Эмоционально личностное развитие ребенка с нарушениями речи
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др. По мнению Р. Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе. Оно всегда связано с личностью. С психикой конкретного индивидуума, со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребёнка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребёнок относится к своему дефекту. [2,c.15]
При низком уровне языковой способности ребёнка наблюдается недостаточность коммуникативной активности, что, в свою очередь, усложняет процесс социальной адаптации. Дети с речевыми нарушениями отличаются рядом личностных особенностей. Обращает на себя внимание примитивность и бедность детских игр.
Постоянно находясь в коллективе, каждый играет отдельно от других. Общих детских игр очень мало. Довольно часто дети возбуждаются и начинают бесцельно носиться, наскакивая друг на друга.
По своим характерологическим особенностям детей с нарушениями речи можно разделить на 2 основные категории:
1. дети с повышенной возбудимостью нервной системы;
2. дети со склонностью к реакциям тормозного типа.
Первым детям свойственна быстрая смена настроения, эйфория, лёгкий переход от слёз к радости, благодушие, часто наблюдается неадекватная улыбка на лице, стремление к контакту с окружающими на доступном уровне, суетливость, двигательное беспокойство, отвлекаемость во время занятий и игр. При поверхностном знакомстве с такими детьми создаётся впечатление, что ребёнок будет старательно заниматься и даст хорошее продвижение. Однако чаще всего результаты оказываются неважными. Их любопытство не является «любознательностью», взгляд скользит ни на чем, не останавливаясь, они плохо запоминают, не делают выводов, внимание неустойчивое, продуктивность работы невысокая.
Дети, склонные к реакциям тормозного типа, проявляют однообразность эмоциональных реакций, у них, чаще всего, сниженный фон настроения, избирательные привязанности в еде, играх. (Игры только с «любимыми» игрушками, только с выбранными ровесниками), педантичное раскладывание игрушек только в определённом порядке, склонность к образованию стойких привычек, в приверженности ко всему старому, известному, заученному и отказе от трудностей, связанных с усвоением нового материала. Ломка привычного стереотипа у этих детей всегда происходит с большим трудом, вызывает протест, или пассивный уход в торможение. Эти дети не отличаются любознательностью, новые знания навязываются насильно, однако, раз усвоив материал, они запоминают его надолго. [1, с.96]
Успешность психокоррекционной работы с такими детьми зависит от соблюдения принципов её организации.
— принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
— принцип личностно-деятельностного подхода. Суть данного принципа состоит в том, что личность, выступая в качестве субъекта деятельности, сама формируется в ней. А также в общении с другими людьми. Поэтому вся коррекционная работа- по сути работа по моделированию жизни, созданию жизненных ситуаций;
— принцип приоритета «причинной» коррекции. Важно устранять причины, порождающие ту, или иную симптоматику;
— принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— принцип комплексности. Суть его состоит в том, что при организации работы с такими детьми должно предусматриваться использование самых разнообразных методов и приёмов, включение детей в различные виды деятельности;
— принцип опоры на зону ближайшего развития;
— принцип активного привлечения ближайшего окружения к реализации коррекционной работы. [2, c. 31]
Коррекционная работа по развитию эмоционально — личностной сферы детей с нарушениями речи ведётся параллельно по 4 направлениям.
1. Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Формирование у детей умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирование личностной рефлексии.
3. Развитие умения находить в себе внутренние ресурсы для сопротивления жизненным трудностям, принимать ответственность за собственную жизнь, способности делать выводы.
4. Адекватное ролевое развитие, а также способности к эмоциональной децентрации (развитие чувства эмпатии и сопереживания) и произвольной регуляции поведения. [3, c.24]
При организации коррекционно-развивающей работы используются следующие методические приёмы:
— Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
— Психогимнастические игры. В этих играх формируется:
· принятие своего имени;
· принятие своих черт характера;
· принятие своего прошлого, настоящего и будущего.
— Нейрогимнастические упражнения, которые способствуют улучшению процессов нервной деятельности, развитию правильной речи, коррекции поведения при гиперактивности и агрессивности, улучшают координацию движений.
— Коммуникативные игры, игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и умения обеспечивать партнёра по общению вербальными и невербальными «поглаживаниями». Эти игры способствуют развитию умений сотрудничать и осознанию своей сферы общения.
— Игры, и упражнения, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
— Игры, направленные на развитие воображения: вербальные и невербальные игры, «мысленные картинки».
