Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка

Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка thumbnail

      Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

      По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

     Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем  физический.

     Известен тот факт, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности.       Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

     Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

     Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

      Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт, 

        Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

         Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

         Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень  сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

     Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

— желание вступать в общение,

— взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

— недостаточная инициативность при общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения, деятельности

— отсутствие понятий «хорошо» — «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

— конфликтность, агрессивность.

     Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

    5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров

     Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка раннего возраста начинается с

1.            Легко расстраивается, много переживает.

2.            Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3.            Капризничает и раздражается по пустякам.

4.            Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.            Бывают припадки злости.

6.            Заикается.

7.            Грызёт ногти.

8.            Сосёт палец.

9.            Имеет плохой аппетит.

10.         Разборчив в еде.

11.         Засыпает с трудом.

12.         Спит беспокойно.

13.         Неохотно встаёт.

14.         Часто моргает.

15.         Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.         Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.          Старается быть тихим.

18.         Боится темноты.

19.         Боится одиночества.

20.         Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21.         Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

 Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

Источник

Выступление на родительском собрании в старшей группе

«Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»

Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья.

Добрый вечер! Сегодня мы и поговорим о такой серьезной теме, как «Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?». Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье напрямую зависит от эмоционального состояния, как взрослого человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения.

В чем это проявляется? Давайте подумаем? (ответы родителей).

Да, верно. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (Подведение итогов)

  • Нарушение режима дня.

  • Несогласованность требований к ребенку.

  • Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.

  • Изобилие информации.

  • Неблагополучное состояние в семье.

  • Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей.

  • Чрезмерная строгость родителей или воспитателей, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно. Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Очень хорошо, когда ребенок находится около или вместе с родителями, у него спокойно на душе, он знает, что его любят. Но когда у ребенка нарушается эмоциональное благополучие, он становится подозрительным, чего-то боится, чего-то страшится, т.е. у ребенка появляется детская тревожность, и как следствие – детские страхи.

Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)

На самом деле ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов.

По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.

Я хочу предложить Вам игру «Страхи в домиках»

На самом деле это тест, который Вы можете провести со своими детьми и выявить, чего же боится Ваш ребенок.

У вас черный и красный домики. Вам надо решить, в каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того дома, в который вы его поселите, (маленькие дети показывают на домик пальчиком, а взрослый в это время записывает номера).

Какие же существуют страхи:

  • когда остается дома один;

  • заболеть, заразиться;

  • умереть;

  • того, что умрут твои родители;

  • каких – то людей;

  • того, что они тебя накажут;

  • страхи сказочных персонажей – Бабы-Яги, кощея Бессмертного, Бармалея…

  • опоздать в д/с;

  • страшных снов;

  • темноты;

  • страхи животных – волка, медведя, собаки, и т.д.;

  • машин, поездов, самолетов;

  • страхи стихии – бури, урагана молнии, грома, и т.д.;

  • страх замкнутого пространства – в маленькой тесной комнате, туалете…

  • воды;

  • пожара;

  • врачей (кроме зубных);

  • крови (когда идет кровь);

  • уколов;

  • боли (когда больно);

  • неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь упадет, стукнет.

Читайте также:  Стребелева схема протокола обследования речевого развития ребенка

В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы.

Страхи оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние детей, поэтому очень важно, чтобы родители, воспитатели, близкие родственники:

— относились к страхам серьезно, не игнорировали и не умоляли их; давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);

— помогали детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда …), рассказали о собственных страхах;

— давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

— допускали здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

— давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

Врачи – педиатры, психиатры отмечают, что резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Если с рождения ребёнка окружает любовь и забота близких, то у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Только чувствуя любовь матери, отца и близких людей, т.е. дедушки, бабушки, ребёнок растёт эмоционально благополучным. Важно, чтобы семья была полной. А во всех ли семьях, полная это семья или не полная, создана атмосфера добра, взаимопонимания, взаимопомощи, много ли уделяют времени родители ребёнку, играют с ним, посещают театры, музеи, выставки? К сожалению, не всегда. Часто женщине-матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу, просто поговорить по душам.

Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья.

Чтобы знать, комфортно чувствует себя ребенок, необходимо различать проявления эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка.

Эмоциональное благополучие ребенка выражается в таких чертах:

— способность проявлять гуманные чувства;

— умение сочувствовать и сопереживать;

— наличие положительных эмоций и чувства юмора;

— способность и потребность в телесном контакте;

— чувство удивления;

— вариативность поведения;

— способность к позитивному подкреплению себя и своих действий;

— уверенность в себе;

— умение находить общий язык с другими людьми.

