Эмоциональное развитие личности умственно отсталого ребенка
Библиографическое описание:
Федосеева О. А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка // Молодой ученый. 2013. №3. С. 446-447. URL https://moluch.ru/archive/50/6372/ (дата обращения: 13.03.2020).
Психология
занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого
ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его
развития в зависимости от характера обучения и воспитания,
сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении
и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.
Одной из важных
характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его
эмоциональной сферы.
Эмоции и чувства
играют существенную роль в развитии личности.
У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых
первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому
формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко
осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему
изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их
формирование и воспитание имеют столь важное значение.
Как и все другие дети,
умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни
развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика
развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста,
пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма»
[1, 42].
Наряду со специфичным
развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной
сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего,
в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств
умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь
особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
У олигофрена-школьника
недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой
деятельности.
Н. Л. Коломинский
отмечает, что
«Умственно
отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как
для нормального школьника моделью приобретения социального опыта.
Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим
показателем умственной отсталости» [2, 9].
Это объясняется тем, что
у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых
впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало
выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Его деятельность и поведение подвержены влиянию
непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность,
повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость,
отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального
школьника, у ребёнка-олигофрена
не происходит формирование социальных чувств.
Незрелость в эмоциональной
сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный
период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной
и опосредованной формы деятельности.
Школьный возраст отличается
рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития
детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической
деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался
в процессе игры и общения с окружающими, то в школе
он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется
тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются
мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.
Для эмоциональной сферы
умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность,
бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский
и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны,
неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие
или неудовольствие), возникают только при непосредственном
воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].
То есть, переживания
умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет
дифференцированных тонких оттенков переживаний.
Это объясняется тем, что
у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.
Вместе с тем
отмечается живость эмоций у ребёнка —
олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью
и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного
переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности,
лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими
детьми.
Кроме того,
у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям
эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная
лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.
Типичны малая
дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо
отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы
мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно
воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы
усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность,
недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы,
самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект
либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности,
интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные
разряды) по незначительному поводу.
В эмоционально-волевой
сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность
эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить
главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы
те переживания, которыми определяются интерес и побуждения
к познавательной деятельности. Но в то же время даже при
выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные
с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также
“симпатические” эмоции: проявления сочувствия
к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.
Слабость мысли, интеллекта
умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность
мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование
высших чувств.
Изучение эмоций и чувств
такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание,
способствует формированию его характера, новых положительных свойств
личности и в конечном итоге, коррекции основного психического
дефекта.
При всем этом, личность
аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно
развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно,
опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно
отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его
эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по
устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной
сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности
умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального
вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
Литература:
Рубинштейн С. Л. Бытие
и сознание. -М.: Изд-во,
1957 г.Психология и психопатия
слабоумия. -Киев; Радянська школа, 1981.Ляпидевский С. С.,
Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв.
1973г.
Источник
Мария Мазитова
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Реферат
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников
Работу выполнила студентка 522 группы
Ширинкина Мария Викторовна
2009 г.
Оглавление:
Введение….3
Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы…. 5
Заключение….10
Использованная литература….
ВЕДЕНИЕ
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции, которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т. е. широко распространенный, как бы развитой характер.
Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.
Зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т. п.
В настоящее время в Росси делаются попытки вместо термина «умственно отсталый» использовать его синонимы, поскольку данный термин говорит, прежде всего, о неадекватности ребенка в умственном плане, а он имеет отклонения и моторики, и эмоционально-волевой сферы, и личности в целом. Поиск более приемлемого термина пока не привел к успеху.
Умственно отсталые дети обучаются в большинстве своем обучаются в школах и школах-интернатах, которые до конца ХХ в., назывались вспомогательными, а в настоящее время – специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида. Некоторая часть умственно отсталых детей посещают классы коррекционно-развивающего обучения, организованные при массовых общеобразовательных школах, а также обучаются индивидуально в домашних условиях.
Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены (от греч. оligos — мало, phrenos – ум). Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, обусловливающее недоразвитие и нарушения психики, возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год-полтора жизни, т. е. до появления речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный, нерпогредиентный (неусуглубляющийся) характер. Ребенок оказывается практически здоровым. Хотя его развитие осуществляется на дефективной основе, есть основания для оптимистического прогноза.
Умственная отсталость, возникшая в более поздний период жизни ребенка, встречается относительно редко. Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка интеллектуальное недоразвитие сочетается с текущим психическим заболеванием – эпилепсией, шизофренией, деменцией и др.
Наиболее многочисленной, разносторонне изученной и перспективной в плане развития категорией является дети с легкой и умеренной степенью олигофрении.
Дети — олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Личность – это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми.
Развитие личностив онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности).
Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью сочетания данных линий в процессе индивидуального развития человека. В процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического и социального (культурного).
Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей.
Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л, С, Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.
Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.
Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И. М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».
В 1936 г. Л. В. Занков опубликовал результаты психологического анализа личности умственно отсталых детей, страдающих разной глубиной дефекта, а в других, когда «проявления эмоций не могут быть пропущены через фильтр обобщений, возникает лжеобщение, лжекомпенсация…»
В данной работе описывается, как удалось сделать общение с окружающими более адекватным, нейтрализовать импульсивные проявления радости, злобы, обиды у 11-летнего ребенка с умственной отсталостью в степени имбецильности через воспитание привычных стереотипов и склонность к повышенному, час часто бессмысленному говорению. Резкие появления негативизма по незначительным поводам у умственно отсталого ребенка с легкой степенью психического недоразвития были преодолены за счет стимулирования развития рефлексии, т. е. еще раз был подтвержден тезис Л. С. Выготского о том, что «в виде общего правила можно сказать: чем дальше отстоит синдром с точки зрения своего возникновения и места, занимаемого им в структуре, от первопричины, от самого дефекта, тем легче он при прочих условиях может быть устранен с помощью психотерапевтических и лечебно-педагогических приемов» (Выготский Л. С – Т. 5. – С. 293) .
Дошкольники старших групп детского сада с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.
Тем более дети проявляют отчетливо выпаженное эмоциональное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.
Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением ре6чи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.
Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев социальной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к познанию.
Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.
Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных.
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер.
Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводят к обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления.
Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей. Примеры безволия умственно отсталых детей широко представлены в литературе и хорошо известны каждому учителю. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности.
Знакомство с психологией умственно отсталого ребенка дает возможность увидеть то путь, следуя по которому воспитатель сможет оказывать прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу своих воспитанников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Организованное в стране обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития умственно отсталого ребенка, сообщение ему определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности открывает перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.
Вспомогательная школа призвана формировать у своих воспитанников чувство товарищества, коллективизма, уважение к заботящимся о них старшим людям, чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов. На пути к достижению этих целей перед воспитателями вспомогательных школ встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей.
Используемая литература
1. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников. — М.: Академия, 2004.- 160с.
2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
Источник