— Релаксационные методы. Использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона; дыхательные техники; визуально — кинестетические техники.
— Задания с использованием «терапевтических метафор». Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребёнка формируется «механизм самопомощи». [3,с.25]
Организация совместной деятельности по развитию эмоционально — коммуникативной сферы. «Поссоримся, помиримся»
Цель:
— помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;
— формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;
— учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.
Ход совместной деятельности
1. Упражнение «Поющее эхо»
Ведущий предлагает детям по очереди «пропеть» своё имя. Остальные дети дружно повторяют за «поющими».
2. Игра-драматизация «В гости куклы к нам пришли».
Ведущий демонстрирует детям двух кукол (мальчика и девочку), которые поссорились, и разыгрывает стихотворение И. Токмаковой «Ты меня заобижала».
Ты меня заобижала, а скажи зачем?
Леденец в руках зажала, я же весь не съем!
Я просил всего кусочек, капельку просил,
Осторожно уголочек я бы откусил.
Ну и что, что он английский этот леденец,
Был тебе я другом близким, всё, теперь конец.
Ты меня заобижала, уходи, пора.
Лучше б кошка забежала просто со двора.
Молока бы ей из кружки в блюдце бы налил,
О тебе, плохой подружке, сразу бы забыл.
3. Беседа:
— Как вам кажется, куклам хорошо от того, что они поссорились?
— Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы они опять дружили?
— Вы ссорились когда- то? Приятно вам было?
Ведущий предлагает развеселить кукол, вместе с детьми поиграть в игру.
4. Игра «Непослушные мышата».
Ведущий исполняет роль мамы-мышки, дети — «непослушные мышата», «мышки — шалунишки», которые делают всё наоборот.
Непослушные мышата маму слушать не хотят.
— Ножками потопайте. Дети: «Нет, нет, нет».
— Ручками похлопайте. Дети: «Нет, нет, нет».
— Головкой покивайте. Дети: «Нет, нет, нет».
— Со мною поиграйте. Дети: «Нет, нет, нет». «Мама мышка» качает головой. -Ах, какие озорные, непослушные какие!
— Ножками не топайте, Дети: «Будем, будем»! (топают ногами).
— Ручками не хлопайте, Дети: «Будем, будем»! (хлопают руками).
— Головкой не качайте, Дети: «Будем, будем»! (качают головой).
— Со мною не играйте. Дети: «Будем, будем»! (прыгают на месте). [4, c.527]
5. Упражнение «Мирись-мирись».
Дети делятся на пары встают друг напротив друга. По сигналу ведущего (звонок колокольчика) дети показывают обиженных кукол. (Губы надуты и поджаты, брови нахмурены «домиком», руки на поясе). Затем по сигналу дети берутся за руки и повторяют считалку.
Солнце выйдет из-за тучек,
А ругаться нам нельзя
Нас согреет тёплый лучик.
Потому что мы друзья.
Литература:
1. Логопатопсихология: Учеб. пособие для студ./ Под ред.Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.- М.:Гуманитарный издательский цнетр ВЛАДОС, 2011.-284с.
2. Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bd78a5d53b88521306d27_0.html — 2011.-48с.
3. Пимпова,Т. В. Влияние педагогического стиля общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00320342_0.html -2013.-40с.
4. Токарев А. А. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога [Текст] / А. А. Токарев, Е. В. Данилова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 524–528. Режим доступа: [https://www.moluch.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, нет, Коррекционная работа, совместная деятельность, ребенок умения, друг, нарушение речи, кукла, тормозной тип.
Источник
Библиографическое описание:
Балашова В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. №2. С. 767-770. URL https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 05.03.2020).
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются и появляются новые оригинальные программы дошкольного воспитания. В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Родители «бегут» впереди времени, лишая своих детей детства. С одной стороны, это можно объяснить тем, что родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был лучше, даже можно сказать умнее других детей. Для этого они отдают детей на курсы подготовки к школьному обучению, отдают на курсы иностранного языка, который им совершенно не нужен в данном возрасте, записывают во всевозможные кружки (рисование, танцы, спорт и т. д.). Конечно, это неплохо, что родители стремятся всесторонне развивать своих детей, но все это должно быть в меру, в соответствии с возрастом и, самое главное, с возможностями и желаниями ребенка. С другой стороны, дети старшего дошкольного возраста замыкаются на телевизорах и компьютерах, ни на что не обращая внимание. Это происходит по той причине, что родители в силу разных причин (нехватка времени и сил, нежелание заниматься с детьми) включают разнообразные передачи, мультфильмы, в надежде, что ребенок не будет «путаться» у них под ногами, а будем занят делом и тем самым активно развиваться. Но на самом деле это не так, это глубокое заблуждение родителей.
