток поролона и мн. др.

          Во второй младшей группе я проводила рисование «Веселые зайчата». Дети рисовали по трафарету поролоном, нанизанном на палочку. Под музыкальное сопровождение «Зайчата на полянке»- поролон прыгал и заполнял краской изображение зайчика. Быстро и легко дети смогли изобразить животное, довести рисунок до логического завершения. Возможность ребенка закончить рисунок, воспитывает в нем уверенность, ответственность, чувство собственного достоинства « Я могу».

          Воспитание у детей таких качеств, как человечность, отзывчивость, гуманность, будут иметь те же ситуации, в которых ребенок действует не один, а рядом со взрослым или вместе с другими детьми. Коллективная работа в старшей группе «Бабочки, которых я видел летом» позволяет познакомить с симметрией  и одной из техник  рисования «монотипией», закрепить умение использовать новое содержание (ладошка с сомкнутыми пальцами- большое крыло, кулачок- маленькое  крыло). Сколько было необычайно красивых, неповторимых по окраске и форме бабочек, вместе с тем задавая конкретные формы практического взаимодействия, характером выполнения операций, распределения материала с отработкой и закреплением умений и навыков, воспитанием у ребенка таких важных качеств, как сочувствие, умение помогать, делиться, уступать.

            Продуктивная деятельность направлена, как правило,  на получение материального результата. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка является мотив достижения «Смотри, что я нарисовал! Посмотри, как у меня получается!»

Рисование природы, животного мира в нетрадиционной технике приобщает к миру прекрасного, развивает цветовосприятие, чувство композиции.  Используя на рисовании нетрадиционными техниками музыкального сопровождения, картин, художественного слова усиливает эмоциональное развитие дошкольников. Этот вид деятельности существенно может направляться взрослыми. Воспитатель может предлагать те или иные орудия рисования и способы распределения между детьми оборудования и материала, определять последовательность промежуточных операций, нацеливать на необходимость чередовать или обмениваться, используя различные приспособления (трубочки, тампоны, пробки и др.).

Особенно это проявляется во время выполнения коллективных работ или в рисовании по замыслу. У детей совершенствуется не только умения и навыки в свободном  экспериментировании с материалами, необходимых для работ в различных нетрадиционных техниках, но и развивается воображение, творчество, взаимодействие детей, умение радоваться результатам совместной деятельности, воспитываются положительные взаимоотношения у дошкольников.

          Таким образом, рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.

                                                       ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

                                                                   ШАЙХУДИНОВА Е.Л.

                                                                   МБДОУ «ЦРР-ДС «СКАЗКА»

Источник