Черты, которые сигнализируют об эмоциональном неблагополучии ребенка,  если:

— не получает достаточно любви от своих родителей, особенно матери;

— чувствует несогласованность в действиях по отношению к нему;

— чувствует большую, не соответствующую возрасту нагрузку;

— в семье не гармоничный стиль воспитания; неблагополучная атмосфера;

— чувствует чрезмерную строгость родителей или взрослых, наказания, боится сделать что-то не так.

Чаще всего эмоциональное неблагополучие переживают дети, которые воспитываются в таких семьях, где часто учат и контролируют, но напрочь отсутствует качественное общение и общая деятельность. Даже в благополучных семьях случается отсутствие качественного общения и общей деятельности.

Эмоциональное благополучие обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрации ребенку своего положительного отношения к нему:

— принятие ребенка с его положительными и отрицательными качествами;

— создание безопасной атмосферы, наполненной положительными эмоциями;

— поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;

— поддержка успехов ребенка;

-выражение своих чувств: делится чувствами — значит доверять;

— решение конфликтов конструктивными способами;

— использование в жизни приветных фраз;

— проявление любви в виде физического прикосновения: следует обнимать не менее 4, а лучше – 8 раз на день.

И необходимо просто любить ребенка!

Как результат, у ребенка возникает чувство эмоционального комфорта, склонность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает, что дает уверенность ребенку в отношениях с миром. И ребенок вырастает уверенным, эмоционально благополучным человеком, он верит в свои силы, человеком который сможет реализоваться во взрослой жизни.

Практический опыт «Влияние слов на ребенка»

Нам необходимо:

-стакан с водой — ребенок (чистый, простой, наивный);

— соль – грубые, соленые слова;

— перец – жгучие, обидные слова;

— грудка земли – невнимательность, равнодушие.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гиперактивность и т. д.

Читайте также:  Влияние дидактической игры на развитие личности ребенка

Практическая работа с цветной бумагой

Психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка. (Родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).

Вывод: как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим.

Метафора «Река и берега»

Мне нравится сравнивать ребенка с рекой — веселой, стремительной и бурной или глубокой и медленной. Она плывет себе, куда ей вздумается, движется свободно и непринужденно. И каждое движение реки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда будто впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители имеют свои устойчивые ценностные установки, знают, как воспитывать ребенка, понимают, что важно для него, — это берега прочные и надежные. Тогда и река чувствует себя защищенной и более уверенной.

Где вы видели такие берега, которые давили на реку или заставляли ее течь в другую сторону? Она протекает свободно, в соответствии со своей природой, а берега лишь несколько направляют ее движение. Река, не имеет берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Так и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самосознания своих истинных желаний и потребностей, из-за чего попадает под чужое влияние или давление окружения.

Дети подражают своим родителям. Они как бы отражают их поведение, манеру общения, усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, которые исповедует их семья. Поэтому часто ошибаются родители, которые уверены, что ребенок будет делать так, «как я говорю». На самом деле она будет делать так, «как я делаю». Поэтому родителям важно быть последовательными в мыслях, убеждениях и действиях.  

«Любите ли вы своего ребенка?»  (ответы родителей).

Упражнение «Что я ожидаю от ребенка …»

У каждого из вас есть дети, вы вкладываете много сил и энергии в их воспитание. А почему, для чего вы это делаете, что вы ожидаете от ребенка? Напишите, пожалуйста, на силуэтах ваших детей свои ожидания, затем зачитайте их. (Родители записывают, а потом зачитывают).

  • Какие мысли у вас возникли при выполнении этой задачи?

  • Задумывались ли вы над путями достижения того, что вы хотите?

  • Как вы думаете, что такое безусловная любовь, безусловное принятие?

Очень часто так случается, что родители хотят от ребенка того, чего не смогли достичь сами, пытаются самореализоваться за счет ребенка.

И еще одно упражнение, которое поможет нам увидеть часто встречающийся стиль поведения родителей, стиль воспитания.

Игровое упражнение «Запрет»

Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Вы ребенок, а я — мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые, по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;

— Не завязывать руки — помыть руки после прогулки;

— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

— Не завязывать рта — выслушать ребенка.

Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка. А социализированный ребенок – это эмоционально благополучный ребенок.

Нашу встречу я хочу завершить такими словами

Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатилась.

Если валит усталость с ног, совладать с нею нету мочи,

Ну, а к вам подойдет сынок, или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их, детской лаской дорожите –

Это счастья короткий миг, быть счастливыми поспешите.

Ведь растает, как снег весной, промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной повзрослевшие ваши дети.

Перелистывая альбом с фотографиями детства,

С грустью о былом, о тех днях, когда были вместе.

Как же будете вы хотеть в это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть, щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех, берегите, пожалуйста, детство.

Источник