Эмоционально волевое развитие ребенка младшего школьного возраста

Эмоционально волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. ЭВС является важным условием учебной деятельности.

Эмоции – процессы, отражающие оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Информация об эмоциональном состоянии ребенка выражена эмоциональным фоном. Фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный – подавленность, плохое настроение, растерянность.

В эмоциональную сферу кроме эмоций входят переживания и чувства. Чувства: высшие и обыденные.

Основное в воспитании чувств ребенка – научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свои гнев, бурное раздражение, бурное веселье. Это достигается только тренировкой.

Чувства развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками (Немов РС). Проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. У младших школьников в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения.

Развитие волевых качеств ребенка происходит, если:

1) цели, которые он должен достигнуть, понятны и осознаны;

2) видит начало и конец своей деятельности;

3) деятельность является соразмерной его возможностям- это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале;

4) ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;

5) внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

С точки зрения волевой регуляции поведения важно, чтобы задачи были оптимально сложны. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьников, отказ от усилий. Слишком легкие не способствуют развитию воли, т.к. учащиеся привыкнут работать без особых усилий.

При обучении учитель должен организовать такую деятельность, чтобы уч-ся видели свое продвижение к цели и осознавали его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при д.з. Указания учителя стимулируют учебные действия стимулируют волевые действия учащихся.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием мл школьника.

В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и доп. литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно – мотивационной сферы – важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера.

Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам).

Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы.

Настойчивостькак важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора.

Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма.

Таким образом, учебная деятельность обладает большими ресурсами для развития эмоционально-волевой сферы.

ВОПРОС № 4 (5)

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 8251; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8752 — | 8286 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Эмоционально – волевые особенности младшего школьника.

Сообщение подготовлено учителем начальных классов Великородновой И.Б.

Положительные эмоции учащихся младшего школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестокое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. «Меня похвалили, меня увидели – значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Читайте также:  Глубина нарушений в развитии зависит от темперамента ребенка

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мыслительной деятельности: радость имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, так как отсутствие ее, злоба, тормозит ее выполнение.  

    Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок, еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребенка.

   Волевые процессы тесно связаны с эмоциями.  Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам  мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его желаниям, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

    Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребенка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных  эмоций, но и научить их не бояться отрицательных эмоций, которые, безусловно, возникают в процессе любой деятельности. Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.

     Разбалансировка чувств  способствует возникновению эмоциональных расстройств, которые могут привести к отклонениям в развитии личности к нарушениям у ученика социальных контактов, к психологическим проблемам.

Классному руководителю младших школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.

     Ребенок с пониженным настроением – несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.

     Ребенок, испытывающий страх и тревогу – робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый,  одинокий, смущенный, нервозный, напряженный, испуганный.

      Ребенок, переживающий эмоциональный подъем – смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, стремящийся к доминированию, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, воодушевленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.

     Ребенок, переживающий эмоциональный спад – угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.

     Частое чередование положительных и отрицательных эмоций – эмоциональная лабильность – характерна для детей невротического склада характера.

     Ребенок приходит в школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых.

      Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош»

     Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем – либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня ничего не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками. Очень часто сами родители и педагоги стимулируют неуверенность ребенка, принимая за него учебные решения: «Пиши так, делай так» и т.д. Это притупляет поисковую активность детей, гасит любопытство и любознательность. Боязнь сделать что – либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжелым психическим травмам.

«Я беспомощен или я бессилен»

       Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. Природа этого явления связана с психотравматическими последствиями активности, т.е. активность ребенка явилась тем стимулом, который запускает систему торможения поведения. «Ты будешь делать, что скажут, ты не вправе принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают», — это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка книги

«Я – чужой»

        Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен длительного эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоционально – волевой сферы, единству и сплоченности, сопротивляемости к стрессу.

         Многие учащиеся, которые лишены эмоционального контакта с родителями, испытывают затруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого.

«Я – сверхответственный»

        В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребенка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность – это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.

        Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок в подобной ситуации всегда испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.

         Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку: «Ты должен, ты обязан». Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование – это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате подобных манипуляций мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, боятся проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потому что это проявление может сказаться на результате.

         Педагог должен знать эти эмоциональные проблемы, которые влияют на успешность учебной деятельности школьника и его социальную адаптацию.

Агрессивность

       Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнения своих желаний, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, выражающаяся, в первую очередь, в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В индивидуальных беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.

Гиперактивность

        Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение, они эмоционально несдержанны.

          Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований. Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников, должен помнить о том, что дети видят их эмоциональные проявления, зависят от их мироощущения, волевой сферы.

