Эмоциональное общение в развитии ребенка

Эмоциональное общение в развитии ребенка thumbnail

Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.

Роль эмоционального общения  в психическом развитии

детей раннего возраста

      В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения  для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.  

      Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3].  Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными  предметами.  Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.

     Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического  развития ребенка.

      О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека.  Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:

1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на  чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует  полноценному формированию личности и развитию ребенка.

2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.

3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.

4. Чрезмерная опека. Данный  тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.

      Так, при явном отвержении  дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.

         При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями.  В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.

       Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.

       Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом  для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет  дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.

       Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.        

           Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с  более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.

Читайте также:  Галанов психическое развитие ребенка от 3 до 5 лет

      В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах.  В современном технотезированном обществе часть  родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников.  Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и  сказывается на развитии ребенка, особенно речевом.  В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в  интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для  родительской позиции, называемой явное отвержение.

    Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.

    Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.

     Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
  2. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … — М., 2002.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
  5. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.

Источник

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие —  это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение

Печаль
Разочарование
Сочувствие

Огорчение

Тоска
Сожаление
Жалость

 Отчаяние
Скорбь
Горе

Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь

Неловкость
Смущение

Вина
Неудобство

Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь

Паника
Испуг
Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха. 

Читайте также:  Рисование для развития маленького ребенка

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

  • Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

  • Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

  • Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание  ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

Читайте также:  Развитие интелект ребенка до года

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Елена Дмитрива
Эмоциональное общение с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Эмоциональное общение с детьми раннего возраста в условиях ДОУ.

Эмоциональная вовлеченность взрослых в процесс ухода и высокая мотивация к достижению успешности ребенка является важнейшей задачей педагогов ясельных групп. Важно формировать привязанность к взрослым, что способствует снятию тревоги и появлению у детей необходимого чувства защищенности.

С помощью наших рук мы беседуем с ребенком, контактируем с ним.

Благодаря чувству осязания мы осознаём, что находимся здесь и сейчас. Но это, данное природой чувство, надо развивать. Все знают, что чувство осязания играет важную роль в воспитании ребёнка. Ведь малыш может соприкоснуться с миром совершенно по-разному.

Люди с давних пор интуитивно чувствовали, что с малышом надо играть, щекоча и теребя его. Так они проявляли свои чувства, заботливое отношение.

Воспитатель разговаривает с маленьким ребенком т. к. общение необходимо даже самому маленькому ребёнку, через прикосновениями. Пестушки — самые первые, простые стишки или песенки, под которые воспитатель непременно поглаживала малыша, помогает ему вытянуть ручки вдоль тела, размяться после сна.

Ребенку нужны прикосновения, звучание ласкового и теплого голоса. Ведь когда говорим, совершаем телесные прикосновения, проявляется наша личность, так мы дарим ребёнку (а он нам) чувство тепла и любви. А это — основа для развития чувства «Я» в малыше, ведь человеком, возможно стать только рядом с другим человеком.

Поэтому воспитатели стараются больше играть с детьми, когда одевают, моют, кормят, гладят детей, пошлепывают, пощипывают, при этом читают стихотворения, потешки.

Во время самостоятельной деятельности важно поддерживать радостное состояние детей, предупреждать плач, конфликты. Старших воспитанников полезно побуждать к самостоятельным движениям и действиям («Иди ко мне»; «Покатай мяч», к проявлению настойчивости в действиях с игрушками («Надень колечко, надень, еще раз надень. Сними, еще раз сними колечко»). Надо вызывать у детей речевые реакции,чаще говорить: «Позови.», «Попроси.»; повторять за ребенком то, что он произнес, отвечать на его возгласы, поддерживать стремление рассматривать окружающие предметы, людей («Посмотри, это часы»; «Кто в зеркале?»; побуждать к активному общению со взрослыми («Дай руку, поздоровайся»; «Скажи тете Оле: «Иди» и т. п.)

Для развития ребенка, желательно использовать все моменты общения, но для достижения своевременного развития необходимы систематические специальные мероприятияя – игры, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым и детей между собой, игры стимулирующие речевое общение, стимулирующие подражание и действия с предметами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. /Под ред Печора К. Л. и др. – М.: Просвещение, 1986. -217с.

2. Дневник развития ребенка. От рождения до трех лет. – Томск, Томский региональный общественный фонд «Центр развития личности», 2005. — 36с.

3. Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условии дома ребенка //Дефектология. — 1998. – №1. — С. 62 -69.

4. Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условии дома ребенка // Дефектология. -1998. — №2. — С. 62-67

5. Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. Теплюк С. Н. – М.: Мазаика-Ситез, 2005. — 232с.

6. Козырева М. В., Цой Н. А. Игры с прикосновением. Методическое пособие для родителей, Томск. Хобби-центр. Центр раннего развития. – Т.: «Лито-принт»,2005г. — 36с.

Источник