Необходимо отметить, что дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, но кроме того, этот период характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Поэтому, с ребенком старшего дошкольного возраста необходимо как можно чаще гулять, играть, беседовать с ним, интересоваться его настроением, его желаниями. Но, кроме того, ребенка по возможности необходимо оберегать от всяческих переживаний, страхом, стрессов. Для этого всего лишь нужно огородить дошкольника от компьютерных игр, мультфильмов с зомби, вампирами, не тащить ребенка на курсы по английскому языку, на разнообразные секции и кружки, ели он этого не хочет. И только тогда ребенок будет развиваться, причем развивать всесторонне.
В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще не пошел в школу, т. е. в дошкольном возрасте. Кроме того, известно, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, особенно у детей с речевым недоразвитием, ее необходимо развивать. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [4, с. 3].
Что же такое эмоции? Действительно ли развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с нарушениями речи? Эмоции — это неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни, которые происходят у человека. Не секрет, что благодаря эмоциям мы можем понимать друг друга, определять настроение и эмоциональное состояние собеседника, независимо от того знакомый ли человек стоим перед нами или незнакомец. Жизнь невозможна без эмоций, так как они выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию опыта ребенка. Все это свидетельствует о том, что развитие эмоциональной сферы является одной из наиболее важной частью подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к повседневной жизни.
Известно, что характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. Дети с речевыми нарушениями имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и ребенок с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувств. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Также ребенку с нарушениями речи присущи: неуверенность в себе замкнутость, агрессивность, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними [1, с. 65].
Известно, что эмоции (как психический процесс) выражается у человека как внешне, так и внутреннее. Но дети с нарушениями речи имеют некое отличие от нормально развивающихся сверстников в проявлении того или иного эмоционального состояния [3, с. 12].
Рассмотрим подробнее особенности проявление эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Данные представим на рисунке 1:
Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Таким образом, на рисунке видно, что дети старшего дошкольного возраста имеют отставание в развитии эмоциональной сферы. Это проявляется в следующем: у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, что говорит о недостаточном уровне развития мимики и пантомимики. Но особое внимание необходимо обратить на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи находятся в «плену» своих эмоций, в частности, переживаний, которые связаны с осознанием своей неполноценности, с осознанием себя не таким как все.
Кроме того, дети испытывают трудности при разграничении различных эмоциональных состояний — нарушена «вокальная мимика». Особое внимание следует обратить на то, что полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания. Как известно, при некоторых нарушениях речевого развития, а именно, при дизартрии, нарушается дыхание и иннервация мышц речевого аппарата. При дизартрии нарушения иннервации дыхательной мускулатуры вызывают сбитое речевое дыхание, что проявляется в следующих особенностях: рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох (появляется привычка говорить на вдохе); ритм дыхания плохо регулируется смысловым содержанием речи; после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи [3, с. 14].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут, во-первых, «читать» эмоциональное состояние собеседника, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Поэтому, так важно развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Не секрет, что на ребенка дошкольного возраста огромное развивающее влияние оказывает игровая деятельность, которая ему интересна и, самое главное, доступна. Еще великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Что наша жизнь? Игра». Это фраза может показаться всего лишь образным преувеличение, но на самом деле это не так. Не следует забывать, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и именно в игре создаются благоприятные условия для развития всех его сторон личности.
Известно, что фантазии ребенка многое говорят о его внутреннем мире: в играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми. Дошкольникам такая активность просто необходима. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреагированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта. Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом случае можно побиться желаемых результатов [2, с. 3].
Таким образом, важно обращать внимание на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Кроме того, важно обратить внимание на формирование у ребенка представления, что наряду с внешним миром, который можно увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый — внутренний мир человека — мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми. А это, в свою очередь, является одним из важных условий успешной адаптации и социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Литература:
- Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Колягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
- Козачек О. В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5–7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А. В. Черняева. — Волгоград: Учитель, 2013. — 70 с.
- Петрушина Н. В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н. В. Петрушина // Логопед. — 2013. — № 3. — С. 10–17.
- Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, эмоция, особое внимание, игровая деятельность, дошкольное воспитание, внутренний мир.
Источник