Учитель может воспользоваться следующими правилами:

  1. Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
  2. Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
  3. В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
  4. Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
  5. Учите ребят радоваться своим успехам и успехам товарищей.
  6. Создавайте воспитательные ситуации, которые позволят учащимся чаще проявлять положительные эмоции.

При подготовке сообщения использована литература:

 Наталья  Ивановна Дереклеева «Азбука классного руководителя», Москва, 2008.

Работа с родителями. Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком.

    Цель: вместе с родителями проанализировать особенности проявления ими эмоциональной чувствительности к значимым переживаниям ребенка накануне школы.

    Каждый родитель получает опросный лист  с 66 утверждениями. Прочитывая их не спеша, рядом с номером каждого   утверждения он ставит цифру от 1 до 5, обозначающую степень согласия с ним. 5-бальная шкала помещается в правой стороне на листах опросника.

Уважаемые родители!

Оцените, используя 5-бальную шкалу, справедливы ли для вас следующие утверждения о воспитании ребенка.

5-абсолютно верно.

4-скорее всего, это так.

3-в некоторых случаях верно.

2-не совсем верно.

1-абсолютно неверно.

  1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
  2. Я не могу понять, по какой причине ребенок ожидается.
  3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
  4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
  5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
  6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
  7. Я редко повышаю голос.
  8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать и испортить характер.
  9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
  10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием непослушания.
  11. Я легко могу успокоить ребенка.
  12. Чувства моего ребенка для меня загадка.
  13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
  14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
  15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».
  16. Я многое хотел (а) бы изменить в своем ребенке.
  17. Мне нравится быть матерью (отцом).
  18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
  19. Я часто глажу моего ребенка по голове.
  20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
  21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить, что он не прав.
  22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
  23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
  24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
  25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
  26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
  27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
  28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
  29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.
  30. Я испытываю раздражение, когда ребенок «липнет» ко мне.
  31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
  32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
  33. У меня  получается настроить ребенка на серьезные занятия.
  34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
  35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
  36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
  37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
  38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
  39. Я верю, что могу справиться с большинством проблемных ситуаций в воспитании моего ребенка.
  40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
  41. Мне часто хочется взять ребенка на руки.
  42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может его избаловать.
  43. Бесполезно требовать что – то от ребенка, когда он устал.
  44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
  45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
  46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
  47. Я легко заражаюсь весельем ребенка.
  48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
  49. Я многое прощаю своему ребенку.
  50. Я нахожу, что хуже забочусь о ребенке, чем ожидала.
  51. У меня спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
  52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
  53. Я часто хвалю своего ребенка.
  54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
  55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
  56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.
  57. Я  легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
  58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по пустякам.
  59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
  60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
  61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.
  62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
  63. Мой ребенок любит ко мне приживаться.
  64. Я часто бываю строгой со своим ребенком.
  65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок « не в духе».
  66. Когда ребенок расстроен, и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Читайте также:  Нормативы развития ребенка 3 лет

Укажите возраст  ребенка ______, пол _______;  подчеркните, каким ребенок является в семье по старшинству (младший, старший, единственный, средний из трех).

Обработка данных.

Утверждения направлены на выявление следующих характеристик эмоциональной стороны детско  – родительских отношений.

Чувствительность (18 утверждений)

  1. Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34,56)
  2. Понимание причин этого состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46)
  3. Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58)

Эмоциональное принятие (24 утверждения)

  1. Чувства, возникающие у матери во взаимосвязи с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48)
  2. Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60)
  3. Отношение к роли родителя (17, 39, 61, 6, 28, 50)
  4. Эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62)

Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия (24 утверждения)

  1. Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52)
  2. Эмоциональная поддержка (9, 31, 53, 20, 42, 64)
  3. Ориентация на состояние ребенка (21, 43, 65, 10, 32, 54)
  4. Способность воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66)

Анализ результатов

       В соответствии с выделенными блоками каждая характеристика измеряется с помощью шести утверждений. Первые три, из указанных в скобках, носят положительный характер. Три следующих утверждения отрицательные. Таким образом, родитель, заполняющий опросный лист, касающимся каждой из указанных характеристик взаимодействия.

        В зависимости от ответов, подтверждающих высокую и низкую степень выраженности того или иного эмоционального компонента взаимодействия, специалист определяет проблемные темы для обсуждения с аудиторией родителей или индивидуально.

Использована литература:

Преемственные связи ДОУ, школы, и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие/Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова, Л.А.Ермакова;

Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.:ТЦ Сфера, 2006.

Источник